КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Бюрократические типы организационных структур
ЛЕКЦИЯ 27
Бюрократические структуры управления показали свою эффективность, особенно в крупных и сверхкрупных организациях, в которых необходимо обеспечивать слаженную четкую работу больших коллективов людей, работающих на единую цель. Эти структуры позволяют мобилизовать человеческую энергию и кооперировать труд людей при решении сложных проектов, в массовом и крупносерийном производстве. Если все эти компоненты присутствуют в полной мере в бюрократии, то данный тип бюрократии именуется рациональным. Ключевые концептуальные положения нормативной модели рациональной бюрократии: > четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности; > иерархичность управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему; > наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач; > дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности; > осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями; > защищенность служащих от произвольных увольнений. По Веберу, бюрократия наилучшим образом реализует концепцию «социального равенства», поскольку уравнивает возможности людей в замещении тех или иных должностей. Однако самое важное в концепции бюрократии — это все же принцип иерархичности, уровневого строения организации. На практике, как продемонстрировал Холл, организации отклоняются от этого идеального типа. Тем самым бюрократической структуре присущи недостатки, особенно заметные в контексте современных условий и задач экономического развития. Причем эти недостатки особо ярко начинают проявляться в крупных и особо крупных организациях. К числу главных из них относятся: > гипертрофия значимости стандартизации, раз и навсегда установленных норм, правил, процедур; > тенденция решать возникающие проблемы не на основе их продуманного анализа, а на основе прецедентов в прошлом; громоздкость и инерционность в принятии решений и согласовании планов; > отсутствие гибкости реагирования на внешние и внутренние изменения; > иммунитет к инновациям; > слабая способность к саморазвитию и совершенствованию. Однако М. Мескон считает, что «причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений». Линейная организационная структура основывается на принципе единства распределения поручений, согласно которому право отдавать распоряжения имеет только вышестоящая инстанция. Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы, т.е. каждый подчиненный имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчиненных. Два руководителя не могут непосредственно связываться друг с другом, они должны это сделать через ближайшую вышестоящую инстанцию. Такую структуру часто называют однолинейной. Преимущества такой структуры: > четкая система взаимных связей функций и подразделений; > четкая система единоначалия — один руководитель сосредоточивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель; ясно выраженная ответственность; > быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих. Недостатки такой структуры: > отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; > в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы («текучка») доминируют над стратегическими; > тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений; > малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации; разные критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом; > тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности; > большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение; > повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев; > перегрузка управленцев верхнего уровня. Функциональная организационная структура (рис. 7) основана на создании подразделений для выполнения определенных функции на всех уровнях Управления. К таким функциям относят исследования, производство, сбыт, маркетинг и т.д. Здесь с помощью директивного руководства могут быть соединены иерархически нижние звенья управления с различными более высокими звеньями управления.
Рис. 6. Линейная организационная структура Передача поручений, указаний и сообщений осуществляется в зависимости от вида поставленной задали. Поэтому такую организационную структуру называют многолинейной.
Рис. 7. Функциональная организационная структура К преимуществам такой структуры можно отнести: > сокращение звеньев согласования; > уменьшение дублирования работ; > укрепление вертикальных связей и усиление контроля над деятельностью нижестоящих уровней; > высокая компетентность специалистов, отвечающих за выполнение конкретных функций. Недостатками такой структуры являются: > неоднозначное распределение ответственности; > затрудненная коммуникация; > длительная процедура принятия решений; > возникновение конфликтов из-за несогласия с директивами, так как каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место. Наиболее распространенной является линейно-функциональная организация, до сих пор широко используемая компаниями всего мира. Это так называемая комбинация линейной структуры с функциональной. Преимущества данной структуры: > более глубокая, чем в линейной, проработка стратегических вопросов; > некоторая разгрузка высших руководителей; > возможность привлечения внешних консультантов и экспертов; > при наделении штабных подразделений правами функционального руководства такая структура — хороший первый шаг к более эффективным органическим структурам управления. В то же время выявились и существенные недостатки: > недостаточно четкое распределение ответственности, так как лица, готовящие решение, не участвуют в его выполнении: тенденции к чрезмерной централизации управления: > аналогичные линейной структуре, частично — в ослабленном виде. Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. Данная структура может являться хорошей промежуточной ступенью при переходе от линейной ОСУ к более эффективной. Ключевыми фигурами в управлении организациями с дивизионной структурой (рисунок 8) становятся не руководители функциональных подсистем, а управляющие производственными отделениями. Структурирование организации по отделениям производится, как правило, по одному из трех критериев: > видам выпускаемой продукции или предоставляемых услуг (продуктовая специализация); > ориентации на те или иные группы потребителей (потребительская специализация); > обслуживаемым территориям (территориальная специализация).
Рис. 8. Принципиальная схема дивизионной организации Такой подход обеспечивает более тесную связь с потребителями и рынками, существенно ускоряя реакцию организации на изменения, происходящие во внешней среде. Формирование указанных структур за рубежом связано с процессами «разукрупнения» гигантских корпораций в 60-е гг. Стремясь повысить гибкость и приспособляемость к изменениям во внешней среде, крупнейшие компании начали выделять из своего состава производственные отделения с предоставлением им определенной самостоятельности в осуществлении оперативного управления. Все важнейшие общекорпоративные функции управления оставались в ведении центрального аппарата управления, который разрабатывал стратегию развития организации в целом, решал проблемы инвестирования, научных исследований и разработок.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |