Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ситуационный подход и процесс управления

Определение ситуационного подхода

Вопрос 21 Ситуационный подход к менеджменту

1. Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, ис­пользуя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуа­циям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время. Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный» подход не является простым набором предписываемых руководств, этот способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации

наиболее эффективно.

2. Ситуационный подход использует ситуационные различия между орга­низациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо опре­делить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. Методологию полхода можно объяснить как четырехшаговый процесс:

• менеджер должен быть знаком со средствами профессионального управления, которые доказали свою эффективность. Это подразумевается знание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля и количественных методов принятия решений;

• менеджер должен уметь предвидеть вероятные последствия (как положительные, так и отрицательные) от применения данной методики или концепции в конкретной ситуации;

• менеджер должен уметь правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы являются наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может повлечь за собой изменение одной или нескольких переменных.

. менеджер должен уметь отбирать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, для конкретных ситуаций в тем самым обеспечивая достижение целей организации самым эффективным путем.

 

Вопрос 22. Внутренняя среда фирмы и ее основные элементы

1.Необходимость анализа внутренней среды

2. Элементы внутренней среды

1. Информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма, может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставлен­ных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации. Важно то, что помимо производства про­дукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность суще­ствования своим работникам, создает определенные социальные усло­вия для их жизнедеятельности.

2. Анализ внутренней среды проводят по следующим направлениям:

производство: объем, структура, темпы производства; номенклатура про­дукции предприятия; обеспеченность сырьем и материалами, уровень за­пасов, скорость их использования, система контроля запасов; наличный. парк оборудования и степень его использования, резервные мощности, техническая эффективность мощностей; местонахождение производства и наличие инфраструктуры; экология производства; контроль качества, издержки и качество технологий; патенты, торговые марки и т. п.;

персонал: структура, потенциал, квалификация, количественный состав работников, производительность труда, текучесть кадров, стоимость ра­бочей силы, интересы и потребности работников;

организация управления: организационная структура, система управле­ния; уровень менеджмента, квалификация, способности и интересы выс­шего руководства; фирменная культура; престиж и имидж фирмы; орга­низация системы коммуникаций;

маркетинг: товары, произведенные фирмой, доля на рынке; возмож­ность собирать необходимую информацию о рынках; каналы распреде­ления и сбыта; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинго­вые планы и программы; нововведения; имидж, репутация и качество товаров; стимулирование сбыта, реклама, ценообразование;

финансы и учет: финансовая устойчивость и платежеспособность; при­быльность и рентабельность (по товарам, регионам, каналам сбыта, по­средникам); собственные и заемные средства и их соотношение; эф­фективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.

 

Вопрос 23. Внешняя среда фирмы: характеристика, основные элементы

1. Внешняя среда и организация

2. Характеристики внешней среды

3. Внешняя среда прямого и косвенного воздействия

1. В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая систе­ма зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Менеджер должен уметь выявлять существенные фак­торы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать мето­ды и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуж­дены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

2. Выделяют следующие основные характеристика внешней среды:

взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других;

сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора;

подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окруже­нии организации. Окружение современных организаций изменяется с нара­стающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвиж­ной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения;

неопределенность внешней среды - соотношение между количеством ин­формации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения

3. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредствен­но влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов. Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах.

 

 

Вопрос 24 Модели организаций как объектов управления:

.

закрытые системы

1.Механистическая модель

2. Организация - коллектив, построенный на разделении труда

1. Теоретической базой модели "механистической конструкции" организа­ции являются положения школы научного управления. Предприятие -это механизм, представляющий комбинацию основных производствен­ных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материа­лов. Его целями чаще всего являются максимизация прибыли, рента­бельности, капитальных вложений, общего оборота капитала. Для их достижения при минимальных затратах ресурсов необходимо оптимально использовать все виды ресурсов. Поэтому менеджмент организации • должен быть ориентирован на оперативное управление, с помощью которого оптимизируется структура факторов производства и всего про­изводственного процесса.

Оценка эффективности функционирования организации производится: по экономическому показателю, определяемому как отношение выпу­щенной продукции к затраченным ресурсам. Механистическая модель позволяет установить технико-экономические связи и зависимости между различными факторами производства, что составляет ее сильную сто­рону. Но в модели недостаточно учитывается роль человеческого факто­ра в эффективной работе организации.

2. Разработки модели производились представителями школы человеческих отношений и поведенческих наук. Модель строится исходя из главного положения о том, что важнейшим фактором производительности на предприятии является человек. Отсюда возникли такие элементы моде­ли, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, учас­тие в принятии решений.

Моделируется система поддержания человеческих отношений внутри организации. Предпочтение отдается демократическому стилю управле­ния, обеспечивающему наиболее полное раскрытие способностей ра­ботающих за счет их вовлеченности в процесс разработки управленчес­ких решений.

Главные задачи менеджеров заключаются в организации и управлении персоналом. Организация обеспечивает соответствующие структуры, регулирует отношения между работающими, координирует процессы, необходимые для выполнения поставленных задач. Управление подра­зумевает личное и конкретное воздействие на сотрудников, необходимое для своевременного принятия решений и успешной реализации намеченных планов

В качестве критерия успешности работы по данной модели принимает­ся повышение эффективности организации за счет совершенствования ее человеческих ресурсов. Внимание концентрируется только на одном внутреннем факторе, все остальные факторы подчинены ему.


    Вопрос 25.

Модели организаций как объектов управления:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вопрос 19 Процессный подход к менеджменту | Открытые системы. 1. Организация как сложная иерархическая
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.