КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Управление по целям
Система целей менеджмента. Понятие и сущность цели. Охарактеризуйте основные законы организации. 5. Что такое «жизненный цикл» организаций? 6. Каковы основные признаки классификации организаций? 7. Какие существуют виды организаций? 8. Что такое внутренняя среда организации и каковы ее переменные? 9. Что можно понимать под внешней средой организации и из каких элементов она состоит? Тема 5: «Цели управления» I. Цель – одна из сложных и вместе с тем древнейших категорий управления. Она в той или иной форме присутствует в сознании человека, осуществляющего любой вид деятельности, и переноситсяим на многие естественные (природные) и искусственные системы. Цель имеет большое значение в управлении и организационно-практической деятельности по подготовке к реализации принятого решения. Правильно понятая и осознанная цель дисциплинирует и стимулирует персонал. Целеустремленность персонала – важный фактор повышения производительности и результативности труда. Цель – это идеальное и желаемое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто. Цели могут определяться как: · Перспективные и непосредственные; · Общие и частные; · Промежуточные и конечные. Непосредственные цели подчинены перспективным целям управления, частные – общим, промежуточные – конечным. Желаемое состояние определяется посредством удовлетворения исходной потребности, выбранной из некоторого множества альтернатив (см. рис. 5.1). Потребность – категория объективная, а цель – субъективная, определяемая имеющимся опытом. Потребность – это то, что объективно связывает человека (и вообще живое) с внешним миром (средой), в том числе и с социальным, как некоторое (определяющее) условие обеспечения его жизнедеятельности и существования.
Цель – конкретное выражение потребности, определяемое на основе имеющегося опыта и направляющее конкретное функционирование проектируемой и действующей системы. Результат – это мера удовлетворения потребности, т.е. мера достижения цели. В результате взаимосвязи данных определений справедлива причинно-следственная связь: потребность – цель – функционирование – результат. Цель управления – это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных на основании опыта. По своему содержанию является идеальным, мысленно представляемым итогом устремлений, побуждающим к социально-экономической деятельности. В зависимости от реализуемости возможны следующие цели управления:
Рис. 5.1. Понятие цели управления · Идеальная цель управления – это желаемый, не всегда достижимый за определенный период времени результат; · Потенциальная цель управления – это желаемый результат деятельности (состояние объекта), достижимый в принципе и в перспективе, но в силу неопределенности планируемый с некоторой степенью вероятности; · Реальная цель управления – это результат, которого можно фактически достичь за приемлемый временной интервал. В системе управления организацией цели выполняют ряд важных функций, к которым относятся: I. Отражают философию организации, концепцию ее деятельности и развития. Цели определяют характер и особенности структуры организации и управления ею; II. Уменьшают неопределенность текущей деятельности как организации, так ее участников (персонала). Цели являются ориентирами для организаций и ее участников в окружающем мире; помогают приспособиться к нему, сконцентрироваться на достижении желаемых результатов; III. Составляют основу критериев оценки деятельности организации, их подразделений, служб и отдельных людей; IV. Сопоставление существующего состояния с желаемым (функция инициативы); V. Служат оправданием перед общественностью о необходимости и законности существования той или иной организации ( особенно если деятельность вызывает неблагоприятные действия, например загрязнение окружающей среды). Успешная реализация перечисленных и иных функций возможна при условии, когда цели организации отвечают определенной совокупности требований: § Цели должны быть конкретными и измеряемыми, представляемыми, по возможности, не только качественными, но и количественными показателями; § Цели должны быть реальными для данных условий, в соответствии с ресурсным обеспечением организации; § Цели должны быть гибкими, способными к трансформации, в соответствии с динамически меняющимися условиями функционирования организации; § Цели должны быть признаваемы персоналом, поскольку они достигаются в процессе совместной деятельности участников организации;
§ Цели должны быть обоснованными и комплексными, отражающими требования объективных законов развития организационных систем; § Цели должны быть проверяемыми, что в свою очередь необходимо для оценки степени их достижения и соответствующего стимулирования персонала; § Цели должны быть совместимы во времени и пространстве, взаимно поддерживать друг друга, не ориентировать участников организации на действия, противоречащие друг другу. II. Цели управления социально-экономическими системами входят в систему менеджмента, поскольку он отражает управление организациями в рыночных условиях. Главная цель менеджмента – обеспечение эффективной деятельности организации. Эта генеральная цель распадается на иерархию конкретных целей, которые представлены на рис.5.2. в виде «дерева целей». Наличие цели обеспечивает организации – стабильность, равновесие и единство ее участников. Следует различать цели менеджмента и цели организации. Если цель организации можно обобщено охарактеризовать как «Что хочется и что необходимо сделать?», то цель менеджмента – «Как сделать то, что хочется или необходимо?». Менеджмент реализуется в рамках определенных ограничений. Цели и ограничения по смыслу очень близки друг другу. В самом общем виде цель – генеральное направление действий, описывающее будущее состояние. В свою очередь, ограничения – это конкурирующее с главной целью из разряда второстепенных, которая противоречит ей и достижение которой нежелательно. Цели и ограничения выполняют следующие задачи: § Инструмент управления (руководящие требования); § Критерий принятия решений; § Инструмент координации;
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |