Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Природа и состав функций менеджмента




 

1.7.1.Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе ме­неджмента, проявляется в функциях (лат. functio - обязанность, круг деятельности, назначение, роль).

Под функцией менеджмента можно понимать:

• ту или иную общую задачу, которую он решает (такая задача бывает основной и обеспечивающей, например производство и мотивация);

• относительно самостоятельный вид управленческих действий;

• определенную сферу управления, обособившуюся в результате разделения управленческого труда (это порождает и обособленность комплекса прини­маемых решений);

• целевое назначение управленческой деятельности вообще.

Функции менеджмента можно классифицировать по содержанию, уровню, сфе­ре, объектам, носителям.

Общие функции, отражающие его содержание, были сформулированы в1916 г А. Файолем, В качестве таковых он выделил организацию, планирование, коорди­нацию, контроль и распорядительство. Сегодня к ним можно добавить еще мотива­цию, информирование и развитие.

Одной из основных функций менеджмента считается планирование

А. Файоль рассматривал планирование как условие успешного управления, подчер­кивая, что сложная и крайне динамичная рыночная ситуация вызывает необходи­мость детального предвидения «Самая лучшая программа, - считал он, - не в состоянии предвидеть всех могущих случиться чрезвычайных стечений обстоятельств, но она отчасти их учитывает, под­готавливает то орудие, к которому надо будет прибегнуть при неожиданных обстоя­тельствах».

Реализуя эту функцию, управляющий на основе глубокого и всестороннего ана­лиза ситуации, в которой находится организация (подразделение, отдельное на­правление деятельности), и прогноза развития формулирует текущие и перспек­тивные цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Речь здесь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать».

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях, берет на себя организационная функция. Она реализуется через проек­тирование и создание организационных структур, определение порядка их функ­ционирования и взаимодействия, обеспечение деятельности необходимой доку­ментацией.

Доведение до сведения каждого субъекта того, что тот должен делать для дости­жения поставленных целей, берет на себя распорядительская функция.

Распорядительство, по Файолю, состоит в том, чтобы в совершенстве знать работни­ков, увольнять нерадивых, подавать положительный пример, активизировать, воспи­тывать персонал, проводить совещания, обеспечивай этим выполнение задания. Его успешная реализация требует хорошего знания менеджером подчиненных, личных контактов и демонстрации им собственного примера.

Реализация целей организации осуществляется посредством совместной дея­тельности людей, которую нужно: упорядочивать, согласовывать, направлять. Это обеспечивает необходимый координировать уровень взаимодействия участников, единство их совместных действий и тем самым облегчает реализацию всех осталь­ных функций.

В соответствии со стоящими целями выделяют типы координации:

▪превентивную, предотвращающую появление проблем;

• устраняющую, связанную с ликвидацией перебоев в хозяйственной

системе;

●регулирующую, направленную на поддержание установленной схемы

взаимодей­ствия субъектов;

• стимулирующую, способствующую совершенствованию системы.

Координирующее воздействие должно быть системным, минимальным по объ­ему, непротиворечивым (не порождающим взаимоисключающих эффектов).

 

Результаты деятельности организации, подразделения и отдельных лиц требует­ся время от времени проверять, оценивать и корректировать. Кроме того, необхо­димо заблаговременно выявлять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов. Все это составляет содержа­ние контрольной функции менеджмента, реализация которой создает основу со­вершенствования работы и поощрения сотрудников.

Ни одна задача не будет успешно решена качественно и с минимальными затра­тами, если люди не будут в этом заинтересованы. Отсюда вытекает еще одна важ­нейшая функция менеджмента - мотивационная.

Она концентрируется на определении интересов работников (а последние часто сами не знают, чего хотят) и выборе наиболее подходящего в данной ситуации спо­соба воздействия на них. Это позволяет обеспечить максимальную активность пер­сонала и менеджеров в процессе достижения поставленных целей.

Роль информационной функции менеджмента предопределяется тем, что инфор­мация является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последняя начинается с ее сбора, обработки, анализа (в том числе мгновенно в го­лове менеджера).

В задачу информационной функции входит также создание и пополнение базы данных, определение объема необходимых сведений, предоставление их всем нуж­дающимся в удобной для использования форме.

В эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым нужно постоянно приспосабливаться. Поэтому сегодня важнейшей функцией менедж­мента становится развитие всех сфер и сторон деятельности организации: струк­туры, системы управления, продукта, отношений с окружением, а главное — пер­сонала.

Перечисленные общие функции приобретают конкретную специфику, реализу­ясь на каждом уровне управления (организация, подразделение, индивид) и в каж­дой его сфере (производственная деятельность, персонал, финансы, рынок, снаб­жение и сбыт, нововведения и проч.).

Таким образом, общие функции требуют своего приложения к какому-либо конкретному объекту управления, а специальные могут реализовываться только на основе общих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.