Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Договор как результат переговоров, виды договора

Виды переговоров

 

Выделение видов переговоров определяется разными основаниями.

1. В зависимости от статуса участников можно говорить о таких видах как вертикальные и горизонтальные переговоры.

- Горизонтальные переговоры- это коммуникативный процесс между

равностатусными субъектами (например, между ректорами ВУЗов и др.).

- Вертикальные переговоры представляют собой взаимодействие между

разностатусными субъектами (например, переговоры с вышестоящими

или нижестоящими субъектами- руководством и подчиненными).

2. В зависимости от того, имеют ли переговорные субъекты полномочия (разрешения) организаций, интересы которых он отстаивают, выделяют санкционированные и несанкционированные переговоры. Наиболее распространенной целью несанкционированных переговоров является создание максимально благоприятных условий для последующих санкционированных переговоров, либо разрешение узкокорпоративных вопросов.

3. В зависимости от статуса проведения переговоры могут быть официальными и неофициальными.

4. Количество участников определяет переговоры за расширенным столом - встреча представителей команд (фирм) для выработки рекомендаций обеим сторонам. В последующем эти рекомендации становятся предметом горизонтальных, вертикальных, двусторонних и многосторонних переговоров.

5. Переговоры на высшем уровне проводятся между руководителями организаций. Опосредованные и непосредственные переговоры определяются присутствием (отсутствием) посредника.

6. В зависимости от объекта внимания участников переговоры могут быть принципиальными по существу принципиальными по форме.

Позиции сторон определяются либо отношением к проблеме, либо отношением к оппоненту.

Принципиальность по существу- это взвешенное, возможно бурное обсуждение спорного положения, т.е. переговоры определяются отношением к существу проблемы, а не к партнеру.

Принципиальность по форме- это позиция, основанная на отношении к оппоненту, в связи с чем переговоры обречены на формальное соглашение. Внимание участников приковано к носителям взглядов, их недостаткам.

 

Переговоры имеют свою институционализацию, т.е. свой моральный кодекс и нормы организации, свои формы проявления. В качестве результатов переговоров могут выступать различные акты. В первую очередь, это, конечно, договор. В практике переговоров разговор может носить различные наименования: соглашение, конвенция, протокол, обмен заявлениями, декларация, меморандум, джентльменское соглашение.

Договор- правовой акт, который устанавливает права и обязанности договаривающихся сторон. Он может быть экономическим, политическим, военным, торгово- финансовым и т. д. Сами договоры могут характеризоваться с разных сторон. Это- мирный договор, союзный договор, договор о гарантиях, договор о дружбе сотрудничестве, договор о взаимной помощи, о нейтралитете и ненападении, о торговле, совместном использовании природных ресурсов и др.

В практике переговоров, особенно в международной сфере, наиболее значимые договоры, имеющие целью обеспечение гарантий и согласованных действий, называются пактами.

Конвенция- договор по отдельному вопросу права, экономики или администрирования. Такими являются таможенные, консульские, санитарные, почтовые другие конвенции. Оформляются конвенции как правовые соглашения. Первые конвенции в практике переговоров выступали в форме выражения международных связей и международного права. (В Греции такой конвенцией была «проксемия», т.е. закон гостеприимства).

Соглашение- договор по вопросу сравнительно небольшого значения или временного характера, заключаемый на непродолжительный срок. Например, соглашение о пользовании пограничными водами; временное торговое соглашение и т.д.

Протокол фиксирует в кратком виде соглашение, достигнутое по отдельному вопросу, может служить пояснением отдельных статей и постановлений заключенного договора. Например, протокол по таможенно - тарифным вопросам. Обычно в виде протокола оформляется соглашение о продлении срока действия договора. Протокол может являться разъяснением к договору или соглашению.

Джентльменское соглашение - договор, заключенный в устной форме. Имеет статус правового договора, обязателен для выполнения.

В результате переговоров составляется окончательный текст документа, состоящий из трех частей: вступительной, основной и заключительной. В первой части указываются участники, их должности, полномочия, предмет договора. Основная часть содержит суть договора. В заключительной части приводятся протокольные статьи, предусматривающие порядок вступления договора в силу, порядок и сроки его действия, порядок продления и прекращения т.д. В большинстве договоров указывается срок их действия, предполагается автоматическое продление их на новый срок. Продление договоров в практике переговоров называется пролонгацией. Заявление участником переговоров о своем желании прекратить действие договора – денонсацией. Она носит юридический характер и отличается от одностороннего расторжения договора. В международной практике такое заявление носит название нота и адресуется главе ведомства иностранных дел государства, в котором хранится (депонируется) подлинник договора.

Практика переговоров показывает, что изменяющиеся обстоятельства и цели побуждают иногда участников изменять своим договорным обязательствам.

В отдельных случаях в теории переговоров действует принцип о «неизменных обстоятельствах» и вносится в договор как оговорка: «Договор остается в силе если обстоятельства не меняются».

Еще одним обстоятельством, позволяющим расторгнуть договор, является факт его заключения в ненормальной обстановке, под давлением, с помощью обмана. Сторона, ставшая жертвой, имеет право на расторжение договора.

Декларация- более редкий документ, в котором участники делают заявления о том, что намерены придерживаться одной линии поведения по какому- либо вопросу. Двустороннюю (многостороннюю) декларацию следует отличать от одностороннего заявления какого- либо социального субъекта (государства, партии и др.), также именуемого декларацией. Это может быть политическая декларация, декларация церкви, программа партии и т.д.

 

Основная литература:

1. Винтер М. Психология беседы.- Р/Д.,1991.

2. Винтер М. Психология ведения разговора. - Р/Д., 1991.

3. Курбатов В.И. Как успешно провести переговоры. - Р/Д.,1997.

Дополнительная литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Г.Г. Культура и искусство речи. -Р/Д., 1996.

2. Винтер М. Публичные торги//Энциклопедический словарь русского библиографического института «Гранат», 7-е изд., Т.34.- М., 1989.

3. Кимбол Б. Торговля, секреты успеха. Пер. с англ..- М., 1997.

4. Мицич П. Как проводить деловые беседы.- М.,1983.

5. Першин Г.В., Альбов А.С., Левтов В.Е. Телефонный разговор с иностранным партнером.- СПБ., 1996.

6. Родос В.Б. Спор и полемика.-М.,1989.

7. Сэлэкьюз Д. Секреты заключения международных сделок. Мастерство

ведения переговоров.-М.,1994.

 

 

3 Технологические аспекты переговорного процесса

 

 

3.1. Основные модели переговоров

 

1. Деятельностная модель (У. Мастенбрук, Р. Уолтон, Р. Мак- Керсис)

исходит из подхода к переговорам, основанного на выделении различных типов деятельности участников переговоров:

1)достижение должных результатов;

2) оказание воздействия на силовой баланс;

3) создание конструктивной психологической обстановки;

4) применение гибкой тактики с целью развертывания процесса

Кроме того, У. Мастенбрук приводит еще два основания для создания своей модели:

1) характерные виды поведения, разворачиваемые на переговорах:

а) «сотрудничество-борьба»;

б) «развертывание-уклонение»;

2) переговорные дилеммы:

а) «уступчивость-неподатливость»;

б) «покорность-доминирование»;

в) «общительность-враждебность»;

2. Модель переговоров, ориентированных на сотрудничество (У.Линкольн, Р.Фишер, У.Юри)

Построение модели основано на учете трех факторов:

- интересов (то, почему участники идут на переговоры);

- проблем (то, что обсуждается на переговорах);

- предложений (то, как, каким образом будут решаться проблемы и удовлетворяться интересы).

3. Фазовая модель учитывает содержание явлений, их динамику применительно к различным стадиям и фазам переговоров

4. Личностная модель: в основе лежит характеристика необходимых качеств, личностных свойств участников переговоров.

5. Техническая модель: в основе- использование технических приемов переговоров.

6. Управленческая модель основана на учете различных уровней планирования переговоров (стратегическое, административное и др.).

7. Модель, основанная на конструктивной функции конфликта и др.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Взаимопонимание как основа переговоров | Переговорные стили
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1996; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.