КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие самоуправления. Теории местного самоуправления
Власть как основополагающий институт государства и управленческий процесс
Понятие «власть» • Власть – это контроль, возможность контролировать поведение нижестоящих • Власть – возможность принятия решений, т. е. власть – это элита
• А имеет власть над Б, если: А влияет на Б сильнее, чем Б на А; поведение Б для А более предсказуемо, чем поведение А для Б • Власть есть такое отношение между А и Б, при котором А убежден в своем праве ожидать от Б повиновения, а Б, в свою очередь, не сомневается ни в праве А повелевать, ни в своем долге повиноваться
Источники власти и господства по Веберу (Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 645-646)
Вебер выделяет три типа господства. Критерий – основания легитимности этого господства, т. е. внутреннего оправдания – «традиционное» господство – основано на «священности вековых норм и властных полномочий». Повинуются лицу, занимающему пост в иерархии власти в силу традиции или выбранному на этот пост традиционным правителем – харизматическое господство – основано на авторитете харизмы – внеобыденного личного дара (Gnadengabe). Это господство основано на преданности тех, кто подчиняется чисто личной «харизме» «вождя» – легальное господство – устанавливается в силу «легальности», в силу веры в обязательность легального установления ( Satzung) и деловой «компетентности», обоснованной рационально созданными правилами, т. е. ориентации на подчинение при выполнении установленных правил. Легальное господство осуществляют современные «государственные служащие»
Вопрос: Можно ли чисто институциональным образом, создавая разветвленную сеть инструкций и предписаний, обеспечить соответствующую систему ожиданий у граждан?
Средства осуществления власти • принуждение • насилие или угроза прибегнуть к нему • убеждение • переговоры • контроль • надзор • подкуп • манипуляция (в том числе сознанием) • другое?
Государство – особый вариант властных отношений, возникающих в результате передачи гражданами части прав по контролю за своей деятельностью в сферах: спецификации и защиты прав собственности; создания каналов обмена информацией; разработки стандартов мер и весов; создания каналов физического обмена товарами и услугами; правоохранительной деятельности и производства общественных благ
В этих сферах государство получает право легитимного, т. е. основанного на социальном контракте, принуждения и насилия
Типы властных отношений • простые властные отношения – контроль осуществляется именно тем индивидом, кому были делегированы права контроля • сложные – лицо, которому делегируется контроль, получает одновременно и право передачи этого контроля третьим лицам • персонифицированные – контроль делегируется конкретному лицу • позиционные – контроль делегируется не конкретному лицу, а тому, кто занимает определенную позицию в институциональной структуре общества: государственном аппарате, внутрифирменной структуре и т. д.
5. Понятие «государственное управление»
• Определения понятия ГУ нет ни в Конституции РФ, ни в федеральном законе о Правительстве РФ
• Юридические дисциплины – учебники по административному праву – ГУ – специфический вид деятельности; отличается от законодательной, судебной, и деятельности общественных организаций Понятие «государственное управление» • Системный подход • Юридическая трактовка • Деятельностный подход
Понятие «государственное управление»: системный подход • Субъект ГУ – гос. учреждения как совокупность гос. органов • Объект государственного управления • отрасли управления: м/н отношения, охрана права, внутреннее управление, оборона и безопасность и т. д. • территория: государство в целом, административно-территориальные единицы • социальные группы: сословия, классы, страты • Управляющее воздействие
• Гос. органы – выступают от имени государства – обладают властными полномочиями
Задание Изобразите в виде схемы государственное управление с точки зрения системного подхода
Понятие «государственное управление»: юридическая трактовка • Три ветви гос. власти – законодательная – исполнительная – судебная
• ГУ – это функция исполнительной власти
Понятие «государственное управление»: деятельностный подход • Управление как вид деятельности – профессиональная практика управленцев – результат разделения труда
• Государственное управление как деятельность государственных управленцев – процесс принятия и исполнения решений
Вопросы для обсуждения Участвуют ли в гос. управлении законодательная и судебная ветви власти? Участвуют ли в гос. управлении негосударственные структуры? – церковь – СМИ – четвертая власть – общественные организации Каковы границы государства и гос. управления? Должны ли в качестве объекта гос. управления выступать – экономика – наука – образование – культура – СМИ – церковь – личная жизнь граждан?
Административно-территориальное деление • система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления • критерии разделения территории – историческое (Англия — графства и приходы) – количество проживающего населения – площадь территории – экономическое районирование – специальное деление по функциональному принципу Системы местного (подчиненного) управления • централизованные — вся полнота власти у центральных или высших учреждений • деконцентрированные — местные учреждения имеют власть, но центральные органы могут отменить и изменить постановления местной власти (французские префекты) • децентрализованные — разделение круга власти. Дела местные решаются местными, центральные — центральными
Преимущества централизации • улучшает контроль и координацию • уменьшает количество ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями • позволяет избежать ситуации, когда одни сферы развиваются за счет других или общества в целом Преимущества децентрализации • управлять крупными организациями централизованно невозможно из-за огромного количества требующейся для этого информации и сложности процесса принятия решений • решения принимают те, кто ближе всего стоит к проблеме и лучше всех ее знает • стимулирует инициативу • готовит молодого управленца к более высоким должностям
Лучевая система местного управления — подчинение местных органов всем высшим Линейная система местного управления —подчинение местных органов строго определенным органам центрального управления
Формы самоуправления • Общественные формы самоорганизации. Участие добровольное, подчинение уставу. Отражают интересы группы. Общественные организации, союзы и объединения: – общественно-политические – имущественные – религиозные (приходы) – соседские – хозяйственные – по интересам (клубы собаководов, и др.) • Местное самоуправление (МСУ) — это власть: решения обязательны для всех, кто проживает на подведомственной территории
Теории МСУ (по Велихову) Велихов Л. А. 1996 (1928).Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М.: Наука. • теория свободной общины • общественная (хозяйственная) • теория самоуправляющихся единиц как юридических лиц • политическая • государственная
Признаки СУ (по Велихову) • Подзаконность — СУ действует с разрешения государственной власти и в пределах, обозначенных ею. Государственная власть регулирует СУ через законодательство • Наличие собственной выделенной компетенции. За органами СУ закреплены предметы ведения. Их решения по этим проблемам окончательны, но могут быть опротестованы в судебном порядке • Выборность (у многих авторов этот признак решающий) • Наличие собственных ресурсов, соразмерных собственной компетенции Принципы определения полномочий местного самоуправления • позитивный — приводится исчерпывающий перечень прав и обязанностей • негативный — разрешено то, что не запрещено законом
Проблемы МСУ • Образование органов МСУ — право или обязанность населения? В современном законодательстве этот вопрос не решен • Может ли МСУ иметь иерархическую структуру? • Сфера компетенции органов МСУ. Должны ли в нее входить дела, переданные государством? Из каких средств должна финансироваться эта деятельность?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |