КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социофакторы менеджмента
Особенности современного менеджмента Современная научно-техническая революция не только создала новые товары услуги и технологии, но и во многом преобразовала социально-экоиомическую жизнь общества. Речь идет о следующем: 1.Коренным образом изменилась роль человека в производстве. Прежде гот воспринимался лишь как один из его факторов наряду с машинами и оборудованием; сегодня же превратился в основной стратегический ресурс организации Люди теперь рассматриваются не как «винтики», а как главное достояние компании в конкурентной борьбе и источник прибыли. Это обусловлено их способностью к творчеству, которая сейчас становится решающим условием успеха деятельности. Сегодня затраты, связанные с персоналом, представляются уже не досадными расходами, а инвестициями в «человеческий капитал». Их объектами являются организация медицинского обслуживания, отдыха, занятий спортом; создание ус вий творчества; развитие личных способностей и проч. Наступает эра человеческого измерения экономики. 2. Изменилась роль фирм. Увеличение масштабов их деятельности, явление гигантских производственных комплексов стало оказывать ощутимое действие на общество и окружающую среду. В связи с этим в 60-х тт. XX столе сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом. Она реализуется путем принесения ему пользы через прибыль и участие в решении широкого спектра социальных проблем.
До 30-х гг. XX в. считалось, что руководство фирмы вправе принимать во внимание только собственные интересы, что оправдывало его стремление к максимизации доходов. Затем под давлением профсоюзов менеджмент стал заниматься делами своих работников: вопросами заработной платы, условиями труда, пeнсионным обеспечением, социальными выплатами. В современное понятие социальной ответственности входят: • ориентация фирмы на перспективные социальные интересы; • возмещение общественных издержек (например, экологических); • сохранение капитала фирмы как элемента богатства нации. Поэтому менеджмент сегодня во многом обеспечивает социально-экономическое развитие не только фирмы, но и общества в целом. Выделяются следующие виды социальной ответственности: экономическая, заключающаяся в максимизации доходов (а следовательно, и налогов, поступающих в бюджет), предоставлении обществу по разумным ценам товаров и услуг и создании хорошо оплачиваемых рабочих мест; правовая, выражающаяся в соблюдении фирмой юридических обязательств в сфере экономики; этическая, проявляющаяся в достойном поведении компании, следование ею более жестким стандартам, чем общепринятые 3. Резко ускорились темпы изменений, возросла нестабильность во всех сферах социально-экономической жизни. 4. Стали набирать темпы процессы глобализации, обостряться общечеловеческие проблемы (экологическая, энергетическая, демографическая и проч.). 5.В развитых странах произошел переход от индустриальной к постиндустриальной, а сегодня и к информационной экономике, основанной на компьютерных технологиях. Следует рассмотреть этап с 1980-х гг, когда проявилась ограниченность традиционного «рационального менеджмента», считавшего фирму закрытой системой с заданными стабильными свойствами, глубокой специализацией, централизацией управления, ориентацией на четкий регламент деятельности, обеспечение ее устойчивости с помощью методов жесткого планирования, администрирования, контроля и т. п. Это потребовало смены управленческой парадигмы (греч. paradeigma — пример, образец), т. е. базовой концептуальной модели, объединяющей целостный комплекс положений, идей, принципов, подходов к осуществлению управленческой деятельности, принятой в качестве образца для определенного периода.. перехода к новой парадигме, основывающейся на системном и ситуационном подходе к управлению, который состоит в следующем: ☻ фирма рассматривается как открытая система; в связи с этим первостепенной задачей менеджмента является адекватное реагирование на различные внешние события. ☻ главное внимание уделяется человеческим ресурсам (предприимчивости и максимальной автономии работника) и информационным технологиям, что позволяет организации обеспечивать гибкость и адаптивность. ☻ на смену централизации управленческих процессов (управление по вертикали) приходит отказ от принципов иерархии — децентрализация, предоставляющей большие права низовым уровням (управление по горизонтали на основе взаимосвязанности участников). ☻ все более наглядно проявляется тенденция к максимальному равноправию субъектов управленческого процесса, ☻ безразличное или негативное отношение к своим обязанностям, отчужденность, порожденные тяжелыми условиями труда, бесправием, сменяются заинтересованностью, приобщением к делам организации стремлением проявить себя. ☻ ориентация менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности технологических и хозяйственных процессов сменилась нацеленностью на достижение конкретного результата, необходимого потребителю (повышение качества экономии у него расходов, снижение цен). Иными словами, произошел переход из производственного к маркетинговому подходу к управлению. ☻ меняется характер внутренних взаимоотношений в организации: агрессивность, эмоциональность, конфронтация, конкуренция постепенно уступают место спокойствию, поиску компромиссов, консенсуса, сотрудничества; ☻другим становится подход к разработке и реализации управленческих решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции, единовластие, исполнительности, неприятие риска постепенно сменяются устремленностью в будущее, развитием творчества, в том числе и коллективное допущением разумного риска. ☻акцент на материальные и организационные факторы деятельности как основы успеха сменяется вниманием к персоналу, способному решать сложные научно-технические задачи. ☻прежний упор на количественные результаты постепенно дополняется стремлением обеспечить высокое качество во всех сферах деятельности организации. ☻происходит переход от управления в условиях массового производства и спокойной конкуренции к управлению индивидуализированной деятельностью при остром соперничестве. Но прежняя классическая модель менеджмента полностью не отвергается. Элементы командного управления используются в экстремальных ситуациях, когда требуются быстрая концентрация ресурсов на ключевых направлениях и оперативная координация деятельности. Особенностями современного российского управления являются высокий и интеллектуальный потенциал руководителей, наличие большого опыта государственного управления и освоения высоких технологий. Но отечественный менеджмент сегодня находится еще в состоянии количественного роста и качественные результаты его пока мало интересуют. 1. Попробуйте вспомнить, что такое менеджмент и какие задачи он решает 2. Деятельность каких из перечисленных ниже лиц можно отнести к менеджменту: капитана корабля, министра, участника общего собрания акционеров преподавателя в студенческой группе, президента компании, антрепренера рок-звезды, руководителя космического полета? 3. Опишите особенности реализации различных управленческих функций в своей организации. 4. Оцените предлагаемые утверждения по принципу «правильно - неправильно»: Производственный менеджмент предполагает определение оптимального объема и структуры выпуска продукции, текущих параметров технологического процесса, рациональную загрузку оборудования, расстановку людей, организацию подачи материалов, сырья, комплектующих деталей к местам их использования. Маркетинг-менеджмент состоит в организации закупки, сбыта и транспортировке сырья, материалов, комплектующих изделий, готовой продукции Эккаунтинг-менеджмент означает координацию действий по изучению рынка и приспособлению выпускаемой продукции к его потребностям. Персонал -менеджмент заключается в руководстве процессами набора, перемещения, увольнения, повышения квалификации сотрудников. Финансовый менеджмент означает организацию выдачи заработной платы сотрудникам. Инновационный менеджмент состоит в руководстве рационализаторской и изобретательской деятельностью коллектива. 5. Определите, с помощью каких методов управляется учебная группа в процессе проведения занятия. 6. Объясните, что понимается под социальной ответственностью менеджмента и имеет ли место это явление сегодня в России. 1.5 Этика менеджмента Слово «этика» греческого происхождения и означает обычай, нрав, характер. Ещё от античных стоиков идет традиционное деление философии на логику, физику и этику. Таким образом, этика — один из разделов философии. Как обозначение особой области исследования термин «этика» впервые употребил Аристотель. В древности этика означала учение о нравственности, учение о долге. Позднее, пишет И. Кант, «нашли благоразумным перенести это название только на одну часть учения о нравственности, а именно на учение о долге, который не подчинён внешним законам». Таким образом, учение о долге подразделяется:
Центральной для этики продолжает оставаться проблема добра и зла, проблема поведения человека в соответствии с этими понятиями. А понятия о добре и зле основываются на культуре, традициях, общественном мнении, привычках, т.е., вообще относительны. Этика менеджмента — деловая этика, базирующаяся на честности, открытости, верности данному слову, способности эффективно действовать в соответствии с законами. Она затрагивает систему идеалов, на которые опирается менеджер при достижении поставленной цели. Этика менеджмента базируется на моральных и нравственных принципах, на определённых правилах поведения как в организации, так и вне её, а также на правовых критериях, которые устанавливаются законодательством. В настоящее время уделяется большое внимание изучению этики менеджмента, этики деловых отношений с целью повышения уровня культуры в организациях и уровня культуры самих менеджеров. Главным в культуре менеджеи является уравновешенность, благородство, скромность, чувство собственного достоинства, чувство юмора. Рассмотрим взгляд Аристотеля на эти человеческие качества. Уравновешенность, пишет Аристотель- это середина между гневливостью и безгневием. Гневлив тот, кто по всякому поводу впадает в гнев. Такой человек достоин порицания, потому что гневаться надо не по всякому поводу, не на всех, не всецело и не всегда: не будь духом поспешен на гнев. А русская пословица советует: лют конь уздою воздержится, а скор гнев умом обуздается. Но тот человек, который никогда не гневается, является бесчувственным и не может заслуживать уважения.
Благородство – это середина между кичливостью и приниженностью. Аристотель пишет, что люди жалкие и дурные, но мнящие себя великими и думающие, что их должны соответственно чтить – кичливы, т.е. надменны, высокомерны. Те, которые считают, что достойны меньшего, чем им подобает – принижены. Благородный находится между этими двумя крайностями. Скромность, по Аристотелю, проявляется в поступках и словах и является серединой между бесстыдством и стеснительностью. Бесстыжий говорит и действует как придется, при любых обстоятельствах. Стеснительный, напротив, остерегается делать и говорить что бы то ни было перед кем бы то ни было. Нельзя стесняться во вред себе, говорит Библия. Стеснительный человек всегда бездеятелен. Чувство собственного достоинства – середина между своенравием и подхалимством — и проявляется при взаимном общении людей. Своенравный это тот, который не способен ни общаться, ни разговаривать с кем-либо. Подхалим — это умеющий общаться со всеми, всячески и везде. Таким образом, имеющий чувство собственного достоинства это тот, который общается не со всеми без разбора. Чувство юмора — середина между шутовством и дикарством. Шут смеётся по всякому поводу и над всеми, а дикарь отказывается смеяться сам и не хочет, чтобы над ним смеялись и сердится. Человек с чувством юмора это тот, кто умеет отпустить меткую шутку, и тот, кто переносит насмешки. Культура управления Принять решение, какие действия являются этичными, а какие нет — сверхтрудная задача. Дня её решения часто применяют этические подходы. Известны три основных этических подхода: утилитарный, нравственный и подход социальной справедливости. Утилитарный подход заключается в сравнении потенциально позитивных результатов и потенциально негативных. Если первые перевешивают последние, менеджер, руководствующийся утилитарным подходом, скорее всего, приступит к запланированным действиям. То обстоятельство, что на некоторых людей эти действия могут повлиять отрицательно, признаётся неизбежным и приемлемым. Например, производство автомобилей загрязняет окружающую среду, но выгоды от их производства и использования (рабочие места, удовлетворение потребностей потребителей) кажутся более весомыми, чем причиняемый ими вред. Нравственно-правовой подход предпочитает оценку решений и действий содержанию основных гражданских прав и привилегий. Например, право человека на жизнь и личную безопасность, свободу совести, слова, частной собственности. В произведении А.Солженицына «В круге первом» один из героев сознательно отказывается изобретать устройство для фотографирования каждого входящего в какую-либо дверь, так как понимает, что это нарушит основные права многих людей. За отказ он сознательно поплатился жизнью. Тот, кто принимает подход социальной справедливости. судит о том, насколько его действия являются справедливыми по полученным наградам или привилегиям. Таким образом, принятие этического решения — дело очень непростое и неоднозначное.
Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1319; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |