КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности правоотношений по оказанию медицинских услуг
Наука. В ходе выполнения НИР и ОКР исполнителями могут быть получены отрицательные результаты, что само по себе не является нарушением договоров, а рассматривается сторонами как один из возможных вариантов их исполнения. А.П.Сергеев Выдержки из диссертации Закржевской И.В. 1. Квалифицирующими признаками договора на осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение опытно-конструкторских и технологических работ являются: во-первых, цель - разрешение поставленных перед исполнителем научных и научно-технических задач, в том числе открытие новых закономерностей развития природы и общества, создание новых образцов изделий, материалов, методов, процессов; во-вторых, особый предмет договора (как научно-исследовательская деятельность, опытно-конструкторские, технологические работы, так и полученные по их итогам результаты); в- третьих, творческий характер как самой деятельности и выполняемых работ, так и полученных по их итогам результатов; в-четвертых, наличие особенностей в ответственности исполнителя по договору, связанных с невозможностью дальнейшего продолжения научно-исследовательской деятельности, опытно-конструкторских и технологических работ; в-пятых, по результатам осуществляемой исполнителем деятельности, выполняемых работ создание результатов интеллектуальной деятельности, в том числе способных к правовой охране. 2.По итогам сравнительного анализа ст. 97 Основ и главы 38 ГК РФ было выделено как общее, так и различия в механизме правового регулирования исследуемых отношений. Так, например, в ст. 97 Основ результатом технологических работ предусматривалось не только создание новой технологии, что закреплено в п. 1 ст. 769 ГК РФ, но и иного производственного новшества. Данный вывод потребовал подробного рассмотрения сущности новшеств, инноваций, инновационной деятельности, их соотношения с результатами научной, научно-технической деятельности, результатами интеллектуальной деятельности (далее - РИД). Практически всеми исследователями акцентируется внимание на то, что инновации - это, прежде всего, новшества, обладающие такими свойствами, как научно и/или научно-техническая новизна и коммерческая реализуемость; а инновационная деятельность, в свою очередь, - процесс, направленный на создание и реализацию инноваций. На этом единство мнений в литературе исчерпывается. Осуществленный анализ законодательства с целью определения сущности исследуемых категорий позволил признать, что на сегодняшний момент отсутствует и сложившееся федеральное законодательство, регулирующее отношения в сфере инновационной деятельности. Однако исследование законов субъектов Российской Федерации, посвященных инновациям и инновационной деятельности, привел к выводу о том, что на региональном уровне происходит процесс выработки самостоятельных подходов к регулированию данного вида деятельности. Анализ законов субъектов Российской Федерации, а также специальной литературы позволил определить инновации как конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта либо процесса, а также принципиально новой идеи, имеющих практическую значимость вне зависимости от их воплощения, назначением которых является извлечение прибыли и/или обеспечение социального или иного общественно полезного эффекта; а также признать, что в качестве инноваций всегда будут выступать различные виды РИД, поскольку квалифицирующими признаками инноваций являются творческий характер, новизна, а в некоторых случаях – их практическая применимость, что является характерными чертами и для РИД. - Другое дело, что не все инновации будут представлены в виде РИД, подлежащих правовой охране согласно ст. 1225 ГК РФ. Данный вывод позволяет говорить о том, что в договоре на осуществление НИД, выполнение ОКР и ТР нематериальные результаты, по сути, являются инновациями, а сама научная и научно-техническая деятельность исполнителя является инновационной. Анализ договора на выполнение научно-исследовательских работ позволил прийти к выводу, что его предметом является сама научно-исследовательская деятельность исполнителя, что, в свою очередь, предопределило вывод об отнесении его к группе договоров, направленных на оказание услуг, а также стало причиной предложения о переименовании его на «договор на осуществление научно-исследовательской деятельности». Выявление его правовой природы позволило соотнести и разграничить его с такими договорными формами как договор подряда, авторского заказа, об отчуждении исключительного права, на предоставление гранта (грантовский договор), предусмотренный Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ, лицензионный договор. При рассмотрении соотношения договора на осуществление НИД и грантовского договора, в практической деятельности последний довольно часто используется вместо анализируемого договора. Подобное отождествление связано, во-первых, тем, что действующим законодательством не регламентированы отношения сторон, возникающие в ходе предоставления-получения гранта, во-вторых, наличием единой цели указанных договоров - проведения соответствующих научных исследований. Однако их сравнительный анализ позволил выделить следующие отличия между ними: во-первых, безвозмездный характер грантовского договора по сравнению с возмездностью договора на осуществление НИД, во-вторых, непредпринимательский характер деятельности и безвозвратный характер представляемого финансирования в рамках гранта в отличие от договора на осуществление НИД. Данные и иные обстоятельства дали основания для признания его смешанным договором, сочетающим в себе элементы договора дарения и договора на осуществление НИД. Анализ ОКР и ТР позволил сделать вывод, что, несмотря на наличие общих черт между ними, данные виды работ не могут быть признаны тождественными ввиду наличия существенных различий (прежде всего, в их целях, связанности с уровнем техники, характере получаемых результатов), что является основанием для выделения двух самостоятельных видов анализируемого договора. В литературе имеются различные точки зрения на правовую природу данных договоров. Высказана позиция,что они имеют подрядноподобную правовую природу. Данный вывод обусловил необходимость соотнесения их с договором на выполнение проектных и изыскательских работ, являющегося одним из видов договора подряда. В результате было признано, что данные договорные конструкции не являются тождественными ввиду присущего творческого характера ОКР и ТР и их результатов, обладающих, кроме того, признаком новизны. 3.Договор на осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение опытно-конструкторских и технологических работ, являясь самостоятельным типом, включает в себя следующие виды договоров: на осуществление научно-исследовательской деятельности, на выполнение опытно-конструкторских работ, а также на выполнение технологических работ. Указанные виды договоров обладают различной правовой природой: договор на осуществление научно-исследовательской деятельности относится к договорам на оказание услуг, его предметом выступает сама научно-исследовательская деятельность исполнителя. С учетом этого целесообразно обозначить его как договор на осуществление научно-исследовательской деятельности, внеся соответствующие изменения в главу 38 ГК РФ. Договоры на выполнение опытно-конструкторских работ и выполнение технологических работ по правовой природе тяготеют к договору подряда, их предметом выступают как сами работы, так и предусмотренные договором результаты. Использование ранее предложенных доктринальных градаций гражданско-правовых договоров не позволяет однозначно ответить на вопрос о месте в ней договора на осуществление НИД, выполнение ОКР и ТР. Так, различными авторами предлагается рассматривать анализируемый договор как договор подряда (А.В. Атамась, И.А. Зенин, А.В. Ландин, Е.А. Суханов); договор на оказание услуг (С.Э. Рябова); лицензионный договор (Л.Н. Хасимова); договор об оказании технической помощи (В.П. Рассохин); договор авторского заказа (Буй Данг Хьеу, О.А. Рузакова). В качестве нового критерия классификации гражданско-правовых договоров предусматривается использовать указанные в ст. 128 ГК РФ объекты гражданских прав, что позволит, по мнению автора, более полно охватить существующие гражданско-правовые договоры, а также снизить риск признания в последующем такой классификации непригодной ввиду появления новых договорных форм, не предусмотренных классификацией. В результате использования такого критерия предложено выделять следующие договорные группы: и/или передачу РИД и приравненных к ним средств индивидуализации. В качестве отдельных типов группы договоров, направленных на создание и/или передачу РИД и приравненных к ним средств индивидуализации, выступили договоры на осуществление НИД, выполнение ОКР и ТР; создание единой технологии; авторского заказа; заказа на создание селекционного достижения; об отчуждении исключительного права; лицензионный договор; грантовский договор. Предложено выделить в системе гражданско-правовых договоров группу договоров, направленных на создание и/или передачу результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации. В качестве отдельных типов данной группы договоров выступили договоры на осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение опытно-конструкторских и технологических работ; создание единой технологии; авторского заказа; заказа на создание селекционного достижения; об отчуждении исключительного права; лицензионный договор; грантовский дог овор. 4.В главе 38 ГК РФ отсутствуют нормы, из которых четко вытекал бы круг существенных условий анализируемого договора. В рамках судебной и арбитражной практики, научной и учебной литературы также не наблюдается единства мнения по данному вопросу. Комплексный анализ норм главы 38 ГК РФ позволил сделать вывод, что таковыми являются: условия о предмете, сроке и техническое задание. Указание на условие о сроке в главе 38 ГК РФ отсутствует. В то же время г. 778 ГК РФ отсылает к ст. 708 ГК РФ, регулирующей сроки выполнения работ по договору подряда. В литературе, посвященной заключению, исполнению, изменению и прекращению договора подряда отсутствует единая позиция) вопросу признания условия о сроке в качестве существенного. Однако, представляется, что ст. 708 ГК РФ довольно определенно говорит о необходимости согласования сторонами начального и конечного условия о сроке, тем самым признавая данное условие существенным. Вопрос о роли технического задания и возможности признания его существенным условием в анализируемом договоре также решается неоднозначно в научной литературе, так и судебной практике. Однако системный анализ главы 38 ГК РФ (ст. 769, 773, 774), научных точек зрения и судебной практики по данной проблеме, а также исследование содержания, процедуры подготовки технического задания позволяет сделать вывод о необходимости признания такового существенным условием исследуемого договора. Считается, что условие о цене относится к обычным условиям исследуемого договора. Глава 38 ГК РФ, не регламентируя условие о цене, отсылает к нормам ст. 709 ГК РФ. Из существа п. 1 ст. 709 ГК РФ, следует, что договоре подряда условие о цене должно признаваться обычным, хотя в научной литературе (например, В.Ф. Гировский, О.Г. Ершов) и некоторых судебных актах излагается иная позиция на рассматриваемый вопрос. Однако, содержащееся в п. 3 ст. 424 ГК РФ правило позволяет определить цену любого товара или услуги. В связи с чем представляется необоснованным рассматривать условие о цене существенным как в договоре подряда, так и в договоре на осуществление НИД, выполнение ОКР и ТР. Ввиду имеющейся специфики договора можно отметить, что исполнителем по данному договору преимущественно выступают научные организации. Также на основании анализа ст. 47 Закона РФ «Об образовании» и ст. 29 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» диссертантом был сделан вывод о возможности участия в исследуемом договоре в качестве исполнителя высшего учебного заведения. Кроме того, на основании анализа современных тенденций развития инновационной деятельности была подчеркнута возрастающая роль участия в данной сфере таких новых субъектов гражданского оборота как научно-производственных комплексов, бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов, наукоградов, кластеров. Так, по общему правилу в ОКР и ТР в отличие от НИД исполнитель имеет право привлекать к исполнению договора третьих лиц (п. 2 ст. 770 ГК РФ). В НИД согласно п. 1 ст. 770 ГК РФ такое при влечение возможно только с согласия заказчика. Однако имеется неопределенность в части установления требований к форме согласия заказчика (устной или письменной) на привлечение третьих лиц соисполнителями. Глава 38 ГК РФ не регулирует данный вопрос, отсылая к нормам о генеральном подряде (ст. 706 ГК РФ). Данный пробел в законодательстве, может существенным образом нарушить соотношение интересов сторон, когда недобросовестный заказчик в договоре НИД с целью уклонения от оплаты договора будет указывать на нарушение требований п. 1 ст. 770 ГК РФ в случае, если согласие на «влечение третьего лица исполнителем было сделано им в устной форме; а же в случае получения (так называемого - отрицательного результата). ПОЭТОМУ необходимо внести изменения в п. 1 ст. 770 ГК РФ, указав на обязательность письменной формы согласия заказчика на привлечение третьих лиц в НИД. 5.Достаточно важным вопросом является согласование зонами вопроса о распределении риска и ответственности по договору иным образом, чем предусмотрено ст. 775, 776 ГК РФ. Они сформулированы императивно и изменению не подлежат, что противоречит п. 3 769 ГК РФ, предусматривающего диспозитивность при решении вопроса определении риска между сторонами в договоре. В целях устранения имеющейся коллизии норм главы 38 ГК РФ необходимо внести в нее изменения и дополнив ст. 775, 776 ГК РФ фразой «если иное не установлено договором». Существует проблема определения стоимости выполняемых работ (деятельности). Ввиду отсылки главой 38 ГК РФ по вопросам определения цены договора на осуществление НИД, выполнение ОКР и ТР к ст. ГК РФ был сделан вывод, что по общему правилу, цена работ (деятельности) исполнителя предполагается твердой. Представляется, что более правым было бы закрепление в главе 38 ГК РФ презумпции приблизительность сметы, поскольку особенности предмета (творческий характер работ, неопределенность результата) не позволяют заранее определить точную стоимость полученных и передаваемых результатов по договору. В рамках анализа взаимных прав и обязанностей сторон по поводу сдачи-приемки выполненных. ОКР и ТР, осуществленных НИД, распределения прав на результаты, полученные в ходе выполнения данных работ, в том числе обязанности по надлежащему оформлению рассматриваемых результатов, оплаты выполненных работ, исследований и/или полученных результатов; предложены различные варианты подтверждения надлежащего качества работ (деятельности) и их результатов. Была проанализирована предусмотренная абз. 6 ст. 773 ГК РФ обязанность исполнителя гарантировать заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительных прав других лиц. Данная обязанность возложена на исполнителя в силу того, что согласно п. 1 ст. 1229 ГК РФ любое использование результатов интеллектуальной деятельности допускается только с согласия правообладателя (за исключением законных случаев ограничения исключительных прав). При этом считается, что абз. 6 ст. 773 ГК РФ изложен не совсем корректно: в качестве объекта защиты третьих лиц рассматривается только исключительное право, однако могут быть нарушены и личные неимущественные права и иные права третьих лиц на соответствующий РИД, что, в свою очередь, может нарушить права заказчика. Исходя из этого предлагается внести соответствующее изменение указанной нормы. Кроме того, проблемы неявки или уклонения заказчика от приемки результата работ позволил прийти к выводу о том, что предусмотренная ст. 778 ГК РФ аналогия закона (отсылающая к ст. 738 ГК РФ, предусматривающей принудительную продажу подрядчиком полученного результата в случае неявки заказчика) прямо противоречит существу исследуемого договора.. Что касается соблюдения сторонами условия о конфиденциальности информации, то научная точка зрения об имманентно присущей конфиденциальности анализируемому договору не корректна. Все возможные результаты в договоре на осуществление НИД, выполнение ОКР и ТР могут быть материальными и нематериальными, в том числе подлежащие правовой охране. Поэтому необходимо разграничивать основания для перехода прав от исполнителя к заказчику на материальные результаты, с одной стороны, и на нематериальные результаты, с другой. Для возникновения у заказчика права на материальный результат требуется наличие юридического состава: во-первых, заключение договора на осуществление ИД, выполнение ОКР и ТР либо отдельных его видов; во-вторых, создание исполнителем запланированного результата; в-третьих, оплата работ заказчиком. Вопрос об основаниях перехода интеллектуальных прав от исполнителя к заказчику в отношении РИД является более сложным и дискуссионным. По мнению Закржевской И.В., для перехода данного права от исполнителя к заказчику в отношении РИД, как правило, необходимо наличие сложного юридического состава, сличающегося в зависимости от вида РИД, полученного исполнителем, вида осуществляемой исполнителем деятельности (работ), условий самого договора. Ввиду чего рассмотрение вопроса распределения исключительных прав на различные виды РИД было осуществлено применительно к каждому виду работ (деятельности) исполнителя, исходя из особенностей и специфических черт последних. Глава 38 ГК РФ и часть четвертая ГК РФ не устанавливает, какие именно виды РИД могут быть созданы по итогам НИД. Потенциально, в результате осуществления НИД могут быть созданы различные объекты интеллектуальной собственности, но преимущественно, ими являются: изобретение, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Из объектов авторского права, перечисленных в ст. 1259 ГК РФ, в качестве возможных результатов научных исследований следует признать произведения науки, программы для ЭВМ и базы данных; по итогам ОКР, исходя из контекста главы четвертой ГК РФ, могут быть созданы: изобретение, полезная модель, промышленный образец, топология при соответствии предъявляемым к ним требованиям, программа для ЭВМ и база данных, единая технология и секрет производства. Поскольку основной целью ТР является создание новой технологии (п.1 ст. 769 ГК РФ), в качестве создаваемых нематериальных результатов по их итогам могут выступать изобретения, относящиеся к способу, процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью различных средств в случае, если новизна технологии будет соответствовать критерию новизны изобретения (ст. 1350 ГК РФ). Также в качестве результата ТР могут выступать топология интегральной микросхемы, программа для ЭВМ и базы данных. В результате автор пришел к выводу, что имеет место симбиоз трудового права и права интеллектуальной собственности в сфере регулирования служебных отношений по поводу создания РИД. Исследование проблемы определения момента и оснований перехода исключительного права на РИД от работника к работодателю-исполнителю по договору на осуществление НИД, выполнение ОКР и ТР дало основание для вывода о том, что частью четвертой ГК РФ применяется дифференцированный подход к признанию служебными результатами в отношении разных видов РИД. Была отмечена имеющаяся проблема отсутствия защиты прав и интересов работника-автора такого вида РИД как секрет производства (ноу-хау): в отношении созданного ноу-хау отсутствует институт авторства по сравнению с иными видами РИД. Следовательно, за создание секрета производства (ноу-хау) работнику-автору не полагается выплата вознаграждения. В литературе предложено определение договора на осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение опытно-конструкторских и технологических работ: «По договору на осуществление научно-исследовательской деятельности, выполнение опытно-конструкторских и технологических работ исполнитель обязуется по заданию заказчика в соответствии с утвержденным сторонами техническим заданием осуществлять научно-исследовательскую деятельность, выполнять опытно-конструкторские и/или технологические работы с целью создания результатов интеллектуальной деятельности, в том числе способных к правовой охране, а заказчик, в свою очередь, обязуется принять и оплатить данные виды деятельности исполнителя, а также созданные по их итогам результаты».
ВОЗМЕЗДНОЕ ОКАЗАНИЕ УСЛУГ
Действующее законодательство, и прежде всего ГК, ограничивает сферу договоров о возмездном оказании услуг в двух отношениях:
во-первых, в п. 1 ст. 779 ГК предмет договора возмездного оказания услуг характеризуется как совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности. Таким образом, оказание услуг не ведет к возникновению вещного права, как при купле-продаже или дарении, не создает нового материального объекта, что имеет место в подрядных договорах, и не порождает временного права пользования, как в договоре аренды. Одновременно в ГК обрисованы главные сферы оказания услуг: это услуги связи, медицинские, аудиторские, консультационные, информационные, по обучению, туризму и иные. Разнообразие услуг не позволяет дать их закрытый перечень, их круг постоянно расширяется; во-вторых, в п. 2 ст. 779 ГК посредством отсылки к главам Кодекса перечислены договоры, которые содержат определенные элементы оказания услуг, однако имеют иную юридическую суть и под действие норм гл. 39 ГК не подпадают. Это договоры подряда, перевозки, транспортной экспедиции, банковского вклада и счета, расчеты, хранения, договоры о представительстве и доверительном управлении имуществом. В этом перечне отсутствуют договоры займа, кредитования и страхования, которые ввиду их специфики также выходят за рамки договора о возмездном оказании услуг. Ввиду разнообразия оказываемых возмездных услуг их регулирование, даваемое в нормах гл. 39 ГК, является кратким и общим (всего 4 статьи) и содержит нормативное предписание, согласно которому общие положения о договоре подряда и положения о бытовом подряде ГК применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит особенностям предмета договора оказания услуг. Заказчиками и исполнителями возмездных услуг выступают как граждане, так и юридические лица всех категорий. Однако некоторые услуги оказываются только гражданам (медицинские, учебные, туристические). В этом случае отношения сторон приобретают потребительский характер и подпадают под действие норм Закона о защите прав потребителей, что существенно усиливает правовую охрану интересов граждан. Когда оказанием услуг занимается коммерческая организация, дающая информацию о такой ее деятельности, договор возмездного оказания услуг приобретает характер публичного (ст. 426 ГК). По общему правилу исполнитель услуг обязан оказывать предоставляемую услугу лично, если иное не оговорено в заключаемом договоре (ст. 780 ГК). Для многих видов услуг, предоставляемых гражданам (медицинских, учебных, консультационных), это правило имеет принципиальное значение. Особенности имеет также порядок прекращения договоров возмездного оказания услуг. Согласно п. 1 ст. 782 ГК заказчик вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, но не иных убытков. Исполнитель же в таких ситуациях обязан к полному возмещению заказчику убытков, включая упущенную выгоду. Наконец, необходимо учитывать, что во многих договорах возмездного оказания услуг достижение поставленной перед ними цели зависит от объективных обстоятельств, на которые исполнитель услуги не может в полной мере воздействовать (медицинские, учебные, юридические услуги).
В отличие от договоров подрядного типа договор возмездного оказания услуг в качестве объекта обязательства предусматривает не овеществленный (материальный) результат действий исполнителя, передаваемый заказчику, а собственно действия самого услугодателя, как правило, неовеществленного (нематериального) характера и тесно связанные с личностью услугодателя. Тесная связь подряда и возмездного оказания услуг, предусматривающая применение правил о подряде к отношениям услуг (ст. 783 ГК РФ), тем не менее, не означает принципиальных отличий этих групп соглашений. В договоре подряда оплате подлежит овеществленный результат (изготовленная вещь, произведенная работа и т.д.), переданный заказчику и принятый им, между тем в возмездном оказании услуг оплачивается не результат, а сама услуга, действия услугодателя, потребляемые заказчиком в процессе их оказания. Таким образом, сущность договора возмездного оказания услуг выражается: - в нематериальном характере действий (деятельности) по оказанию услуг; - в неотделимости услуги от личности услугодателя. В Гражданском кодексе впервые возмездному оказанию услуг посвящена отдельная глава, нормы которой регулируют основные положения достаточно обширной группы договоров возмездного оказания услуг фактического характера, в частности договоры оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и т.д. Закон выделяет из услуг фактического характера две отдельные самостоятельные группы отношений: хранение и перевозка, имеющие особое гражданско-правовое регулирование. В литературе и законодательстве выделяются и иные, кроме указанных, обязательства по оказанию услуг как фактического, так и юридического характера: а) поручение, комиссия; б) транспортная экспедиция, агентирование; в) заем, кредит, банковский вклад, а также другие банковские услуги. Данные категории возмездных услуг в силу своей специфики рассматриваются далее в качестве самостоятельных видов договоров.
Статья 779. Договор возмездного оказания услуг 1. Договор возмездного оказания услуг заключается на определенный срок или без указания срока. По юридической природе данный договор: - консенсуальный; - возмездный; - двусторонне обязывающий. 2. Сторонами договора возмездного оказания услуг являются заказчик и исполнитель (или услугодатель). Закон не предъявляет специальных требований к правовому статусу заказчика и услугодателя. Ими могут быть любые субъекты гражданских правоотношений. 3. Предмет договора возмездного оказания услуг - совершение услугодателем действий (определенной деятельности) по заданию заказчика. Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Статья 780. Исполнение договора возмездного оказания услуг Наука. Следовательно, договоры об услугах, хотя бы и косвенно, но затрагивают личность человека, и этот момент выделяет договоры об услугах из других договоров чисто имущественного, оборотного характера. В.И.Синайский
Статья 781. Оплата услуг
Статья 782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг
Комментарий к статье 782
Стороны договора услуг вправе в одностороннем порядке (даже без указания причин) отказаться от договора (в одностороннем порядке расторгнуть). Комментируемая норма предусматривает более тяжкие имущественные последствия для отказывающегося от договора исполнителя.
Судебная практика. Обязательность заключения публичного договора, каковым является договор о предоставлении платных медицинских услуг, при наличии возможности предоставить соответствующие услуги означает и недопустимость одностороннего отказа исполнителя от исполнения обязательств по договору, если у него имеется возможность исполнить свои обязательства (предоставить лицу соответствующие услуги), поскольку в противном случае требование закона об обязательном заключении договора лишалось бы какого бы то ни было смысла и правового значения. Иное, т.е. признание права медицинского учреждения на односторонний отказ от исполнения обязательств, при том что у него имеется возможность оказать соответствующие услуги, не только приводило бы к неправомерному ограничению конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, но и означало бы чрезмерное ограничение (умаление) конституционной свободы договора для гражданина, заключающего договор об оказании медицинских услуг, создавало бы неравенство, недопустимое с точки зрения требования справедливости, и, следовательно, нарушало бы предписания статей 34, 35, и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Такой вывод следует, в частности, из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 23 февраля 1999 года по делу о проверке конституционности положения части второй статьи 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Истолкование и применение оспариваемой нормы как обусловливающей право медицинского учреждения на односторонний отказ от исполнения обязательств по договору об оказании медицинских услуг только лишь полным возмещением убытков, причиненных отказом, не согласуется также с существом медицинской профессиональной деятельности, врачебным долгом, морально-этическими и юридическими нормами, определяющими обязанности врача во взаимоотношениях с больными и права пациентов. Так, в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года (с последующими изменениями и дополнениями) при осуществлении своей профессиональной деятельности врач обязан внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах; лечащий врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения (статьи 58 и 59). Таким образом, пункт 2 статьи 782 ГК Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его статей 426 и 445 не может рассматриваться как допускающий односторонний отказ медицинского учреждения от исполнения своих обязательств по договору об оказании платных медицинских услуг при наличии у него возможности предоставить соответствующие услуги и, следовательно, как нарушающий конституционное право заявительницы на охрану здоровья и медицинскую помощь (Определение КС РФ от 06.06.2002 N 115-О).
Статья 783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг
Комментарий к статье 783
1. Краткая глава Гражданского кодекса, посвященная возмездному оказанию услуг, безусловно, не охватывает все многообразие отношений услуг, занимающих значительный сектор имущественного оборота. Наиболее значимые договоры об оказании услуг предусмотрены самим Кодексом - перевозка, хранение, заем и кредит, банковские услуги. Иные договоры о возмездном оказании услуг, подчиняясь общим принципиальным положениям гл. 39 ГК РФ, регулируются также отдельными федеральными законами и подзаконными правовыми актами, в том числе административного, служебного характера. К таким договорам, в частности, относятся: - услуги связи, информации, доступа в Интернет; - медицинские и ветеринарные услуги; - правовые, аудиторские, консалтинговые услуги; - туристско-экскурсионные и гостиничные услуги; - образовательные услуги; - коммунальные услуги; - культурно-зрелищные и спортивно-оздоровительные услуги и др. 2. Особое регулирование отдельных видов договоров возмездного оказания услуг специальными законами и подзаконными актами обусловлено спецификой отношений, зачастую простирающихся в иные отрасли права (в основном административное).
Специальная норма. В частности, Федеральные законы от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи"; от 17.07.1999 "О почтовой связи" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ,); от 10.07.1992 "Об образовании" от 24.11.1996 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, в ред. 05.02.2007 N 12-ФЗ) и ряд других, определяя основные правила оказания соответствующих услуг, детализируются подзаконными актами (постановлениями Правительства). Среди таких актов следует отметить Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.1997 (в редакции от 15.09.2000), Правила оказания услуг телефонной связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 (в редакции от 05.02.2007), Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 (в редакции от 15.09.2000), Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.01.1996, Правила оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.04.2001 (в ред. от 23.01.2007) и др.
3. Отличительной чертой данной категории договоров возмездного оказания услуг являются комплексность и многосторонность охватываемых ими отношений, зачастую выходящих за классический предмет гражданско-правового регулирования. Так, характер медицинских услуг предусматривает необходимость получения личных, составляющих врачебную тайну сведений, а сущность туристских услуг - особую форму договора (путевка, туристский ваучер и т.д.). Существо отдельных видов услуг обусловливает также и содержание прав и обязанностей, особенности ответственности сторон. В частности, ограничен размер имущественной ответственности услугодателя по договорам услуг связи, в том числе почтовой, включены особые требования к качеству в договорах предоставления услуг общественного питания, к прекращению договора медицинских услуг и т.д. 4. В специальном регулировании отдельных видов услуг приобретает важное значение публичный характер оказываемых услуг, определяя и договоры о таких услугах как публичные договоры. Договоры о таких услугах являются публичными договорами (ст. 426 ГК РФ). В этой связи "сквозную" силу для всех категорий бытовых услуг имеет Закон РФ "О защите прав потребителей". Этот Закон предусматривает не только дополнительные права потребителей, но и особый порядок и размер ответственности услугодателя. Услуги же, оказываемые коммерческими организациями в предпринимательской деятельности юридическим лицам и предпринимателям, как правило, обусловливают и повышенную (по сравнению с бытовыми услугами) степень ответственности обеих сторон, и стандартный, предусмотренный гражданским законодательством порядок ее наступления и размер. 5. В определенных видах договоров возмездного оказания услуг необходимо учитывать и определенное монопольное положение услугодателя (услуги телефонной связи, жилищно-коммунальные услуги и т.д.), тем более, что в некоторой степени на особенности гражданско-правового регулирования таких договоров оказывают влияние нормы публичного права, а также нормотворческая деятельность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 6. Следует дополнительно отметить, что к договорам возмездного оказания услуг применяются нормы о подряде (ст. ст. 702 - 739 ГК РФ), но только при условии, если это не противоречит особенностям предмета договора возмездного оказания услуг и специальному законодательству об отдельных видах услуг.
Будучи объектом гражданских прав, услуга должна отвечать требованиям фактической и юридической осуществимости. По общему правилу услуга не имеет вещественного результата, как операция обладает свойством неосязаемости и этим кардинально отличается от наиболее распространенных объектов гражданских прав - вещей. Услуга проявляется в её эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств. Тут же проявляется другое её свойство - трудность обособления и неотделимость от источника. Товар же, вещь может существовать отдельно от своего источника, т.е. производителя. Любая услуга оказывается человеком. Когда определенная часть деятельности выполняется машиной, можно, казалось бы, говорить, что эффект услуги исходит от машины. Однако, и в этом случае услуга неотделима от источника, она - определенный этап функционирования механизма, а как можно обособить деятельность от исполнителя. Раз услуга всегда выступает в «привязке» к конкретному человеку, а совершенно похожих людей не бывает, то свойство неотделимости порождает специфическую черту услуг - их эксклюзивность. Нормы права, регулирующие договоры на оказание тех или иных услуг, содержат обобщенные модели отдельных типов (видов) договоров[1]. Ещё одно свойство услуги - синхронность оказания и получения. Получение (принятие) ее заказчиком и процесс оказания услуги исполнителем идут одновременно. При этом эффект услуги может сохраняться какое-то, возможно непродолжительное время. Трудно представить ситуацию, при которой услуга будет оказываться в одно время, а приниматься - в другое. Принять услугу до того момента, пока не начат процесс её оказания, невозможно. Принять услугу, после того как она оказана, также не представляется возможным. Допустимо получение в отдельных случаях эффекта от услуги по истечении некоторого периода времени с момента завершения процесса ее оказания. Из указанного вытекает свойство - несохраняемость - услуг[2]. Свойство синхронности оказания и получения услуги в соединении с её несохраняемостью можно объединить термином «моментальная потребляемость услуг». Такое свойство известно законодателю, иначе как можно объяснить включение в п. 2 ст. 167 ГК РФ, посвященной последствиям недействительности сделок, правила, согласно которому при двусторонней реституции сторона, которой была оказана услуга по недействительной сделке, обязана возместить другой стороне ее стоимость в деньгах. Все отмеченное приводит к выявлению одного из главных свойств услуги - неустойчивости ее качества. Качество - это то, что нельзя исчислить. Оно проявляется в особенностях, специфических чертах явления, и уровень качества есть ряд свойств, делающих явление ценным, значимым. Следовательно, уровень качества должен определяться набором признаков выполняемой операции. Здесь возникает сложность - как определить те признаки и требования, которым должна отвечать операция, чтобы быть доброкачественной слугой. Чаще всего определение происходит через сроки, соотношение себестоимости и конечной цены, количество обслуженных предметов, т.е. через количественные показатели. Качество отдельных видов услуг можно определять методами экспертной и социологической оценки. Приемлема также оценка мастерства исполнителя, технологической дисциплины (соблюдение последовательности), завершенности операции (достигнута ли ее цель), качества обслуживания для потребительских услуг (этика общения, создание комфортной обстановки для потребителей, заказчиков услуг, учет их запросов). Сложность определения критериев качества также связана с тем, что качество услуг неустойчиво, а потому в гражданском праве обычно устанавливаются нормы о том, что не должен совершать исполнитель услуг, в связи с чем, в подзаконных актах закрепляются либо формальные критерии определения качества, либо употребляются формальные конструкции, в основе которых лежит негативное обязывание[3]. Изучение юридического понятия услуг будет неполным, если не провести классификацию услуг. Классификация услуг позволяет составить наиболее полное, завершенное понимание услуги как объекта гражданских прав. Более того, принимая во внимание отсутствие в специальной литературе разработок по данному вопросу, деление услуг на различные виды представляется особенно ценным. В зависимости от того, в какой форме выражается результат деятельности по оказанию услуг, а также в зависимости от того, может ли быть гарантирован положительный результат этой деятельности, различают материальные и нематериальные услуги[4]. Материальные услуги получают объективированное выражение либо в предмете природы, либо в личности самого потребителя услуг. Они выражаются в создании новой вещи, ее перемещении, внесении в нее изменений и т. д. Но в чем бы ни выражались материальные услуги, их результат всегда может быть гарантирован лицом, оказывающим услуги, т.е. услугодателем. Нематериальные услуги характеризуются, во-первых, тем, что деятельность услугодателя не воплощается в овеществленном результате и, во-вторых, тем, что услугодатель не гарантирует достижение предполагаемого положительного результата. Однако подобная классификация услуг вызывает критику. Д.И. Степанов предлагает выделить две группы гражданско-правовых услуг, обособляемых исходя из конструкции обязательства, используемой при регламентировании того или иного договора возмездного оказания услуг. Д.И. Степанов выделяет «чистые» и «так называемые» услуги». «Чистыми услугами» - Д. Степанов называет - услуги, сгруппированные по признаку отсутствия вещественного результат и к ним относит: перевозки, хранение, транспортную экспедицию, комиссию, агентирование, лечебно-профилактические и многие медицинские услуги, туристические, услуги связи, информационные, аудиторские, ветеринарные, доверительное управление имуществом. Договоры по оказанию «так называемых услуг», как считает Д. Степанов, опосредуют поддержание известного качественного состояния вещей, а также внешнего вида людей или животных. По его мнению, если результат работ может легко (быстро) исчезнуть или тем более объект может вернуться к первоначальному состоянию, существовавшему до переработки или изготовления, то будет ли действие, совершенное для достижения такого результата, полноценной работой? Речь идет не о каких-то случайных исключениях, казуистике, - таковы услуги салонов красоты, парикмахерских и т.п. Результат этих «работ» начинает уничтожаться сразу же после их производства. Поэтому из-за специфической «дефектности» результата данные операции можно отнести к услугам. Основополагающим критерием, позволяющим произвести некоторое обособление названных услуг, является достижение неустойчивого овещественного результата. В силу его слабой сохраненности подобная деятельность может быть отнесена к услугам[5]. Итак, проведя небольшой анализ, по содержанию услуги можно сделать вывод, что услуга как объект гражданских прав - это способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате действия (операции) или деятельности определенного человека или организации, допускаемой действующим правопорядком. Однако актуальным остается еще один вопрос, касающийся разграничения понятий «работа» и «услуга». По этой проблеме в юридической науке до сих пор нет единства. Различие между этими понятиями зафиксировано еще в римском праве. В классическом римском праве обнаруживаются детально разработанные договорные конструкции, опосредующие процесс оказания услуг. Вместе с тем, в римском праве отсутствовала развернутое понимание сущности услуг. Такое понятие можно реконструировать на основе источников анализа и литературы по римскому праву. Договор возмездного оказания услуг, точнее сам феномен возмездного оказания услуг из соответствующего договора как специфической части гражданского оборота, есть результат развития института личного найма, несмотря на то, что в римском праве не выделялся отдельный тип (вид) договора на оказание услуг (в современном его понимании), в литературе традиционно рассматривается вид договора, во многом аналогичный современному договору на оказание услуг, а именно договор личного найма (найма услуг). В римском праве договор найма являлся особым договорным типом, включавшим в себя три самостоятельных (поименованных) вида договора: наем вещей (locatio conductio rerum), наем услуг (locatio conductio operarum) и наем работы, или подряда (locatio conductio operis или operis faciendi)[6]. При этом договором найма услуг (locatio conductio operarum) назывался такой договор, по которому одна сторона (нанявшийся locator) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (нанимателя, conductor) определенные услуги, а наниматель принимал на себя обязательство платить за эти услуги установленное вознаграждение[7]. А договором подряда (найма работы, locatio conductio operis) назывался договор, по которому одна сторона (подрядчик, conductor) принимала на себя обязательство исполнить в пользу другой стороны (заказчика, locator) известную работу, а заказчик принимал на себя обязательство уплатить за эту работу определенное денежное вознаграждение. Тем самым отличие этих двух договоров заключалось в том, что по договору найма услуг нанявшийся обязан, был к предоставлению отдельных услуг; договор же подряда направлен на то, чтобы подрядчик дал определенный opus, т.е. законченный результат[8]. Работы и сейчас отделяют от услуг по критерию предоставления овеществленного результата: подрядчик, лицо, выполняющее работу, обязан не только осуществить предусмотренную соглашением сторон деятельность, но и сдать заказчику результат. В то же время исполнитель услуг выполняет только определенную деятельность и не обязан предоставлять овеществленный результат. Разграничение по указанному признаку является, пожалуй, единственным бесспорным в цивилистической доктрине, которое нашло отражение в Гражданском кодексе РФ. Лицо, выполняющее работу, обязано произвести спецификацию и сдать результат заказчику (п. 1 ст. 702 ГК РФ). При недостижении результата работа не считается исполненной. Заказчик не вправе вмешиваться в деятельность лица, выполняющего работу (п. 1 ст. 715 ГК РФ). Иначе говоря, заказчика интересует только доброкачественный результат. Услуга же сводится к совершению ряда действий или осуществлению определенной деятельности (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Безусловно, будет, достигнут определенный результат, но не в форме вновь созданной или обработанной вещи. В данном случае, представляется, правильнее говорить о «полезном эффекте» услуги, который можно воспринимать, в отдельных случаях - наблюдать, но не получать как вещь. Причем этот «полезный эффект» в качестве полученного результата может и не совпасть с ожидаемым[9]. Законодатель относит к подряду, наряду с изготовлением или переработкой (обработкой) вещи, также и «выполнение другой работы». По смыслу норм статей ГК РФ о подряде (ст. 702, 703, 704 и др.) «выполнение другой работы» - п. 1 ст. 703 ГК РФ - преследует цель создания вещи, так как и эта «другая» работа должна иметь результат, подлежащий передаче заказчику, тогда как в услугах такая цель отсутствует[10]. Так, например, комплектация компьютера модемом, производимая компьютерной фирмой будет являться работой, а вот предоставление заказчику возможности выхода в Internet, будет осуществляться этой же фирмой путем оказания ему интернет-услуг. Но, если все эти действия совершаются единовременно, стоит говорить о смешанном договоре, включающем в себя договор подряда и договор возмездного оказания услуг, на разговорном языке - договор подряда с дополнительными услугами. Специфический признак услуг из смешанных договоров следующий: услуги оказываются на основе договора, включающего элементы различных договоров. Легальное определение смешанного договора приводится в п. 3 ст. 421 ГК РФ. Смешанный договор, если нет законодательного запрета, допускает применение к нему норм, регулирующих различные виды (типы) договоров. Объем правового регулирования соотносится с величиной влияния элемента или модели «чистого», поименованного договора на смешанный. Раз объект обязательства из смешанного договора един, то в нем, наряду с операцией - услугой, могут содержаться действия, связанные с передачей имущества в собственность (медицинские услуги по протезированию) или в пользование. Объект подробных обязательств можно назвать комплекс - объектом, а обязательства относительно него могут одновременно относиться как к обязательства по оказанию услуг, так и к другим группам обязательств. Чем больший объем в объекте обязательства из смешанного договора занимает услуга, тем легче назвать соответствующее действие - объект обязательства услугой. Специфической особенностью услуг, оказываемых из смешанных договоров, является возможность возникновения устойчивого овеществленного результата, что следует из самой природы смешанного договора, поскольку объект обязательств из подобных договоров может включать в себя действия, направленные на изготовление или переработку вещи. Появление овеществленного результата из смешанного договора, по которому среди прочего оказываются услуги, не приводит к смешению работ и услуг: законченный результат здесь есть следствие работы. Если выполняемый услуги и способствовали его появлению, то он, тем не менее, возникает не напрямую из услуг[11]. В подрядных обязательствах безусловно, важны в своем единстве производство работ и передача ее результатов, а не просто передача имущества. И все же деятельность в подряде не имеет такого значения, какое она приобретает в услугах. Так, в обязательствах по выполнению работ процесс труда, деятельность важна постольку, поскольку она служит предпосылкой достижения конечного материального результата, в услугах же деятельность уже не есть лишь предпосылка, а в ее осуществлении и состоит собственно исполнение обязательства по оказанию услуг. В подряде для получения этого материального результата исполнитель осуществляет деятельность по созданию или переработке вещи, т.е. овеществлен не только результат, но и объект приложения действий. Подряд юридически безразличен к приемам, которыми выполняется работа. В подряде стадия потребления наступает после завершения деятельности, и известный интерес удовлетворяется через отделимый от деятельности и от ее исполнителя результат в услугах. Поэтому, в отличие от услуг, которые необратимы, в работах есть результат, который можно предъявить к возврату (за его некачественностью или вследствие признания сделки недействительной). Иными словами, в подрядных обязательствах, «пока выполняются работы, еще нет результата, а как только появляется результат, сами работы уже завершены»[12]. Таким образом, в доктрине гражданского права не только необходимо проводить четкое разграничение юридического и экономического понятия услуги, но и пересмотреть принятое в литературе деление услуг на нематериальные и материальные, опосредуемые подрядными отношениями. И поскольку услуга не направлена на создание вещного по форме материального результата, это препятствует распространению на отношения услуги большинства норм о подряде, предмет которого состоит в совершении действий, направленных на изготовление или переработку вещей, на достижение вещественного результата путем выполнения работ.
1.2 Понятие медицинской услуги
Услуги – полезная деятельность, удовлетворяющая потребности в ней нуждающихся. По определению К.Маркса «…как особая потребительная стоимость, которую доставляет труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги», потому что труд оказывает услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности…» Экономическая полезность делает услугу предметом торговли.[13] Изначально возникнув как поручение пациента врачу, медицинская помощь с течением времени обрела правовое положение услуги. Медицинская услуга – это не подряд на излечение, хотя в медицине имеют место и подрядные правоотношения, например изготовление протеза. Однако достижение такого овеществленного результата неразрывно связано с проведением различного рода медицинских обследований, хирургического, медикаментозного лечения и составляет с ними определенное единство, не изменяя существа правоотношения как услуги. Подряд – это деятельность ради вещественного результата, физического товара. Услуга, в том числе медицинская, представляет собой материальное производство с получением невещественного продукта. В экономическом аспекте этого правоотношения имеет место производство и потребление услуги субъектами такого отношения – производителем и потребителем (клиентом). В юридическом смысле стороны представлены соответственно как исполнитель (медицинский хозяйствующий субъект) и заказчик (гражданин). В профессиональном же плане стороны представляют врач (медицинское учреждение) и пациент. Медицинская услуга представляет собой разновидность профессиональных услуг. При их оказании законом предъявляются повышенные требования к квалификации исполнителя. По существу, законодатель устанавливает специальную правоспособность не только для хозяйствующего субъекта, осуществляющего такую деятельность, но и для исполнителя услуг. На этом основывается порядок выдачи лицензии на осуществление медицинской деятельности и сертификатов, подтверждающих профессионализм исполнителя услуг. К врачебной деятельности допускается только врач соответствующей квалификации. Однако в отличие от иных профессиональных услуг, например юридических, медицинская услуга ориентирована на особое благо – здоровье. Медицина имеет дело с состоянием человеческого здоровья, для поддержания, восстановления и укрепления которого осуществляется специальная деятельность, включающая различные способы воздействия на организм (оперативные и консервативные методы лечения). Организм человека как предмет медицинской деятельности и целевое воздействие на состояние здоровья – как ее объект существенно отличают медицинскую услугу в ряду иных профессиональных услуг. Содержание медицинской услуги можно условно разделить на сугубо профессиональную основу и сервисные атрибуты при ее оказании. Например, сервисными атрибутами будут: отсутствие очередей, доброжелательное отношение к клиенту, возможность находиться в отдельной палате и т.д. Однако сервисные атрибуты выходят за пределы правового режима оказания собственно медицинских услуг. Существо профессиональной услуги при оказании медицинской помощи, заключается в соответствии лечебно-диагностического процесса объективным потребностям состояния здоровья пациента сообразно требования врачебного искусства и собственного профессионального мастерства врача. При этом использование диагностических или лечебных средств (медикаментов, оборудования, инструментария и т.д.) является неотъемлемой частью существа медицинской услуги. Применение новаций при наличии обычных средств оправдано лишь соответствующими медицинскими показаниями либо волеизъявлением самого клиента. Услугам, как и товарам, присущи покупательские риски. Однако исторически сложилось, что услуги, в отличие от производства вещественных товаров, не сопровождались предоставлением каких-либо гарантий. Неосязаемость медицинских услуг, нередко и после их получения, создает проблему изначального доверия потребителя производителю таких услуг.[14] Риск покупателя в сделках купли-продажи услуг существенно выше, чем при продаже товаров, и оценить его сложнее. Определение и измерение качества услуг затруднено, особенно в приложении к медицине. Услугам вообще присуща высокая степень неопределенности. А лечебный процесс исчерпывающей регламентации (стандартизации и унификации) не подлежит. Каждый врач осуществляет его по-разному. Услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуги до ее получения. Сравнивать можно только ожидаемые выгоды и полученные. Ключевая проблема – возможный разрыв между ожиданием клиента и фактическим восприятием полученной услуги. Требования потребителя профессиональных услуг могут быть завышенными. Получая услугу, он рассчитывает на такой результат, который однозначно недостижим или достижим в части либо при условиях многофакторного благоприятствования. Такие неподтвердившиеся представления чаще всего оборачиваются попытками вернуть внесенную плату за завершенную услугу. Не соответствие завышенных ожиданий фактически наступившему результату медицинской услуги нередко порождает необоснованные претензии. С другой стороны, обращение за медицинской помощью вызвано необходимостью коррекции состояния здоровья. Обращающийся, вправе ожидать, что ему окажут надлежащую медицинскую услугу, направленную на излечение. В конечном счете, услуга, оказываемая гражданину медицинским хозяйствующим субъектом, обеспечивается вложенным профессиональным трудом, направленным на определенный результат с намерением его достичь. Профессиональная услуга – это сделка, фактическая завершенность которой овеществлена вложенным трудом профессионала. Сам результат сделки находится за пределами последней, поэтому справедливо ожидать от производителя профессиональных услуг, что по ее условиям, согласно ч.2 п.1 ст.401 ГК РФ, при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, он принял все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства. Проблемой является установление того, на что рассчитывал потребитель профессиональных услуг, что должен был осуществить их производитель, как он поступил, чего достиг по сравнению с тем, чего должен был достигнуть, как отразились действия производителя на потребителе профессиональных услуг, не посягнули ли на его права и законные интересы эти действия, а если посягнули, то в чем это выразилось. Врач не может нести правовую ответственность за ненаступление ожидаемого пациентом результата, если сделал все, что мог и должен был сделать. Результат, невзирая на корректность завершенной профессиональной услуги, может быть полным или неполным, либо отсутствовать из-за индивидуальной реакции организма. И эти основания не позволяют признать услугу ненадлежащей. Напротив, если предприняты ненадлежащие или не предприняты надлежащие профессиональные действия, либо осуществлены не должным образом, либо не должного объема, либо не в должный срок, либо не надлежащим лицом, либо в отношении ненадлежащего лица, то такая услуга бесполезная или некачественная – является ненадлежащей. Не наступление ожидаемого результата не является непременным свидетельством допущенного при оказании услуги недостатка, а, следовательно, не подлежит обязательному возмещению в качестве материального ущерба, убытков. Результат услуги – категория договорная; в отношении его наступления при соблюдении сторонами ряда существенных условий достигается предшествующее началу оказания услуги соглашение. В содержание такого соглашения должна включаться обязательность надлежащего исполнения услуги, а не обязательность наступления ее результата, если он зависит от условий многофакторного благоприятствования, недоступных абсолютному прогнозированию. Результат услуги – это модель ожидания, цель. Врач всегда стремится к улучшению здоровья пациента, но оборотной стороной его усилий является постоянно существующая вероятность причинения вреда здоровью. Вред, обусловленный медицинской услугой, к которому активно стремился профессионал для предотвращения большего вреда здоровью пациента от самой болезни, и вред, который сознательно допускался обеими сторонами в силу биологических особенностей организма или технологических особенностей вмешательства, а равно вред, наступивший в связи с медицинской услугой случайно или виновно, имеют различное правовое содержание.[15] Опасность может представлять любое банальное медицинское вмешательство. Вероятность летального исхода не исключается и при проведении операции аппендэктомии (аппендицита). Возможности организма пациента всегда доступны предвидению в ограниченном диапазоне, и субъективный прогноз профессионала не может охватить всю совокупность возможных отрицательных последствий, либо профессионал, предполагая исчерпывающий перечень последних, не в состоянии предвидеть вероятность их наступления у конкретного пациента. Прогнозируемые вредные эффекты медицинского вмешательства в состояние здоровья пациента входят в договорные условия предоставления профессиональной услуги. Относительно возможности их наступления пациент должен быть информирован (должно закрепляться в договоре). Законодательство устанавливает, что предоставление платных медицинских услуг оформляется договором, которым регламентируются сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон.[16] Медицинская услуга, таким образом, представляет собой специальную профессиональную услугу, в рамках обоснованного риска по договорным обязательствам, вне которых возникновение физического, материального и морального ущерба не является правомерным. Результатом медицинской услуги является такое состояние здоровья, которое обусловлено надлежащим ее исполнением. Отношения по осуществлению медицинской деятельности регламентируются в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан, утв. Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. N 5487-1[17] (далее - Основы законодательства об охране здоровья граждан), Программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2006 г., утв. Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. N 461[18], Правилах предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. N 27[19]. В данных правовых актах под медицинскими услугами подразумевается только платная медицинская деятельность. Так, в ст. 30 Основ законодательства об охране здоровья граждан закрепляется право пациента на получение медицинских и иных услуг в рамках программ добровольного медицинского страхования. Однако в определении медицинской услуги, содержащемся в Отраслевом классификаторе "Простые медицинские услуги" (ОК ПМУ 91500.09.0001-2001), утв. Приказом Минздрава РФ от 10 апреля 2001 г. N 113[20], такой признак, как платность (возмездность), отсутствует. Под медицинской услугой понимается мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость. Обращаясь к вопросу о правоотношении по оказанию услуг, представляется важным обратить внимание на особенность его объекта. Следуя логике, предложенной О.С. Иоффе, объектом правоотношения по оказанию услуг является деятельность по оказанию услуг, а сами услуги - объектом этой деятельности. Вместе с тем услуга как таковая представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей лица, не имеющая овеществленного результата. Данная характеристика услуги позволяет отграничить ее от действий, связанных с передачей вещи или выполнением работ и прийти к выводу о смещении объекта правоотношения по оказанию медицинских услуг- поведения и объекта этого поведения, действия по ее оказанию и получение ее результата (полезного эффекта) совпадают. Учитывая выявленные признаки услуги, правоотношение по оказанию услуг следовало бы определить как регулируемое правом имущественное отношение заказчика услуги и ее исполнителя, тесно связанное с личностью исполнителя, устанавливающее право заказчика требовать от исполнителя осуществления действий (деятельности) по оказанию услуги с целью достижения ожидаемого экономического эффекта, удовлетворения потребностей и обязанность исполнителя совершить все необходимые действия по оказанию заказанной услуги, обеспечиваемое силой государственного принуждения[21]. Что касается видовых характеристик правоотношения по оказанию медицинских услуг, то его субъектами являются пациент - управомоченное лицо и медицинская организация (или частнопрактикующий врач) - лицо обязанное. Содержание правоотношения составляют права и обязанности сторон, в частности право пациента на получение медицинских услуг и обязанность медицинской организации (врача) по их предоставлению. Таким образом, под правоотношением по оказанию медицинскихуслуг необходимо понимать регулируемое правом имущественное отношение между пациентом - заказчиком и медицинской организацией (врачом) -исполнителем, тесно связанное с личностью исполнителя, устанавливающее право пациента требовать от медицинской организации (в
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1252; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |