Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура стратегического плана организации




Стратегическое, тактическое, бизнес-планирование. Порядок разработки бизнес-пла­на. Основные разделы бизнес-плана.

Стратегическое планирование - процесс, обес­печивающий соответствие между целями, задачами и потенциальными возможностями предприятия (фирмы). Оно обеспечивает обоснование направлений деятельности предприятия, его задач, целей структурных про­изводственных подразделений (цехов, участков, филиалов и т.п.) и коор­динацию функциональных (отделов, служб), оценку конкурентоспособ­ности, рациональное распределение ресурсов, выбор альтернативных дейст­вий и критериев оценки результатов деятельности.

Стратегия формирует основные цели предприятия и пути их достиже­ния, чтобы обеспечить единую направленность действий всего коллекти­ва.

Стратегия предприятия — увеличение роли действующего внутреннего рынка, поиск, выбор и ос­воение новых рынков сбыта продукции, в том числе и внешних;, сниже­ние издержек производства за счет административно-управленческих и других накладных расходов, уменьшения затрат на материалы, топливо, энергию и другие ресурсы, а также за счет рационального и более эффек­тивного использования машин и оборудования; анализ спроса и оценка возможности (своей и конкурентов) производства новых видов продук­ции, отвечающих целям предприятия, и которые могут быть востребованы населением или торговой сетью; организация эффективной рекламы и др.

Схема стратегического планирования может иметь следующую примерную структуру:

1) прогнозирование программы деятельности предприятия — выполнение не­обходимого объема реализаций (продажи) продукции;

2) снижение производственных издержек и установление новой продажной цены;

3) адаптирование хозяйственной деятельности и системы управления предприя­тием к постоянно изменяющимся внутренним и внешним экономи­ческим условиям;

4) в кризисных условиях максимальное сохранение высококвалифицированных специалистов и руководителей;

5) стабильное фи­нансовое положение на целевых рынках.

Под стратегическим планом организации (корпорации) принято понимать совокупность миссии, целей и стратегий их достиже­ния, сформулированных на различных организационных уров­нях управления различными менеджерами.

Основными элементами процесса стратегического планирова­ния являются: формулирование миссии и целей предприятия, оп­ределение угроз и новых возможностей внешней среды, оценка сильных и слабых сторон предприятия по отношению к его кон­курентам, анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии предприятия, а также разработка общих направлений (планов, политики), обеспечивающих реализацию стратегии. Учитывая итерационный характер стратегического планирования, необхо­димым элементом этого процесса является оценка реализации стратегии.

Общая схема организации разработки стратегического плана предприятия с учетом изложенных выше этапов и подходов к их реализации приведена на рис. 1.

 

Рисунок 1-Общая схема разработки стратегического плана

 

Формулирование миссии. Миссия является общей целью предприятия, определяющей причину и назначение его сущест­вования. Миссия определяет бизнес предприятия, обеспечивая направления и ориентиры при формулировании его целей и стра­тегий на различных организационных уровнях. Содержание миссии должно отражать:

1.Определение предпринимательской деятельности предпри­ятия, характеризующее главную цель относительно его основных товаров или услуг, предлагаемых рынку (целевому потребителю).

2.Рабочие принципы предприятия, вытекающие из анализа
угроз и возможностей ее внешней среды, которыми должны руко­водствоваться все сотрудники при формулировании и реализации целей предприятия.

3.Ценности и культуру предприятия, определяющие его
внутренний рабочий климат.

Формулирование миссии должно предусматривать определе­ние и описание концептуальных вопросов перспективного разви­тия предприятия на длительный период. Предприятие представляет собой открытую систему, действу­ющую в конкретной внешней среде, и его главные цели должны отражать взаимодействие с этой средой, обеспечивая ее запросы и требования.

Пример Генри Форд определил миссию компании «Форд» как пред­оставление людям дешевого транспорта. Эта удачная миссия практичес­ки предопределила успех компании.

Формулирование целей. Цели предприятия формулируются и устанавливаются на основе его общей миссии и определенных ценностей, на которые ориентируется высшее руководство.

Каждое предприятие индивиду­ально и цели их различны. Однако существуют общие правила и рекомендации по формулированию целей предприятия.

Во-первых, цели должны быть правильно сформулированы. Правильно сформулировать означает, что цели должны отражать основной предмет предпринимательской деятельности предприя­тия (его продукция, услуги) и соответствующие количественные показатели по этому предмету. Они должны также содержать ос­новные ограничения экономического и социального характера по обеспечению эффективной деятельности предприятия (прибыль, рост капитала, издержки).

Во-вторых, необходимо эффективно довести цели исполните­лям (сотрудникам подразделениям) в форме, обязательной для исполнения на всех уровнях организационной структуры предприятия. Это означает, что должны быть приняты конкретные управленческие решения, делающие цели обязательными для достижения их всеми сотрудниками предприятия.

В-третьих, для успешного решения конкретных задач по дос­тижению целей предприятия исполнители должны быть обеспе­чены необходимыми ресурсами, в том числе информацией.

В четвертых, необходимо обеспечить действенные меры сти­мулирования выполнения целей предприятия в соответствии с их важностью и приоритетами. Обеспечение стимулирования рабо­ты исполнителей целей является важным элементом организа­ции успешной деятельности предприятия.

Многообразие возможных целей,соответствующее деятель­ности конкретных предприятий определяется многими фактора­ми. В практике стратегического планирования обычно выделяют восемь ключевых зон формулирования целей предприятия.

1. Рыночная позиция предприятия. Определяется количест­венными целями, отражающими долю целевого рынка (рынков) и конкурентную позицию предприятия по отношению к его ос­новным конкурентам.

2. Инновации. Включают определение новых способов дости­жения конкурентоспособности и ведения бизнеса, в том числе создание и производство новых товаров, освоение новых и расши­рение действующих рынков, применение новых технологий, ис­пользование новых методов организации работ и т.п.

3. Производительность. Отражается в количественных пока­зателях роста объемов производства и продаж, а также в относи­тельных показателях роста продукции (услуг) по отношению к используемым ресурсам.

4. Ресурсы. Устанавливаются количественные цели по обеспе­чению и эффективности использования ресурсов.

5. Доходность (прибыльность). Определяется конкретными уровнями доходности, рентабельности, прибыльности и т.п.

6. Управленческие аспекты (качество управления). Должны
отражать качество менеджмента в длительной перспективе, включая требования по росту производительности (эффективнос­ти) производственно-сбытовой деятельности предприятия.

7. Персонал предприятия. Цели должны отражать определе­ние ответственности за выполнение трудовых функций и отноше­ний к работе, а также способы мотивации сотрудников, создание лучших условий труда и качества трудовой жизни, повышение профессионального мастерства и навыков персонала.

8. Социальная ответственность. Формулируется как обязан­ность предприятия способствовать благосостоянию общества. Сегодня общепризнанно, что бизнес должен благотворно влиять на общественную жизнь не только как фактор увеличения возмож­ностей материального роста, но и в более широком смысле соответ­ствия общественным ценностям, включая повышение уровня об­щественных потребностей, формирование экологической среды, благотворное влияние на решение социальных проблем и т.д.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.