Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление по целям




Система целей менеджмента.

Понятие и сущность цели.

Охарактеризуйте основные законы организации.

5. Что такое «жизненный цикл» организаций?

6. Каковы основные признаки классификации организаций?

7. Какие существуют виды организаций?

8. Что такое внутренняя среда организации и каковы ее переменные?

9. Что можно понимать под внешней средой организации и из каких элементов она состоит?

Тема 5: «Цели управления»

I. Цель – одна из сложных и вместе с тем древнейших категорий управления. Она в той или иной форме присутствует в сознании человека, осуществляющего любой вид деятельности, и переноситсяим на многие естественные (природные) и искусственные системы.

Цель имеет большое значение в управлении и организационно-практической деятельности по подготовке к реализации принятого решения. Правильно понятая и осознанная цель дисциплинирует и стимулирует персонал. Целеустремленность персонала – важный фактор повышения производительности и результативности труда.

Цель – это идеальное и желаемое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто.

Цели могут определяться как:

· Перспективные и непосредственные;

· Общие и частные;

· Промежуточные и конечные.

Непосредственные цели подчинены перспективным целям управления, частные – общим, промежуточные – конечным.

Желаемое состояние определяется посредством удовлетворения исходной потребности, выбранной из некоторого множества альтернатив (см. рис. 5.1).

Потребность – категория объективная, а цель – субъективная, определяемая имеющимся опытом.

Потребность – это то, что объективно связывает человека (и вообще живое) с внешним миром (средой), в том числе и с социальным, как некоторое (определяющее) условие обеспечения его жизнедеятельности и существования.

Цель – конкретное выражение потребности, определяемое на основе имеющегося опыта и направляющее конкретное функционирование проектируемой и действующей системы.

Результат – это мера удовлетворения потребности, т.е. мера достижения цели.

В результате взаимосвязи данных определений справедлива причинно-следственная связь: потребность – цель – функционирование – результат.

Цель управления – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта. По своему содержанию является идеальным, мысленно представляемым итогом устремлений, побуждающим к социально-экономической деятельности.

В зависимости от реализуемости возможны следующие цели управления:

ПРИЧИННО – СЛЕДСТВЕННАЯ СВЯЗЬ
Цель – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворять исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта.
СВОЙСТВА ЦЕЛИ
Цель находится в непосредственной зависимости от потребности и является в этом процессе ее прямым следствием.
Выбор цели сугубо субъективный, то есть выбор основан на конкретном знании индивида или сообщества.
Цель конкретна.
Цель всегда несет в себе элемент неопределенности, что приводит к некоторому «рассогласованию» фактически полученного результата и той модели, которая была сформулирована.
Наличие неопределенности в исходной модели делает цель средством оценки будущего результата.
Требуемое конечное состояние системы.
Требуемый порядок смены состояний – движение системы.
Требуемое «направление» движения системы без фиксации конечной точки.
Потребность
Цель
Процесс
Результат
Виды задания целей:

Рис. 5.1. Понятие цели управления

· Идеальная цель управления это желаемый, не всегда достижимый за определенный период времени результат;

· Потенциальная цель управления это желаемый результат деятельности (состояние объекта), достижимый в принципе и в перспективе, но в силу неопределенности планируемый с некоторой степенью вероятности;

· Реальная цель управления это результат, которого можно фактически достичь за приемлемый временной интервал.

В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций, к которым относятся:

I. Отражают философию организации, концепцию ее деятельности и развития. Цели определяют характер и особенности структуры организации и управления ею;

II. Уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так ее участников (персонала). Цели являются ориентирами для организаций и ее участников в окружающем мире; помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов;

III. Составляют основу критериев оценки деятельности организации, их подразделений, служб и отдельных людей;

IV. Сопоставление существующего состояния с желаемым (функция инициативы);

V. Служат оправданием перед общественностью о необходимости и законности существования той или иной организации ( особенно если деятельность вызывает неблагоприятные действия, например загрязнение окружающей среды).

Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований:

§ Цели должны быть конкретными и измеряемыми, представляемыми, по возможности, не только качественными, но и количественными показателями;

§ Цели должны быть реальными для данных условий, в соответствии с ресурсным обеспечением организации;

§ Цели должны быть гибкими, способными к трансформации, в соответствии с динамически меняющимися условиями функционирования организации;

§ Цели должны быть признаваемы персоналом, поскольку они достигаются в процессе совместной деятельности участников организации;

§ Цели должны быть обоснованными и комплексными, отражающими требования объективных законов развития организационных систем;

§ Цели должны быть проверяемыми, что в свою очередь необходимо для оценки степени их достижения и соответствующего стимулирования персонала;

§ Цели должны быть совместимы во времени и пространстве, взаимно поддерживать друг друга, не ориентировать участников организации на действия, противоречащие друг другу.

II. Цели управления социально-экономическими системами входят в систему менеджмента, поскольку он отражает управление организациями в рыночных условиях.

Главная цель менеджмента – обеспечение эффективной деятельности организации. Эта генеральная цель распадается на иерархию конкретных целей, которые представлены на рис.5.2. в виде «дерева целей». Наличие цели обеспечивает организации – стабильность, равновесие и единство ее участников.

Следует различать цели менеджмента и цели организации. Если цель организации можно обобщено охарактеризовать как «Что хочется и что необходимо сделать?», то цель менеджмента – «Как сделать то, что хочется или необходимо?».

Менеджмент реализуется в рамках определенных ограничений. Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу.

В самом общем виде цель – генеральное направление действий, описывающее будущее состояние. В свою очередь, ограничения – это конкурирующее с главной целью из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно.

Цели и ограничения выполняют следующие задачи:

§ Инструмент управления (руководящие требования);

§ Критерий принятия решений;

§ Инструмент координации;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.