Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Древняя Греция

Прообразы газет в античности.

Появление и развитие цензуры в Западной Европе.

Прообразы газет. Рукописные и печатные листки новостей.

Книгопечатание и формирование новой коммуникативной среды.

Начало книгопечатания. Личность Иоганна Гуттенберга.

Средние века и эпоха Возрождения.

Прообразы газет в античности.

Тема 1. Предыстория журналистики от античности до XVII века

План:

 

 

Журналистики в современном понимании слова как особого социального института, выполнявшего функцию сбора, обработки и периодического распространения актуальной общественной информации, в античности еще не существовало. В Древней Греции и Древнем Риме не было системы периодических изданий, средств массовой информации. Между тем древнегреческий полис выработал некоторые способы передачи социально значимо информации.

Важнейшим каналом общественной коммуникации была агора, городская площадь, служившая центром политической и религиозной жизни полиса, местом собраний. Прогуливаясь по агоре, греки обменивались новостями и мнениями, вели политические споры, обсуждали слухи. Глашатаи оповещали граждан о важных событиях.

Другим местом общения греков были гимнасии, помещения для спортивных занятий. Постепенно гимнасии превратились в центры обмена информацией и идеями, в своеобразные высшие учебные заведения, где с докладами выступали философы.

В демократическом государственном устройстве полисов высшая законодательная власть принадлежала народному собранию. Устное слово было не только основным носителем информации, но и инструментом политического влияния. Успех в политике напрямую зависел от умения красиво и убедительно говорить. Протагор утверждал, что красноречие – «политическая добродетель». В народном собрании Древней Греции, как правило, голосовали за предложение лучшего оратора. В Древней Греции не было адвокатов, которые брали на себя защиту интересов граждан полиса в суде. Грекам приходилось самостоятельно излагать перед судом суть своих претензий, доказывать их обоснованность. Выигрывал тот, кто говорил убедительнее.

Все это привело к расцвету в Древней Греции в V веке до нашей эры ораторского искусства. Учителями красноречия стали софисты (мудрецы), выступавшие с публичными лекциями в разных полисах. Софисты поражали слушателей изощренностью своих аргументов, умением доказывать любой тезис, мастерством импровизированных ответов на вопросы публики. Завоевав репутацию непревзойденных ораторов, они стали давать дорогостоящие уроки красноречия. Крупнейшими представителями софистики были: Протагор, Горгий, Гипий.

Протагору (ок. 480 – ок. 410 до н.э.) принадлежит знаменитое утверждение: «человек – мера всех вещей». В преподавании особое внимание уделял он правильности употребления слов.

Горгий (ок. 480 – ок. 380 до н.э.) добивался формальной выразительности речи. Заботясь о ее благозвучии, он использовал ритм, ассонансы и аллитерации, внутренние рифмы. В речи «Похвала Елене» Горгий утверждал: «Слово – властитель великий, а телом малый и незаметный; творит оно божественные деяния, ибо способно бывает и страх пресечь, и горе унять, и радость вселить, и жалость умножить». Софисты видели свою задачу в том, чтобы подготовить человека к участию в политической жизни полиса.

Более скромные задачи ставили перед собой логографы – составители судебных речей. За солидное вознаграждение они писали речь для своего клиента, а иногда выступали вместо него в суде. Мастером судебного красноречия был Лисий (ок. 435-380 до н.э.). Его речи отличались простотой, краткостью, меткостью характеристик. Лисий стилизовал речь в соответствии с характером своего клиента. Античное предание включает Лисия в число 10 лучших ораторов древности.

Однако первое место в этом списке по праву принадлежала Демосфену (ок. 384-322 до н.э.). Демосфен начинал как логограф. Добившись значительных успехов на поприще судебного красноречия, он решил попробовать свои силы в качестве политического оратора. Но его первое выступление в народном собрании закончилось провалом – тихий голос, плохая дикция вызвали насмешки слушателей. Но Демосфен не оставил надежды добиться успеха. Он много работал и постоянными упражнениями совершенствовал свои ораторские навыки. По легенде, чтобы развить силу голоса, Демосфен произносил речи под шум морских волн, чтобы улучшить артикуляцию клал в рот маленькие камешки и без устали проговаривал замысловатые тирады. Усилия Демосфена были вознаграждены: он стал величайшим оратором, искусство которого потрясало и вызывало восторг современников.

В своих страстных речах Демосфен часто откликался на самые актуальные события, волновавшие его современников. Так, например, он обрушился с резкой критикой против македонского царя Филиппа. С тех пор слово «филиппика» стало обозначать гневное, обличительное выступление.

Ораторские речи послужили одним из источников публицистики. Другим ее источником была историческая проза. Родоначальником древнегреческой историографии, «отцом истории» был Геродот (между 490 и 480 – ок. 425 до н.э.). Он написал историю Греко-персидских войн. Геродот обращается к важным политическим событиям, свидетелем которых был сам. Он не ограничился описанием лишь фактов, а дал ответ на вопрос о причинах войны, свое объяснение победы греков. По его мнению, победа греков над персами была закономерна: в ней проявились преимущества рабовладельческой демократии над восточной деспотией.

В Древней Греции существовали письменные каналы оперативной передачи социально значимой информации. Книги – нерегулярные, непериодические письменные источники информации предшествовали регулярным и периодическим газетам и журналам. Алфавит был позаимствован греками у финикийцев в VIII веке до нашей эры. Античные книги представляли собой рукописные папирусные свитки, на которых текст располагался столбцами. Читали столбцы справа налево. Переписчиками книг были рабы. Книги ценились очень высоко и сначала распространялись в ограниченном количестве экземпляров среди друзей и единомышленников автора. Книжная торговля в Древней Греции развивается лишь с V века до нашей эры. Но и в это время книги остаются доступными немногим из-за их дороговизны.

К V веку до нашей эры греки в своем большинстве были грамотны. Основным письменным источником информации были ежедневные публичные надписи, содержавшие сведения о значимых событиях полисной жизни. Беленые деревянные таблички, на которых записывалась информация, назывались левкомата. Они выставлялись в публичных местах, записи на них периодически обновлялись. Сообщаемые факты никак не комментировались. Левкомата – прообраз местных газет.

Надписи делались и на стенах храмов, на больших каменных стелах. Они содержали важные официальные документы – законы, указы, договоры. Публичные записи не были инструментом власти, способом контроля за гражданами полиса. Их цель состояла в том, чтобы информировать население и провозглашать полисные ценности.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Цицерон о формах государства | Древний Рим
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.