Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эффективность использования инноваций




Определяющая роль инноваций в экономике влечет за собой необходимость оценки эффективности (прибыльности) исследований — разработок, поиск различных па­раметров, определяющих эти эффективности. Для этого Применяются качественные и количественные методы.

Часто встречающимся побудительным мотивом осуществления расходов на инновацию является то соображение, Что они представляют собою как бы особую форму рекламы ИЛИ страховки на будущее в конкурентной борьбе. В настоящее время, в мире котируются акции компаний, вкла­дывающих значительные суммы в научные исследования. Ито привело к тому, что компании публикуют в своих балансах статью "расходы на исследования". Хотя предва­рительное Точное определение эффективности инноваций осуществляется редко, большинство предпринимателей на­деются за счет них увеличить прибыль как и в случае обычных инвестиций.

К качественным методам относится также установление Процента от суммы продаж. Он дает то преимущество, что связывает инновации со сбытом, состояние которого показывает, насколько результативны были затраты на научно-исследовательскую работу с точки зрения признания их рынком. Очень часто этот процент устанавливается апри­орно. Несовершенство этого метода заключается в том, что он превращает научные исследования в своего рода субпродукт продаж, а не средство для их расширения. При определении расходов следовало бы исходить из желаемого и возможного уровня, а не из существующего уровня продаж. Некоторые предприятия устанавливают верхний и нижний предел варьирования этого процента, в то время как другие предприятия на научные исследования ассиг­нуют «все, что только возможно", поскольку убеждены в. Постоянном прогрессивном росте рентабельности расходов на инновации.

Существует метод отбора проектов после их классифи­кации в зависимости от рентабельности (в порядке убывания) и в зависимости от относительной величины инвести­рованного капитала (в порядке возрастания). При этом Применяется так называемый индекс отдачи. Этот показа­тель является результатом стимулирования экономики, полученной за счет инновации в течение одного года, 3% чистой прибыли от продажи новых товаров в течение трех лет; чистых доходов от лицензий, патентов и т. п.; долговых обязательств, связанных с исследовательской работой.

Кроме того, используется ряд индексов, получаемых в результате сравнения расходов на исследования и объема полученной прибыли; сравнения фирм, господствующих на рынках, с фирмами, занимающимися научными иссле­дованиями; сравнением фирм, господствующих в научных исследованиях и фирм, не занимающихся исследованиями; сопоставление количества видов продукции, объемов ис­следований — разработок, развития отраслей и т. д.

Сторонники качественных методов относятся с доверием к своим оценкам по их словам, не нуждаясь в сложных формулах для доказательства очевидности.

Количественные методы для оценки эффективности научных исследований — разработок различны — от эле­ментарных статистических до сложных моделей:

Приведем некоторые из них. Соотношение "капитал — выпуск" используется в основном в двух формах:

в форме отношения

инвестиции в исследовании — разработки

продукция

 

или в форме отношения

 

инвестиции в исследовании — разработки +

____ + текущие расходы______

сумма продаж

 

Можно также использовать приростные величины в форме отношений

 

дополнительные инвестиции за какой-то год

увеличение производства за тот же год

 

или в форме отношения

 

дополнительные инвестиции + дополнительные

____ расходы за какой-то год "

увеличение суммы продаж за тот же год

 

Иногда соотношение "капитал — выпуск" дается в форме следующих отношений:

— отношение процента инвестиций в исследовании-разрабртки к проценту увеличения суммы продаж; отношение процента инвестиций в исследования-разработки к увеличению производительности.

Наиболее часто применяемый показатель эффективности — срок (период) окупаемости капиталовложений. Он«представляет собой промежуток времени, в течение которого капиталовложения окупаются в том смысле, что позже; они уже начинают приносить дополнительный капитал

 

По

объем капиталовложений

"поступления за период времени, принятый за единицу

 

где По — период окупаемости. "1

 

Для реализации инновации во многих случаях требуется один год, а более длительная плановая перспектива. Это Понятие существенно, так как обычно имеется различие между решениями или проектами, рассчитанными на год, ПЯТЬ, десять или двенадцать лет. В условиях длительной Плановой перспективы для сравнения капиталовложений, Осуществляемых в данный момент времени и текущих Платежей на протяжении некоторого периода применяется Метод дисконтирования.

Существует несколько показателей эффективности при­меняемых для долгосрочных решений:

-. поток ежегодных поступлений

объем капиталовложений

 

2)

поток поступлений в его оценке в настоящее

время за п лет

объем капиталовложений

 

3)

поток поступлений в его оценке в настоящее

время за период его существования

объем капиталовложений

 

где f > 1.

Первый показатель является величиной обратной сроку окупаемости. Неравенство выражает тот факт, что ежегодный доход на вложенный капитал должен быть не меньше, чем процентная ставка (Ст) при ином использовании тех Же средств. Плановая перспектива в данном случае равня­ется одному году.

Второй показатель имеет в основе выбор периода вре­мени "п" как длительности плановой перспективы. При такой плановой перспективе ставится требование, чтобы, точка критического соотношения (граница) эффективности И неэффективности падала на п-й год.

Третий показатель определяет, сколько раз будет воз-1ращен затраченный капитал в виде потока текущих поступлений за период, пока этот поток будет существовать. Здесь длительность плановой перспективы бесконечна. Срок окупаемости рассчитывается без дисконтирования и ВТО приводит к более короткой плановой перспективе чем та, которая устанавливается с применением дисконта. На длительность перспективы решающее влияние оказывает Выбор ставки начисляемых процентов.

Метод, часто применяемый для оценки возможных расходов на инновации, основан на определении их при­быльности. Суть его в том, что ожидаемый доход, остаю­щийся после покрытия расходов на инновацию, должен обеспечить, по меньшей мере, минимальную норму при­были на инвестиции:

 

Пр — JH = EJ, т. e. JH = ПР — EJ,

 

где Пр — ожидаемая прибыль от инновации; J — вложения в инвестиции; Е — желаемая норма прибыль­ности инвестиции; Jh — расходы на инновацию.

 

Применение этого метода дает ответ на вопрос. Сколько можно вложить средств в инновацию в текущем году без ущерба для существующей нормы прибыльности. Прибыль от инновации должна составлять сумму, достаточную для покрытия расходов на исследования, новые сооружения или оборудование, необходимые для производства и сбыта; из нее необходимо также выделить оборотный капитал для финансирования производства и сбыта новой продукции. Оцениваются эти факторы, а также максимальный период окупаемости капиталовложений и определяются затраты, которые могут быть произведены на инновацию. Для этого Капиталовложения в оборудование, необходимый оборот­ный капитал и издержки на инновации после уплаты налогов, приравниваются к ожидаемому годовому объему прибыли (произведению объема годовых продаж на мини­мум прибыли), умноженному на число лет периода окупа­емости:

 

Фо + Об + Jh = Е ∙ А ∙ По, или

Jh = Е ∙ А ∙ По – Ф0 – Об

 

где JH— расходы на инновацию; Фо— стоимость обору­дования; Об—оборотный капитал; Е — приемлемый мини­мум прибыли, как процент от продаж; По— максимально допустимый срок окупаемости капиталовложений.

 

Пример. Предположим, предприятие считает необходи­мым установить максимальный период окупаемости 4 года и минимальную прибыль 6% от объема продаж. Стоимость инновации облагается 50% налоговой ставкой. Требуется 100 тыс. руб. оборотного капитала и 900 тыс. руб. капита­ловложений в оборудование. Ожидаемый объем выпуска продукции 4500 тыс. руб. Расходы на инновацию могут быть подсчитаны таким образом:

 

Фо + Об + Jh/2 = Е ∙ А ∙ По или

Jh = 2(E ∙ А ∙ По – Ф – О) = 2 (0.06 ∙ 4500 ∙ 4 - 100 - 900) = 160 тыс. руб.

 

Методическими рекомендациями по оценке эффектив­ности НТП показатель экономического эффекта определя­ется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной оценкой совокупных затрат ресурсов за весь срок осуществления инновации. Это предполагает расчет интегрального эффекта — по всему циклу разработки и реализации инновации, включая проведение НИОКР, ос серийное производство и использование результата. Суммарный по годам расчетного периода экономичес­ки эффект рассчитывается по формуле:

 

Эjh= CpJ - CaJ

 

где Эjh — экономический эффект инновации за расчетный период; Cpj — стоимостная оценка результатов инно­вации за расчетный период; C3j —- стоимостная оценка затрат на инновацию за расчетный период.

Разновременные затраты и результаты приводятся к единому моменту времени — расчетному году t путем умножения их величины за каждый год на коэффициент приведения at(l + E) tр-t. В этой формуле Е — нор­матив приведения разновременных затрат и результатов, Численно равный нормативу эффективности капитальных вложений (Е = Ст); tP — расчетный год; t — год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году.

Стоимостная оценка результатов определяется как сумма основных и сопутствующих результатов. Сопутству­ющие результаты включают дополнительные экономиче­ские результаты в разных сферах экономики, а также экономические оценки социальных и экономических последствий инноваций. Затраты на инновацию рассчитыва­ются по формуле:

где 3t — величина затрат всех ресурсов в t году; Ht — текущие издержки в t году; Et— единовременные затраты I t году; Jit — остаточная стоимость основного капитала, выбывающего в t году.

 

Для анализа эффективности капитальных вложений, финансируемых предприятием или организацией из соб­ственных или заемных средств применяются следующие показатели:

1) коэффициент эффективности единовременных затрат (Et), рассчитываемый из соотношения:

 

2(Срjh - Иt - Еt)(1+Е) tр-t = O,E > Ct

 

где Ст—процентная ставка;

 

2) период возврата единовременных затрат, который определяется последовательным сложением величин (Cpj —Hi) at до момента, пока полученная сумма не сравняется с величиной единовременных вложений, приведенных к рас­четному году. Величина срока возврата позволяет проводить сопоставление с продолжительностью расчетного периода.

В заключение этого краткого перечисления методов измерения эффективности инноваций следует подчер­кнуть, что, как правило, все они сводятся к оценке эффек­тивности только с точки зрения производителя, а не по­требителя. Ни один из них не учитывает, например, ни общественной и интеллектуальной функции инноваций, ни роста полезности производимой продукции или улуч­шения в области удовлетворения потребностей покупателей новыми или более совершенными товарами. Иначе говоря, все рассмотренные методы не принимают непосредственно во внимание такое понятие, как потребности человека:

Ничто не выявляет с такой полной очевидностью огра­ниченность и относительность современных экономиче­ских теорий, с какой это обнаруживается при рассмотрении проблем, связанных с инновациями.

Несовпадение масштабов, применяемых при оценке значимости их с социальной, экономической, научной и общечеловеческих точек зрения дает четкое представление об отсутствии приемлемой теории эффективности иннова­ций, о неопределенности в понимании категорий потреб­ности и благосостояния. Об этом следует всегда помнить, давая оценку эффективности инновации и их потенциаль­ных возможностей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.