Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стадия – движение

Стадия – размораживание

Тема 8. Организационные изменения и организационное развитие

Организационные изменения: типы, характеристика. Политические, технологические, социальные и психологические источники организационных изменений. Управление нововведениями в организации. Сопротивление организационным изменениям: логическое, психологическое и социологическое. Механизмы психологической самозащиты в сохранении личностной определенности. Концепции организационного развития. Промежуточные и результирующие переменные. Классификация сотрудников по их отношению к изменениям. Персональное развитие в организации. Агенты перемен. Типовые программы организационного развития. Положительные и отрицательные стороны организационного развития.

 

Изменение – это переход от одного состояния компетенции, ментальности и представлений к другом у.

К. Левин выделил 3 этапа изменений:

- размораживание

- движение

- замораживание

Размораживание – подготовка организации к изменениям, превращение организации в пластичную, поддающуюся изменениям.

- создать мотивацию для изменений;

- обеспечить видение перспективы;

- сообщить не только о том, что будет изменено, но и о том, что останется неизменным.

- обеспечивать информацией;

- управлять неопределенностью и сопротивлением изменениям.

Выделяют три основных вида сопротивления изменениям, воздействующих на формирование негативной установки работников к переменам.

· Логическое сопротивление означает несогласие сотрудников с фактами, рациональными доводами, логикой изменений.

· Психологическое сопротивление обычно основывается на эмоциях. Психологическое сопротивление является внутренне «логичным» с точки зрения установок работника и его чувств по поводу перемен. Психологическое сопротивление может быть обусловлено:

А) страхом неизвестности;

Б) неумением адаптироваться к переменам;

В) личной антипатией к менеджеру или другим агентам перемен;

Г) неверием в других людей;

Д) стремлением сохранить статус-кво и потребности в безопасности.

· Социологическое сопротивление - это результат вызова изменений групповым интересам, нормам, ценностям. Данное сопротивление основывается на:

- существовании определенных коалиций в рамках организации;

- поддержке групповых ценностей;

- наличии локальных, ограниченных интересов;

- желании сохранить внутри коллектива дружеские отношения.

Источники сопротивления:

Потеря контроля.

Эффект отличия.

«Потеря лица» в условиях изменений

Для преодоления сопротивления следует учесть ряд моментов, положительно сказывающихся на процессе изменений.

А) наиболее эффективными являются те изменения, которые затрагивают не отдельных сотрудников, а их группы. В связи с этим, первый шаг связан с акцентом на группу, т.к. любые изменения в групповых взаимоотношениях оказывают влияние на индивидуальное поведение работников;

Б ) доказательство и логическое обоснование необходимых перемен. Предлагаемые реформы должны согласовываться с краткосрочными и долгосрочными целями сотрудников и их видением ситуации;

В) привлечение сотрудников к участию в преобразованиях. Это способствует их заинтересованности в переменах;

Г) изменение системы вознаграждения. Поощрения дают работникам ощущение, что изменения означают дальнейший прогресс организации. Необходимы как экономические, так и психологические поощрения.

Д) обеспечение безопасности работников для чего работодатель должен гарантировать стабильность заработной платы при введении новых технологий, организовать переобучение персонала и т.д.;

Е) обеспечение устойчивости коммуникаций для полного информирования всех сотрудников о происходящих или планируемых изменениях.

При осуществлении изменений менеджеры должны ориентироваться на следующие принципы:

- осуществлять только необходимые и полезные изменения;

- проводить политику периодических изменений для того, чтобы работники всегда были к ним готовы;

- ориентироваться, прежде всего, на эволюционные изменения;

- вырабатывать адекватные стратегии для противодействия каждому источнику сопротивления;

- ориентироваться на выгодность изменений для работников.

 

3 стадия – замораживание.

Замораживание – это мероприятия, которые помогают сделать достигнутый результат необратимым.

- интегрирование изменений в различные аспекты деятельности организации;

- создание межфункциональных, межорганизационных сетей и команд;

- выработка новых взглядов, определение новых ролей и распределение ответственности.

 

Большое значение имеет понимание менеджментом влияния изменений на систему

в целом. Такой подход к изменениям получил название концепция организационного развития.

Организационное развитие – это систематическое применение положений поведенческой науки на различных уровнях организации (групповом, межгрупповом и организации в целом) с целью осуществления запланированных преобразований. Такое развитие предполагает трансформацию убеждений, ценностей, установок, структур и т.д., направленную на адаптацию компании к конкурентной борьбе, технологическим усовершенствованиям.

Целями организационного развития являются:

· повышение качества трудовой жизни;

· повышение производительности и эффективности организации;

· обеспечение адаптивности организации

В основе концепции организационного развития лежат следующие положения.

На уровне индивидов

- каждый работник стремится к личному росту;

- индивид не в полной мере реализует свои способности в ходе трудовой деятельности;

- большинство работников стремится внести личный вклад в достижение целей организации.

На уровне группы

- группы и команды играют решающую роль в успехе организации;

- группы оказывают существенное влияние на поведение индивидов.

На уровне организации

- излишний контроль, злоупотребление политическими приемами и чрезмерная регламентация негативно влияют на результаты деятельности;

- цели организации и отдельных работников могут быть совместимыми.

Системный подход предполагает, что организационные процессы обуславливаются тремя типами переменных: причинными, промежуточными, результирующими.

Особая роль принадлежит причинным переменным, т.к. они влияют на все последующие переменные. К причинным переменным относят те факторы, на которые имеет возможность оказать непосредственное воздействие менеджмент организации (организационная структура, контроль, поведение руководителей, политика, обучение и т.д.).

Изменения в причинных переменных оказывает воздействие на промежуточные переменные (установки сотрудников, восприятие, мотивация, квалификация работников, работа в командах, межгрупповые отношения).

Результирующие переменные – это цели, которые преследует менеджмент (высокие показатели производительности и объема продаж, сокращение издержек, лояльность потребителей и увеличение уровня доходов).

Программы организационного развития предполагают использование одного или более агентов перемен, роль которых заключается в содействии изменениям, стимулировании преобразований. Агенты перемен могут быть внутренними и внешними.

Типовая программа организационного развития включает в себя следующие шаги:

1. Первоначальная диагностика. Формулируется суть проблемы фирмы, разрабатываются подходы к развитию, которые с наибольшей вероятностью приведут к успеху, собирается необходимая первоначальная информация на различных уровнях организации.

2. Сбор информации. Как правило, агент перемен встречается с группами вне работы и стремится получить необходимую ему информацию. На этапе сбора данных агент перемен идентифицирует недостатки в организации процесса труда и получает базовую информацию с результатами усилий по организационному развитию.

3. Обратная связь и анализ полученных данных. На этом этапе назначаются рабочие группы, которые анализируют полученную информацию, выступают посредниками при урегулировании разногласий и устанавливают приоритеты изменений.

4. Планирование деятельности и решение проблемы. Рабочие группы вырабатывают направленные на изменение ситуации рекомендации. Определяются конкретные планы, включая ответственных лиц и сроки окончания мероприятий.

5. Интервенция. Интервенции, в соответствии с планами, направляются на отдельных работников, команды, отношения между подразделениями или организацию в целом.

6. Оценка и дополнительные исследования. Рабочие группы и агент перемен оценивают результаты программ организационного развития и разрабатывают дополнительные меры воздействий.

 

Плюсы организационного развития Минусы организационного развития
- более высокая мотивация; - рост производительности; - повышение качества труда; - повышение удовлетворения от труда; - более эффективная работа в командах; - способность разрешать конфликты; - более быстрое достижение целей; - снижение показателей текучести кадров. - существенные временные затраты; - увеличение сроков окупаемости; - риск возможной неудачи; - возможное нанесение психологического ущерба; - конформизм; - возможная концептуальная неопределенность; - сложность оценки результатов; - несовместимость культур.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ошибки изменения организационной культуры | Апреля (2 пары)
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.