Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Миссия, цели и стратегия организации

Факторы прямого воздействия – это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации.

К фактором прямого воздействия относятся:

трудовые ресурсы (рынок труда)

поставщики

потребители

конкуренты профсоюзы

законы и государственные органы

Чем больше поставщиков ресурсов, тем значимее этот фак­тор для предприятия. Использование поставщиков из других стран может быть выгодно экономически, но одновременно возраста­ет риск из-за колебаний курсов валют, политической нестабиль­ности и т.п.

Потребитель определяет для предприятия главный элемент — что производить и желательно по какой цене. От способности предприятия находить потребителей зависит эффективность его деятельности и, в конечном счете, выживание в условиях кон­курентной борьбы.

Конкуренция наряду с потребителями определяет цену и ка­чество товара. Предприятия конкурируют за право использовать трудовые ресурсы, сырье, материалы, оборудование, капитал и другие факторы производства.

Государственные органы в соответствии с действующим за­конодательством создают систему ограничений на использова­ние наемного труда, импорт и экспорт товаров, пользование недрами и другими природными ресурсами, а также устанавли­вают порядок пополнения государственного и местного бюдже­тов за счет налогов.

Профсоюз выступает главным поставщиком рабочей силы. В договоре, подписываемом руководством предприятия и проф­союзом, оговариваются условия труда, нормативы производи­тельности, формы его оплаты, условия приема на работу и уволь­нения, возможности повышения квалификации.

Факторы косвенного воздействия – это факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, влияют на них.

К факторам косвенного воздействия относятся:

состояние экономики в стране

политические факторы

научно-технический прогресс

социально-культурные факторы

отношение с населением

международное окружение

Общее состояние экономики оказывает влияние на деятель­ность предприятия через такие факторы как экономический рост или спад, инфляция, условия получения кредита, процентная ставка и др. Руководство предприятия должно постоянно сле­дить за изменениями на макроэкономическом уровне и прини­мать решения, минимизирующие потери.

Социально-культурные факторы зависят от среды, в кото­рой функционирует предприятие. К ним относятся традиции, жизненные ценности, установки и др. Эта группа факторов тре­бует определенного внимания управляющих, поскольку в неко­торых случаях может оказать сильное влияние на деятельность организации.

К политическим факторам, изменение которых также долж­но быть в поле зрения руководителей предприятия, относятся такие как: общая политическая обстановка в стране и других странах, возможность возникновения военных конфликтов, за­бастовок, действующие стандарты безопасности жизнедеятель­ности, действующие правила найма рабочей силы, защиты прав потребителей и т.д.

Научно-технический прогресс тесно связан с внутренней переменной «технологией». Технико-технологические нововве­дения влияют на эффективность производства, на скорость ус­таревания продукции, на то, какие товары и услуги ожидают потребители от предприятия.

Учет международной обстановки необходим и первую оче­редь предприятиям, работающим в международном бизнесе, в том числе в связанном с торговлей нефтью, газом и нефтепро­дуктами. Разновидностями международного бизнеса в настоящее время являются следующие:

Таким образом, факторы внутренней и внешней среды ока­зывают значительное воздействие на выбор стратегических аль­тернатив развития предприятия, на условия реализации выб­ранной стратегии, на экономическую эффективность деятель­ности предприятия в чрезвычайно подвижной рыночной среде. Поэтому контроль за изменением этих факторов и адаптация к этим изменениям являются важнейшими составляющими успе­ха любой организации.

Миссия организации отвечает на вопрос какова главная цель функционирования организации?

Миссия – это

1. предназначение организации в условиях постоянно меняющейся внешней среды

2. наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в общей форме и четко выражающая основную причину её существования.

Миссия задает общие направления функционирования организации.

Назначение миссии:

- дает субъектам внешней среды общее представление об организации, ее философии, средствах, которые она готова использовать в своей деятельности

- является базой для установления целей организации и выработки её стратегии

- способствует формированию единения внутри организации

- показывает организации смысл и содержание их деятельности

В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации:

целевые ориентиры (на решение каких задач направлена деятельность

- организации)

- сфера деятельности (какой продукт предлагает, на каком рынке работает и т.п.)

- философия организации (ценности и верования, принятые в организации)

- возможности и способы осуществления деятельности (сила, отличительные особенности, ноу-хау и т.п.)

- имидж организации

Удачная формулировка миссии – это краткое и ясное определение основных направлений деятельности организации, которые мотивируют её сотрудников и создают достаточно привлекательный образ для поставщиков и покупателей.

Например, миссию банка, работающего с малым бизнесом, можно изложить в следующем виде: “Банк содействует развитию малых и средних предприятий, оказывает им и частным клиентам услуги ” Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены при определении ее предназначения, являются:

• собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

• сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

• покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

• деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;

• местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;

• общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

а деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

Требования, предъявляемые к формулировки миссии:

Прямая формулировка прибыли как цели деятельности не должно быть;

Краткая формулировка;

Понятная формулировка;

Формулировкой занимается высшее руководство.

Миссия “Мак Доналдс”: “Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов”.

Миссия MARY KAY: “Украшать жизнь женщин во всем мире”.

Миссия Красного Креста: “Защищать беззащитных”.

Миссия СКМ (Систем кепитал менеджмент): “Создать бизнес мирового класса, способствующий экономическому и социальному развитию Украины”.

Миссия Группы компаний “Сократ”: “Мы работаем, чтобы увеличить ваш капитал”.

Миссия Альфа-Банк: “Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания”.

Цели организации

Если миссия дает ответ на вопрос: зачем функционирует организация, то цели дают ответ на вопрос к чему организация стремится?

Цель – желаемое состояние отдельных параметров организации, на достижение которых направлена её деятельность

Значимость целей для организации:

- являются исходной точкой планирования

- выполняют организующую роль

- на их основе производится распределение ресурсов

- на них базируется система мотивирования

- на них строится процесс контроля и оценки результатов труда работников подразделений и организации в целом

Выделяют долгосрочные и краткосрочные цели.

Долгосрочные – это цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла.

Краткосрочными обычно считают цели, которые достигаются в тесении одного года.

В любой организации складывается иерархия целей.

Во-первых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня.

В-вторых, цели более высокого уровня всегда имеют более долгосрочный временной интервал.

Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделении, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижении целей организации в целом.

Всякая организация существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей.

Цели различаются по временным срокам планирования - краткосрочные или оперативные (неделя, месяц), среднесрочные (год), стратегические (2-5 лет). Цели также подразделяют на общеорганизационные, цели отдельных подразделений и цели индивидов.

Цели также можно классифицировать на "жесткие", чаще выраженные в численной форме (например, увеличить объем прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более "мягкие" (например, шире привлекать сотрудников к принятию решений).

Требованию к установлению целей:

- достижимость

- гибкость (возможность корректировки)

- измеримость (возможность количественного измерения)

- конкретность

- совместимость (долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные – долгосрочным)

- приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации

Цели являются отправной точкой прогнозирования и планирования.

Прогнозирование – определение вероятностных целей функционирования и развития организации и возможных путей их достижения

Планирование – это обоснование и выбор целей функционирования и развития организации и средств их достижения. При этом перспективное планирование базируется на долгосрочных целях, а текущее – на краткосрочных.

Система управления должна ориентироваться на достежение всех целей, стоящих перед организацией.

Если по истечении времени цели не были достигнуты, менеджеры должны найти причину невыполнения плана и принять соответствующие меры.

Сущность и типы стратегий

Стратегия дает ответ на вопрос каким способом организация намерена достичь поставленных целей.

Стратегия – обобщенная модель действий организаций, которые ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей.

Различают общую (корпоративную) стратегию организации, деловую и функциональную стратегии организации.

Корпоративная стратегия – определяет общее направление и характер деятельности организации в целом, позволяет воспринимать организацию как целостность и отвечает на ключевые вопросы:

-каким бизнесом занимается организация (стремление к приобретению нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, развитие, стабильность или свертывание общей деятельности)

-оставаться унитарным предприятием или участвовать в ФПГ, альянсах и т.д.

производить или покупать, заниматься ли финансовой деятельностью.

Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую деловую стратегию.

Функциональная стратегия – это стратегии отдельных функциональных подсистем организации. Отвечают на вопросы как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность, как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач и т. д.

Процедура формулирования стратегии состоит из следующих этапов:

1. Оценка существующего положения, внешней и внутренней среды

2. формулирование вариантов стратегии, выбор оптимального для данных условий

3. расчёт предпринимательских рисков

4. окончательное принятие стратегии организации

3.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Организационная структура предприятия – это совокупность взаимосвязанных единиц организации, взаимодействующих между собой на основе единой цели

Организационная структура управления – это состав и взаимосвязи управленческих подразделений предприятия

Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие подразделения аппарата управления Струк­туру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на дос­тижение конечных целей менеджмента.

Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, т.к. связана с ключевыми понятиями менеджмента — целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов струк­тур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам.

Горизонтальные связи – связи кооперации и координации равноправных звеньев

Вертикальные связи – связи руководства и подчинения, связи для передачи распорядительной и отчетной информации

Линейные связи – связи подчинения по всем вопросам одному руководителю более высокого уровня управления, который самостоятельно выполняет все управленческие функции

Функциональные связи – связи подчинения в пределах реализации определенной функии управления

В целях установления оптимального количества уровней и сту­пеней в структуре рекомендуется:

· укрупнять цели и задачи, специализировать функции, выпол­няемые системой и ее подсистемами;

· уменьшать объем работ по управлению производственными под­разделениями путем сокращения количества объектов управле­ния на базе укрупнения предприятий и их подразделений;

· перераспределять функции между уровнями для более обо­снованного разграничения полномочий и ответственности;

· повышать производительность управленческого труда с по­мощью механизации, автоматизации и лучшей организа­ции труда.

 

Различают следующие организационные структуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (линейно-штабная), дивизиональная, матричная (проектная)

Линейная структура управления является простейшей. Все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руко­водителя, создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных (рис. 2.4.1).

При такой схеме управления укрепляется единоначалие и личная ответственность, уменьшается возможность принятия противоречивых и несвязанных решений. Однако руководитель должен охватывать все стороны деятельности, т.е. должен быть универсальным специалистом.

Данная структура управления характеризуется четким единоначалием – каждый руководитель и каждый работник подчинены только одному вышестоящему лицу.

Число ступеней в линейной структуре зависит от общего числа работников. Применяется в небольших организациях.

Преимущества линейной структуры управления:

 

§ единство и четкость распорядительства;

§ согласованность действий исполнителей;

                                             
   
Руководитель А  
 
     
 
 
   
Руководитель В1
 
Руководитель В2  
 
     
         
 
 
 
 
 
Руководитель С1  
   
Руководитель С2  
     
Руководитель С3  
       
Руководитель С4  
 
 
 

 


Рис. 2.4.1. Схема линейной структуры управления

§ повышение ответственности руководителя за результаты дея­тельности возглавляемого им подразделения;

§ оперативность в принятии решений;

§ личная ответственность за конечные результаты деятельности своего подразделения.

Недостатки линейной структуры управления можно свести к следующему — высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им:

· большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, вышестоящи­ми и смежными организациями.

Такой тип организации приемлем только для простой по со­держанию управленческой деятельности. Она приемлема для кол­лектива не более чем из 15 человек.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Внутренняя и внешняя среда организации | Функциональная структура управления
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 5385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.