КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методологические основы менеджмента
Классификация систем Современное представление о системах Системный характер управления Управление обладает свойствами системности, поэтому необходимо ознакомиться с основными положениями теории систем. В переводе с греческого система означает «соединение, целое, составленное из частей». Эти части (элементы) образуют единство, в рамках которого они определенным образом упорядочены и взаимодействуют. Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними устанавливаются связи, т.е реальные взаимодействия. Признаком системы является целостность и сложность объекта управления, Возможность его деления на составные части. Кроме того каждая система является составной частью более крупной системы, подсистемой.
Современные представления позволяют считать системность всеобщим свойством материи. Весь мир можно представить как бесконечную иерархическую систему систем, находящихся на разных уровнях системной иерархии, на разных стадиях развития, взаимодействующих друг с другом. Рассматривается ли техническое устройство, машина, живой организм, общество или любая его часть — все они представляют собой системы. Существует множество определений понятия системы. Приведем некоторые из них. Система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обособленная от среды и взаимодействующая с ней как целое. Система есть средство достижения цели. Система — это целое, созданное из частей и элементов, для целенаправленной деятельности. Организация также представляет собой систему — целостное образование, включающее в себя людей, орудия труда, материальные ресурсы, взаимодействующие для достижения целей, ради которых организация создавалась.
Несмотря на общность систем всех видов, можно выделить классы систем, имеющие специфические черты и закономерности. На рис. 1 приведены 4 вида классификации систем. Классы систем, к которым принадлежат организации, выделены (соответствующие прямоугольники обведены жирной линией). Дадим необходимые пояснения для этих видов классификации. 1) По степени изолированности от окружающей среды системы подразделяются на два класса: закрытые — изолированные системы, не взаимодействующие со средой, К подобным системам относятся некоторые объекты неживой природы, например часы; открытые — системы, взаимодействующие со средой, обменивающиеся с ней материей, энергией, информацией. Организации относятся к открытым системам. Они получают из окружающей среды необходимые для их функционирования ресурсы (материальные, технические, людские) и отдают результаты своей деятельности — готовую продукцию, услуги, информацию и т.д. 2) По характеру функционирования (способности менять свою структуру и поведение): стабильные — системы, которые не способны к каким-либо активным изменениям. К данному классу систем относится, прежде всего, широкий круг неживых систем, как естественных, так и искусственных. Их отличительная особенность состоит а том, что цель этим системам внутренне не присуща. Цель может задаваться извне и определиться задачами использования; Самостабилизирующиеся (адаптивные) системы, которые умеют приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям внешней среды путем выработки соответствующих корректирующих действий, возвращающих их в устойчивое состояние. К адаптивным системам относятся живые организмы, в гом числе человек; самоорганизующиеся — системы, обладающие более высокой степенью приспособления к среде, чем простая адаптация. Они в состоянии реорганизовать свою внутреннюю структуру, а не просто приспособиться к потоку возмущений, идущему из внешней среды. Самоорганизация выражается в новых устойчивых состояниях, которые более стойки к возмущениям, чем предыдущие. самоорганизующиеся системы эволюционируют в более сложные и более жизнеспособные системы;
развивающиеся - системы, которые могут изменяться не только под действием внешних причин в виде реакции на внешние возмущения, но и под действием внутренних причин, т.е. в соответствии с внутренне присущей целью Особенностью данной классификации является то, что каждый последующий класс «поглощает» предыдущий. Организационные системы относятся к классу развивающихся систем, при этом в них происходят и процессы самостабилизации и самоорганизации. 3) По степени и виду управляемости системы можно разделить на На верхнем уровне данной классификации можно выделить классы неуправляемых и управляемых систем. В свою очередь, в управляемых системах по способу управления можно выделить; программные (разомкнутые)- системы, управляемые по заданной программе без ее подстройки в соответствии с получаемым результатом. К этим системам откосятся несложные технические устройства; регулируемые (замкнутые) — системы, способные воспринимать информацию о результатах своей деятельности и использовать ее для корректировки управления. Организационные системы относятся к классу управляемых регу 4) По происхождению системы подразделяются на три класса: технические (искусственные) — системы, созданные человеком. Примерами подобных сиртем являются механизмы, машины, автоматы; социальные (смешанные) — системы, представляющие собой объединения людей, включающие в себя также и технические объекты. Организации относятся к классу социальных систем, т.к. в состав их элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это — индивидууы, объединяющиеся в социальные совокупности, подразделения. С другой стороны, это-элементы, составляющие структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы)
1.2.3 Система управления и ее элементы Социальные системы являются упорядоченными, целостными; функционально и технологически неоднородными; иерархичными по структуре; динамичными сточки зрения состава и количества элементов. Обычно они постоянно развиваются, хотя могут временно стабилизироваться или даже деградировать. Это развитие протекает под влиянием противоречивого взаимодействия внешних и внутренних факторов. Поэтому оно неравномерно (может быть прерывистым, скачкообразным) и не всегда предсказуемо. Важная особенность социальной системы состоит в том, что небольшие изменения в одном из ее элементов могут вызвать «цепную реакцию», привести к серьезным последствиям для нее в целом. Это свойство широко используется в управлении: с помощью небольшого адресного воздействия в нужный момент легко достичь крупных результатов (об этом говорит так называемая теория рычага). Для того чтобы социальная система была устойчивой, а следовательно, жизнеспособной, она должна обладать управляющим элементом (системой управления). Жизнеспособность социальных систем обеспечивается также рациональным отношением к ресурсам; поддержанием стабильности структуры, норм, культурных ценностей. Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы: • органы (субъекты) управления (должности, подразделения); • коммуникационные каналы; • набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномочий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.
Определенное соотношение органов управления, связанных между собой коммуникационными каналами, образует структуру этой системы, отражающую статику менеджмента, а совокупность методов, технологий и проч. — его механизм. Как и любая органическая система, система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа элементов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).
Сама система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частою принадлежит каждой из них. Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспечивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с управителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, совет директоров). Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились). В общефилософском смысле субъект - это лицо, способное к выбору деятельности, исполняемой роли для себя и для других, собственных целей и способов их достижения. Субъекты классифицируются по характеру, содержанию и масштабу деятельности. К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено. Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирование и развитие. В качестве объекта можно рассматривать группу людей, отдельную личность, процесс, отношения и т. д. Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, например, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он более активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен. Иногда возникает ситуация, когда дальнейшее развитие объекта управления может идти несколькими путями. Это порождает неопределенность (энтропию). Чем больше существует вариантов дальнейших действий, чем сложнее выбирать из них лучший, тем ее степень выше и тем сложнее осуществлять управление, Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности (совокупности должностей), образующих подразделение управления (управленческий аппарат). Но субъект может действовать и без такого оформления. Главное, чтобы он генерировал и реализовы-вал соответствующие решения. От субъекта управления следует отличать субъекты управленческой деятельности -живых людей - руководителей и сотрудников подразделений управления. Для того чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, они должны соответствовать друг другу, быть совместимыми, чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий и позволяло реализовать свои потенциальные возможности. Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую плохо знает. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчиненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей. Если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы. Во-вторых, в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах, как правило, затруднительно. Поэтому принятые наверху решения могут быть неоптимальными. В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой двустороннее взаимодействие, определенным образом реагируя на информацию, полученную от другой стороны. Это облегчает.корректировку последующих шагов, которые обеспечивают их приспособление к изменению внешней среды и друг к другу. В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии (один — в получении необходимых в данной ситуации команд, другой - в своевременном и точном их исполнении). Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать объективным целям объекта управления. Ведь возможность субъекта управлять обусловлена готовностью объекта следовать поступающим командам. Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, т. е. его адекватную реакцию на управляющее воздействие. Высокая реакция может иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая - бездействия, противодействия, формальных действий. Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие стиля управления условиям внутренней и внешней ситуации, достаточность полномочий руководителя, социально-психологический климат. В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второстепенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные. Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен: ■ соответствовать целям и задачам объекта управления; • учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности; • предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект; • поддаваться контролю; ■ иметь возможности для совершенствования. Система управления должна быть эффективной. К признакам ее эффективности можно отнести: 1) оперативность, надежность, качество принимаемых решений; 2) минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой; 3) экономию"общих издержек и расходов на содержание аппарата управления; 4) улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда; 5) снижающуюся долю административных работников в персонале организации. Эффективность функционирования системы управления можно повысить с помощью более надежных обратных связей; своевременности и полноты информации; учета социально-психологических особенностей участников; обеспечения оптимального размера подразделений. 1.4.1. Сущность менеджмента Рассмотрение термина «менеджмент» следует начинать с семантики этого слова. Перед нами возникает закономерный вопрос: почему мы заимствуем данный термин, а не довольствуемся, скажем, его русскоязычным аналогом — словом «управление»? Управление — свойство систем различной природы сохранять свою целостность, структурное единство и добиваться достижения поставленных целей. Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого. Система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью механизма управления, который соответствующей частою принадлежит каждой из них. В нашем случае в качестве объекта управления мы рассматриваем организацию, которая является основой мира менеджеров, причиной, обусловливающей существование менеджмента. Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Приведенное выше определение организации в 30 - 40-х годах прошлого века сформулировал Честер Барнард, один из классиков менеджмента, который называл любую формальную организацию «системой сознательно координируемых действий двух или более человек». Употребляя термин «менеджмент», мы следуем давно установившейся традиции в международных изданиях по теории управления, он использовался как синоним капиталистического управления. Кроме того, термин «управление» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления. При этом, однако, следует отметить, что в английском языке семантика термина «менеджмент» весьма сложна. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» трактуется как: 1) способ, манера обращения с людьми; 2) власть и искусство управления; 3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица.
Американский авторитет в области теории менеджмента Питер Друкер считает, что: «Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский язык Британских островов. Он обозначает функцию, а также людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же самое время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Но даже в американском употреблении для организаций, не имеющих отношения к бизнесу, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах. Тем не менее большинство современных исследователей менеджмента считают, что государственные и общественные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они \ хотят максимально достичь своих целей при минимуме затрат. В настоящее время менеджмент существует как междисциплинарная отрасль научного знания с четко выраженным приоритетом прагматических установок. Ценность менеджмента, как способа решения социально-экономических задач состоит не в том, что он предполагает совершенную теорию подобных решений, а в том, что он создает необходимые организационные условия для синтеза науки, практических навыков и знаний, позволяющих принимать оптимальные решения.В плане структуры профессионального труда по управлению эксперты в США полагают, что неправомерно смешивать деятельность по руководству предприятием (администрацию) с собственно менеджментом. Менеджмент чаше понимается лишь как одна из функций руководства. Принятые в настоящее время различия между администрацией и менеджментом, восходят к управленческой триаде Оливера Шелдона, проанализированной им в книге «Философия управления»,где указано: что управление распадается на три составные часта: администрацию, занятую выработкой корпоративной политики, координацией финансов, производством, распределением и установлением границ организации и верховного контроля администратора; менеджмент в собственном смысле слова, связанный свыполнением политики в пределах, определенных администратором, а также с использованием организации для решения задач, поставленных перед нею; организацию, т.е. процесс, таким образом комбинирующий труд, выполняемый индивидами или группами людей, наделенных качествами, необходимыми для его выполнения, что обязанности, сформулированные подобным образом,обеспечивают наилучшие каналы эффективного, систематического, позитивного скоординирован-ного приложения знаний Организация формирует аппарат, менеджмент - управляющего, а администрация — высшее руководство.
X. Пирсон проводил следующее различие между упомянутыми терминами: администрацию он трактовал как совокупность моральных, социальных неполитических аспектов управления предприятием, в то время как менеджмент увязывал главным образом с технической стороной управления. Из этого различия он выводил «научность' последнего», поскольку в администрацию науку внедрить значительно труднее. Администратору, как правило, принадлежит высший организационный статус в управленческой иерархии, в то время как менеджер обычно занимает средний или даже низший уровень в системе надзора и ответственности за текущими делами корпорации. В повседневном употреблении термин «администрация» чаще используется для характеристики руководства в правительственных институтах, а также в общественных объединениях, ассоциациях и разного рода благотворительных организациях, в то время как «менеджмент» большей частью употребляется применительно к предпринимательским компаниям. - Когда американцы или европейцы говорят о менеджменте, то они подразумевают менеджера — человека, субъекта управления, который действует в рыночных структурах. Речь идет о тех организациях, которые заняты бизнесом. Бизнес направлен на получение прибыли путем создания в реализации определенной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизнеса — это управление коммерческой деятельностью, хозяйственными корпорациями. Но бизнесмен и менеджер — не одно и та же. Бизнесмен — это человек, который «делает деньги», владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Бизнесмен — деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который может не занимать никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций. Когда говорят о менеджере, то, как правило, имеют в виду менеджера-профессионала, прошедшего специальную подготовку, а не просто инженера, юриста или экономиста. Менеджер занимает постоянную должность в корпорации. Менеджеры работают на всех -эшелонах» управления и, по американским понятиям, в задачу менеджера входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиняются ему. На западных предприятиях различают: • Top management, т. е. высшее звено управления(генеральный директор и другие члены правления); • Middle management — среднее звено управления(руководители управлений и самостоятельных отделов); • Lover management — низшие звенья управления(руководители подотделов и других аналогичных им подразделений). Имеется в виду, что руководство различного уровня есть и в правительстве, и в армии, и у церкви, но менеджмент деловых предприятий отличается от прочих видов управления тем, что целью предприятия, а следовательно, и задачей его управления является производство товаров или удовлетворение социальных потребностей через рынок. Следует провести сравнение и таких понятий, как «менеджер» и «предприниматель». Предпринимателем называют человека, предпринимающего что-то по собственной инициативе, действующего под свою ответственность, на свой страх и риск, рассчитывающего на собственные силы и средства. В этом смысле предпринимателями можно назвать И.В. Цветаева— создателя и первого директора Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Тура Хейерда-ла, предпринявшего знаменитые путешествия на «Кон-Тики», «Ра» и «Тигрисе», П.М. Третьякова — основателя Третьяковской галереи в Москве, и многих других известных людей, имена которых в нашем сознания никак не связывают со словом «предпринимательство». В более узком смысле предпринимательство — это частный случай бизнеса, вид деятельности человека, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя личный риск. Если менеджер тяготеет к бюрократическому стилю руководства, то различне между ним и предпринимателем очень велико. Эти различия стираются, когда менеджер активно ищет возможности и намеренно рискует, чтобы добиться изменений и совершенствования. Такой стиль управления является предпринимательским, а сам менеджер — предприимчивым. Менеджмент — понятие очень емкое. Мы его определили как управление в рыночных условиях, как особый вид деятельности по руководству коммерческим предприятием. Широко известно такое определение: менеджмент — это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей. Хотя возникновение менеджмента относят к концу XIX века, роль его была осознана только в 30-е годы XX века. К этому времени данная деятельность стала профессией, область знаний — самостоятельной дисциплиной, а социальный слой менеджеров превратился во влиятельную общественную силу. В связи с возросшей ролью менеджмента заговорили о «революции менеджеров». Эта роль особенно возрастает с появлением корпораций-гигантов, которые обладают огромным экономическим, производственным и научно-техническим потенциалом. По своей моши эти корпорации сопоставимы с целыми государствами. В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только экономической, но и политической силы государства. В зависимости от крупнейших корпораций находятся правительства стран и власти целых регионов. Крупнейшие корпорации имеют свои филиалы во всем мире, где устанавливают правила распределения материальных благ, владеют огромным информационным потенциалом. Решения менеджеров таких корпораций определяют судьбы миллионов людей.
Не следует забывать и о малом бизнесе. В зрелой рыночной экономике это 95 % всех фирм, а для большинства населения— это работа. Устоять, выжить в конкурентной борьбе этим предприятиям невозможно без эффективного менеджмента. Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке Руководство предприятия должно заниматься рыночными исследованиями, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциальных потребителей; хорошо знать своих конкурентов. Важно знать, что ожидают клиенты от фирмы сегодня, что будут ожидать завтра? Эта сложная работа называется «маркетингом». Рынок очень подвижен, он все время меняется, следовательно, менеджмент должен обеспечить быстрое реагирование фирмы на все рыночные изменения. Исходя из сказанного, сделаем заключение, что общая задача менеджмента разворачивается в конкретные задачи, одной из которых выступает обеспечение маркетинга. В современных условиях существования глобальных проблем, одной из которых является экологическая проблема, руководство обязано придавать особое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материальных ресурсов. Еще одной конкретной задачей является обеспечение инноваций. В конкурентных условиях фирма выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемлемых для клиентов условиях, чем конкурент. Понятие «инновация» вбирает в себя как технические разработки и исследования, так и вес изменения в работе предприятия в лучшую сторону. Нельзя забывать, что важнейшим элементом производственного процесса на предприятии являются люди. И задача менеджмента — организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, установить систему отношений между людьми, содействовать развитию персонала и его росту; повышать эффективность труда служащих. Если эта задача решается слабо, сотрудники не удовлетворены работой и эффективность труда низкая, положение предприятия на рынке неизбежно ухудшается.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |