Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тележки пассажирских вагонов

 

Пассажирские вагоны, обращающиеся по магистральным железнодорожным путям колеи 1520 мм со скоростью движения до 160 км/ч, оснащаются типовыми двухосными тележками с двухступенчатой системой рессорного подвешивания КВЗ-ЦНИИ типов I и II. Серийное производство этих тележек было начато в 1962 г. на Калининском (ныне Тверском) вагоностроительном заводе (ТВЗ). До этого времени выпускались тележки моделей ЦМВ и КВЗ-5.

Конструкция тележки КВЗ-ЦНИИ неоднократно изменялась с целью улучшения ходовых качеств. В настоящее время под пассажирскими вагонами эксплуатируются тележки ТВЗ-ЦНИИ, ТВЗ-ЦНИИ-М. Разработаны и прошли эксплуатационные испытания безлюлечные тележки нового поколения, допускающие скорость движения до 200 км/ч.

Тележка КВЗ-ЦНИИ-I (рис. 8.8). используется в вагонах с массой тары до 60 тс, предназначенных для перевозки пассажиров. Для вагонов специального назначения (вагоны-рестораны, багажные вагоны) с массу тары свыше 60 тс, но не более 72 тс, используется тележка КВЗ-ЦНИИ-II. Внешне эти тележки можно различить по числу гидравлических гасителей колебаний: на тележке типа I установлено два гасителя, а на тележке типа II – четыре по два с каждой стороны. В соответствии с этим различно расположение кронштейнов для крепления гасителей колебаний. Основные элементы рамы тележки типа II усилены по сравнению с тележкой типа I.

 

 

Рис. 8.8 Тележка модели КВЗ-ЦНИИ-1:

1 - пружина буксового подвешивания; 2 - тормозное устройство; 3 - рама тележки;
4 - валик люлечной подвески; 5 – подпятник; 6 - карданный вал привода генератора;
7 - буксовый узел; 8 - серьга центрального подвешивания; 9 - поддон люльки центрального подвешивания; 10 – генератор; 11 - муфта карданного вала привода генератора;
12 - гидравлический гаситель колебаний; 13 - поводок.

Тележка КВЗ-ЦНИИ создана на базе тележки типа КВЗ-5 и состоит
из рамы, буксового и центрального рессорного подвешивания, колесных пар и тормозных устройств

Принципиальным конструктивным отличием тележки КВЗ-ЦНИИ от предыдущих моделей тележек является то, что передача нагрузки от кузова вагона на раму тележки осуществляется через боковые горизонтальные скользуны, а не через узел «пятник-подпятник».

Рама тележки сварная Н-образной формы (рис. 8.9) изготовлена из прокатных профилей и штампованных листовых элементов:

 

Рис. 8.9. Рама тележки типа КВЗ-ЦНИИ-I

 

Рама тележки типа КВЗ-ЦНИИ-I состоит:

– из двух боковых продольных балок 1 коробчатого сечения, перекрытых в средней части сверху и снизу накладками;

– двух средних поперечных балок коробчатого сечения 2, сваренных из горизонтальных и вертикальных листов;

– четырех вспомогательных продольных балок 3, предназначенных для крепления тормозной рычажной передачи и четырех укороченных концевых балок 4.

К боковым балкам приварены снизу опорные плиты 5 для установки шпинтонов узла буксового рессорного подвешивания, посередине – специальные кронштейны для крепления гидравлических гасителей колебаний 9 и скользуны 10 для ограничения перемещения надрессорной балки поперек вагона.

К поперечным балкам приварены скользуны 7, ограничивающие перемещения надрессорной балки вдоль вагона, и кронштейны 6 для подвесок тормозных башмаков.

Рессорное подвешивание тележки КВЗ-ЦНИИ двойное – центральное и буксовое.

Буксовая ступень (рис. 8.10) включает в себя два одинаковых комплекта, работающих параллельно.

 
 


 

Рис. 8.10. Буксовая ступень рессорного подвешивания тележки КВЗ-ЦНИИ:

1 – рама; 2 – шпинтон; 3 – наружная пружина; 4 – внутренняя пружина;
5 – металлическое кольцо; 6 – кожух; 7 – резиновая прокладка; 8 – металлическое кольцо; 9 – резиновая прокладка; 10 – опорное кольцо; 11 – корончатая гайка; 12 – тарельчатая пружина; 13 – шпинтонная втулка; 14 – фрикционный клин; 15 – корпус буксы

 

Каждый комплект состоит из шпинтона 2, закрепленного на раме тележки 1, наружной 3 и внутренней 4 пружин и фрикционного гасителя колебаний, детали которого расположены в кожухе 6. С целью уменьшения шумовых высокочастотных колебаний между наружной пружиной 3, кожухом и поддоном корпуса буксы 15 предусмотрены резиновые прокладки 7 и 9, защищаемые от истирания металлическими кольцами 5 и 8. В состав фрикционного гасителя колебаний входят: сменная фрикционная шпинтонная втулка 13, вокруг которой расположены шесть фрикционных конусных клиньев 14, находящихся между верхним и нижним опорными коническими кольцами 10. На верхнее кольцо воздействует внутренняя пружина 4, а нижнее кольцо 10 через резиновую прокладку передает нагрузку на поддон корпуса буксы 15.

Во время колебания рамы тележки относительно буксы происходит взаимное перемещение и возникновение сил трения между клиньями 14 и шпинтонной втулкой 13, фиксация которой осуществляется корончатой гайкой 11 и тарельчатой пружиной 12.

Центральное рессорное подвешивание тележки КВЗ-ЦНИИ
(рис. 8.11) состоит из двух люлек, подвешенных к раме тележки и связанных между собой надрессорной балкой 17. На каждой люльке установлен гидравлический гаситель колебаний 4, который нижней головкой крепится к кронштейну 11 надрессорной балки, а верхней – к кронштейну 9 продольной балки тележки. Наклонное расположение гидравлических гасителей, установленных с обеих сторон тележки, позволяет им гасить горизонтальные и вертикальные колебания надрессорной балки.

На каждом поддоне 15 в специальные углубления на подкладки 13 установлены по две трехрядных пружины 16, состоящие из наружной, средней и внутренней пружин.

Поддоны имеют шарнирное соединение с серьгами 2, которые шарнирно связаны с тягами подвесками 1.

 

 

Рис. 8.11. Центральная ступень рессорного подвешивания тележки КВЗ-ЦНИИ:

1 – тяга подвески; 2 – серьга; 3 – соединительная планка; 4 – гаситель колебаний; 5 – упор; 6 – подшипник; 7 – валик; 8 – поводок; 9, 11 – кронштейны; 10 – резиновая шайба; 12 – болт; 13 – подкладки; 14 – гайки; 15 – поддон; 16 – пружины; 17 – надрессорная балка

 

Тяги подвески крепятся к продольной балке рамы тележки с помощью валиков 7, подшипников 6, которые расположены в упорах 5, приваренных к балке. Благодаря шарнирному опиранию тяг подвесок 1 на продольные балки рамы люлька может отклоняться поперек рамы вагона. Форма валиков 6 и проушин тяг подвесок позволяют люльке качаться также вдоль тележки. Для предохранения поддона от падения на путь в случае обрыва тяг подвесок предусмотрены болты 12, проходящие внутри пружин и опирающиеся Т-образными головками через резиновую шайбу 10 на продольную балку рамы. Снизу на болты навернуты гайки 14.

Надрессорная балка (рис. 8.12) тележки КВЗ-ЦНИИ сварная коробчатого сечения. Концевые ее части уширены для обеспечения хорошей опоры на трехрядные пружины центрального подвешивания и снабжены отверстиями 8, служащими для пропуска предохранительных болтов. Посередине балки укреплен подпятник 5, а подпятниковое место усилено ребрами 6 и планкой 7.

 

 

Рис. 8.12. Надрессорная балка тележки КВЗ-ЦНИИ-I

 

В верхней части балки приварены коробки горизонтальных скользунов 4, к которым сбоку прикреплены вертикальные скользуны 3, взаимодействующие со скользунами средних поперечных балок рамы тележки.

По концам надрессорной балки расположены кронштейны 2 для направляющих поводков и кронштейны 1 для крепления гидравлических гасителей колебаний.

Вертикальная нагрузка от кузова вагона передается через горизонтальные скользуны 4 надрессорной балки, а между пятником и подпятником, соединенными замковым шкворнем, должен быть вертикальный зазор 9 мм. Схема опирания кузова на тележку через скользуны показана на рис. 8.13, а.

 

 

Рис. 8.13. Стабилизирующие устройства тележки КВЗ-ЦНИИ:
а – опора кузова на тележку через скользуны; б – упругий направляющий поводок

 

Пятник и подпятник совместно с замковым шкворнем, состоящим из двух полушкворней, являются осью вращения тележки относительно кузова и служат для передачи тяговых и тормозных усилий от тележки к кузову, а также восприятия сил, возникающих от момента трения при прохождении кривых участков пути.

Перемещение надрессорной балки тележки КВЗ-ЦНИИ
в горизонтальной плоскости ограничено поводком 6 (рис. 8.13. б), расположенным в кронштейнах надрессорной балки и рамы, а в вертикальной – гидравлическими гасителями колебаний.

Поводок состоит из сварной тяги, резиновых пакетов и гаек.

В пассажирских вагонах последних лет постройки применяются тележки ТВЗ-ЦНИИ-М. Их отличие от тележек КВЗ-ЦНИИ состоит в следующем:

– боковые гасители колебаний стоят вертикально;

– снизу от надрессорной балки имеются еще 2 гасителя колебаний, расположенных под углом;

– применена новая, более совершенная конструкция тормозного башмака и подвески тормозного башмака, позволившая отказаться от регулировочного устройства отхода башмака от поверхности катания колеса;

– в каждом пружинном комплекте центрального рессорного подвешивания по две пружины, а не по три.

В пассажирских вагонах нового поколения, выпускаемых Тверским вагоностроительным заводом для скоростей движений до 160 км/ч, используются конструктивно новые тележки безлюлечного типа моделей
68-4095 и 68-4096 (рис 8.14).

 

 

 

Рис. 8.14. Пассажирская тележка безлюлечного типа с системой дискового торможения

 

Колесная пара с буксами на подшипниках качения кассетного типа.

Вагоны имеют дисковые тормоза клещевого типа с противоюзными осевыми датчиками. За счет сокращения количества рычагов, тяг и шарнирных соединений в конструкции нового дискового тормоза, в сравнении с тормозом колодочного типа, существенно повысилась эксплуатационная надежность вагона (в конструкции тележек с люлечным подвешиванием 160 шарнирных соединений, в тележках безлюлечного типа – 24 шарнира).

Центральное подвешивание безлюлечное с цилиндрическими пружинами, вертикальными и горизонтальными гидравлическими гасителями колебаний, обеспечивающими раздельное гашения вертикальных и горизонтальных колебаний вагона. Буксовое подвешивание нешпинтонного типа

В пассажирских вагонах ТВЗ, предназначенных для движения со скоростью до 200 км/ч, используются тележки модели 68-4075 и 68-4076. Значительный статический прогиб и использование вязкого трения
в буксовом и центральном подвешивании обеспечивает высокие ходовые качества и повышенную плавность хода тележек.

В этих моделях тележек дополнительно к дисковым тормозам, обеспечивающим служебное торможение, установлены магнитно-рельсовые тормоза, применяемые в случае экстренного торможения поезда.

Тележка модели 68-4075 оборудована приводом ручного тормоза.

Вагоны международного сообщения габарита 03-ВМ (РИЦ), курсирующие по дорогам России и западноевропейских стран, могут иметь тележки для колеи 1520 и 1435 мм. Постановка под кузов вагона тележек для определенной колеи, производящаяся на пограничных станциях, обеспечивает беспересадочное движение.

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите основные детали и узлы тележки модели 18-100.

2. Назовите конструктивные особенности тележки модели 18-578.

3. Назовите конструктивные особенности трехосной и четырехосной тележек грузовых вагонов.

4. Назовите принципиальные отличия тележки модели 18-100
от тележки КВЗ-ЦНИИ.

5. Назовите принципиальные отличия тележки ТВЗ-ЦНИИ-М
от тележки КВЗ-ЦНИИ.

6. Назовите основные элементы буксовой ступени рессорного подвешивания тележки КВЗ-ЦНИИ.

7. Для каких целей используется поводок в тележках пассажирских вагонов?

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тележки грузовых вагонов | Автосцепное устройство
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 15434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.