Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подготовка к занятию




Исследование оперативной памяти

Оперативная память заключается в способности сохранить в памяти какие-то элементы и произвести с ними определенные действия.

Запись результатов делается на бланке под надписью «Оперативная память». Дается подробная словесная инструкция: «Сейчас я буду зачитывать группы однозначных чисел. Ваша задача - запомнить эти числа в том порядке, в котором я буду читать. Затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим и так далее, а полученные суммы записать на бланке. Окончание зачитываемого ряда я буду обозначать, командой «Пишите!». Внимание! Сейчас вам будут зачитаны числа. Приготовьтесь к работе. Слушайте числа».

Внимание: 4,5,2 -пишите (пауза 10 секунд)

Внимание: 3,2,6 -пишите (пауза 10 секунд)

Внимание: 5,2,6,3 -пишите (пауза 15 секунд)

Внимание: 3,5,2,4 -пишите (пауза 15 секунд)

Внимание: 4,3,6,2,5 -пишите (пауза 20 секунд)

Внимание: 3,2,4,5,3 -пишите (пауза 20 секунд)

Внимание: 2,5,1,7,2,6 -пишите (пауза 25 секунд)

Внимание: 4,3,5,2,7,2 -пишите (пауза 25 секунд)

Внимание: 5,2,4,3,6,2,4 -пишите (пауза 30 секунд)

Внимание: 6,2,3,5,2,7,2 -пишите (пауза 30 секунд)

Пауза между предъявлениями отдельных чисел - одна секунда.

Выполнение задания проверяется по ключу:

9,7

5,8

7,8,9

8,7,6

7,9,8,7

5,6,9,8

7,6,8,9,8

7,8,7,9,9

7,6,7,9,8,6

8,5,8,7,9,9

Оценка производится в баллах по результатам наиболее трудного из правильно выполненных тестов (задание считается выполненным, если хотя бы в одном из двух вариантов ответы записаны без ошибок). Количество правильно воспроизведенных сумм увеличивается на единицу и переводится в баллы.

Количество правильно воспроизведенных сумм +1 Баллы Оценка
Не справился (или 1)   очень плохо плохо плохо плохо удовлетворительно хорошо отлично

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО КУРСУ

«ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА»

(методические разработки для студентов)

 

План университета 2012 г.

Редактор ____________________________________________________________

 

 

Подписано к печати Формат

Усл.печ.л. – Уч.-изд.л. Тираж

Заказ Бесплатно

Отпечатано в _______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

1. Изучить по лекции и учебнику "Фармакология" тему: "Витаминные препараты".

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, клинические показания для применения, возможные осложнения:

1) тиамин (тиамина хлорид®) в ампулах.

2) кокарбоксилаза (кокарбоксилазы гидрохлорид®) в ампулах;[Детям до 3мес.- 0,025г/сут, с 4м. до 7л.- 0,025-0,05г/сут, с 8 до 18л.- 0,05-0,1 г/сутки.]

3) рибофлавин в таблетках, драже;[Детям 2-5 мг. 1-3 раза в сутки.]

4) пиридоксин (пиридоксина гидрохлорид®) в ампулах;

5) никотиновая кислота в ампулах;[Детям 0,005-0,02 г. в сутки.]

6) аскорбиновая кислота в ампулах;[Детям 1-2 мл. 5% раствора.]

7) руозид (рутин®) в таблетках;

8) ретинол (ретинола ацетат®) во флаконах, ампулах;

9) эргокальциферол во флаконах;

10) витамин Е (α-токоферола ацетат®) во флаконах, капсулах, ампулах. [Детям 5-10мг/сут.]

3. Подготовить реферат на тему "Неспецифическое применение витамина "Е", "Витамино-подобные вещества".

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с набором препаратов по теме.

Задание 2. Дать ответы на задания для безмашинного программирования в "Руководстве к ла­бораторным занятиям по фармакологии", с. 203.

Задание 3. Неспецифическое сосудорасширяющее действие никотиновой кислоты. Выполнить исследование, оформить протокол, сделать выводы. У трех студентов провести ис­ходное исследование частоты пульса, АД, отметить цвет кожных покровов лица, шеи, рук. После чего назначить по 0,05-0,1 никотиновой кислоты в таблетке. При достижении эффекта - покраснение лица, шеи, области суставов - провести повтор­ное исследование частоты пульса и АД. Результаты обсудить.

Задание 4. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

1) витаминный препарат при полиневритах;

2) витаминный препарат с сильным антиоксидантным действием;

3) витаминный препарат дня лечения ксерофтальмии;

4) витаминный препарат для лечения рахита.

Задание 5. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

Задание 6. Обсудить рефераты: "Неспецифическое применение витамина "Е", "Витаминоподобные вещества".

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Общие принципы витаминной терапии.

2. Водорастворимые витамины группы "В", витамин "С", никотиновая кислота. Фармако-динамика, препараты, применение.

3. Жирорастворимые препараты. Фармакодинамика, препараты, применение.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Средства для наркоза.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Роль отечественных и зарубежных ученых в разработке этой группы препаратов (Мортон В.Г., Пирогов Н.И., Кравков Н.П.)

2. Клиническое применение этой группы препаратов. Понятие об ингаляционном и неингаля­ционном наркозе. Широта наркотического действия. Мембранная теория наркоза.

3. Классификация средств для наркоза:

А. Средства для ингаляционного наркоза:

- испаряющиеся летучие жидкости - эфир для наркоза; фторотан; энфлуран и т.п.

- газообразное вещество - закись азота.

Б. Средства для неингаляционного наркоза:

- барбитураты - гексенал, тиопентал-натрий;

- небарбитуровые препараты - предион (виадрил); натрия оксибутират; пропанидид (сомбревин, эпонтол); кетамин (калипсол, кеталар); диприван.

4. Эфир для наркоза: влияние на различные отделы ЦНС, сердечно-сосудистую систему, дыха­ние, скелетную мускулатуру. Стадии эфирного наркоза, механизмы их возникновения, воз­можные осложнения, их профилактика.

5. Фторотан для наркоза. Особенности действия в сравнении с эфиром, возможные осложне­ния.

6. Закись азота - особенности действия и применения.

7. Наркоз барбитуратами. Особенности течения, возможные осложнения. Клиническое ис­пользование.

 

8. Сравнительная характеристика и особенности течения наркоза натрием оксибутирата, предионом, пропанидидом, кетамином, диприваном. Клиническое использование.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Изучить по лекции и учебнику "Фармакология" тему: «Средства для наркоза».

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие. Задание 2. Методом выбора найти правильный ответ в «Руководстве к лабораторным заняти­ям по фармакологии», с. 81.

Задание 3. Подготовить и обсудить реферативный доклад: «Механизмы наркоза». Задание 4. Выполнить экспериментальную работу, оформить протоколы, сделать выводы.

Опыт 1. Сравнительное действие эфира для наркоза и фторотана.

Двух белых крыс одинаковой массы поместить под стеклянные колпаки. Под один колпак поместить ватный тампон с 2 мл эфира для наркоза, под второй - тампон с 2 мл фторотана.Сравнить развитие наркотического эффекта и пробуждение живот­ных.

Опыт 2. Рефлекторное влияние диэтилового эфира на дыхание и сердечную деятельность кролика.

Подсчитывают число дыханий в 1 мин и регистрируют ЭКГ у подопытного кроли­ка, затем дают вдыхать пары диэтилового эфира и наблюдают за изменением дыха­ния и деятельности сердца.

Опыт 3. Сравнительная огнеопасность эфира для наркоза и фторотана.

В две кюветы наливают по 1-2 мл диэтилового эфира и фторотана, осторожно под­носят горящую спичку. Опыт 4. Наркоз гексеналом. Кролику в краевую вену уха медленно вводят свежеприготовленный раствор гексенала из

расчета 25-30 мг/кг. Задание 5. Решить ситуационные задачи.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Механизм возникновения и характеристика стадий ингаляционного эфирного наркоза.

2. Сравнительная характеристика действия на организм человека эфира для наркоза и фторо­тана.

3. Средства для неингаляционного наркоза. Фармакодинамика. Особенности действия отдель­ных препаратов.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Этанол - использование в медицинской практике. Снотворные средства. Противосудорожные

средства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Этанол. Местное действие этилового спирта на кожу и слизистые оболочки Противомикробные свойства. Медицинское применение. Токсикологическая характеристика этанола: влияние на ЦНС, сердечно-сосудистую систему, печень, половую сферу, потомство. Острое отравление алкоголем. Меры помощи. Фармакодинамика тетурама, принципы его примене­ния при алкоголизме. Приказ МЗ №55 «О порядке отпуска этилового спирта и спиртосодержащих лекарственных средств из аптечных учреждений».

2. Снотворные средства. Сон как физиологическое состояние организма. Виды бессоницы, возможные причины ее развития. Классификация снотворных средств по химической струк­туре:

а) производные барбитуровой кислоты (барбитураты):

- длительного действия (до 8 часов) - эстимал (амобарбитал, амитал);

- средней продолжительности (до 6 часов) - этаминал-натрий (пентабарбитал, нембутал);

б) алифатическое соединение:

- бромизовал (бромурал) (до 6 часов);

в) бензодиазепины - нитразепам (радедорм, эуноктин, берлидорм), флунитразепам (рогипнол), триазолам (хальцион), темазепам, альпразолам (ксанакс, альпракс), мидазо-лам (флормидал);

г) производное ГАМК - натрия оксибутират (до 8 часов);

д) производное пиррола - имован (зопиклон).

Механизмы действия снотворных препаратов по группам, их фармакокинетика, влияние на фазы сна, сравнительная характеристика, возможные осложнения. Особенности прописывания в рецептах. Острое отравление снотворными барбитурового ряда. Меры помощи.

3. Противосудорожные средства. Виды судорог, возможные причины их возникновения, опас­ность судорог для организма. Общая характеристика противосудорожных средств. Класси­фикация:

а) противоэпилептические средства:

- при лечении больших форм эпилепсии (фенобарбитал - люминал; бензонал; фенитоин

- дифенин; карбамазепин - финлепсин, тегретол; гексамидин - примидон; хлоракон -бекламид; натрия вальпроат - конвулекс; бензобамил);

- при лечении малых форм эпилепсии (триметин - триметадион; этосуксимид - сукси-леп; натрия вальпроат - конвулекс; пуфемид; морсуксимид - морфолеп).

б) противопаркинсонические средства:

- центральные холиноблокаторы - циклодол (паркопан), норакин, амедин, тропацин;

- вещества, активируюшие дофаминергические влияния - леводопа (L-ДОФА), наком. мадопар,мидантан (амантадин), бромкриптин (парлодел), депренил (селегилин). Фармакодинамика препаратов, возможные осложнения.

в) средства для симптоматической терапии судорог:

- транквилизаторы (сибазон - седуксен, реланиум; хлозепид - элениум; клоназепам - антелепсин);

- средства для неингаляционного наркоза (оксибутират натрия, гексенал, тиопентал -натрия);

- средства для ингаляционного наркоза (эфир, фторотан, закись азота);

- снотворные средства (этаминал-натрий, хлоралгидрат);

- разные - магния сульфат, Антидеполяризующие миорелаксанты периферического действия.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить с использванием: пособия «Энотерапия», материала лекции и учебника "Фармакология" тему: «Спирт этиловый. Снотворные сред­ства. Противоэпилептические средства. Противопаркинсонические средства».

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, клинические показания для при­менения, возможные осложнения:

1) фенобарбитал в таблетках,[Табл. для детей,0,005г.: до 6 мес.-0,005 г., с 6 мес. до 1 г.-0,01г., с 1 до 2л.-0,02 г., с 3 до 4л.-0,03 г., с 5 до 6л.-0,04 г., с 7 до 9л.-0,05 г., с 10 до 14л.-0,075г.]

2) амобарбитал (эстималÒ) в таблетках;

3) нитразепам в таблетках,[До 1г.-1,25-2,5мг., с 1 до 6л.-2,5-5мг., с 6 до 14л.-5мг.]

4) фенитоин (дифенинÒ) в таблетках;

5) этосуксимид в капсулах, флаконах;

6) карбамазепин в таблетках,[Детям до 4л.- 20-60 мг., старше 4л.-100 мг. в сутки]

7) тиргексифенидил (циклодолÒ) в таблетках;

8) леводопа (левопа) в капсулах.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие. Задание 2. Методом выбора найти правильный ответ в «Руководстве к лабораторным заняти­ям по фармакологии», с. 85, 87, 101. Задание 3. Выписать рецепт, обосновать выбор препарата:

1) Снотворное длительного действия из группы барбитуратов.

2) Снотворное, мало влияющее на структуру сна.

3) Препарат, обладающий выраженной способностью к кумуляции.

4) Противоэпилептическое средство для предупреждения больших припадков эпилеп­сии.

5) Противоэпилептическое средство для предупреждения малых припадков эпилепсии.

6) Холиноблокатор для лечения паркинсонизма.

Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Снотворные средства (классификация). Фармакодинамика. Правила прописывания.

2. Отравление барбитуратами. Меры помощи.

3. Средства для симптоматической терапии судорог.

4. Противосудорожные средства (классификация). Фармакокинетика. Фармакодинамика. Применение.

5. Этанол. Использование в медицинской практике. Острое отравление. Меры помощи.

6. Противопаркинсоничекие средства.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Наркотические аналыетики.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Понятие об анальгезии. Специфические и неспецифические пути проведения боли. Опиатные рецепторы и эндогенные лиганды.

2. Общая характеристика группы наркотических анальгетиков. Источники получения нарко­тических анальгетиков. Основные химические группы алкалоидов опия, особенности их влияния на организм человека.

3. Классификация наркотических анальгетиков:

3.1. Агонисты;

- природные алкалоиды - морфин, морфилонг, омнопон, кодеин;

- полусинтетические - этилморфина гидрохлорид (дионин);

- синтетические - промедол, фентанил, пиритрамид (дипидолор), эстоцин, тродон, просидел.

3.2. Агонисты - антагонисты: пентазоцин (фортан, лексир), налорфин (анторфин), трамадол (трамал), буторфанол (морадол).

3.3. Антагонисты: налоксон.

4. Морфин. Влияние на ЦНС, предполагаемый механизм анальгетического действия. Действие морфина на дыхание, желудочно-кишечный тракт, обмен веществ. Фармакокинетика мор­фина солянокислого. Клинические показания для применения. Правила прописывания мор­фина в рецепте.

5. Омнопон - новогаленовый препарат опия. Особенности действия. Клинические показания для применения, возможные осложнения. Особенности прописывания рецептов на омнопон.

6. Кодеина фосфат. Особенности действия и применения. Правила прописывания.

7. Синтетические заменители морфина: промедол, фентанил, пиритрамид (дипидолор), пента­зоцин. Особенности действия и применения. Понятие о нейролептанальгезии (НЛА).

8. Дюрагезики: дигидрокодеин (DHC), MST, Морфилонг. Особенности фармакокинетики и клинического использования.

Симптомы острого отравления морфином. Меры помощи.

9. Понятие о наркомании и токсикомании. Психическая и физическая зависимость. Преду­предительные меры.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику "Фармакология" тему: «Наркотические аналыетики».

2. Выписать рецепты, указать группу, механизм действия, клинические показания для приме­нения, возможные осложнения:

1) морфин (морфина гидрохлорид®) в ампулах; [Для детей 0,2-0,8 мг/кг суточная доза]

2) морфилонг в ампулах;

3) тримепередин (промедол®) в таблетках, в ампулах;[Для детей старше 2-х лет – 3-10 мг/сут]

4) пентазоцин в таблетках, свечах, ампулах;

5) налоксон в ампулах; [Для детей 0,05-0,01 мг/кг]

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие. Задание 2. Методом выбора найти правильный ответ в «Руководстве к лабораторным заняти­ям по фармакологии», с. 121 - 123. Задание 3. Выписать рецепт, обосновать выбор препарата:

1. Анальгетик при травматическом шоке.

2. Анальгетик при инфаркте миокарда.

3. Препарат, содержащий смесь алкалоидов опия.

4. Специфический антагонист при остром отравлении морфином.

5. Анальгетик для обезболивания родов.

Задание 4. Выполнить экспериментальную работу, оформить протоколы, сделать выводы.

Опыт 1. Сравнительная характеристика влияния морфина и промедола на болевую чувствительность крыс.

У крыс, помещенных в специальные клетки, с помощью механического раздражения (по А.К. Сангайло) определить порог болевой чувствительности. Одной группе жи­вотных подкожно ввести морфин, а другой - промедол (из расчета 2 мг на 1 кг веса). Через 15 мин определить снова порог болевой чувствительности животных, повто­рить исследования через 30 мин. Сравнить полученные данные с контролем. Дать оценку полученных результатов.

Задание 5. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие о наркомании и токсикомании. Причины их возникновения. Меры по предупреж­дению. Лекарственная зависимость (психическая и физическая). Медицинские аспекты борьбы с лекарственной зависимостью.

2. Наркотические аналыетики. Влияние морфина на ЦНС. Возможные механизмы анальгети­ческого действия. Особенности применения и прописывания.

3. Наркотические аналыетики. Препараты - синтетические заменители морфина. Особенности прописывания.

4. Дюрагезики, преимущества использования.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС), антальгики (ненаркотические аналыетики). Противоаллергические средства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Классификация НПВС по химическому строению:

- производные салициловой кислоты (ацетилсалициловая кислота - аспирин; натрия салицилат; салициламид; метилсалицилат);

- производные пиразолона (бутадион; анальгин)

- производные анилина - парацетамол (панадол, эфферлган, калпол);

- производные разных химических групп (ибупрофен - бруфен; диклофенак-натрий -вольтарен, ортофен; индометацин - метиндол; напроксен; пироксикам; кислота мефенамовая; мефенамин-натрий; хлотазол; сулендак);

- представители других фармакологических групп: оксиферрискорбон натрия; димексид; хингамин - делагил, резохин, хлорохин; плаквенил - гидроксихлорохин; кризанол; бишофит.

2. Антальгики.

3. Механизм обезболивающего, противовоспалительного и антипиретического действия. Про­изводные салициловой кислоты - ацетилсалициловая кислота (аспирин), клинические пока­зания для применения. Механизм ульцерогенного и антикоагулянтного действия. Произ­водные пиразолона - анальгин, бутадион, реопирин (комбинация амидопирина с бутадионом). Сравнительная характеристика препаратов, клиническое использование, возможные осложнения. Производное анилина - парацетамол. Особенности действия, клиническое ис­пользование, побочные эффекты.

4. Принципы назначения НПВС. Комбинированные препараты.

5. Понятие о гистаминовых рецепторах – H1 и Н2 (Н3).

Гистамин. Основные фармакологические эффекты. Применение гистамина и гистаглобулина.

6. Классификация противоаллергических средств:

- H1 – гистаминоблокаторы разных поколений: димедрол, дипразин (пипольфен), диазолин, фенкарол, тавегил, перитол, астемизол, эбастин, терфенадин, лоратидин, фексофенадин, цетиризин.

- Н2 – гистаминоблокаторы (I-IV поколения: циметидин, ранитидин, фамотидин, низатидин)

- Нз - гистаминоблокаторы.

- Средства, уменьшающие количество свободного гистамина: глюкокортикоиды, антальгики, интал, кетотифен, гепарин, кислота аминокапроновая, гистаглобулин, эуфиллин, гамма-глобулин.

Фармакодинамика антигистаминных препаратов, сравнительная характеристика, по­казания к применению, возможные осложнения.

Применение адреномиметиков (адреналин) и спазмолитиков (эуфиллин) при анафилак­тических реакциях.

7. Препараты, применяемые при аллергических реакциях немедленного типа: H1-гистаминоблокаторы; глюкокортикоиды; адреналин; интал (кромолин-натрий); кетотифен (задитен); антальгики; эуфиллин; ге­парин; гамма- и -гистаглобулины; кислота аминокапроновая.

8. Препараты, применяемые при аллергических реакциях замедленного типа: глюкокортикои­ды; антальгики; противогистаминные; цитостатики.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить с использованием пособий:»Антигистаминные препараты», «Нестероидные противовоспалительные средства», материлов лекции и учебника "Фармакология" темы: «Ненаркотические анальгетики», «Нестероидные противовоспалительные средства», «Противоаллергические средства» и «Противогиста­минные средства».

2. Выписать рецепты, указать группу, механизм действия, клинические показания для приме­нения, возможные осложнения:

1) ацетилсалициловая кислота в таблетках; [Для детей 100-125 мг/кг 4-5 раз в сутки]

2) диклофенак (диклофенак-натрий®) в таблетках;[ Для детей 0,015 табл., 2мг/кг/сут]

3) метамизол натрия (анальгин®) в таблетках, в ампулах; [ Для детей 0,05 табл.: с 2 до 3 – 0,1г, с 4 до 5л – 0,1-0,2 г, с 6 до 7л – 0,2г,с 8 до 14л – 0,25-0,3г. 2-3 раза в сутки; в ампулах – 5-10мг/кг 2-3 раза в сут.]

4) индометацин в драже; [Для детей 1,5 - 2,5мг/кг/сутки]

5) реопирин в драже, в ампулах;

6) дифенгидрамин (димедрол®) в таблетках, в ампулах; [ Табл. для детей 0,02г.: с 2 до 6л – 12,5-25мг, с 6 до 12л. – 25-50мг каждые 8 часов; в ампулах до3-х л.-5мг, с 3до4л – 10мг, с 5до7л –15мг, с 8до14л -20мг]

7) прометазин (дипразин®) в таблетках, в ампулах; [Табл. для детей 5, 10мг: с 2до12мес. – 6,25мг, с 1до 6л –12,5мг, с 6до14 – 25мг 3-4 раза в сутки; В/м – 0,5-1мг/кг 3-5 раз/сут, В/в – 0,15-0,3мг.]

8) хифенадин (фенкарол®) в таблетках;[Для детей до3-х л –0,005, с 3до7л –0,01г, с 7до12л –0,01-0,015г,

старше 12л – 0,025г. 2-3 раза в сутки.]

9) клемастин (тавегил®) в таблетках;

10) кальций хлористый в ампулах, в растворе для приема внутрь.[ Для детей 5% фруктовый сироп.]

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие. Задание 2. Методом выбора найти правильный ответ в «Руководстве к лабораторным заняти­ям по фармакологии», с. 95 -99, 213 -220. Задание 3. Выписать рецепт, обосновать выбор препарата:

1. Анальгетик при невралгии.

2. НПВС при суставных и мышечных болях воспалительного характера.

3. Анальгетик при головной боли.

4. Средство при гипертермии инфекционно-воспалительной этиологии.

5. Противогистаминное средство, обладающее снотворным действием.

6. Противогистаминный препарат, не влияющий на ЦНС.

7. Адреномиметик для купирования анафилактического шока.

8. Комбинированный препарат, обладающий уменьшенной гастротоксичностью

и анальгезирующим действием.

Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. НПВС. Механизм обезболивающего, жаропонижаю­щего и противовоспалительного действия. Препараты. Клиническое использование.

2. Противоаллергические средства. Применение, различия в ФД препаратов разных поколений.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Средства, влияющие на ЦНС ( психотропные средства ).

Средства, угнетающие ЦНС: с едативные, транквилизаторы, нейролептики.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Психотропные средства, понижающие тонус ЦНС, классификация препаратов:

A) Седативные средства:

- растительного происхождения (препараты валерьяны, пустырника, пиона уклоняю­щегося, пассифлоры, мяты и т.д.);

- синтетического происхождения (бромиды натрия и калия, фенобарбитал в малых до­зах, димедрол);

- комбинированные препараты - бром-камфора, корвалол.

Б) Транквилизаторы (анксиолитики):

- производные пропандиола - мепротан (мепробомат, андаксин);

- производные оксихинуклидина - оксилидин;

- производные бензодиазепина - хлозепид (хлордиазепоксид, либриум, элениум); диазепам (сибазон, седуксен, реланиум); нозепам (тазепам, оксазепам); мезапам (рудотель, нобриум); феназепам; альпразолам (кассадан, ксанакс, золдак); хлоразепат (транксен); эстазолам; флуразепам (стауродорм); лоразепам (мерлит, трапекс); нитразепам (берлидорм, радедорм, эуноктин); триазолам (хальцион); темазепам (сигнопам);

- производные других химических групп - мебикар; триоксазин; грандаксин; гиндарин

B) Нейролептики:

I. Типичные - производные фенотиазина - хлорпромазин (аминазин); флуфеназин (модитен): метотримепразин (тизерцин); перфеназин (этаперазин); пипотиазин (пипортил); прохлорперазин (метеразин); промазин (пропазин); тиопроперазин (мажептил); тиоридазин (сонапакс); трифлюоперазин (стелазин, трифтазин); френолон;

- производные бутирофенона - галоперидол; дроперидол;

- производные тиоксантена - хлорпротиксен;

- производные индола - резерпин; карбидин;

- производные разных групп - клозапин (лепонекс); сульпирид (эглонил). Г) Нормомиметические препараты - соли лития: лития карбонат (литосан, микалит): ли­тия оксибутират; пролит.

2. Седативные средства. Общая характеристика группы. Механизм действия седативных пре­паратов растительного происхождения. Показания к применению.

Механизм действия седативных препаратов синтетического происхождения. Понятие бромизма и его лечение. Показания к применению.

3. Транквилизаторы. Общая характеристика группы. Механизм действия и показания к при­менению на примере производных бензодиазепина (для лечения неврозов, при судорожных припадках, для премедикации, при соматических и эндокринных расстройствах). Взаимоот­ношение транквилизаторов с другими препаратами депримирующего типа действия. По­бочные свойства. Правила прописывания в рецептах.

4. Нейролептики. Общая характеристика, механизм действия препаратов различных химиче­ских групп. Атипичные нейролептики.

На примере аминазина объяснить антипсихотический, противорвотный, миорелаксирующий, гипотермический, гипотензивный, потенцирующий эффекты. Периферическое действие аминазина. Показания к применению препарата, побочные эффекты, правила прописывания в рецептах.

Сравнительная фармакологическая характеристика аминазина, галоперидола и хлорпротиксена.

Понятие о нейролептанальгезии (НЛА). Препараты, применение.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику "Фармакология" темы: «Седативные средства», «Анксиолитики (транквилизаторы)», «Антипсихотические (нейролептики)», «Средства для лечения ма­ний».

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, клинические показания и проти­вопоказания для применения, возможные осложнения:

1) диазепам (сибазон®) в таблетках, ампулах; [Табл., покрытые оболочкой 1,2мг для детей.]

2) хлордиазепоксид (хлозепид®) в драже, таблетках, ампулах;

3) медазепам (мезапам®) в таблетках; [Для детей 2 мг/кг в сутки.]

4) бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (феназепам®) в таблетках;

5) галоперидол в таблетках, флаконах, ампулах;

6) хлорпротиксен в таблетках, ампулах;

7) лития карбонат в таблетках.

8) аминазин, в таблетках, ампулах.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие. Задание 2. Методом выбора найти правильный ответ в «Руководстве к лабораторным заняти­ям по фармакологии», с. 116-117. Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

1) средство для купирования психомоторного возбуждения;

2) средство для лечения больных с невротическим состоянием

3) седативное средство в виде настоя,

4) средство для устранения страха, тревоги.

Задание 4. Выполнить экспериментальную работу. Оформить протокол опыта, сделать выво­ды. Опыт. Потенцирование аминазином средств для наркоза.

Двум мышам вводят под кожу 3 мг/кг аминазина (0,05% раствора), через 30 минут одной мыши вводят внутрибрюшинно 15 мг/кг тиопентал-натрия (0,1% раствор), такую же дозу тиопентала натрия вводят третьей мыши. На­блюдают за временем наступления и продолжительностью наркотического эффекта.

Задание 5. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

 

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Средства, влияющие на ЦНС ( психотропные средства ). Стимуляторы центральной нервной системы.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Определение понятия «стимуляторы ЦНС». Классификация препаратов:

а) Психомоторные стимуляторы - производные фенилалкиламинов (амфетамин-фенамин); произ­водные ксантина - кофеин; производные фенилалкилпиперидина - меридил; производ­ные фенилалкилсиднонимина - сиднокарб, сиднофен. Характеристика препаратов, ме­ханизм действия, влияние на высшую нервную деятельность, гемодинамику, дыхание, физическую работоспособность, аппетит. Показания к применению, возможные ос­ложнения.

б)Ноотропные средства:

- производные гамма-аминомасляной кислоты - аминолон, пикамилон, пирацетам;

- производные хлорфеноксиуксусной кислоты - ацефен, фенибут.

Механизм действия препаратов, клинические эффекты, показания к'применению, возможные осложнения.

в) Определение группы антидепрессантов, классификация по механизму действия. Антиастеничесеие средства.

1) ингибиторы МАО: - необратимого действия - ниаламид;

- обратимого действия - пиразидил, моклобемид;

2) ингибиторы нейронального захвата:

- неизбирательные ингибиторы нейронального захвата - имизин, амитриптилин, хлорацизин, фторацизин.

- избирательные ингибиторы нейронального захвата - мапротилин, тразодон, флуоксетин;

3) антидепрессанты смешанного действия: сиднофен, цефедрин.

Механизм действия антидепрессивного эффекта по группам. Влияние на гемоди­намику, взаимодействие с другими лекарственными средствами, показания и противо­показания к клиническому применению, возможные осложнения.

г) Аналептики. Классификация по механизму действия:

1) рефлекторного типа действия - цититон, лобелина гидрохлорид;

2) прямого типа действия - бемегрид, кофеин, этимизол;

3) смешанного типа действия - кордиамин, сульфокамфокаин, камфора, углекислота. Особенности действия препаратов, показания к применению, возможные осложнения.

д) Общетонизирующие средства. Препараты жень-шеня, китайского лимонника, замани­хи и др. Характеристика группы, использование в клинике.

Е) Антиастенические препараты. Характеристика группы, показания к применению.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику "Фармакология" тему: «Антидепрессанты, психостимулято­ры, ноотропные средства, аналептики и общетонизирующие».

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, клинические показания для при­менения, возможные осложнения:

1) ниаламид в таблетках;

2) амитриптилин в таблетках, ампулах; [ Для детей старше 6 лет – 0,0125 – 0,025 г. в сутки.]

3) мезокарб (сиднокарб®) в таблетках;

4) меридил в таблетках;

5) пирацетам в таблетках, капсулах, ампулах; [ Для детей от 3-7л до 0,8г, с 7-12л до 2г, с 12-16л до 2,4г.; 8 мл 20% р-ра 2 раза в сутки.]

6) кофеин (кофеина-бензоат натрия®) в таблетках, ампулах; [ Для детей 0,03 – 0,075г. 3 раза в день]

7) никотиноил гамма-аминомаслянная кислота (пикамилон®) в таблетках, ампулах;

8) бемегрид в ампулах;

9) сульфокамфокаин в ампулах;

10) метиламид этилимидазолдикарбонат (этимизол®) в таблетках, ампулах; [ У недоношенных детей для стимуляции сурфактанта в/м 0,2 – 1мг/кг 1 – 3 раза в сутки 2 – 3 дня.]

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Сердечные гликозиды (2 часть).

 

 

7. Сущность терапевтического действия сердечных гликозидов при декомпенсации сердца.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику "Фармакология" тему: "Сердечные гликозиды".

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, клинические показания для приме­нения, возможные осложнения;

1) дигитоксин в таблетках, свечах;

2) дигоксин в таблетках, ампулах; [ Для детей 0,01-0,025мг/кг в сутки.]

3) ланатозид ц (целанид®) в таблетках, ампулах, флаконах;

4) строфантин в ампулах;

5) ландыша гликозид (коргликон®) в ампулах;

6) горицвета весеннего гликозид (адонизид®) во флаконах;[ Для детей столько капель,сколько лет, 2 раза в сутки.]

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на практическое занятие.

Задание 2. Методом выбора найти правильные ответы на вопросы в "Руководстве к лабо­раторным занятиям по фармакологии", с. 137.

Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

1) сердечный гликозид продолжительного действия;

2) малокумулирующий препарат наперстянки;

3) сердечный гликозид для купирования острой сердечной недостаточности;

4) препарат горицвета.

Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Сердечные гликозиды. Источники получения. Химическое строение сердечных гликозидов.

2. Механизм первичного кардиотонического действия сердечных гликозидов.

3. Механизм урежения ритма сердца под влиянием сердечных гликозидов.

4. Влияние сердечных гликозидов на силу сердечных сокращений, ритм, проводимость, возбу­димость, автоматизм, обмен веществ в миокарде.

5. Сущность терапевтического действия сердечных гликозидов при сердечной недостаточно­сти.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 988; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.