КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретико-практические методы
1. Метод наблюдения применительно к лексико- фразеологической работе выполняется приемом выписывания форм из текста и приемом классификаций, предложенных в числе других Л.П. Федоренко [182, с.111]. Прием выписывания заданных форм из текста представляет собой следующее: учитель предлагает ученикам выписать из текста устойчивые сочетания. · Прочитайте стихотворение. Выпишите из него фразеологизмы и объясните их смысл. Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь. О них обычно говорят: Водой не разольешь Ежатки - детки хоть куда, И что же тут дивиться? Ведь мама держит их всегда В ежовых рукавицах. [174, с.105]
Прием классификаций - это языковая работа, состоящая в том, что учащиеся выписывают из текстов фразеологизмы в заданной последовательности или распределяют их в 2-3 колонки. · Укажите сначала фразеологизмы со значением “бездельничать”, затем со значением “обманывать” и, наконец, со значением “быстро”. Выпишите их в три колонки. Сломя голову, сидеть сложа руки, втирать очки, заправлять арапа, во все лопатки, лодыря корчить, бить баклуши, водить за нос, во весь дух, собак гонять, вводить в заблуждение, высунув язык, со всех ног.
Можно предложить учащимся задание на классификацию фразеологизмов по различным признакам. Например, назвать фразеологизмы, связанные с конем, медведем, белкой и т.п. Или записать как можно больше устойчивых оборотов со словами: голова, нос, глаз, ухо, зуб, язык, рука, нога. Интересным и полезным видом фразеологической работы является составление учащимися индивидуальных тематических словариков, в которые можно записывать пословицы и поговорки на темы нравственного характера. Приведем материал для этого словарика.
· Труд Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Глаза страшатся, а руки делают. Не место красит человека, а человек место. Терпение и труд все перетрут. Лень Под лежачий камень вода не течет. Белые ручки чужие труды любят. Глуп да ленив - одно дважды делает. Труд человека кормит, а лень портит.
2. Реконструирование - это видоизменение текста. Здесь можно использовать следующие упражнения: распространение предложения данными фразеологизмами, замена свободных словосочетаний фразеологизмами, замена фразеологизмов в авторской речи свободными словосочетаниями, сравнение двух текстов (авторского и своего). · Распространите каждое предложение одним из данных в правом столбике выражений. ни свет ни заря Начался сев. Тракторы идут засучив рукава. Весь день колхозники работают. чуть свет Трудятся с ними и их дети. друг за другом плечом к плечу не покладая рук
Озаглавьте рассказ, используя пословицу.
· Замените подчеркнутые свободные словосочетания фразеологизмами, данными в словах для справок. Он все умеет делать. Мы занимаемся пустым делом. В детстве отец не давал мне своевольничать. И пошел он сам не зная куда. Он работает очень плохо. Мать меня очень любит. Слова для справок: держал в ежовых рукавицах, спустя рукава, мастер на все руки, во мне души не чает, переливаем из пустого в порожнее, куда глаза глядят.
При чтении “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина дети встречаются со следующими устойчивыми выражениями: нет уж и следа, на чем свет стоит, белены объелась, бог с тобой, так и быть, быть на посылках. В сказке рождается новый фразеологизм - Остаться у разбитого корыта. Фразеологизмы комментируются по ходу чтения: а землянки нет уж и следа - землянка пропала; на чем свет стоит мужа ругает - ругает сильно и т.д. · Замените фразеологизмы, используемые А.С.Пушкиным, свободными сочетаниями и посмотрите, как меняется текст.
Это упражнение помогает детям понять роль фразеологических средств в тексте, то, что фразеологизм не только выражает смысл, но и содержит в себе богатство эмоциональных оттенков. 3. Конструирование текста. “В процессе “конструирования” дети учатся объединять части в целое, строить из отдельных языковых форм предложения, фразы, связные тексты” [131, с.50]. Можно предложить задание на подбор синонимов (лексических или фразеологических). Кроме того, учащимся может быть предложен деформированный текст для его “редактирования”. Приведем примеры таких упражнений. · К данным выражениям подберите синонимы из колонки справа: золотые руки с глазу на глаз закрывать глаза смотреть сквозь пальцы плечом к плечу мастер на все руки одним словом лодыря гонять бить баклуши кот наплакал один на один бок о бок капля в море короче говоря
· Заменить фразеологические обороты словами - синонимами. В час по чайной ложке; рукой подать; повесить нос; раз, два и обчелся; куры не клюют; кожа да кости. (Ответы: медленно, близко, грустить, мало, много, худой)
На более поздних этапах закрепления фразеологизмов и активизации их в речи можно предложить для “редактирования” текст, в котором фразеологические единицы искажены. · Петя хотел “блеснуть” знанием устойчивых выражений. Вот что у него получилось. Мой друг Леня - алмазный человек. Он всем помогает. Мы с ним часто вместе готовим домашнее задание. Он живет в пяти шагах от моего дома. Когда я получаю хорошую отметку, он на десятом небе. Трудно рассказать о хорошем человеке в трех словах. Найдите выражения, которые исказил Петя, и исправьте их.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1121; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |