КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Миссия, цели и стратегия организации
Факторы прямого воздействия – это факторы, которые непосредственно влияют на операции организации. К фактором прямого воздействия относятся: трудовые ресурсы (рынок труда) поставщики потребители конкуренты профсоюзы законы и государственные органы Чем больше поставщиков ресурсов, тем значимее этот фактор для предприятия. Использование поставщиков из других стран может быть выгодно экономически, но одновременно возрастает риск из-за колебаний курсов валют, политической нестабильности и т.п. Потребитель определяет для предприятия главный элемент — что производить и желательно по какой цене. От способности предприятия находить потребителей зависит эффективность его деятельности и, в конечном счете, выживание в условиях конкурентной борьбы. Конкуренция наряду с потребителями определяет цену и качество товара. Предприятия конкурируют за право использовать трудовые ресурсы, сырье, материалы, оборудование, капитал и другие факторы производства. Государственные органы в соответствии с действующим законодательством создают систему ограничений на использование наемного труда, импорт и экспорт товаров, пользование недрами и другими природными ресурсами, а также устанавливают порядок пополнения государственного и местного бюджетов за счет налогов. Профсоюз выступает главным поставщиком рабочей силы. В договоре, подписываемом руководством предприятия и профсоюзом, оговариваются условия труда, нормативы производительности, формы его оплаты, условия приема на работу и увольнения, возможности повышения квалификации. Факторы косвенного воздействия – это факторы, которые не оказывают прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, влияют на них. К факторам косвенного воздействия относятся: состояние экономики в стране политические факторы научно-технический прогресс социально-культурные факторы отношение с населением международное окружение Общее состояние экономики оказывает влияние на деятельность предприятия через такие факторы как экономический рост или спад, инфляция, условия получения кредита, процентная ставка и др. Руководство предприятия должно постоянно следить за изменениями на макроэкономическом уровне и принимать решения, минимизирующие потери. Социально-культурные факторы зависят от среды, в которой функционирует предприятие. К ним относятся традиции, жизненные ценности, установки и др. Эта группа факторов требует определенного внимания управляющих, поскольку в некоторых случаях может оказать сильное влияние на деятельность организации. К политическим факторам, изменение которых также должно быть в поле зрения руководителей предприятия, относятся такие как: общая политическая обстановка в стране и других странах, возможность возникновения военных конфликтов, забастовок, действующие стандарты безопасности жизнедеятельности, действующие правила найма рабочей силы, защиты прав потребителей и т.д. Научно-технический прогресс тесно связан с внутренней переменной «технологией». Технико-технологические нововведения влияют на эффективность производства, на скорость устаревания продукции, на то, какие товары и услуги ожидают потребители от предприятия. Учет международной обстановки необходим и первую очередь предприятиям, работающим в международном бизнесе, в том числе в связанном с торговлей нефтью, газом и нефтепродуктами. Разновидностями международного бизнеса в настоящее время являются следующие: Таким образом, факторы внутренней и внешней среды оказывают значительное воздействие на выбор стратегических альтернатив развития предприятия, на условия реализации выбранной стратегии, на экономическую эффективность деятельности предприятия в чрезвычайно подвижной рыночной среде. Поэтому контроль за изменением этих факторов и адаптация к этим изменениям являются важнейшими составляющими успеха любой организации. Миссия организации отвечает на вопрос какова главная цель функционирования организации? Миссия – это 1. предназначение организации в условиях постоянно меняющейся внешней среды 2. наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в общей форме и четко выражающая основную причину её существования. Миссия задает общие направления функционирования организации. Назначение миссии: - дает субъектам внешней среды общее представление об организации, ее философии, средствах, которые она готова использовать в своей деятельности - является базой для установления целей организации и выработки её стратегии - способствует формированию единения внутри организации - показывает организации смысл и содержание их деятельности В миссии должны быть отражены следующие характеристики организации: целевые ориентиры (на решение каких задач направлена деятельность - организации) - сфера деятельности (какой продукт предлагает, на каком рынке работает и т.п.) - философия организации (ценности и верования, принятые в организации) - возможности и способы осуществления деятельности (сила, отличительные особенности, ноу-хау и т.п.) - имидж организации Удачная формулировка миссии – это краткое и ясное определение основных направлений деятельности организации, которые мотивируют её сотрудников и создают достаточно привлекательный образ для поставщиков и покупателей. Например, миссию банка, работающего с малым бизнесом, можно изложить в следующем виде: “Банк содействует развитию малых и средних предприятий, оказывает им и частным клиентам услуги ” Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены при определении ее предназначения, являются: • собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы; • сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы; • покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности; • деловые партнеры организации, находящиеся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации; • местное сообщество, находящееся с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации; • общество в целом, в первую очередь в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация. а деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе; Требования, предъявляемые к формулировки миссии: Прямая формулировка прибыли как цели деятельности не должно быть; Краткая формулировка; Понятная формулировка; Формулировкой занимается высшее руководство. Миссия “Мак Доналдс”: “Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов”. Миссия MARY KAY: “Украшать жизнь женщин во всем мире”. Миссия Красного Креста: “Защищать беззащитных”. Миссия СКМ (Систем кепитал менеджмент): “Создать бизнес мирового класса, способствующий экономическому и социальному развитию Украины”. Миссия Группы компаний “Сократ”: “Мы работаем, чтобы увеличить ваш капитал”. Миссия Альфа-Банк: “Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания”. Цели организации Если миссия дает ответ на вопрос: зачем функционирует организация, то цели дают ответ на вопрос к чему организация стремится? Цель – желаемое состояние отдельных параметров организации, на достижение которых направлена её деятельность Значимость целей для организации: - являются исходной точкой планирования - выполняют организующую роль - на их основе производится распределение ресурсов - на них базируется система мотивирования - на них строится процесс контроля и оценки результатов труда работников подразделений и организации в целом Выделяют долгосрочные и краткосрочные цели. Долгосрочные – это цели, достижение которых предполагается к концу производственного цикла. Краткосрочными обычно считают цели, которые достигаются в тесении одного года. В любой организации складывается иерархия целей. Во-первых, цели более низкого уровня выступают своего рода средствами для достижения целей более высокого уровня. В-вторых, цели более высокого уровня всегда имеют более долгосрочный временной интервал. Если иерархия целей построена правильно, то каждое подразделении, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижении целей организации в целом. Всякая организация существует и действует ради достижения своих собственных организационных целей. Цели различаются по временным срокам планирования - краткосрочные или оперативные (неделя, месяц), среднесрочные (год), стратегические (2-5 лет). Цели также подразделяют на общеорганизационные, цели отдельных подразделений и цели индивидов. Цели также можно классифицировать на "жесткие", чаще выраженные в численной форме (например, увеличить объем прибыли в текущем квартале на 12 процентов), и более "мягкие" (например, шире привлекать сотрудников к принятию решений). Требованию к установлению целей: - достижимость - гибкость (возможность корректировки) - измеримость (возможность количественного измерения) - конкретность - совместимость (долгосрочные цели должны соответствовать миссии, а краткосрочные – долгосрочным) - приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность организации Цели являются отправной точкой прогнозирования и планирования. Прогнозирование – определение вероятностных целей функционирования и развития организации и возможных путей их достижения Планирование – это обоснование и выбор целей функционирования и развития организации и средств их достижения. При этом перспективное планирование базируется на долгосрочных целях, а текущее – на краткосрочных. Система управления должна ориентироваться на достежение всех целей, стоящих перед организацией. Если по истечении времени цели не были достигнуты, менеджеры должны найти причину невыполнения плана и принять соответствующие меры. Сущность и типы стратегий Стратегия дает ответ на вопрос каким способом организация намерена достичь поставленных целей. Стратегия – обобщенная модель действий организаций, которые ей необходимо осуществить для достижения поставленных целей. Различают общую (корпоративную) стратегию организации, деловую и функциональную стратегии организации. Корпоративная стратегия – определяет общее направление и характер деятельности организации в целом, позволяет воспринимать организацию как целостность и отвечает на ключевые вопросы: -каким бизнесом занимается организация (стремление к приобретению нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, развитие, стабильность или свертывание общей деятельности) -оставаться унитарным предприятием или участвовать в ФПГ, альянсах и т.д. производить или покупать, заниматься ли финансовой деятельностью. Если организация включает несколько деловых единиц, каждая из них разрабатывает собственную целевую деловую стратегию. Функциональная стратегия – это стратегии отдельных функциональных подсистем организации. Отвечают на вопросы как проводить наилучшим образом ту или иную деятельность, как обеспечить выполнение стратегически важных оперативных задач и т. д. Процедура формулирования стратегии состоит из следующих этапов: 1. Оценка существующего положения, внешней и внутренней среды 2. формулирование вариантов стратегии, выбор оптимального для данных условий 3. расчёт предпринимательских рисков 4. окончательное принятие стратегии организации 3.5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
Организационная структура предприятия – это совокупность взаимосвязанных единиц организации, взаимодействующих между собой на основе единой цели Организационная структура управления – это состав и взаимосвязи управленческих подразделений предприятия Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие подразделения аппарата управления Структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, направленной на достижение конечных целей менеджмента. Структура управления оказывает огромное влияние на все стороны управления, т.к. связана с ключевыми понятиями менеджмента — целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, полномочиями людей. Поэтому менеджеры всех уровней уделяют огромное внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинаций типов структур, изучению тенденций их построения, оценке их соответствия решаемым целям и задачам. Горизонтальные связи – связи кооперации и координации равноправных звеньев Вертикальные связи – связи руководства и подчинения, связи для передачи распорядительной и отчетной информации Линейные связи – связи подчинения по всем вопросам одному руководителю более высокого уровня управления, который самостоятельно выполняет все управленческие функции Функциональные связи – связи подчинения в пределах реализации определенной функии управления В целях установления оптимального количества уровней и ступеней в структуре рекомендуется: · укрупнять цели и задачи, специализировать функции, выполняемые системой и ее подсистемами; · уменьшать объем работ по управлению производственными подразделениями путем сокращения количества объектов управления на базе укрупнения предприятий и их подразделений; · перераспределять функции между уровнями для более обоснованного разграничения полномочий и ответственности; · повышать производительность управленческого труда с помощью механизации, автоматизации и лучшей организации труда.
Различают следующие организационные структуры управления: линейная, функциональная, линейно-функциональная (линейно-штабная), дивизиональная, матричная (проектная) Линейная структура управления является простейшей. Все функции управления и подчинения сосредотачиваются у руководителя, создается вертикальная линия управления и прямой путь воздействия на подчиненных (рис. 2.4.1). При такой схеме управления укрепляется единоначалие и личная ответственность, уменьшается возможность принятия противоречивых и несвязанных решений. Однако руководитель должен охватывать все стороны деятельности, т.е. должен быть универсальным специалистом. Данная структура управления характеризуется четким единоначалием – каждый руководитель и каждый работник подчинены только одному вышестоящему лицу. Число ступеней в линейной структуре зависит от общего числа работников. Применяется в небольших организациях. Преимущества линейной структуры управления:
§ единство и четкость распорядительства; § согласованность действий исполнителей;
Рис. 2.4.1. Схема линейной структуры управления § повышение ответственности руководителя за результаты деятельности возглавляемого им подразделения; § оперативность в принятии решений; § личная ответственность за конечные результаты деятельности своего подразделения. Недостатки линейной структуры управления можно свести к следующему — высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными ему работниками, что ограничивает масштабы возглавляемого подразделения и возможности руководителя по эффективному управлению им: · большая перегрузка информацией, огромный поток бумаг, множественность контактов с подчиненными, вышестоящими и смежными организациями. Такой тип организации приемлем только для простой по содержанию управленческой деятельности. Она приемлема для коллектива не более чем из 15 человек.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 5430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |