Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антациды. Особенности действия при использовании отдельных препаратов. Возможные осложнения. Показания дляприменения





5. H2-гистаминоблокаторы. Механизм действия. Сравнительная характеристика препаратов. Возможные осложнения. Показания для применения.

6. Антисекреторные средства. Механизм и особенности действия. Показания. Осложнения.

7.Общая характеристика стимуляторов факторов защиты. Механизм цитопротекторного действия.

8. Холеретики. Механизм желчегонного действия. Показания к применению. Особенности действия отдельных препаратов.

9. Стимуляторы желчевыведения. Механизм действия и особенности различных групп. Пока­зания. Возможные осложнения.

10. Ферментные препараты при нарушении экскреторной функции поджелудочной железы. Особенности действия отдельных препаратов. Показания.

11. Ингибиторы протеолитических ферментов. Клиническое использование.

12. Механизм действия рвотных и противорвотных средств. Особенности действия метоклоп-рамида (церукала). Показания к применению.

13. Сравнительная характеристика слабительных средств по силе, механизму и локализации действия. Побочные эффекты. Показания.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1.Изучить по лекции и учебнику "Фармакология" тему: «Лекарственные средства, влияющие на функции органов пищеварения».

2. Выписать рецепты, указать группу, механизм действия, клинические показания и противо­показания для применения, возможные осложнения:

1) пепсин в порошках;

2) кислота хлористоводородная разведенная;

3) магния оксид (магния окись®) в порошках, в таблетках;

4) альмагель во флаконах;

5) апоморфин (апоморфина гидрохлорид®) в таблетках; [ Для детей старше 2л – 1-3мг.]

6) метоклопромид в таблетках, в ампулах; [ Детям старше 6л – 5мг 1-3 раза в день.]

7) магния сульфат в порошках; [ Детям 1г на 1год жизни.]

8) масло касторовое во флаконах, в капсулах;

9) кислота дегидрохолевая в таблетках; [ Детям 0,2г 3 раза в день.]

10) осалмид (оксафенамид®) в таблетках; [ Детям 0,25-0,5г 3 раза в день перед едой]

11) никодин в таблетках; [ Старшим школьникам 0,5-1г за 30мин до еды 3раза в сутки]

12) панкреатин в таблетках, в порошках; [Детям до1г- 0,1-0,15г, с1до2л- 0,2г, с 3до4л- 0,25г, с 5до 6 – 0,3г, с 7до9л- 0,4г, с 10до14л – 0,5г.]

13) апротинин (контрикал®) в ампулах. [ Детям 20000 КИЕ/кг/сутки.]

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие. Задание 2. Методом выбора найти правильный ответ в «Руководстве к лабораторным заняти­ям по фармакологии», с. 173-176. Задание 3. Выписать рецепт, обосновать выбор препарата:

1. Средство для повышения аппетита.

2. Лекарственное средство при гипоацидном гастрите.



3. Средство, понижающее секрецию желудочного сока.

4. Антацидное средство.

5. Противорвотное средство.

6. Средство, стимулирующее секрецию желчи.

7. Средство, способствующее выделению желчи.

8. Средство заместительонй терапии при хроническом панкреатите.

9. Ингибитор протеолитических ферментов для лечения острого панкреатита.

10. Средство, применяемое при атонии кишечника.

11. Средство, расслабляющее мускулатуру кишечника из группы М-холиноблокаторов.

12. Спазмолитики миотропного действия при кишечных коликах.

13. Слабительное средство при остром отравлении.

14. Слабительное средство при хроническом запоре.

Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

Задание 5. Обсудить реферативный доклад «Гепатопротекторы».

Задание 6. Выполнить лабораторную работу. Оформить протоколы, сделать выводы.

Опыт 1. Действие горечи на слизистую оболочку полости рта.

В качестве испытуемого - 1 студент, которому предлагается развести 20-30 капель настойки полыни в стакане воды и прополоскать рот. После этого отмечается интенсивность саливации у испытуемого.

Опыт 2. Действие танина на слизистую облочку полости рта.

Студенту предлагают прополоскать рот 2% раствором танина. Отмечают характер действия вещества на слизистую оболочку.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Средства, повышающие и снижающие аппетит.

2. Средства, влияющие на моторику желудка и кишечника. Сравнительная характеристика отдельных препаратов.

3. Рвотные и противорвотные средства.

4. Средства, стимулирующие и угнетающие секрецию желудочного сока. Сравнительная ха­рактеристика отдельных препаратов.

5. Заместительная терапия при недостаточной функции желудка и поджелудочной железы.

6. Ингибиторы протеолитических ферментов.

7. Средства, стимулирующие образование желчи и способствующие ее выделению.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Заключиьтелное занятие по теме: «Средства, влияющие на функции исполнительных органов»

I. Выписать рецепты, указать группу препараты, вызываемые им фармакологичсеие эффекты, показания для применения, возможные осложнения.

1. Дигитоксин в таблетках, свечах

2. Дигоксин в таблетках, ампулах

3. Целанид в таблетках, ампулах, флаконах

4. Адонизид во флаконах

5. Строфантин в ампулах

6. Коргликон в ампулах

7. Унитиоло в ампулах

8. Калия хлорид в порошках и ампулах

9. Хинидина сульфат в таблетках

10. Новокаинамид в таблетках, ампулах, флаконах

11. Аймалин в таблетках, ампулах

12. Лидокаина гидрохлорид в ампулах

13. Верапамил в таблетках, ампулах

14. Дихлотиазид в таблетках

15. Фуросемид в таблетках, ампулах

16. Триамтерен в капсулах

17. Верошпирон в таблетках

18. Диакарб втаблетках

19. Окситоцин в ампулах

20. Эргометрина малеат в ампулах. Таблетках

21. Железа лактат в капсулах

22. Ферковен в ампулах

23. Кобамамид в таблетках, ампулах

24. Метилурацил в таблетках

25. Калиция хлорид в растворе внутрь, ампулах

26. Гепарин во флаконах

27. Неодикумарин в таблетках

28. Нитроглицерин в таблетках, капсулах, флаконах

29. Карбокромен в таблетках, драже, ампулах

30. Папверина гидрохлорид в таблетках, ампулах

31. Клофелин в таблетках, ампулах

32. Дибазол в таблетках, ампулах

33. Магния сульфат в ампулах

34. Анаприлин в таблетках, ампулах

35. Но-шпа в таблетках, ампулах

36. Пентамин в ампулах

37. Эуфиллин в таблетках, ампулах

II.В контроле будут использованы фармакотерпевтические вопросы из «Руководства к лабораторным занятиям по фармаколгии» под редакцией Д.А. Харкевича

1. Малокумалирующий препарат наперстянки в таблетках

2. сердечный гликозид продолжительного действия в таблетках

3. Средство при острой сердечной недостаточности

4. Средство при передозировке сердечных гликозидов в порошках

5. Донатор сульфгидрильных групп, применяемый при интоксикации сердечными гликозидами.

6. Средство из группы местных анестетиков, обладающее противоаритмической активно­стью в ампулах.

7. Бета-адреноблокатор в качестве противоаритмического средства.

8. Антагонист альдостерона в таблетках.

9. Производное тиазидов в таблетках.

10. Высокоэффективное, быстро и кратковременно действующее мочегонное средство в ам­пулах.

11. Калийсберегающий диуретик в капсулах.

12. Средство для стимуляции родов.

13. Препарат спорыньи для остановки маточных кровотечений в ампулах.

14. Препарат спорыньи для остановки маточных кровотечений в таблетках.

15. Препарат железа для введения в вену.

16. Средство для лечения гиперхромной анемии в таблетках.

17. Средство для лечения гиперхромной анемии в ампулах.

18. Средство для лечения гипохромной анемии в капсулах.

19. Средство для стимуляции лейкопоэза в таблетках.

20. Антикоагулянт прямого, быстрого, короткого действия во флаконах.

21. Антикоагулянт непрямого действия в таблетках.

22. Синтетический аналог витамина К в ампулах.

23. Синтетический заменитель витамина К в таблетках.

24. Алкалоид раувольфии при экстрасистолиях в ампулах.

25. Средство для предупреждения приступов стенокардии в таблетках.

26. Препарат группы нитратов для купирования приступа стенокардии.

27. Ганглиоблокатор для купирования гипертонического криза в ампулах.

В этой части задания требуется правильно выписать рецепт с подробным способом применения препарата.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Антисептические и дезинфицирующие средства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

I. Понятие об асептике и дезинфекции. Современные требования к применяемым средствам . II . Классификацияпо химическому строению:

1. Галогенсодержащие:

- препараты хлора (хлорамин Б, хлоргексидин, пантоцид);

- препараты йода (раствор йода спиртовой, йодоформ, йодинол, йодонат).

2. Окислители: - раствор перекиси водорода, -гидроперит, - калия перманганат.

3. Альдегиды и спирты :

- раствор формальдегида,

- лизоформ,

- гексаметилентетрамин,

- циминаль,

-цидипол;

- спирт этиловый.

4. Фенолы: - фенол, трикрезол, резорцин.

5. Кислоты и щелочи:

- кислота салициловая,

- кислота бензойная,

- бензилбензоат,

- натрия тетраборат (бура),

- раствор аммиака.

6. Красители: метиленовый синий, бриллиантовый зеленый, этакридина лактат (риванол).

7. Дегти, смолы, продукты переработки нефти, минеральные масла :

- деготь березовый, ихтиол, нефть нафталанская.

8. Детергенты (катионные мыла): церигель, дегмицид, этоний, роккал.

9. Соли тяжелых металлов:

- препараты меди (меди сульфат);

- препараты цинка (цинка сульфат, окись цинка);

- препараты серебра (серебра нитрат, колларгол, протаргол);

- препараты ртути (ртути дихлорид, ртути окись желтая).

10. Растительного происхождения:

- натрия уснинат, новоимаин, эвкалимин, цветки ноготков (календулы).

Ш. Современные комбинированные препараты: дюльбак, виркон, лизоформин и д.р.

IV. Дайте характеристику препаратов в группах: известные механизмы действия, эффектив­ность в зависимости от рН среды, особенности действия отдельных препаратов, характер действия в зависимости от концентрации. Показания к применению.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по учебнику "Фармакология" тему: «Антисептические и дезинфицирующие средст­ва».

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизмы действия, показания для применения:

1. Метиленовый синий, спиртовой раствор.

2. Бриллиантовый зеленый, спиртовой раствор.

3. Этакридина лактат для обработки ран.

4. Цинка окись в виде присыпки.

5. Настойка календулы для обработки ожогов.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Задание 1. Ознакомиться с препаратами, представленными на занятие.

Задание 2. Методом выбора найти правильные ответы в «Руководстве к лабораторным заня­тиям по фармакологии », с.221-223.

Задание 3. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Понятие об антисептике и дезинфекции. Современные требования к применяемым средствам. Классифи­кация.

2. Препараты хлора как антисептики, механизмы действия в зависимости от рН среды. При­менение.

3. Препараты йода как антисептики, механизмы действия. Применение.

4. Группа окислителей : препараты, механизмы действия. Применение.

5. Альдегиды и спирты: препараты, механизмы действия. Применение.

6 Фенолы. Местное и резорбтивное действие фенола. Особенности действия различных пре­паратов. Применение.

7. Кислоты и щелочи. Препараты. Применение.

8. Окислители. Препараты, механизмы действия. Применение.

9. Механизмы действия солей металлов. Характер действия в зависимости от концентрации. Препараты, применение. Острое отравление солями металлов, меры помощи.

10. Антисептики растительного происхождения. Препараты, применение.

ТЕМАЗАНЯТИЯ

Сульфаниламиды и другие синтетические антибактериальные средства разного химического строения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

I. Общая химическая структура сульфаниламидов.Механизм и спектр их действия.

II. Классификация сульфаниламидов.

1. Сульфаниламиды резорбтивного действия:

а) препараты непродолжительного действия (T50-8-20 час) - этазол, сульфадимезин, уросульфан, норсульфазол, стрептоцид;

б) препараты длительного действия (T50- 24-48 час) - сульфапиридазин, сульфамонометоксин, сульфадиметоксин;

в) препараты сверхдлительного действия (Т50-140 час) - сульфален.

2. Сульфаниламиды плохо и медленно всасывающиеся из ЖКТ - фталазол, сульгин, фтазин.

3. Сульфаниламиды для местного применения - сульфацил - натрий.

4. Комбинированные препараты - бактрим (бисептол), сульфатон, салазопиридазин, салазодиметоксин.

III. 1. Общие принципы сульфаниламидной терапии. Место сульфаниломидов в рациональонй антимикробной терапии.

2. Дайте сравнительную характеристику препаратов в группах: механизмы действия, особенности фармакокинетики, схемы клинического применения, показания для на­значения, возможные осложнения.

3. Основные побочные эффекты сульфаниламидов (синдром Лаела, Стивенса-Джонсона) и др..

IV. Производные 8-оксихинолина: нитроксолин (5-НОК). Механизм и спектр действия. Применение, возможные осложнения.

V. Производные хинолона/фторхинолоны: кислота налидиксовая (невиграмон, неграм), кислота оксолиниевая (грамурин). Механизм и спектр действия. Применение, возможные осложнения. Фторхинолоны разных поколений (II-IV): офлоксацин (таривид), норфлоксацин (нолицин), пефлоксацин (абактал), ципрофлоксацин (ципробай); левофлоксацин, моксифлоксацин. Механизм и спектр действия. Применение, возможные осложнения.

VI. Производные хиноксалина: диоксидин. Спектр антимикробного действия. Показания для применения, возможные осложнения.

VII. Производные нитрофурана: фурацилин, фуразолидон, фурадонин, фурагин, фурапласт. Ме­ханизм и спектр действия. Показания для применения, возможные осложнения.

VIII. Нитроимидазолы: метронидазол, тинидазол. Ме­ханизм и спектр действия. Показания для применения, возможные осложнения.

 

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекциям и учебнику "Фармакология" разделы: «Сульфаниламидные препара­ты», «Синтетические антибактериальные средства разного химического строения».

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, показания для применения и воз­можные осложнения :

1) Метронидазол в таблетках.

2) Сульфадимидин (Сульфадимезин®) в таблетках. [ Детям до1г- 0,15г/кг, старше- 0,25г/кг.]

3) Диоксидин в ампулах

4)Ко-тримоксазол (Бактрим®) в таблетках. [ Детям с1до2л- 0,12г, с 2до6л- 0,12-0,24г, с 6до12л- 0,24-0,48г, старше 12л – 0,48 2 раза в сутки.]

5) Сульфацетамид (Сульфацил-натрий®) в глазных каплях и мази.

6) Нитрофурал (Фурацилин®) в таблетках внутрь и наружно в растворе.

7) Фуразолидон в таблетках. [ Новорожд. – 10мг/кг/сутки.]

8) норфлоксацин в таблетках.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Задание 1. Ознакомиться с препаратами, представленными на занятие. Задание 2. Методом выбора найти правильные ответы в «Руководстве к лабораторным заня­тиям по фармакологии », с.230. Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препаратов:

1. Препарат выбора при острой диарее у взрослых

2. Производное нитрофурана для лечения лямблиоза.

3. Сульфаниламидный препарат при конъюнктивитах, блефаритах в глазных кап­лях, мази.

4. Комбинированный Сульфаниламидный препарат, оказывающий бактерицидное действие и эффективный против бактерий, устойчивых к другим сульфаниламидам.

5. Сульфаниламидный препарат при пневмоцистной пневмонии.

6. Производное нитрофурана для обработки гнойных ран, пролежней, язв.

7. Производное хиноксидина при для обработки гнойных ран, пролежней, язв.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Классификация сульфаниламидных препаратов .механизмы их действия, фармакокинетика разных групп препаратов.

2. Схемы назначения сульфаниламидов непродолжительного действия и длительного дейст­вия. Современные показания дляих применения.

3.Общие принципы сульфаниламидной терапии.

4. Типичные осложнения (синдромы) сульфаниламидной терапии. Меры по их профилактике.

5. Производные 8-оксихинолина: препараты, механизм и спектр действия. Применение, воз­можные осложнения.

6. Производные хинолина/фтрохинолоны: препараты, механизм и спектр действия. Применение, возможные осложнения.

7. Нитроимидазолы: препараты, механизм и спектр действия. Применение, возможные ослож­нения.

8. Производные хиноксалина: препараты, спектр антимикробного действия. Применение, возможные осложнения.

9. Производные нитрофурана: препараты, механизм и спектр действия. Применение, воз­можные осложнения.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Антибиотики.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Понятие об антибиозе и антибиотиках (современная трактовка понятия антибиотик).

2. Роль отечественных ученых в разработке этой группы (В.А.Манассеин, А.Г. Полотебнов, И.И. Мечников, 3.В. Ер-мольева),

3. Условия для проявления действия антибиотиков и структуры микробной клетки, с которы­ми они могут взаимодействовать. Принципы рациональной антимикробной химиотерапии.

4. Классификация антибиотиков по механизмам действия:

1) ингибиторы синтеза оболочки микробной клетки - пенициллины, цефалоспорины, ристомицин, ванкомицин и др.

2) антибиотики, нарушающие проницаемость цитоплазматических мембран, т.е. струк­туру и функцию бактериальной клетки - аминогликозиды, полимиксины, грамици­дин, полиены (нистатин, леворин, амфотерицин);

3) ингибиторы синтеза белка и функций рибосом - макролиды, аминогликозиды, тетрациклины, фениколы, фузидин-натрий;

4) ингибиторы синтеза нуклеиновых кислот - фторхинолоны рифампицин, актиномицины и другие противоопухолевые антибиотики.

5. Химическая классификация антибиотиков. I. Бета-лактамы.

А. Биосинтетческие пенициллины.

1. Для парентерального введения: короткого действия (3, 4, 6 часов) - бензилпенициллина Na-я и калие­вая соли ;

- длительного действия: новокаиновая соль бензилпенициллина (до 12 ча­сов), бициллины 1,5 (от 6 суток до месяца).

2. Для приема внутрь - феноксиметилпенициллин (орациллин). Б. Полусинтетические пенициллины:

1. Устойчивые к бета-лактамазе (пенициллиназе) - оксациллин.

2. Широкого спектра действия, но пенициллиназозависимые: ампициллин, карбенициллин, карфециллин, амоксициллин, бакампициллин, мезлоциллин (байпен), пиперациллин и др.

3. Комбинированные - ампиокс.

3.1. Препараты, содержащие ингибиторы бета-лактамаз (сульбактам, клавулановая к-та, тазобактам) - амоксиклав (амоксициллин + клавулановая кислота), - аугментин, уназин, амписид (ампициллин-натрий + сульбактам-натрий).

В. Цефалоспорины.

1. Цефалоспорины 1 поколения:

- парентеральные - цефазолин (кефзол),

- per os: цефалотин (кефлин), цефалексин (цепорекс),

2. Цефалоспорины 2 поколения:

- парентеральные: 1) цефуроксим (кетоцеф),

2) цефаклор (цеклор),

3) цефамандол (цефадол),

4) цефокситин (мефоксин).

- per os: цефуроксим –аксетил, цефакло (цеклор)

3. Цефалоспорины 3 поколения:

- парентеральные: 1) цефотаксим (клафоран),

2) цефоперазон (цефобид),

3) цефтазидим (кефадим),

4) цефтриаксон (лонгацеф).

- per os: цефтибутен

4. Цефалоспорины 4 поколения:

1) цефепим (максипим)

2) цефпиром,

Г. Монобактамы - азтреонам (азактам).

Д. Карбапенемы: имипенем- тиенам (имипинем + циластатин-натрий); меропенем (меронем).

II. Макролиды /неомакролиды: эритромицин, азитромицин (сумамед), рокситромицин (рулид), мидекамицин ацетат и др..

III. Аминогликозиды:

1-го поколения - стрептомицин, канамицин, мономицин;

2-го поколения - природные: тобрамицин, сизомицин гентамицин; полусинтетические - нетилмицин

3-го поколения; полусинтетические: амикацин.

IV. Тетрациклины:

а) природные - тетрациклин, окситетрациклин:

б) полусинтетические - доксициклин, метациклин.

V.Хинолоны/фторхинолоны. Классификация по поколениям (I-IV). Механизм действия, осложнения.

VI.Фениколы: левомицетин (хлорамфеникол), синтомицин (в виде линимента).

VII. Полиены: нистатин, леворин, амфотерицин В.

VIII. Линкозамиды: клиндамицин (далацин), линкомицин.

IX. Гликопептиды: ванкомицин, тейкопланин.

X. Полипептиды: полимиксины М и В.

XI. Рифампицины: рифампицин.

XII. Разные: фосфомицина трометамолспектиномицин, фузидин-натрий, грамицидин.

1. Группа пенициллинов: бензилпенициллин-натрий,-К, бициллин, оксациллин-натрий, ампициллин-тригидрат, амоксициллин. Классификация пенициллинов, механизм и спектр действия, пути введения, продолжительность эффекта. Особенности действия и применения полусинтетических пе­нициллинов. Побочное действие пенициллинов.

2. Группа цефалоспоринов: цефазолин (кефзол), цефалексин (цепорекс), цефуроксим (кето­цеф), цефотаксим (клафоран). Механизм и спектр действия. Отличительные качества и осо­бенности действия цефалоспоринов разных поколений. Возможные побочные действия.

3. Карбапенемы - имипинем/целастин (тиенам)®; мерепенем (меронем). Монобактамы- азтреонам.

4. Группа макролидов/неомакролидов - эритромицин, мидекамицин, азитромицин. Механизм и спектр действия. Примене­ние. Побочное действие.

5.. Группа аминогликозидов: стрептомицин, амикацин. Классификация. Механизм и спектр действия. Особенности действия препаратов разных поколений. Применение, возможные осложнения.

6. Тетрациклины: тетрациклин, доксициклин, метациклин. Классификация, механизм и спектр действия. Применение. Возможные осложнения.

7. Фениколы: левомицетин, линимент синтомицина. Классификация, механизм и спектр дей­ствия. Применение. Возможные осложнения.

8. Полипептиды: основные свойства полимиксинов. Механизм и спектр действия. Примене­ние. Возможные осложнения.

9. Гликопептиды - Ванкрмицин

10. Основные свойства рифампицина: механизм и спектр действия. Применение. Возможные осложнения.

11. Фосфомицина трометамол, Фузидин-натрий, грамицидин: механизм и спектр действия. Применение. Возможные ос­ложнения. Проникновение в ткани.

12. Общие принципы антибиотикотерапии. Понятие о резистентности, внутригоспитальной флоре, антибиотик-ассоциированной диарее.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекциям и учебнику "Фармакология" тему: «Антибиотики».

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, показания для применения и воз­можные осложнения:

1) Бензилпенициллин (Бензилпенициллин-натрий®) во флаконах.[ Детям 50000 ЕД/кг.]

2) Бензатин бензилпенициллин (Бициллин I®) во флаконах.[Детям 5000-10000 ЕД/кг 1 раз/нед.]

3) Оксациллин (Оксациллин-натрий®) в таблетках, капсулах, флаконах.

4) Ампициллин (Ампициллин-тригидрат®) в таблетках, флаконах.[ Детям 0,1-0,2мг/кг 4-6 раз/сут]

5) Амоксициллин в таблетках, (Флемоксин солютаб) гранулах.

6) Цефазолин (кефзол) во флаконах.[ Детям 20-50 мг/кг/сутки.]

7) Эритромицин в таблетках, мази. [ Детям 30-40мг/кг/сут 2-4 раза в день]

8) Тетрациклина гидрохлорид в таблетках, мази.[ Детям старше 8л – 6,25-12,5мг/кг 4 раза в день]

9) Метациклина гидрохлорид в капсулах.[ Детям с 8до12л- 7,5-10мг/кг в 2-4 приема, старше 12л – 300мг 2 раза в сутки.]

10 ) Амикацина сульфат в ампулах.[ Детям 10мг/кг 2-3 раза в сутки.]

11) Грамицидин в ампулах.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание I. Ознакомиться с препаратами, представленными на занятие.

Задание 2. Методом выбора найти правильные ответы в «Руководстве к лабораторным заня­тиям по фармакологии », с.225. Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препаратов :

1. Основной антибиотик при стрептококковых инфекциях.

2. Препарат бензилпенициллина длительного действия.

3. Препарат пенициллина при инфекциях, вызванных пенициллиназообразующи-ми микроорганизмами.

4. Антибиотик широкого спектра действия из группы полусинтетических пенициллинов.

5. Один из наиболее активных антибиотиков - аминогликозидов.

6. Антибиотик в ампулах для наружного применения.

Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Антибиотики. Классификация по механизму, типу и спектру действия основных групп препара­тов.

2. Антибиотики группы пенициллина. Механизм и спектр действия. Особенности действия и применения полусинтетических пенициллинов.

3. Цефалоспорины. Отличительные качества в сравнении с пенициллинами, особенности дей­ствия разных поколений препаратов. Возможные побочные эффекты. Применение.

4. Антибиотики. Фармакодинамика и спектр действия аминогликозидов, тетрациклинов, макролидов, фениколов. Применение, наиболее характерные осложнения.

5. Осложнения при антибиотикотерапии по основным группам препаратов (пенициллины, цефалоспорины, аминогликозиды, тетрациклины, макролиды, фениколы).

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Противотуберкулезные, противовирусные, противогрибковые средства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

I. Противотуберкулезные средства,их классификация.

I группа - наиболее эффективные препараты: изониазид, рифампицин;

II группа - препараты средней эффективности: этамбутол, стрептомицин, канамицин, этионамид, пиразинамид, циклосерин, флоримицин;

III группа - препараты с умеренной эффективностью: ПАСК, тиоацетазон (Тибон).

1. Общая характеристика производных гидразида изоникотиновой кислоты. Механизм действия, особенности фармакокинетики, возможные осложнения.

2. Стрептомицина сульфат. Спектр и механизм действия, фармакокинетика, клиническое применение, возможные осложнения.

3. Этамбутол. Спектр и механизм действия, фармакокинетика. Возможные сочетания с другими препаратами. Побочные эффекты.

4. Натрия парааминосалицилат (ПАСК). Спектр и механизм действия. Фармакокинетика. Возможные побочные эффекты.

5.Основные принципы химиотерапии туберкулеза.

II. Противовирусные средства, их классификация по спектру действия: - противогерпетические - противоцитомегаловирусные

- противогриппозные

- антиретровирусные (анти-ВИЧ)

- классификация по механизму действия:

а) повышают устойчивость клетки к вирусу - интерферон, реаферон;

б) угнетают адсорбцию вируса на клетке и (или) проникновение его в клетку, а также процесс высвобождения вирусного генома - мидантин (амантадин), ремантадин,

в) угнетают синтез нуклеиновых кислот - ацикловир, видарабин, зидовудин, идоксуридин, рибамидил;

г) угнетают сборку вирионов - метисазон.

1. Интерфероны, классификация по способам получения: интерферон, реаферон. Механизм действия, показания к применению. возможные осложнения.

2. Ремантадин, озельтамивир, арбидол: спектр и механизм действия. Показания к применению, возможные ос­ложнения.

3. Оксолин: механизм действия, показания к применению, возможные осложнения.

4. Аналоги нуклеозидов: ацикловир, валацикловир, пенцикловир, фамцикловир. Показания к применению, возможные осложнения

5. Идоксуридин: механизм действия, показания к применению.

III.Противогрибковые средства,их классификация по химическому строению:

классификация по спектру действия:

А. Средства, применяемые при лечении заболеваний, вызванных патогенными грибками:

1) при системных или глубоких микозах (кокцидиодозе, гистоплазмозе, криптококкозе, бластомикозах):

а) антибиотики - амфотерицин В, амфоглюкамин, микогептин;

б) производные имидазола - миконазол, микозолон, кетоконазол (низорал).

2) при дерматомикозах (трихофития, микроспория):

а) антибиотики - гризеофульвин;

б) производные нитрофенола - нитрофунгин;

в) препараты йода - раствор йода спиртовой, калия йодид.

Б. Средства, примененяемые при лечении кандидамикозов:

1) нистатин, леворин, амфотерицин В, липосомальный амфотерицин В;

2) производные имидазола - миконазол;

3) бис-четвертичные аммониевые соли - декамин.

1. Амфотерицин В, нистатин, леворин: механизм действия, применение. Особенности амфотерицина в сравнении с другими полиенами, возможные побочные эффекты.

2. Итраконазол (орунгал), кетоконазол (низорал). Спектр и механизм действия. Фар­макокинетика. Способы применения. Возможные осложнения.

3. Флуконазол (дифлюкан). Спектр и механизм действия. Фар­макокинетика. Способы применения. Возможные осложнения.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекциям и учебнику "Фармакология" тему: «Противотуберкулезные. Противо­вирусные. Противогрибковые средства».

2. Выписать в рецептах, указать группу препарата, механизм действия, клинические показания для применения, возможные осложнения:

1) изониазид в таблетках;

2) этамбутол в таблетках; [ Детям 20 – 25мг/кг перед завтраком.]

3) римантадин (ремантадин®) в таблетках; [ Детям с 7до10л – 50мг 2 раза в день, с 11до14л- 50мг 3 раза в сутки.]

4) ацикловир в мази;

5) идоксуридин в растворе;

6) леворин в таблетках внутрь и трансбуккально.[ Детям до 2л- 25000-30000ЕД/кг].

7) флуконазол (дифлюкан) в таблетках.[ Детям 10 мг/кг в сутки.]

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие.

Задание 2. Методом выбора найти правильный ответ в «Руководстве к лабораторным заняти­ям по фармакологии», с. 235, 247-253. Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

1) Противотуберкулезное средство из группы гидразидов изоникотиновой кисло­ты.

2) Противотуберкулезное средство, угнетающее синтез РНК.

3) Противотуберкулезный препарат из группы аминогликозидов.

4) Противовирусное средство для профилактики гриппа в мази.

5) Противовирусное средство в глазных каплях для профилактики и лечения аденовирусных и герпетических кератитов.

6) Средство для профилактики и лечения гриппа типа А.

7) Противогрибковый антибиотик в таблетках для лечения поверхностных кандидозов.

8) Средство при ангине грибковой этиологии.

9) Противогрибковый антибиотик при дерматомикозах (трихофития, микроспо­рия) и неэффективный при кандидамикозах.

Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Противотуберкулезные средства. Современная классификация. Механизмы действия произ­водных гидразида изоникотиновой кислоты, этамбутола, стрептомицина. Применение, воз­можные осложнения.

2. Основные принципы химиотерапии туберкулеза.

3. Противовирусные средства. Классификация по спектру действия, механизмам действия. Основные препараты. Применение, возможные осложнения.

4. Противогрибковые средства, примененяемые при системных микозах, дерматомикозах, кандидамикозах, аспергиллезе. Препараты, механизмы их действия, возможные осложнения.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Противомалярийные средства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Определение группы противомалярийных средств.

2. Классификация противомалярийных препаратов по действию на определенные формы и стадии развития плазмодия:

А. Шизотропные средства.

1) Гематошизотропные средства: Хлоргамин (Хингамин). Пириметамин (Хлоридин). Хинин. Бигумаль. Акрихин.

2) Гистошизотропные средства:

а) влияющие на преэритроцитарные формы: Бигумаль. Хлоридин.

б) влияющие на параэритроцитарные формы: Примахин. Хиноцид.

Б. Гамонтотропные средства.

1) Гамонтоцидные средства: Примахин.

2) Гамонтостатические средства: Хлоридин. Бигумаль.

3. Клиническая классификация противомалярийных препаратов:

А. Препараты для купирования острых приступов малярии - Гематошизотропные: Хи­нин. Хингамин.

Б. Препараты для профилактики рецидивов малярии (кроме тропической) - гистошизотропные: Примахин. Хиноцид.

4. Хингамин (делагил), показания, спектр противомалярийного действия, механизм действия, схемы при различных видах малярии, побочные эффекты, противопоказания.

5. Хинин, показания для назначения, спектр действия, возможные осложнения, противопока­зания.

6 Хлоридин, отличия от препаратов хинолинового ряда, клинические показания, спектр дей­ствия, механизм действия, побочные эффекты, противопоказания.

7. Примахин, клинические показания, спектр действия, побочные эффекты, противопоказания.

8. Основные принципы использования противомалярийных препаратов.

 

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по учебнику "Фармакология" тему: «Противомалярийные средства».

2. Выписать в рецептах, указать группы, механизм действия, клинические показания и проти­вопоказания для применения, возможные осложнения:

1) Хлоргамин (Хингамин®) в таблетках, ампулах;

2)Хинин (Хинина гидрохлорид®) в порошках, таблетках, ампулах; [ Детям до 1г- 10мг/мес, с1до10 –1000мг на год жизни, с11до15 – 1г, старше 15л – 1-1,2г.]

3) Пириметамин (Хлоридин®) в таблетках;

4)Примахин в таблетках.[ Детям до 1г- 2,25мг, с1до2л- 4,5мг].

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие.

Задание 2. Методом выбора найти правильный ответ в «Руководстве к лабораторным заняти­ям по фармакологии, с. 242, 244. Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

1. Средство для лечения малярии.

2. Средство для предупреждения рецидивов малярии.

3. Средство для индивидуальной профилактики малярии.

4. Средство для общественной химиопрофилактики малярии.

Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

Задание 5. Обсудить реферативный доклад: «Неспецифическое действие противомалярийных препаратов».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Противомалярийные средства. Фармакодинамика. Средства для купирования острых при­ступов малярии.

2. Противомалярийные средства для предупреждения рецидивов малярии. Средства для инди­видуальной и общественной химиопрофилактики малярии. Общие принципы использования противомалярийных препаратов.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Антигельминтные средства.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

I.Понятие и общие принципы противоглистной терапии.

II. Классификация антигельминтных средств по виду паразитического червя.

1. Средства, применяемые при кишечных гельминтозах:

а) при нематодозе кишечника:

- аскаридозе - мебендазол (вермокс), левамизол (декарис), пирантел (комбантрин), пиперазина адипинат, кислород;

- трихоцефалезе - вермокс (мебендазол), нафтамон (алкопар), дифезил, празиквантель, кислород;

- энтеробиозе - пирантел (комбантрин), мебендазол (вермокс), пиперазина адипинат, нафтамон, пирвиний памоат (ванкин, ванквин);

- трихинеллезе, анкилостомидозе - вермокс, минтезол (тиабендазол);

б) при цестодозах кишечника:

- дифиллоботриозе, тениозе, тениаринхозе, гименолепидозе - вермокс, празиквантель, экстракт мужского папоротника, фенасал, семена тыквы, аминоакрихин, трихлорофен;

- эхинококкозе - вермокс;

в) при трематодозах кишечника (описторхоз, фасциолез, клонорхоз) - хлоксил, празиквантель;

г) при лямблиозе, трихомонадозе и амебиазе кишечника:

- фуразолидон, метронидазол (трихопол), фасижин (тинидазол);

д) при балантидиазе кишечника:

- трихопол (метронидазол), фасижин (тинидазол), хингамин (делагил, хлороквин), мономицин, тетрациклины;

е) при шистозоматозах кишечника:

- антимонила-натрия тартрат, празиквантель.

2. Средства, применяемые при внекишечных гельминтозах:

а) средства, применяемые при внекишечных нематодозах:

- филяриатозе - дитразин (лоскуран), мебендазол;

б) средства при внекишечных цестодозах:

- мебендазол;

в) средства при внекишечных трематодозах:

- антимонила-натрия тартрат, хлоксил, эметина гидрохлорид.

III. Классификация антигельминтных препаратов по механизму действия.

1. Клеточные яды - четыреххлористый этилен.

2. Средства, нарушающие функцию нервно-мышечной системы у круглых червей - пиперазин и его соли, левамизол (декарис), нафтамон (алкопар), дитразин (локсуран).

3. Средства, парализующие нервно-мышечную систему преимущественно у плоских червей и разрушающие их покровные ткани - препараты мужского папоротника, фе-насал, битионол, трихлорофен.

4. Средства, действующие преимущественно на энергетические процессы гельминтов -аминоакрихин, пирвиния памоат, левамизол, кислород.

IV. Фармакокинетика и фармакодинамика основных антигельминтных препаратов.

1. Левамизол (декарис) - фармакокинетика, влияние на метаболизм гельминтов, на нервно-мышечный аппарат. Механизм иммуностимулирующего влияния на макроор­ганизм. Показания для клинического использования, возможные осложнения.

2. Мебендазол (вермокс) - фармакокинетика препарата, воздействие на запасы АТФ и гликогена гельминта. Показания для назначения препарата, возможные осложнения.

3. Антимонила-натрия тартрат - фармакокинетика, взаимодействие с тиоловыми фер­ментами гельминтов. Показания для клинического применения и возможные ослож­нения.

4. Нафтамон (алкопар) - фармакокинетика, воздействие на нервно-мышечный аппарат гельминта. Показания к назначению, возможные осложнения.

5. Пиперазина адипинат - фармакокинетика, воздействие на нервно-мышечную прово­димость нематод. Показания для назначения, возможные осложнения.

6. Фенасал - фармакокинетика, влияние на мышечный аппарат цестод. Показания для применения, возможные осложнения.

7. Хлоксил - фармакокинетика, воздействие на гельминтов печени, поджелудочной же­лезы, побочные проявления.

8. Тинидазол - фармакокинетика, влияние на трансаминазы. Клиническое применение, возможные осложнения.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по учебнику "Фармакология" тему: «Противоглистные (антигельминт-ные)средства».

2. Выписать рецепты на препараты с указанием клинических показаний и возможных ослож­нений:

1) Левамизол (декарис) в таблетках; [ Детям 2,5мг/кг однократно перед сном.]

2) Мебендазол (вермокс) в таблетках; [ Детям с 2до7л- 25-50мг, подросткам-100мг 1 раз]

3) Пиперазина адипат (Пиперазина адипинат®) в таблетках; [ Детям до1г - 0,2г, с 2 до 3л - 0,3г,

 

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Средства для лечения амебиаза, лямблиоза, трихомониаза, токсоплазмоза, балантидиаза, лейшманиозов

I Средства для лечения амебиаза. Особенности дейтсвия перапратов на амеб различно йлокализации. Классификация по локализации возбудителя.

II. Покаpания к применинею противоамебных препаратов. Побочное действие.

III. Сравнительная эффективность перепараов пр лямблиозе: метрнидазол, фуразолидон.

IV. Свойства хлоридина. Комбинированное лечение токсоплазмоза хлоридином и сульфани-ламидными препаратами.

V. Свойства солюсурмина. Применение солюсурмина для лечения висцерального и кожного лейшманиоза. Применение мономицина при кожном лейшманиозе.

VI. Средства, применяемые при балантидиазе: мономицин, хиниофон, тетрациклины.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по учебнику "Фармакология" тему: «Средства, применяемые при лечении амебиаза, лямблиоза, трихомонадоза, токсоплазмоза, балантидиаза, лейшманиозов».

2. Выписать в рецептах, указать группу, механизм действия, клинические показания и проти­вопоказания для применения, возможные осложнения:

1) метронидазол в таблетках, вагинальных суппозиториях; [Детям до1г- 125мг/сут, с2до5л – 250мг/сутки, с5до10л- 250-375мг/сутки, старше 10 лет – 500мг на 2 приема.]

2) эметин (эметина гидрохлорид®) в ампулах;

3) хиниофон в порошках, в таблетках; [ Детям с1до2л - 0,1г, с2до3л - 0,15г, с3до4 - 0,2г, с4до5л - 0,25г, с5до6л – 0,3г, с6до8л – 0,45г, с8до12л – 0,6г, с12до13л – 0,7г, с13до15л – 1г, старше – 1,5г]

4) мономицин в таблетках, флаконах; [Детям с массой до 15кг – 10-15ЕД/кг 2 – 3 раза в день.]

5) аминохинол в порошках, в таблетках;

6) трихомонацид в таблетках;

7) солюсурмин в ампулах.

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие. Задание 2. Методом выбора найти правильный ответ в «Руководстве к лабораторным заняти­ям по фармакологии», с. 290-291. Задание 3. Выписать в рецептах, обосновать выбор препарата:

1. Средство при амебной дизентерии.

2. Средство, применяемое при внекишечном амебиазе.

3. Средство, эффективное при любой форме амебиаза.

4. Средство при лямблиозе.

5. Средство при трихомонадозе.

6. Средство при токсоплазмозе.

7. Средство при балантадиазе.

8. Средство при лейшманиозе. Задание 4. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Средства, применяемые при различных формах амебиаза. Фармакодинамика. Классифика­ция по локализации возбудителя.

2. Сравнительная эффективность препаратов при лямблиозе.

3. Осложнения при применении противопротозойных средств. Побочное действие.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Химиотерапия опухолей. Радиопротекторы. Иммунотерапия опухолей..

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

 

1. Классификация противобластомых средств. А. Антиметаболиты:

1. Антагонисты фолиевой кислоты: метотрексат (аметоптерин).

2. Антагонисты пурина: меркаптопурин (леупурин), фопурин.

3. Антагонисты пиримидина: фторурацил, фторафур, цитарабин. Б. Антимитотические средства:

1. Радиомиметики, предотвращающие митоз:

1) Радиоактивные изотопы: йод-131, фосфор-32.

2) Алкилирующие соединения:

а) хлорэтиламины (эмбихин, новэмбихин, допан, хлорбутин, сарколизин, циклофосфан, дегранол, лофенал, пафенцил);

б) этиленимины (тиофосфамид, бензотэф, фторбензотэф, дийодбензотэф, дипин, тиодипин, фосфемид, имифос, фотрин, гексафосфамид);

в) сульфонокси- соединения (миелосан, миелобромол). 2. Алкалоиды, тормозящие митоз на стадии метафазы за счет повреждения веретена: колхамин, мазь колхаминовая, подофиллин, розевин-сульфат (винбластин), винкристин.

В. Антибиотики: дактиномицин, оливомицин, рубомицин, карминомицин, адриамицин (ад-

риабластин), брунеомицин, блеомицин.

Г. Гормоны и их ингибиторы: эстрогены, андрогены, глюкокортикоиды, медротестостерон пропионат, пролотестон, фосфэстрол, хлортрианизен, тамоскифен, гестоноронкапроат (депостат), хлодитан (митотан), полиэстрадиол-фосфат.

Д.Ферменты: L-аспарагиназа.

Е.Разные: спиробромин, нитрозометилмочевина, цисплатин, цитембена, натулан, дибунол.

2. Механизмы цитостатического действия метотрексата, меркаптопурина, фторурацила, кли­нические показания к их применению, возможные осложнения.

3. Механизмы цитостатического действия алкилирующих соединений, основные клинические показания к применению, возможные осложнения.

4. Механизмы цитостатического действия алкалоидов, основные клинические показания к применению, возможные осложнения.

5. Механизмы цитостатического действия антибиотиков, основные клинические показания к применению, возможные осложнения.

6. Механизмы канцерогенного и противобластомного действия гормонов. Особенности дей­ствия фосфэстрола, применение.

7. Механизмы цитостатического действия ферментов, основные клинические показания к применению, возможные осложнения.

8. Острые и отсроченные осложнения химиотерапии опухолей, меры помощи.

9. Общие закономерности химиотерапии опухолей.

10. Общие принципы химиотерапии опухолей.

11. Понятие о радиопротекторах и терапевтических средствах при ионизирующем облучении.

12. Классификация радиопротекторов.

а) Серусодержащие средства (аминотиолы): меркамина гидрохлорид, меркамина аскор-бинат (бекаптан, ламбратен), цистамина дигидрохлорид, амитурон, адетурон.

б) Индолилалкиламины: триптамин, серотонин, мексамин, катехоламины, фенилалкила-мины, дикеафен.

в) Разные: батилол, линимент тезана.

13.Механизм действия аминотиолов, их назначение, противопоказания к применению, воз­можные осложнения и меры помощи.

14. Индолилалкиламины как радиопротекторы. На примере мексамина и диксафена объяснить механизм действия, назначение, возможные осложнения и меры помощи.

15.Применение батилола и линимента тезана как радиопротекторов.

16. Понятие об активной и пассивной иммунотерапии опухолей. Методы специфической им­мунотерапии.

17. Методы неспецифической иммунотерапии опухолей: адъювантная, иммуновосстановительная, виротерапия.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

1. Изучить по лекции и учебнику "Фармакология" темы: «Радиопротекторы», «Иммунотера­пия опухолей», «Средства, применяемые при злокачественных новообразованиях»

2. Подготовить рефераты на темы: «Противоопухолевое действие гормонов». «Особенности действия лекарственных препаратов на облученный организм».

 

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие.

Задание 2. Методом выбора найти правильный ответ в «Руководстве к лабораторным заняти­ям по фармакологии, с. 269.

Задание 3. Обсудить реферативные доклады: «Противоопухолевое действие гормонов», «Осо­бенности действия лекарственных препаратов на облученный организм».

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Радиопротекторы. Фармакодинамика аминотиолов, назначение, возможные осложнения.

2. Радиопротекторы. Фармакодинамика мексамина и диксафена, назначение, возможные ос­ложнения.

3. Понятие от активной и пассивной иммунотерапии опухолей.

4. Методы специфической и неспецифической иммунотерапии опухолей.

5. Противобластомные средства, классификация. Антиметаболиты. Фармакодинамика. При­менение.

6. Противобластомные средства, классификация. Фармакодинамика алкилирующих соедине­ний, применение.

7. Противобластомные средства, классификация. Фармакодинамика алкалоидов, применение.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Заключительное занятие по теме: «Химиотерапевтические средства».

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ

1. Выписать рецепты, указать группу препарата, механизм действия, вызываемые им фарма­кологические эффекты, показания для применения, возможные осложнения.

Группа препаратов Препарат

Нитрофураны 1. Фурацилин в таблетках внутрь и наружно.

2. Фуразолидон в таблетках.

Сульфаниламиды

5. Фталазол в таблетках.

6. Сульфацил-натрий в глазных каплях и мази.

7. Бисептол (бактрим) в таблетках.

Противотубер- 8. Изониазид в таблетках. кулезные

9. Этамбутол в таблетках.

Антибиотики 10. Бензилпенициллин-натрия во флаконах.

11.БициллинI во флаконах.

12. Оксациллин-натрия в таблетках, в капсулах, флаконах.

13. Ампициллина тригидрат во флаконах.

14. Цефазолин-натрий (кефзол) во флаконах.

15. Эритромицин в таблетках, мази.

16. Тетрациклина гидрохлорид в таблетках, мази.

17. Доксициклинагидрохлорид в капсулах.

18. Стрептомицина сульфат во флаконах.

19. Амикацина сульфат в ампулах.

20. Леворин в таблетках внутрь и трансбуккально.

21.Грамицидин в ампулах.

 

Противовирусные 22.Ремантадинв таблетках.

23. Идоксуридин в растворе.

24. Ацикловир в мази.

Арбидол в таблетках

Антигельминтные 25. Левамизол (декарис) в таблетках.

Противопрото- 29. Метронизадол (трихопол) в таблетках, суппозиториях.

зойные

Противогрибковые 30. Флуконазол в таблетках.

2. Выписать рецепт с использованием фармакотерапевтических вопросов:

1) Средство из группы нитрофуранов в таблетках для полоскания полости рта.

2) Средство из группы нитрофуранов в таблетках для лечения дизентерии.

3) Противотуберкулезный препарат, обладающий свойствами:

- избирательность в отношении микробактерий туберкулеза;

- тип действия - туберкулостатический;

- в качестве побочных эффектов вызывает неврит зрительного нерва и снижение остроты зрения.

4) Антибиотик при заболеваниях, вызванных резистентными к бензилпенициллину воз­будителями.

5) Противогрибковый антибиотик в таблетках, применяемый при лечении кандидоза.

6) Средство при ангине грибковой этиологии.

7) Противогрибковый антибиотик в таблетках для лечения дерматомикозов (трихофи-тия, микроспория и др.) и неэффективный при кандидамикозах.

8) Антибиотик для лечения инфицированных ран (местно).

9) Средство для профилактики и лечения гриппа A в таблетках.

10) Противовирусный препарат в таблетках, который:

- активен в отношении вирусов гриппа;

- назначается с целью профилактики и лечения гриппа в период эпидемии.

11) Средство для лечения герпеса в мази.

12) Противовирусный препарат в мази, который:

- активен в отношении аденовирусов, вирусов гриппа, герпеса;

- используется для профилактики гриппа, лечения аденовирусных и герпетических кератитов.

13) Противовирусный препарат в растворе (глазные капли), который:

- активен в отношении вирусов герпеса;

- используется для профилактики и лечения герпетического кератита:

- блокирует ДНК-полимеразу и угнетает репликацию вирусной ДНК.

19) Противопротозойное средство с широким спектром действия (трихомонадоз, лямблиоз, амебиаз, лейшманиоз) и вызывающий сенсибилизацию к алкоголю.

 

3. Теоретические вопросы.

1) Общие принципы сульфаниламидной терапии.

2) Побочные эффекты сульфаниламидов, их профилактика.

3) Противотуберкулезные средства. Фармакодинамика. Основные принципы химиотерапии туберкулеза.

4) Антибиотики. Классификация по химическому строению, механизму действия и спектру действия. Основные группы препаратов. Роль отечественных ученых в разработке этой группы.

5) Условия для проявления действия антибиотиков и места их взаимодействия в микробной клетке.

6) Бета-лактамы, классификация. Антибиотики группы пенициллина. Классификация. Спектр действия. Фармакодинамика. Особенности действия и применения полусинтетических пенициллинов.

7) Цефалоспорины, их отличительные качества. Особенности действия цефалоспоринов разных поколений. Возможные побочные эффекты.

8) Аминогликозиды, особенности действия аминогликозидов разных поколений. Возмож­ные побочные эффекты.

9) Фармакодинамика и спектр действия тетрациклинов и фениколов. Препараты, примене­ние. Побочные эффекты.

10. Макролиды/неомакролиды. Фармакодинамика и спектр действия. Препараты, примене­ние. Побочные эффекты.

11) Хинолоны/фторхинолоны. Классификация. Фармакодинамика и спектр действия. Препараты, примене­ние. Побочные эффекты.

10) Осложнения при антибиотикотерапии по основным группам препаратов,их профилак­тика.

11) Противовирусные средства. Классификация по спектру, механизму действия. Препараты. Приме­нение.

12) Противогрибковые средства, примененяемые при системных микозах, дерматомикозах, кандидамикозах. Препараты, их механизм действия.

13) Средства при кишечных и внекишечных формах гельминтозов (нематодозы, цестодозы, трематодозы). Препараты,их механизм действия.

14) Общие закономерности и основные принципы химиотерапии опухолей.

15) Возможные осложнения химиотерапии опухолей и меры помощи.

16) Иммунотерапия злокачественных новообразований.

17) Противобластомные средства. Классификация. Антиметаболиты. Препараты. Примене­ние.

18) Противобластомные средства, классификация. Алкилирующие средства. Фармакодина­мика, препараты,применение.

19) Противобластомные средства, классификация. Алкалоиды, тормозящие митоз. Препара­ты, их фармакодинамика, применение.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Общие принципы терапии острых отравлений. Терапия некоторых неотложных состояний.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ 1. Виды отравлений.

2 Общие принципы терапии при острых отравлениях.

3 Лечебные мероприятия при отравлениях:

 

1) Методы ускоренного выведения токсических веществ из организма. Удаление невсо­савшегося яда из ЖКТ (рвотные средства, беззондовое промывание желудка, промы­вание через толстый зонд). Применение адсорбирующих средств, комплексонов, сла­бительных средств, окислителей, обволакивающих средств.

2) Удаление из организма всосавшегося яда:

- усиление функции почек, метод форсированного диуреза;

- усиление функции печени;

- усиление функции органов дыхания;

- усиление функции потовых желез;

- методы искусственной детоксикации организма (диализ, сорбция, детоксикационная лимфорея, операция замещения крови).

3) Методы специфической (антидотной) терапии: химические противоядия контактного действия, химические противоядия парентерального действия, биохимические проти­воядия, фармакологические противоядия.

4. Методы симптоматической (поддерживающей) терапии:

- Средства при нарушениях дыхания (аспирационно-обтурационная форма, центральная форма нарушения дыхания, острые пневмонии);

- Средства при нарушении функции сердечно-сосудистой системы (при токсическом шоке, при отравлении ядами, первично действующими на сердце);

- Помощь при острой почечной недостаточности;

- Помощь при печеночной недостаточности.

5. Терапия при бронхиальной астме.

6. Терапия при отеке легких.

7. Терапия при острой сердечной недостаточности.

8. Терапия при коллапсе сердечного происхождения.

9. Терапия при сосудистом коллапсе.

10. Терапия при гипертоническом кризе.

11. Симптоматическая терапия судорожных припадков.

12.Скорая помощь при анафилактическом шоке.

13. Скорая помощь при инфаркте миокарда.

ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Изучить по лекции и по методическим указаниям «Терапия неотложных состояний» те­му: «Средства скорой помощи при острых отравлениях. Терапия некоторых неотложных со­стояний».

УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Задание 1. Ознакомиться с лекарственными препаратами, представленными на занятие.

Задание 2. Решить ситуационные задачи (по предложению преподавателя).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1051; Нарушение авторских прав?


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. B-адреномиметики. Фармакологические свойства. Показания к применению. Побочные эффекты.
  2. I. Смена отдельных течений
  3. I. Средство для устранения действия тубокурарина после операции
  4. III. Работа после 1937 года: переход от единичного действия к системам действия
  5. IV. Анализ бюрократических структур и их воздействия на личность
  6. IV. Особенности получения аудиторских доказательств.
  7. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами)
  8. IV. Установите соответствие между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  9. IV. Установите соотношение между основными понятиями (обозначены цифрами) и понятиями, выражающими их детали, особенности, признаки (обозначены буквами).
  10. V. Особенности ценообразования в общественном питании.
  11. V. Слабительное с осмотическим механизмом действия
  12. VII. Общая система действия, ее подсистемы и среды

studopedia.su - Студопедия (2013 - 2020) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.129 сек.