Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция 7S

Ситуационный подход

 

Ситуационный подход способствовал дальнейшему разви­тию теории управления, позволив использовать возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и услови­ям. Центральный момент ситуационного подхода — ситуация. Ситуация - это конкретный набор обстоятельств, которые силь­но влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуацион­ный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышле­ния». Используя указанный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Рассмотрение ситуации как важного явления не ново в управленческой теории. Идя намного впереди своего времени, Мери Паркер Фоллетт еще в 20-е гг. говорила о «законе ситуа­ции». Она отмечала, что «различные ситуации требуют различ­ных типов знаний», и что человек, обладающий знаниями при­менительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных услови­ях, калифом на час.

Ситуационный подход не является простым набором пред­писываемых руководств, это скорее способ мышления об орга­низационных проблемах и их решениях. В нем, например, со­хранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достиже­ния целей организации, инвариантны.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он пы­тается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность организации. Хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован исследованиями, недавние резуль­таты указывают на то, что некоторые ситуационные переменные могут фактически быть вычленены. Установление этих основ­ных переменных, в особенности в области лидерства и поведе­ния организационных структур и количественных оценок, яви­лось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управ­ление.

 

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента является теория «7-S», разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «МакКинзи». Первую пару составили Томас Питере и Роберт Уотерман — авторы известной книги «В поисках эффективного управления», а вторую пару — Ричард Паскаль и Энтони Атос — авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».

Исследования данных специалистов в области управления приве­ли их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начи­нается на «s», эта концепция получила название «7-S» (рисунок 5).

 

 

Рисунок 5 - Схема 7S взаимного влияния административных сфер деятельности (схема МакКинсей)

 

Ключевыми составляющими являются следующие:

стратегия (strategy) планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осу­ществлению определенных действий во времени для достиже­ния поставленных целей;

структура (structure) внутренняя композиция организации, отражаю­щая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;

системы (systems) процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

штат (staff) ключевые группы персонала, существующие в орга­низации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;

стиль (style) способ, каким руководители управляют организацией;

сюда же относится организационная культура;

квалификация (skills) отличительные возможности ключевых людей в организации;

разделенные ценности (shared value) смысл и содержание основных направ­лений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых ме­неджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состо­ящую из данных семи составляющих.

Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил, что в результате неопределенности, существующей в окружении организа­ции, множественности возможных решений управленческих задач, порождаемой разнообразием ситуаций, нет и не может быть единого универсального подхода к управлению вообще, попытки найти общие характеристики любого управления никогда не прекраща­лись. Идея единого для всех организаций, универсального управле­ния в 50—60-е гг. как бы априорно предполагала, что в основе теоре­тической модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента, считавшийся в то время не без оснований лучшим и образцовым. Однако практика 70-х гг. показала, что американский тип управления не только не является универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим. Особенно наглядно это проявилось при сравнении американского управления с японским.

 

5. Теория «Z»

 

В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул тео­рию «Z», как бы дополняя тем самым идеи МакГрегора, высказанные им в виде теории «X» и теории «Y». Оучи, изучив японский опыт управления, пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. При этом, хотя теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления, данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией.

Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек — это основа любой организации и от него в первую очередь зависит успех функционирования организации. Оучи сфор­мулировал основные положения и правила управления людьми, опи­раясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:

• долгосрочный наем кадров;

• групповое принятие решения;

• индивидуальная ответственность;

• медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;

• неопределенный, неформальный контроль четкими и формали­зованными методами;

• неспециализированная карьера;

• всесторонняя забота о работниках.

 

 

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что уп­равленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от вре­мени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и ниспровергая с пьедестала незыблемых истин положения и теории, которые претендовали на окончательные исти­ны об управлении.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Системный подход. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х го­дов явилось важнейшим вкладом школы науки управления | ВОПРОС 6. Менеджмент: наука или искусство?
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.