КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система лексико-фразеологической работы
Лекция № 8 (1 ч.).
Система лексико-фразеологической работы в начальных классах заключается в объяснении, закреплении и активизации в речи учащихся образных выражений, с которыми они встречаются в процессе обучения. В связи с этим необходимо определить объем теоретических знаний и практических умений. Минимум теоретических знаний включает следующее: устойчивость, постоянство словарного состава фразеологических оборотов, воспроизводимость их в готовом виде, отличие целостных оборотов от свободных словосочетаний, наличие в языке только устойчивых оборотов и устойчивых, но употребляемых в качестве переменных сочетаний слов, компактные и дистантные устойчивые словосочетания, история происхождения доступных пониманию младших школьников устойчивых словосочетаний. Практические умения планируются в следующем объеме: умение находить фразеологизмы в тексте, раскрывать их роль в художественном произведении; истолкование смысла оборота (одним или несколькими приемами объяснения значения фразеологических единиц); умение отличить фразеологизм от свободного словосочетания, выполнить лексико-фразеологические упражнения: подобрать к данному обороту лексический или фразеологический синоним (антоним), подобрать фразеологизмы с опорным словом, группировать фразеологизмы на основе определенных признаков; умение использовать фразеологические единицы в своей речи (при составлении предложений, в ответах на вопросы, пересказах, изложениях и сочинениях). Предлагаемая система лексико-фразеологической работы, основанная на межпредметных связях, не требует выделения в действующей программе специальных часов, так как соотносится с основными разделами стабильных программ по русскому языку, а на уроках чтения работа над языком ведется параллельно и в тесной взаимосвязи с анализом содержания и образов произведения. Руководствуясь положением М.А. Рыбниковой о том, что, кроме фразеологической работы, которая "ведется в тесной связи с читаемым текстом", необходимо "проводить ряд специальных упражнений как по фразеологии, так и по словарю", мы планировали систему лексико-фразеологических упражнений не отдельно для уроков чтения и уроков русского языка, а в целом для уроков словесности. Конечной целью экспериментального обучения по фразеологии является обогащение речевого запаса младших школьников фразеологизмами при чтении литературных произведений и выполнении лексико-фразеологических и логико-стилистических упражнений на уроках русского языка. По условиям экспериментального обучения на уроках чтения учителя должны обращать особое внимание на эти средства языка. Наблюдения над образными средствами в языке текста проводятся систематически, при анализе всех произведений, в которых они встречаются. На уроках чтения содержание лексико-фразеологической работы заключается в наблюдении над образными средствами в тексте произведений, выделении их, уяснении их смысла и роли как языковых средств передачи образов и замысла автора. Выполняются и упражнения на сравнение фразеологических оборотов и свободных сочетаний, замену фразеологизмов лексическим или фразеологическим синонимом, подбор антонимов, классификацию фразеологизмов. На уроках русского языка выполняются специальные лексико-фразеологические и логико-стилистические упражнения, пишутся изложения и сочинения с использованием устойчивых выражений. При работе над крупнообъемными произведениями на уроках чтения в тексте произведения находятся обороты, проводится работа над их значением, а лексико-фразеологические упражнения выполняются на уроках русского языка. В экспериментальной программе широко используются элементы занимательности, викторины, конкурсы, что поднимает активность детей и их интерес к занятиям. При создании экспериментальной системы упражнений был всесторонне изучен и учтен широкий круг общедидактических, общеметодических (Л.П. Федоренко) и частнометодических (М.Т. Баранов) принципов организации учебного процесса. Вся терминология, используемая в системе упражнений (фразеологизм, синонимы, антонимы, тавтология и т.п.), дается для учителей, лингвистов и методистов. Работая по экспериментальной программе, учителя в зависимости от уровня подготовленности класса сами могут выбрать те термины, с которыми будут знакомить учащихся. При структурировании системы упражнений была использована последовательность и типология, предложенная Г.Н. Приступой [131, с.66-68]. В системе нами выделено три этапа: пропедевтический, репродуктивный и продуктивный. Разграничение работы по этапам носит условный характер.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 930; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |