Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологические основы менеджмента




Классификация систем

Современное представление о системах

Системный характер управления

Управление обладает свойствами системности, поэтому необходимо ознакомиться с основными положениями теории систем.

В переводе с греческого система означает «соединение, целое, составленное из частей». Эти части (элементы) образуют единство, в рамках которого они определенным образом упорядочены и взаимодействуют. Единство элементов системы возникает в результате того, что между ними устанавливаются связи, т.е

реальные взаимодействия.

Признаком системы является целостность и сложность объекта управления,

Возможность его деления на составные части. Кроме того каждая система является составной частью более крупной системы, подсистемой.

 

Современные представления позволяют считать системность всеобщим свойством материи. Весь мир можно представить как беско­нечную иерархическую систему систем, находящихся на разных уров­нях системной иерархии, на разных стадиях развития, взаимодейст­вующих друг с другом. Рассматривается ли техническое устройство, машина, живой организм, общество или любая его часть — все они представляют собой системы.

Существует множество определений понятия системы. Приведем некоторые из них.

Система есть совокупность взаимосвязанных элементов, обо­собленная от среды и взаимодействующая с ней как целое.

Система есть средство достижения цели.

Система — это целое, созданное из частей и элементов, для це­ленаправленной деятельности.

Организация также представляет собой систему — целостное об­разование, включающее в себя людей, орудия труда, материальные ресурсы, взаимодействующие для достижения целей, ради которых организация создавалась.

Несмотря на общность систем всех видов, можно выделить классы систем, имеющие специфические черты и зако­номерности.

На рис. 1 приведены 4 вида клас­сификации систем. Классы систем, к которым принадлежат организа­ции, выделены (соответствующие прямоугольники обведены жирной линией). Дадим необходимые пояснения для этих видов классификации.

1) По степени изолированности от окружающей среды системы подразделяются на два класса:

закрытые — изолированные системы, не взаимодействующие со средой, К подобным системам относятся некоторые объекты неживой природы, например часы;

открытые — системы, взаимодействующие со средой, обмени­вающиеся с ней материей, энергией, информацией.

Организации относятся к открытым системам. Они получают из окружающей среды необходимые для их функционирования ресурсы (материальные, технические, людские) и отдают результаты своей дея­тельности — готовую продукцию, услуги, информацию и т.д.

2) По характеру функционирования (способности менять свою структуру и поведение):

стабильные — системы, которые не способны к каким-либо ак­тивным изменениям.

К данному классу систем относится, прежде все­го, широкий круг неживых систем, как естественных, так и искусст­венных. Их отличительная особенность состоит а том, что цель этим системам внутренне не присуща. Цель может задаваться извне и опре­делиться задачами использования;

Самостабилизирующиеся (адаптивные) системы, которые умеют приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям внешней среды путем выработки соответствующих корректирующих действий, возвращающих их в устойчивое состояние. К адаптивным сис­темам относятся живые организмы, в гом числе человек;

самоорганизующиеся — системы, обладающие более высокой степенью приспособления к среде, чем простая адаптация. Они в со­стоянии реорганизовать свою внутреннюю структуру, а не просто приспособиться к потоку возмущений, идущему из внешней среды. Само­организация выражается в новых устойчивых состояниях, которые более стойки к возмущениям, чем предыдущие. самоорганизующиеся системы эволюционируют в более сложные и более жизнеспособные системы;

развивающиеся - системы, которые могут изменяться не только под действием внешних причин в виде реакции на внешние возмуще­ния, но и под действием внутренних причин, т.е. в соответствии с внутренне присущей целью Особенностью данной классификации является то, что каждый последующий класс «поглощает» предыдущий. Организационные сис­темы относятся к классу развивающихся систем, при этом в них про­исходят и процессы самостабилизации и самоорганизации.

3) По степени и виду управляемости системы можно разделить на
ряд классов и подклассов.

На верхнем уровне данной классификации можно выделить классы неуправляемых и управляемых систем. В свою очередь, в управляемых системах по способу управления можно выделить;

программные (разомкнутые)- системы, управляемые по за­данной программе без ее подстройки в соответствии с получаемым результатом. К этим системам откосятся несложные технические уст­ройства;

регулируемые (замкнутые) — системы, способные восприни­мать информацию о результатах своей деятельности и использовать ее для корректировки управления.

Организационные системы относятся к классу управляемых регу­
лируемых систем. ч

4) По происхождению системы подразделяются на три класса:
природные (естественные) — системы, существующие в живой и неживой природе, возникшие без участия человека. Примеры таких систем — атом, молекула, организм;

технические (искусственные) — системы, созданные человеком. Примерами подобных сиртем являются механизмы, машины, автоматы;

социальные (смешанные) — системы, представляющие собой объединения людей, включающие в себя также и технические объекты.

Организации относятся к классу социальных систем, т.к. в состав их элементов входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это — индивидууы, объединяющиеся в социальные совокупности, подразделения. С другой стороны, это-элементы, составляющие структуру организации (орудия труда, материальные ресурсы)

1.2.3 Система управления и ее элементы

Социальные системы являются упорядоченными, целостными; функционально и технологически неоднородными; иерархичными по структуре; динамичными сточки зрения состава и количества элементов.

Обычно они постоянно развиваются, хотя могут временно стабилизироваться или даже деградировать. Это развитие протекает под влиянием противоречивого взаимодействия внешних и внутренних факторов. Поэтому оно неравномерно (может быть прерывистым, скачкообраз­ным) и не всегда предсказуемо.

Важная особенность социальной системы состоит в том, что небольшие изменения в одном из ее элементов могут вызвать «цепную реакцию», привести к серьезным последствиям для нее в целом. Это свой­ство широко используется в управлении: с помощью небольшого адресного воздей­ствия в нужный момент легко достичь крупных результатов (об этом говорит так называемая теория рычага).

Для того чтобы социальная система была устойчивой, а следовательно, жизне­способной, она должна обладать управляющим элементом (системой управления).

Жизнеспособность социальных систем обеспечивается также рациональным отно­шением к ресурсам; поддержанием стабильности структуры, норм, культурных ценностей.

Система управления организацией представляет собой весьма сложное образование, включающее следующие взаимосвязанные элементы:

• органы (субъекты) управления (должности, подразделения);

• коммуникационные каналы;

• набор методов, технологий, норм, правил, процедур, предписаний, полномо­чий, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий.

 

Определенное соотношение органов управления, связанных между собой ком­муникационными каналами, образует структуру этой системы, отражающую ста­тику менеджмента, а совокупность методов, технологий и проч. — его механизм.

Как и любая органическая система, система управления находится в постоян­ном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа элементов, связей между ними) и интенсивным (за счет рационализации функций, процедур и т. д.).

Сама система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью ме­ханизма управления, который соответствующей частою принадлежит каждой из них.

Под управляющей подсистемой можно понимать ту часть системы управления, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения, обеспе­чивает их выполнение. Она имеет иерархическую структуру во главе с управителем (центральным звеном). Им может быть индивид или коллектив (например, со­вет директоров).

Понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления», однако они не тождественны. В состав субъекта входят только те элементы подсистемы, которые связаны с выработкой решений (на каком бы уровне они ни находились).

В общефилософском смысле субъект - это лицо, способное к выбору деятельности, ис­полняемой роли для себя и для других, собственных целей и способов их достижения. Субъекты классифицируются по характеру, содержанию и масштабу деятельности.

К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управ­ляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение того объекта, на который оно направлено.

Объект управления представляет собой все те элементы организации, которые, воспринимая управленческое воздействие, подчиняют ему свое функционирова­ние и развитие. В качестве объекта можно рассматривать группу людей, отдельную личность, процесс, отношения и т. д.

Нужно иметь в виду, что объект управления отличается от субъекта не сам по себе как таковой (субстанциально), а выполняемыми функциями. Поэтому, напри­мер, одно и то же лицо в разных ситуациях может быть и тем и другим. Обычно субъект управления по масштабу меньше объекта и сложность его ниже, но он бо­лее активен и динамичен; объект же, наоборот, инертен.

Иногда возникает ситуация, когда дальнейшее развитие объекта управления может идти несколькими путями. Это порождает неопределенность (энтропию). Чем боль­ше существует вариантов дальнейших действий, чем сложнее выбирать из них луч­ший, тем ее степень выше и тем сложнее осуществлять управление,

Если управление имеет официальный характер, то его субъект организационно и юридически оформляется в виде должности (совокупности должностей), обра­зующих подразделение управления (управленческий аппарат). Но субъект может действовать и без такого оформления. Главное, чтобы он генерировал и реализовы-вал соответствующие решения.

От субъекта управления следует отличать субъекты управленческой деятельности -живых людей - руководителей и сотрудников подразделений управления.

Для того чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, они должны соответствовать друг другу, быть совместимыми, чтобы их взаимодействие не порождало негативных последствий и позволяло реализовать свои потенциальные возможности.

Легко представить себе, например, такой случай, когда человек, сам по себе умный и способный, становится руководителем в той области деятельности, которую плохо знает. Понятно, что решения, принимаемые им, окажутся малопонятными для подчи­ненных, и последние не смогут трудиться с необходимой отдачей. Если руководитель и подчиненный не будут совместимы психологически, то рано или поздно между ними начнутся конфликты, которые окажут самое негативное влияние на результаты работы.

Во-вторых, в рамках единства субъект и объект управления должны обладать относительной самостоятельностью. Предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов объекта и его возможных психологических реакций, особенно в непред­виденных обстоятельствах, как правило, затруднительно. Поэтому принятые на­верху решения могут быть неоптимальными.

В-третьих, субъект и объект управления должны осуществлять между собой дву­стороннее взаимодействие, определенным образом реагируя на информацию, полу­ченную от другой стороны.

Это облегчает.корректировку последующих шагов, которые обеспечивают их приспособление к изменению внешней среды и друг к другу.

В-четвертых, как субъект, так и объект управления должны быть заинтересованы в четком взаимодействии (один — в получении необходимых в данной ситуации ко­манд, другой - в своевременном и точном их исполнении).

Подобная ситуация возникает в том случае, когда личные цели участников управленческого процесса будут совпадать и одновременно соответствовать объек­тивным целям объекта управления. Ведь возможность субъекта управлять обуслов­лена готовностью объекта следовать поступающим командам.

Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, т. е. его адекватную реакцию на управляющее воздействие. Высокая реакция может иметь форму готовности исполнения требований, сотрудничества; низкая - бездействия, противодействия, формальных действий.

Управляемость зависит от таких обстоятельств, как знания и опыт персонала, соответствие стиля управления условиям внутренней и внешней ситуации, доста­точность полномочий руководителя, социально-психологический климат.

В рамках системы управления между объектом и субъектом существуют самые разнообразные связи: непосредственные и опосредованные; главные и второсте­пенные; внутренние и поверхностные; постоянные и временные; закономерные и случайные.

Через эти связи осуществляется действие механизма управления, который должен:

■ соответствовать целям и задачам объекта управления;

• учитывать реальные условия осуществления управленческой деятельности;

• предусматривать надежные, сбалансированные методы воздействия на управляемый объект;

• поддаваться контролю;

■ иметь возможности для совершенствования.

Система управления должна быть эффективной.

К признакам ее эффективности можно отнести:

1) оперативность, надежность, качество принимаемых решений;

2) минимизацию затрат времени, связанных с их подготовкой;

3) экономию"общих издержек и расходов на содержание аппарата управления;

4) улучшение технико-экономических показателей основной деятельности и условий труда;

5) снижающуюся долю административных работников в персонале организации.

Эффективность функционирования системы управления можно повысить с по­мощью более надежных обратных связей; своевременности и полноты информа­ции; учета социально-психологических особенностей участников; обеспечения оптимального размера подразделений.

1.4.1. Сущность менеджмента

Рассмотрение термина «менеджмент» следует начинать с семантики этого слова. Перед нами возникает закономерный вопрос: почему мы заимствуем данный термин, а не довольствуем­ся, скажем, его русскоязычным аналогом — словом «управление»?

Управление — свойство систем различной природы сохра­нять свою целостность, структурное единство и добиваться дос­тижения поставленных целей.

Система — это некоторая целостность, состоящая из взаи­мозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем, границы между которыми весьма условны. Они взаимодействуют с помощью ме­ханизма управления, который соответствующей частою принадлежит каждой из них.

В нашем случае в качестве объекта управления мы рассмат­риваем организацию, которая является основой мира менедже­ров, причиной, обусловливающей существование менеджмента.

Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.

Приведенное выше определение организации в 30 - 40-х годах прошлого века сформулировал Честер Барнард, один из классиков менеджмента, который называл любую формальную организацию «системой сознательно координируемых действий двух или более человек».

Употребляя термин «менеджмент», мы следуем давно уста­новившейся традиции в международных изданиях по теории управления, он использовался как синоним ка­питалистического управления. Кроме того, термин «управле­ние» не является удовлетворительным заместителем термина «менеджмент» потому, что в последнем случае речь идет лишь об одной из форм управления. При этом, однако, следует отметить, что в английском языке семантика термина «менеджмент» весьма сложна. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка слово «менеджмент» трактуется как:

1) способ, манера обраще­ния с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого ро­да умелость и административные навыки;

4) орган управления, административная единица.

 

 

Американский авторитет в области теории менеджмента Питер Друкер считает, что: «Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык, включая английский язык Британ­ских островов. Он обозначает функцию, а также людей, ее вы­полняющих; он указывает на социальное или должностное по­ложение, но в то же самое время означает учебную дисциплину и область научного исследования. Но даже в американском употреблении для организаций, не имеющих отношения к бизнесу, как правило, не говорят о менеджменте и менеджерах. Тем не менее большинство современных исследователей менеджмента считают, что государственные и общественные организации также должны использовать принципы и методы менеджмента, если только они \ хотят максимально достичь своих целей при минимуме затрат.

В настоящее время менеджмент существует как междисциплинарная отрасль научного знания с четко выраженным при­оритетом прагматических установок. Ценность менеджмента, как способа решения социально-экономических задач состоит не в том, что он предполагает совершенную теорию подобных решений, а в том, что он создает необходимые организационные условия для синтеза науки, практических навыков и знаний, позволяющих принимать оптимальные решения.В плане структуры профессионального труда по управле­нию эксперты в США полагают, что неправомерно смешивать деятельность по руководству предприятием (администрацию) с собственно менеджментом. Менеджмент чаше понимается лишь как одна из функций руководства. Принятые в настоящее время различия между администрацией и менеджментом, восходят к управленческой триаде Оливера Шелдона, проанали­зированной им в книге «Философия управления»,где указано: что управление распадается на три составные часта:

администрацию, занятую выработкой корпоративной по­литики, координацией финансов, производством, распределени­ем и установлением границ организации и верховного контроля администратора;

менеджмент в собственном смысле слова, связанный свыполнением политики в пределах, определенных администра­тором, а также с использованием организации для решения за­дач, поставленных перед нею;

организацию, т.е. процесс, таким образом комбинирующий труд, выполняемый индивидами или группами людей, на­деленных качествами, необходимыми для его выполнения, что обязанности, сформулированные подобным образом,обеспечивают наилучшие каналы эффективного, систематического, пози­тивного скоординирован-ного приложения знаний

Организация формирует аппарат, менеджмент - управляю­щего, а администрация — высшее руководство.

 

Администрация: Менеджмент:
определяет организацию использует ее
ставит задачи; ориентирована на цели борется за их выполнение, применяя различны средства
вырабатывает политику компании проводит политику в жизнь
решает общие проблемы поведения в экономическом, политическом и социальном окружении оперативного искусства с его повседневными решениями направленными на обеспечение прибыли с минимизацией потерь
связана со стратегией корпорации заботиться о тактике

 

X. Пирсон проводил следующее различие между упомянутыми терминами: администрацию он трактовал как совокуп­ность моральных, социальных неполитических аспектов управ­ления предприятием, в то время как менеджмент увязывал глав­ным образом с технической стороной управления. Из этого раз­личия он выводил «научность' последнего», поскольку в админи­страцию науку внедрить значительно труднее.

Администратору, как правило, принадлежит высший орга­низационный статус в управленческой иерархии, в то время как менеджер обычно занимает средний или даже низший уровень в системе надзора и ответственности за текущими делами корпо­рации. В повседневном употреблении термин «администрация» чаще используется для характеристики руководства в правитель­ственных институтах, а также в общественных объединениях, ассоциациях и разного рода благотворительных организациях, в то время как «менеджмент» большей частью употребляется при­менительно к предпринимательским компаниям.

-

Когда американцы или европейцы говорят о ме­неджменте, то они подразумевают менеджера — че­ловека, субъекта управления, который действует в ры­ночных структурах. Речь идет о тех организациях, ко­торые заняты бизнесом. Бизнес направлен на получение прибыли путем создания в реализации определен­ной продукции и услуг. Значит, менеджмент бизне­са — это управление коммерческой деятельностью, хо­зяйственными корпорациями. Но бизнесмен и менед­жер — не одно и та же. Бизнесмен — это человек, который «делает деньги», владелец капитала, находя­щегося в обороте и приносящего доход. Бизнесмен — деловой человек, у которого нет подчиненных, или крупный собственник, который может не занимать никакой постоянной должности в корпорации, однако является владельцем ее акций. Когда говорят о ме­неджере, то, как правило, имеют в виду менедже­ра-профессионала, прошедшего специальную подготов­ку, а не просто инженера, юриста или экономиста. Менеджер занимает постоянную должность в корпо­рации.

Менеджеры работают на всех -эшелонах» управле­ния и, по американским понятиям, в задачу менедже­ра входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, которые подчиня­ются ему.

На западных предприятиях различают:

• Top management, т. е. высшее звено управления(генеральный директор и другие члены правле­ния);

• Middle management — среднее звено управления(руководители управлений и самостоятельных от­делов);

• Lover management — низшие звенья управления(руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).

Имеется в виду, что руководство различного уровня есть и в правительстве, и в армии, и у церкви, но менеджмент деловых предприятий отличается от про­чих видов управления тем, что целью предприятия, а следовательно, и задачей его управления является про­изводство товаров или удовлетворение социальных потребностей через рынок.

Следует провести сравнение и таких понятий, как «менеджер» и «предприниматель». Предпринимателем называют человека, предпринимающего что-то по соб­ственной инициативе, действующего под свою ответ­ственность, на свой страх и риск, рассчитывающего на собственные силы и средства. В этом смысле пред­принимателями можно назвать И.В. Цветаева— со­здателя и первого директора Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, Тура Хейерда-ла, предпринявшего знаменитые путешествия на «Кон-Тики», «Ра» и «Тигрисе», П.М. Третьякова — основа­теля Третьяковской галереи в Москве, и многих дру­гих известных людей, имена которых в нашем созна­ния никак не связывают со словом «предприниматель­ство». В более узком смысле предпринимательство — это частный случай бизнеса, вид деятельности чело­века, который осуществляет бизнес, реализует нововведения, вкладывает собственные средства в новое дело, принимая на себя личный риск.

Если менеджер тяготеет к бюрократическому сти­лю руководства, то различне между ним и предпри­нимателем очень велико. Эти различия стираются, когда менеджер активно ищет возможности и наме­ренно рискует, чтобы добиться изменений и совершен­ствования. Такой стиль управления является предпри­нимательским, а сам менеджер — предприимчивым.

Менеджмент — понятие очень емкое. Мы его оп­ределили как управление в рыночных условиях, как особый вид деятельности по руководству коммерче­ским предприятием. Широко известно такое опреде­ление: менеджмент — это умение достигать постав­ленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Хотя возникновение менеджмента относят к кон­цу XIX века, роль его была осознана только в 30-е годы XX века. К этому времени данная деятельность стала профессией, область знаний — самостоятельной дис­циплиной, а социальный слой менеджеров превратился во влиятельную общественную силу. В связи с воз­росшей ролью менеджмента заговорили о «революции менеджеров». Эта роль особенно возрастает с появле­нием корпораций-гигантов, которые обладают огром­ным экономическим, производственным и научно-тех­ническим потенциалом. По своей моши эти корпора­ции сопоставимы с целыми государствами. В странах с рыночной экономикой крупнейшие промышленные объединения и банки составляют основу не только эко­номической, но и политической силы государства. В за­висимости от крупнейших корпораций находятся пра­вительства стран и власти целых регионов. Крупней­шие корпорации имеют свои филиалы во всем мире, где устанавливают правила распределения материаль­ных благ, владеют огромным информационным по­тенциалом. Решения менеджеров таких корпораций определяют судьбы миллионов людей.

 

Не следует забывать и о малом бизнесе. В зрелой рыночной экономике это 95 % всех фирм, а для боль­шинства населения— это работа. Устоять, выжить в конкурентной борьбе этим предприятиям невозмож­но без эффективного менеджмента.

Самой главной задачей менеджмента является обеспечение существования предприятия на рынке Руковод­ство предприятия должно заниматься рыночными ис­следованиями, выявлять настоящие и прогнозировать будущие потребности своих реальных и потенциаль­ных потребителей; хорошо знать своих конкурентов. Важно знать, что ожидают клиен­ты от фирмы сегодня, что будут ожидать завтра? Эта сложная работа называется «маркетингом». Рынок очень подвижен, он все время меняется, следователь­но, менеджмент должен обеспечить быстрое реагиро­вание фирмы на все рыночные изменения. Исходя из сказанного, сделаем заключение, что общая задача ме­неджмента разворачивается в конкретные задачи, од­ной из которых выступает обеспечение маркетинга.

В современных условиях существования глобаль­ных проблем, одной из которых является экологиче­ская проблема, руководство обязано придавать осо­бое внимание уменьшению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию материаль­ных ресурсов.

Еще одной конкретной задачей является обеспече­ние инноваций. В конкурентных условиях фирма выживет, если не будет разрабатывать новые товары и услуги, более высокого качества, на более приемле­мых для клиентов условиях, чем конкурент. Понятие «инновация» вбирает в себя как технические разработ­ки и исследования, так и вес изменения в работе пред­приятия в лучшую сторону.

Нельзя забывать, что важнейшим элементом про­изводственного процесса на предприятии являются люди. И задача менеджмента — организовать работу коллектива, что означает сформировать кадры, уста­новить систему отношений между людьми, содейство­вать развитию персонала и его росту; повышать эф­фективность труда служащих. Если эта задача реша­ется слабо, сотрудники не удовлетворены работой и эффективность труда низкая, положение предприятия на рынке неизбежно ухудшается.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 3528; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.