Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Использование грузоподъёмности судна

Коэффициент использования грузоподъёмности судна за определенный период времени определяется как:

∑ Ql

α = =-

∑ dч l

где: ∑Q1 - суммарный грузооборот судна, т-миль;

∑D4L - суммарный тоннаже-оборот, тнж-миль.

Этот показатель гораздо выше у комбинированных трамповых судов, для которых проще найти обратную загрузку, по сравнению с балкерными и танкерными судами. В линейном судоходстве за счёт контейнеризации, использования ролкеров и других видов специализированных судов, способных перевозить широкую номенклатуру грузов, коэффициент использования грузоподъёмности также высок.

Максимизация ходового времени в грузу

Внеэксплуатационный период включает вынужденные простои, связанные с поломками, время ремонта и т.д. Например, для поддержания балкерных судов в нормальном техническом состоянии предусматривается период вне эксплуатации, в среднем, около 24 дней в году.

Судовладельцы всегда стремятся минимизировать время вне эксплуатации, но в периоды низкой конъюнктуры фрахтового рынка судно может вынужденно простаивать из-за отсутствия загрузки. Например, для судна, ожидающего груз в течение 12 дней, с текущими расходами 600С $/сутки, убыток составит 72000 $.

Стояночное время зависит от типа судна, портовых мощностей и вида груза. Массовые грузы, такие как железная руда или зерно, могут быть погружены с очень высокой интенсивностью, например, средняя интенсивность грузовых работ при погрузке руды составляет около 6000 т/час. Погрузка трудоёмких грузов, таких как лесные или генеральные, происходит гораздо медленнее.

Третья составляющая - время балластных переходов. Для танкеров и других, специализированных на перевозке одного вида груза судов, обратная загрузка невозможна, поэтому половину ходового времени составляют балластные переходы. Для балкеров, рефрижераторов, линейных судов возможна обратная загрузка, так как суда этих типов способны перевозить широкую номенклатуру грузов.

Согласно мировой статистике, существует закономерность: чем больше размер судна, тем больше время балластных пробегов. Например, для балкера 30000 dwt всегда проще найти обратную загрузку, чем для балкера 120000 dwt, так как ограничения по осадке снижают возможность крупнотоннажных судов перевозить небольшие партии грузов в мелкие порты. Влияние обратной загрузки на финансовые показатели работы судна проиллюстрировано в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Влияние обратной загрузки на финансовые показатели работы судна

Загрузка Количество перевезенного за год груза, Фрахтовая ставка, $/т Годовой доход, млн. $ Годовые расходы * млн $ Годовая прибыль (убыток), млн.
С обратной загрузкой     4,620 4,430 0,190
При отсутствии обратной загрузки     3,780 4,280 (0,500)
* Включая капитальные расходы.

 

Балкер класса Panamax осуществляет перевозку угля из Хэмптон Роудс (США) в Японию во время депрессивного состояния фрахтового рынка. При фрахтовой ставке 15 $/т и 50% ходового времени в балласте убыток составит 500 тыс. $ в год. Однако, при обратной загрузке углем из Ньюкастла в Норвегию при ставке фрахта 15 $/т, судовладелец получит прибыль в размере 190 тыс. $.

Прибыль и денежный поток судоходных компаний

Как денежный поток управляет рынком

Из-за циклического характера развития фрахтового рынка судовладельцы время от времени испытывают периоды рыночного подъема и депрессии. Очевидно, что подъем рынка не вызывает особых проблем, так как судовладельцы сравнительно легко получают прибыль от эксплуатации флота. В периоды депрессии, напротив, судовладельцы должны тщательно контролировать ситуацию, поскольку на рынке появляется значительный избыток предложения тоннажа. В течение этих периодов фрахтовый рынок можно сравнить с марафоном, закончить который сможет ограниченное

количество участников.

Таким образом, снижение ставок фрахта изменяет дисбаланс между спросом и предложением, при этом объемы денежных потоков уменьшаются до тех пор, пока наименее устойчивые компании не исчерпают свои финансовые ресурсы и вынуждены будут продать суда для покрытия текущих расходов. Поскольку нехватка наличных средств в такие периоды наблюдается во всей судоходной отрасли, в конечном счете единственными покупателями окажутся спекулянты, которые приобретают суда по низким ценам. Когда количество судов, выведенных из эксплуатации, будет достаточным для того, чтобы снизить избыток тоннажа, или когда спрос начнёт расти, предложение и спрос уравняются, и ставки фрахта повысятся, позволяя оставшимся на рынке судовладельцам или спекулянтам заработать высокую прибыль от эксплуатации или продажи судов.

В целом этот процесс практически непредсказуем и может длиться от восемнадцати месяцев до десяти лет. В любом случае именно степень финансовой устойчивости позволяет отделить победителей от проигравших, и для большинства судовладельцев это означает наличие устойчивого денежного потока.

Различие между прибылью и денежным потоком

Прежде чем рассмотреть этот процесс более подробно, необходимо четко уяснить различие между понятиями «денежный поток» (cashflow) и «прибыль». Это различие заключается в следующем: термин «прибыль» используется для измерения финансового результата и рассчитывается как разность между общим доходом за определенный период и общими издержками. «Денежный поток» представляет собой разницу между наличными платежами и получением наличных за определенный период. Денежный поток может отличаться от прибыли, так как доход может быть получен не наличными, и расходы могут быть оплачены не наличными средствами.

Например, амортизация судна за 10 лет начислялась равномерным методом, то есть 10% первоначальной стоимости судна включалась в расходы компании ежегодно в течении 10 лет.

В таблице 2.9 рассмотрена следующая ситуация: судно приобретено за собственные средства компании, его цена - 10 млн. $, амортизация составляет 1 млн. $ в год.

Из таблицы 2.9 видно, что при расчете прибыли и денежного потока результат различен. Эксплуатационный денежный поток (строка 3) составил 2 млн. $ в каждом году, так как амортизация не является наличным платежом, следовательно, она не включается в расчет денежного потока. Из этого значения вычитается платеж наличными за судно в первом году и получается убыток 8 млн. $, итоговый денежный поток во втором году составил 2 млн. $.

В каждый из первых двух лет эксплуатации судна компания получала прибыль по 1 млн. $ (строка 3), которая рассчитывалась как разность между общим доходом и расходами, включая амортизацию.

Таблица 2.9 Пример расчета прибыли (убытка) и денежного потока судоходной компании, приобретающей судно за собственные средства, млн. $
Показатели Прибыль убыток) Денежный поток
год 1 год 2 год 1 год 2
1. Доход (фрахт)        
2. Расходы:        
текущие расходы        
рейсовые расходы        
амортизация *        
3. Эксплуатационная прибыль/ денежный ноток        
4. Капитальные расходы по судну нет* нет*    
5. Общая прибыль/денежный поток     (8)  

* Капитальные расходы покрываются амортизацией.

 

В данном контексте важно, что расчет денежного потока является методом, используемым для оплаты стоимости судна. Если судно будет приобретено с использованием кредита, итоговый денежный поток изменится, так как ежегодный денежный поток будет включать платежи по возмещению основного долга по кредиту и проценты. Эта ситуация показана в таблице 2.10.

Таблица 2.10

Пример расчета прибыли (убытка) и денежного потока судоходной, компании, приобретающей судно в кредит с периодом возврата 5 лет, млн. $

Показатели Прибыль Денежный поток
  год 1 год 2 год 1 год 2
1. Доход (фрахт)        
2. Расходы: текущие расходы рейсовые расходы амортизация * 5 3 1 5 3 1 5 3 0 5 3 0
3. Общая эксплуатационная прибыль/денежный поток        
4. Расходы по выплате процентов поставке 10%   0,8   0,8
5. Прибыль/денежный поток после выплаты процентов   0,2   1,2
6. Расходы по возмещению основного долга нет нет    
7. Общая прибыль/денежный поток   0,2 (1) (0,8)
*Капитальные расходы покрываются амортизацией.

 

Хотя компания получает положительный денежный поток от эксплуатации судна в размере 2 млн. $ (строка 3), после вычитания процентов (строка 4) и расходов по возмещению кредита (строка 6), она имеет отрицательный денежный поток и в первом, и во втором году. Если у компании нет резервов наличных средств, могут возникнуть серьезные финансовые проблемы.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Оптимизация эксплуатационной скорости | Денежный поток и инвестиционная стратегия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 812; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.