Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки организации

Х У

Кибернетика как наука занимается изучением систем произвольной формы, способных воспринимать и обрабатывать информацию, используя ее для управления и регулирования происходящих процессов.

Применение кибернетики в экономике и управлении служит познавательным целям, так и в хозяйственной практике. Познавательная цель достигается тем, что кибернетика позволяет по – новому рассматривать способы связей между подсистемами и элементами систем, способы построения и функционирования социально-экономических систем в целом и их частей.

Кибернетика, изучая процессы, происходящие в системах, выделяет: вход, выход, процесс или процессор, и обратная связь (см. рис. 3.1).

Организационные системы, как и большинство систем, представляют собой совокупность управляемой подсистемы (объект управления) и управляющей подсистемы (субъект управления). На входе организационные системы потребляют ресурсы (Х1, Х2,Х3,Х4,Х5,Х6,Х7). В процессе преобразования ресурсов организационные системы получают на выходе продукцию (У1) или услуги (У2), являющиеся результатом функционирования (У).

Под управлением, с позиции кибернетики, понимают совокупность процессов, обеспечивающих поддержание системы в заданном параметре состояния или перевод ее в новое (боле желаемое, планируемое) состояние путем организации и реализации целенаправленных управляющих воздействий.

Важную роль в управлении имеет обратная связь. Обратная связь – сигнализирует о достигнутых результатах (посредством передаваемой информации) с целью изменения идущего процесса через корректировку управляющего воздействия. Обратные связи являются сложной системой причинной зависимости и заключаются в том, что результат предыдущего действия влияет на последующее течение процесса; причина испытывает на себе обратное влияние следствия. Если обратная связь усиливает результат первоначального воздействия причины, то она называется положительной, если

 

ослабляет – отрицательной. Положительные обратные связи выводят систему из состояния устойчивости, отрицательные – способствуют его сохранению.

Основными ресурсами (см. рис. 3.1.), необходимыми для функционирования организационной системы, являются:

Х1 – предметы труда, т.е. сырье и полуфабрикаты, перерабатываемые в

процессе производства в конечный продукт;

Х2 – средства производства, т.е. технологическое оборудование,

производственные здания и сооружения, обеспечивающие переработку

предметов труда;

Х3 – земля с ее поверхностью, недрами, морями и т.д.;

Х4 – труд, т.е. умственная и физическая деятельность людей,

обеспечивающая выполнением необходимых производственных

операций и удовлетворение потребностей человека в труде –

источнике материальных благ;

Х5 – информация, необходимая для обеспечения функционирования

организации (информация о состоянии окружающей среды,

технологическая, техническая, экономическая информация и т.д.);

Х6 – энергетические ресурсы;

Х7 – финансовые ресурсы (финансовый капитал);

 

Х1 и Х2 в совокупности образуют вещественный капитал, являющийся объектом инвестирования финансового капитала, что позволяет осуществлять

расширенное воспроизводство.

Ресурс «земля» (Х3), обладает специфической особенностью, поскольку ее недра не возобновляемые, а также качество данного ресурса зависит от индустриальной деятельности общества, отрицательно влияющей на экологическое состояние окружающей среды. Другой особенностью «земли», как ресурса, являются географические особенности, в том числе территориальное распределение природных ресурсов и населения, которое оказывает влияние на территориальное размещение производства и организацию производственных связей. В рыночной экономике «земля» становится предметом купли-продажи, ее возрастающая стоимость все сильнее влияет на формирование производственных затрат и на конечные результаты хозяйственной деятельности, особенно, в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

 

II. Наличие или отсутствие обратной связи в организационных системах является основным признаком для определения различных видов управления.

С позиции кибернетики выделяют три основные вида управления: управление в замкнутом контуре, управление в разомкнутом контуре и управление изоляцией.

а) Управление в замкнутом контуре реализуется посредством обратной связи выхода организационной системы с входом (см. рис. 3.2.).

ОУ
СУ
Х У ОУ – объект управления

СУ – субъект управления

УВ УВ – управляющее воздействие

Рис. 3.2. Управление в замкнутом контуре

Наличие обратной связи обеспечивает воздействие на ресурсы входа за счет собственных средств, чем и достигается самоорганизация хозяйственных организаций.

Обязательные условия управления в замкнутом контуре:

· Наличие канала информации о состоянии процесса и выходов

(информационное обеспечение управления);

· Наличие возможности сравнения результатов функционирования

(нормативное и техническое обеспечение управления);

· Наличие источника управляющего воздействия (механизмы управления,

стимулов и рычагов воздействия);

· Наличие условий для организации воздействий на вход и процесс (самостоятельность организаций в использовании механизмов управления).

В рыночных условиях абсолютное большинство процессов управления хозяйственными организациями осуществляется в замкнутом контуре: из средств, полученных от реализации результатов деятельности, выплачивается заработная плата, заменяется изношенное оборудование (за счет средств, отчисляемых в амортизационный фонд), приобретаются сырье и полуфабрикаты для очередного цикла деятельности, проектируются и внедряются инновации (новая продукция, новые технологии и т.д.) за счет инвестирования части получаемой прибыли и

т.д.

б) Управление в разомкнутом контуре характеризуется отсутствием обратной связи от входа к выходу (см. рис. 3.3.).

 

  ОУ

 

 

Рис. 3.3 Управление в разомкнутом контуре

 

Данная ситуация возможна в тех случаях, когда результаты хозяйственной деятельности не позволяют осуществлять необходимые воздействия на ресурсы входа, т.е. субъект управления неправомерен распоряжаться полученными результатами в силу того, что управление осуществляется из внешней среды, когда система управления неотлажена, а кадры управления не имеют нужной квалификации и не умеют целенаправленно и обосновано использовать имеющиеся ресурсы. Внешнее управление, осуществляемое вышестоящим органом управления или иной внешней управляющей организацией, позволяет компенсировать возможные отклонения от заданной предупредительными методами.

Примером управления в разомкнутом контуре является централизованное управление предприятиями в дореформенный период, когда наиболее существенное воздействие на ресурсы входа и результаты выхода формировались на основе директивного планирования общегосударственного и отраслевого уровня.

В рыночной экономике контур управления организациями размыкается в тех случаях, когда организация является дочерней по отношению к материнской компании (холдинги, концерны), при введении внешнего управления в случаях несостоятельности предприятий, а также при приглашении акционерной компанией внешней управляющей компании в качестве исполнительного органа управления.

 

в ) Управление изоляцией достигается организацией на входе и выходе системой фильтров, которые не пропускают из внешней среды в организационную систему нежелательные входы и из нее во внешнюю среду – нежелательные выходы (см. рис. 3.4).

 

    ОУ

 

 

Х У Фильтры

 

 

Рис. 3.4. Управление изоляцией

 

Примерами такого вида управления являются входной контроль сырья и материалов, контроль готовой продукции на выходе, а также экологический контроль.

В реальных системах управления организациями комбинируются все три схемы управления. Соотношение управления в замкнутом и разомкнутом контурах изменяется в зависимости от организационно-правовых форм предприятия: в основных акционерных обществах (материнских компаниях) управление осуществляется преимущественно в замкнутом контуре; в дочерних предприятиях хозяйственных объединений роль управления в замкнутом контуре снижается по мере усиления зависимости от материнской компании.

В рыночных структурах усиливается управление изоляцией за счет создания собственных систем коммерческой тайны и экономической безопасности. Введение права на коммерческую тайну имеет как положительные, так и негативные последствия.K первым относится усиление конкуренции как весьма эффективного механизма роста и развития производства. Ко вторым — снижение темпов научно-технического развития производства под влиянием закрытости каналов информации.

 

III. ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ. В организационной системе результат хозяйственной деятельности является переменной величиной. Эта величина планируется. Программа управления также является переменной величиной. Могут применяться различные способы установления программы, обусловливающие различные типы управления: программное, следящее, адаптивное и экстремальное.

При программном управлении программа управления задана по времени. Это наиболее распространенный для хозяйственных организаций в целом тип управления, так как объем выпуска продукции планируется в календарных сроках.

При следящем управлении программа управления зависит не от времени, а от некоторой ведущей (следящей) величины. Примером следящего управления в промышленности является управление ассортиментом продукции, в котором структура устанавливается в зависимости от спроса. Использование следящего типа управления требует самостоятельности предприятия, так как следящая величина (в данном случае спрос) быстро изменяется и предприятию легче следить за ней, чем вышестоящей системе управления.

Другим условием использования следящего управления является хорошая постановка работы по изучению и прогнозированию параметров следящей величины (спроса), позволяющая своевременно перестраивать производство. В свою очередь, необходимость своевременной перестройки производства в зависимости от параметров следящей величины требует совершенствования технологии и организации производства в направлении повышения их гибкости.

Различие между программным и следящим управлением можно проследить на примере выхода технологического оборудования в средний и капитальный ремонты – можно осуществлять этот выход или по заранее составленной программе, заданной во времени, или в зависимости от изменения параметров оборудования, которые и являются в данном случае следящей величиной.

При адаптивном управлении отсутствует определенная ведущая величина и управление устанавливает программу на основе предшествующего опыта. Поэтому накопление и обобщение выводов из прошлого опыта являются необходимым условием адаптивного управления. Такой тип управления характерен для предприятий приростного типа, которые ориентируются на стабильность и медленные изменения состояния внешней среды, привычность или узнаваемость происходящих событий и успевают в таких условиях своевременно реагировать на возникающие проблемы. В жизненном цикле спроса адаптивное управление имеет место на стадии стабильного спроса при низкой степени конкуренции. Адаптивное управление характерно при решении внутренних проблем организации (управление персоналом, управление эксплуатацией и ремонтом оборудования и т. д.).

При экстремальном управлении программа управления направлена на достижение максимума или минимума некоторой функции, переменными которой являются те или иные параметры (вход, состояние управляемой системы, состояние управляющей системы и выход).
Примерами экстремального управления в хозяйственных организациях являются: разработка плановых заданий исходя из достижения максимальной рентабельности продукции, выбор стратегических позиций в стратегических зонах хозяйствования предприятия по показателям объема продаж и рентабельности продукции, управление инвестициями исходя из полученной максимальной прибыли при приемлемом уровне риска. Примером экстремального управления может служить также получение максимальной прибыли на основе обеспечения оптимальной фондовооруженности.

Экстремальное управление может быть реализовано при нестабильной внешней среде: когда привычность событий, происходящих во внешней среде, находятся в пределах экстраполяции опыта или событие узнаваемо по аналогии с прошлым, когда темп изменений внешней среды сравним с реакцией организации, когда серьезные проблемы и новые возможности предсказуемы, то есть еще можно достаточно обоснованно предвидеть и прогнозировать их. Экстремальное управление в большей степени необходимо для организаций предпринимательского типа.

Реально в организационных системах управление носит комплексный характер, в нем сочетаются программное, следящее, адаптивное и экстремальное. При управлении в закрытом контуре имеют место все указанные типы управления. При управлении в разомкнутом контуре преимущество отдается программному и следящему управлению. Для управления изоляцией характерно программное и адаптивное управление.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что собой представляет «система»?

2. Охарактеризуйте основные общесистемные свойства «системы».

3. На какие вид подразделяются «системы»?

4. В чем сущность системного подхода к управлению?

5. В чем сущность кибернетической модели управления организацией?

6. Какие виды и типы управления реализуются в организационных системах?

 


 

Тема 4: «Организация как объект управления»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы управления | Примеры основных целей функциональных областей организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.