Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 11. 14.1. Если товары учитываются по стоимости приобретения

Лекция 10

Лекция 9

Лекция 8

Глава 14. УЧЕТ ПЕРЕОЦЕНКИ ТОВАРОВ. 75

14.1. Если товары учитываются по стоимости приобретения. 76

14.2. Если товары учитываются по продажным ценам.. 76

14.3. Тест. 77

Глава 15. УЧЕТ РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ. 78

Тест. 79

Глава 16. УЧЕТ ТАРЫ.. 80

16.1. Общие положения. 80

16.2. Синтетический и аналитический учет тары.. 80

16.3. Оценка тары.. 80

16.4. Документальное оформление поступления и выбытия тары.. 81

16.5. Тара однократного использования. 81

16.6. Многооборотная тара. 81

16.7. Залоговая тара. 82

16.8. Учет расчетов по НДС по операциям с тарой. 82

16.9. Учет операций с тарой. 82

16.10. Тест. 83

Глава 17. ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ТОВАРОВ В НЕТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ. 84

Глава 18. АНАЛИТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ТОВАРОВ. 86

18.1. Общие положения. 86

18.2. Аналитический учет товаров. 87

Учет товаров материально ответственными лицами. 87

Учет товаров в бухгалтерии. 88

18.3. Аналитический учет товаров в условиях. 89

18.4. Особенности аналитического учета товаров. 90

Глава 19. УЧЕТ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ.. 90

19.1. Общие положения. 90

19.2. Таможенное оформление товарно-материальных ценностей. 93

19.3. Учет импортных операций. 95

19.4. Учет экспортных операций. 99

19.5. Учет расчетов по НДС по экспортно-импортным операциям.. 100

Приложение 1. 101

Приложение 2. 102

Приложение 3. 102

Приложение 4. 102

 

ЛЕКЦИЯ 1

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Практическое знание учета товарных операций необходимо каждому бухгалтеру, поскольку многие организации, и не только сферы торговли и общественного питания, помимо основной деятельности занимаются закупкой и продажей товаров.

Мы будем с Вами рассматривать вопросы учета товарных операций, являющихся специфическими для организаций торговли и общественного питания. Порядок учета других объектов (основных средств, нематериальных активов, материалов, денежных средств, расчетов, капитала и др.) будет изложен коротко, поскольку он является одинаковым для всех организаций.

В лекциях уделено большое внимание документальному оформлению и учету поступления товаров, продажи их по различным договорам (поставки, розничной купли-продажи, комиссии, мены), результатов инвентаризации, товарных потерь и переоценки товаров, отчетности материально-ответственных лиц. Отдельный раздел посвящен учету тары, являющейся неизбежным спутником большинства товаров на пути их продвижения от производителя к потребителю.

В лекциях достаточно подробно рассматриваются особенности учета товарных операций в организациях общественного питания: калькуляция продажных цен на продукцию собственного производства, учет в кладовых, на производстве и в буфетах (барах).

В конце большинства разделов приведены тесты, что позволит студентам самим проверить уровень своих знаний по тому или иному вопросу.

Лекции рассчитаны на бухгалтеров организаций торговли, общественного питания и неторговых организаций, на преподавателей и студентов вузов, слушателей курсов повышения квалификации.

 

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

РАБОТНИКОВ

 

Под материальной ответственностью понимается обязанность работника возместить ущерб, причиненный работодателю в порядке, установленном законодательством.

Она наступает независимо от того, привлекался ли работник за причиненный им ущерб к какому-либо виду ответственности (уголовной, административной или дисциплинарной) за действия или бездействие, которыми причинен ущерб работодателю (ст. 248 ТК РФ).

Материальную ответственность за ущерб, причиненный организации, несут все работники, состоящие с ней в трудовых отношениях, в том числе временные, сезонные и др. Если ущерб причинен организации лицом, не состоящим с ней в трудовых отношениях, то возмещение ущерба производится в порядке, установленном гражданским законодательством.

Материальная ответственность устанавливается для того, чтобы, с одной стороны, обеспечить материальное возмещение причиненного работодателю ущерба, а с другой стороны, оградить заработную плату работников от необоснованных удержаний. Поэтому законодательством определены размеры возмещения ущерба, виды материальной ответственности, порядок расчета ущерба и его возмещения и т.д.

Основным законодательным актом, регулирующим вопросы, связанные с материальной ответственностью, является Трудовой кодекс РФ.

Материальная ответственность может быть возложена на работника при наличии следующих условий.

1. Наличие прямого действительного ущерба, причиненного организации, то есть при нарушении работником ст. 21 ТК РФ, которая вменяет ему в обязанность бережно относиться к имуществу работодателя.

2. Существование прямой причинной связи между действиями (бездействием) работника и ущербом, нанесенным работодателю. Например, работник не может нести ответственность за поломку оборудования, если оно имело место вследствие брака, допущенного изготовителем.

3. Наличие вины работника, обусловленное действиями или бездействием работника.

Материальная ответственность может быть ограниченной и полной. При ограниченной ответственности работник возмещает ущерб в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК РФ). При полной материальной ответственности работник обязан возместить причиненный ущерб в полном размере (ст. 242 ТК РФ). Случаи полной материальной ответственности перечислены в ст. 243 ТК РФ, в частности, если с работником заключен специальный письменный договор (ст. 244 ТК РФ). По этому договору администрация обязуется создать работнику необходимые условия для обеспечения сохранности товаров, а работник обязуется обеспечить эту сохранность.

Согласно ст. 244 ТК РФ письменные договоры о полной материальной ответственности могут заключаться с работниками, достигшими возраста восемнадцати лет и непосредственно обслуживающими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной материальной ответственности, а также типовые формы этих договоров утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2002 N 85 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.11.2002 N 823.

Работник, заключивший с организацией договор о полной материальной ответственности, отвечает за сохранность тех ценностей, которые он лично получил по первичным документам, несмотря на то, что в некоторых случаях к этим ценностям имеют доступ и другие лица (подсобные рабочие, уборщицы и др.).

В типовом договоре о полной материальной ответственности, форма которого утверждена Постановлением Правительства РФ от 31.12.2002 N 85, предусматриваются обязанности работников и администрации по обеспечению сохранности ценностей. Невыполнение администрацией принятых обязанностей, повлекшее возникновение ущерба, является основанием для уменьшения размера ущерба, подлежащего возмещению работником, либо вообще освобождения его от этого возмещения.

Заключенный договор о полной материальной ответственности действует в течение всего времени работы с вверенными работнику материальными ценностями организации.

Данный договор оформляется в двух экземплярах, один из которых находится у администрации, а второй - у работника (работников).

Материальная ответственность может быть индивидуальной и коллективной (бригадной). В первом случае за сохранность товаров отвечает один работник, а во втором случае - несколько работников (бригада). В ст. 245 ТК РФ сказано, что коллективная (бригадная) материальная ответственность вводится, когда при совместном выполнении работ, связанных с приемкой, хранением и продажей (отпуском) ценностей, невозможно разграничить ответственность каждого работника за причинение ущерба.

Количество членов бригады в зависимости от конкретных условий работы устанавливается администрацией и не должно, как правило, превышать 15 человек.

Руководство бригадой возлагается на бригадира, являющегося старшим по должности в бригаде. Он должен иметь соответствующее образование, достаточную квалификацию и опыт работы в торговле. Бригадир и его заместитель назначаются приказом руководителя организации. При этом, с правовой точки зрения, согласия коллектива бригады на это не требуется, однако на практике данное назначение принимается, как правило, с учетом мнения членов бригады.

При временном отсутствии бригадира (отпуск, болезнь, командировка и т.п.) его обязанности возлагаются администрацией предприятия на заместителя бригадира или на одного из членов бригады, где нет заместителя бригадира.

При добровольном возмещении ущерба степень вины каждого члена коллектива (бригады) определяется по соглашению между всеми членами коллектива (бригады) и работодателем. При взыскании ущерба в судебном порядке сумма ущерба, возмещаемого каждым работником определяется судом. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.2006 N 52 говорится, что при этом суду необходимо учитывать степень вины каждого члена бригады, размер месячной тарифной ставки (должностного оклада) каждого лица, время, которое он фактически проработал в составе бригады за период от последней инвентаризации до дня обнаружения ущерба.

Согласно ст. 250 ТК РФ орган по рассмотрению трудовых споров может с учетом степени и формы вины, материального положения работника и других обстоятельств снизить размер ущерба, подлежащего взысканию с работника. Снижение этого размера не может быть, если ущерб причинен преступлением, совершенным в корыстных целях.

В ст. 239 ТК РФ говорится, что материальная ответственность работника исключается в случаях возникновения ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимости обороны либо неисполнения работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного работнику.

При удержаниях из заработной платы работников сумм в возмещение материального ущерба следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 138 ТК РФ общий размер всех удержаний не может превышать 20%, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - 50% заработной платы, причитающейся работнику.

При удержании из заработной платы по нескольким исполнительным документам за работником должно быть сохранено 50% заработной платы. Эти ограничения не распространяются на удержания из заработной платы при отбывании наказания в виде исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением. Размер удержаний из заработной платы в этих случаях не может превышать 70%.

 

Глава 2. ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

ПОСТУПЛЕНИЯ И ВЫБЫТИЯ ТОВАРОВ

 

2.1. Общие положения

 

Согласно ст. 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете" "все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами". Госкомстатом России разработаны и утверждены альбомы унифицированных форм первичной учетной документации, касающиеся товарных операций:

а) Постановлением от 18.08.1998 N 88 - по учету результатов инвентаризации;

б) Постановлением от 25.12.1998 N 132 - по учету денежных расчетов с населением при осуществлении товарных операций с применением контрольно-кассовых машин, общих торговых операций, операций при продаже товаров в кредит, торговых операций в комиссионной торговле, операций в общественном питании;

в) Постановлением от 09.08.1999 N 66 - по учету товарно-материальных ценностей в местах хранения.

В дальнейшем по тексту будут указаны номера форм первичных учетных документов, утвержденных вышеуказанными Постановлениями.

Если в этих альбомах для оформления какой-то операции нет формы соответствующего документа, организация имеет право самостоятельно разработать форму такого документа при условии наличия в нем семи обязательных реквизитов, перечисленных в ст. 9 вышеуказанного Закона.

Все товарные операции делятся на два вида: поступление товаров и их выбытие.

 

2.2. Документальное оформление поступления товаров

 

В организации торговли и общественного питания товары поступают главным образом от поставщиков. Движение товаров от поставщика к покупателю оформляется сопроводительными документами, предусмотренными договорами поставки и правилами перевозки грузов. Основными сопроводительными документами, которые выписывают поставщики, являются товарно-транспортная накладная, товарная накладная (форма N ТОРГ-12) и счет-фактура (на сумму НДС, относящегося к товарам).

Товарно-транспортную накладную выписывают при доставке товаров автомобильным транспортом.

При доставке товаров от иногородних поставщиков транспортные организации выписывают при следовании груза по железной дороге - железнодорожную накладную, а водным путем - коносамент.

В зависимости от особенностей товаров к вышеуказанным документам могут быть приложены документы, подтверждающие массу (количество) товаров (упаковочный ярлык (форма N ТОРГ-9), спецификация (форма N ТОРГ-10), расходный отвес (спецификация) (форма N ТОРГ-19) и др.) или их качество (качественное удостоверение, сертификат, справка о результатах лабораторных анализов и др.).

При закупке товара и его приемке необходимо проверить наличие сертификата соответствия на закупаемый товар.

Порядок и сроки приемки товаров по количеству и качеству и ее документального оформления регулируются договорами поставки, техническими условиями и инструкциями о порядке приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.

Приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товаров данным, содержащимся в сопроводительных документах, а при приемке товаров по качеству и комплектности - требованиям, предусмотренным в договоре.

Порядок приемки товаров и ее документального оформления зависит: от места приемки (на складе поставщика, от транспортной организации, на складе покупателя), характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), степени соответствия фактически поступивших товаров условиям договора и сопроводительным документам, наличия или отсутствия сопроводительных документов и т.п.

Приемка товаров, получаемых от поставщиков, может быть от транспортной организации, на складе поставщика и на складе покупателя.

Если материально ответственное лицо получает товары на складе поставщика или на станции железной дороги (в аэропорту, морском или речном порту), то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право на получение товаров. Порядок оформления доверенностей, получения по ним товаров установлен Гражданским кодексом РФ (ст. ст. 185 - 189) и Инструкцией о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и отпуска их по доверенности, утвержденной Приказом Минфина СССР от 14.01.1967 N 17.

 

Приемка товаров от транспортной организации

 

Для получения товаров от транспортной организации материально ответственному лицу кроме доверенности выдается грузовая квитанция. Предъявив указанные документы и паспорт представителям транспортной организации, материально ответственное лицо получает от них соответствующие сопроводительные документы.

При приемке товаров прежде всего следует проверить, была ли обеспечена сохранность груза при перевозке. С этой целью проверяют целостность вагона или контейнера, наличие и целостность пломб, ясность оттисков на них, исправность тары и упаковки и т.п. Если никаких повреждений не обнаружено, получатель делает об этом отметку в транспортном документе. Если органы транспорта выдают груз без проверки массы, то это отмечается в транспортном документе.

Незатаренные грузы при приемке перевешивают. При этом выписывается приходный грузовой отвес (форма N ТОРГ-17). Факт приемки груза удостоверяется подписями получателя и представителя транспортной организации.

В случае установления при приемке товаров каких-либо нарушений, порчи груза, несоответствия наименования и массы груза или количества мест сопроводительным документам и т.п. получатель должен потребовать от транспортной организации обязательную проверку количества мест или массы груза. Если будут установлены факты недостачи или порчи груза, составляется коммерческий акт.

Если выявленная недостача не превышает установленных норм естественной убыли, коммерческий акт не составляется, но об этом делается отметка в транспортном документе.

 

Приемка товаров на складе поставщика

 

Приемка товаров на складе поставщика проводится путем проверки соответствия количества и качества товаров данным сопроводительных документов.

Если товары находятся в ненарушенной таре, их приемка может проводиться по количеству мест, массе брутто или количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если проверка фактического наличия товаров в таре не проводится, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе.

Прием (сдача) товаров оформляется подписями лиц, получивших и сдавших ценности.

 

Приемка товаров на складе покупателя

 

Порядок приемки товаров на складе покупателя во многом зависит от того, поступают ли ценности в таре или без нее.

В первом случае товары принимают по массе нетто или количеству товарных единиц, а во втором случае - по количеству мест и массе брутто (приемка товаров по качеству и комплектности осуществляется в момент вскрытия тары).

При отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству) составляется акт о приемке товаров (форма N ТОРГ-1). Вместо этого документа оприходование товаров может оформляться проставлением на документе поставщика штампа, где указывается дата приемки товаров, номер и дата сопроводительного документа, стоимость принятых товаров и тары, подпись материально ответственного лица.

В случае несоответствия фактического наличия товаров данным сопроводительных документов или отклонений от качества, установленного в договоре, должен составляться акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей (отечественных - форма N ТОРГ-2, импортных - форма N ТОРГ-3). В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой входят представители поставщика и покупателя (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика).

При поступлении от поставщиков товаров без сопроводительных документов составляется акт о приеме товара, поступившего без счета поставщика (форма N ТОРГ-4).

При поступлении от поставщиков тары, включенной в цену товара, составляется акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика (форма N ТОРГ-5).

 

2.3. Документальное оформление продажи товаров

 

Основным видом выбытия товаров является их продажа.

Продажа товаров в оптовой торговле оформляется документально в вышеуказанном порядке.

Согласно ст. 493 ГК РФ договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего факт оплаты товара.

В розничной торговле и общественном питании денежные расчеты с населением ведутся в соответствии с Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171.

При учете товаров по продажным ценам стоимость проданных товаров за наличный расчет, подлежащих списанию с материально ответственных лиц, определяется на основании Сведений о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации (форма N КМ-7), где по каждому отделу (секции) указывается сумма выручки, подтверждаемая подписью заведующего отделом (секцией). Этот документ в свою очередь составляют на основании Справок-отчетов кассиров-операционистов (форма N КМ-6). Для составления последних используются журналы кассиров-операционистов (форма N КМ-4) и журналы регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста (форма N КМ-5).

 

2.4. Документальное оформление прочих товарных операций

 

Кроме вышеуказанных товарных операций могут быть и другие операции, которые оформляются соответствующими документами: актом о порче, ломе товарно-материальных ценностей (форма N ТОРГ-15), актом о списании товаров (форма N ТОРГ-16), актом о переборке (сортировке) плодоовощной продукции (форма N ТОРГ-21), инвентаризационной описью товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-3), сличительной ведомостью результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма N ИНВ-19) и др.

Материально ответственным лицам, работающим в сети мелкорозничной торговли (киоски, ларьки и т.д.), выдается в одном экземпляре товарный журнал сотрудника мелкорозничной торговли (форма N ТОРГ-23).

Отпуск им товаров оформляется выпиской расходно-приходной накладной (для мелкорозничной торговли) (форма N ТОРГ-14).

Возврат поставщику товаров при несоответствии их стандарту, техническим условиям или договору оформляется товарной накладной (форма N ТОРГ-12).

Внутреннее перемещение товаров между структурными подразделениями организации, где работают разные материально ответственные лица (бригады), проводится на основании распоряжения руководителя организации и оформляется накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары (форма N ТОРГ-13).

 

Глава 3. ОТЧЕТНОСТЬ МАТЕРИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННЫХ ЛИЦ

ПО ОПЕРАЦИЯМ С ТОВАРАМИ И ТАРОЙ

 

3.1. Общие положения

 

Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 утвержден Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций (далее - Альбом) и входящие в него Указания по применению и заполнению этих форм (далее - Указания). В данном Альбоме предусмотрены четыре формы отчетности материально ответственных лиц по операциям с товарами и тарой.

1. Товарный отчет (форма N ТОРГ-29).

2. Отчет по таре (форма N ТОРГ-30).

3. Сопроводительный реестр сдачи документов (форма N ТОРГ-31).

4. Ведомость учета движения продуктов и тары на кухне (товарный отчет) (форма N ОП-14).

Сразу следует отметить, что в абсолютном большинстве организаций остатки и движение (приход и расход) тары отражаются общей суммой в формах N N ТОРГ-29 и ОП-14. Отчет по таре (форма N ТОРГ-30) составляется в редких случаях, когда требуется информация об остатках и движении тары отдельно по каждому ее наименованию.

 

3.2. Порядок составления отчетности

по операциям с товарами и тарой

 

Общим для всех форм вышеуказанной отчетности является то, что они составляются на основании первичных документов на поступление и выбытие товаров, продуктов и тары за отчетный период. Сроки составления и представления отчетности устанавливаются администрацией организации.

Отчетность составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр с приложенными к нему документами, на основании которых отчетность составляется, передается в бухгалтерию под расписку бухгалтера на втором экземпляре, остающемся у материально ответственных лиц. Первичные документы прилагаются к формам отчетности в порядке последовательности записей.

Порядок составления той или иной формы отчетности в основном зависит от содержащихся в них показателей.

По содержанию показателей все формы отчетности по операциям с товарами и тарой можно подразделить на две группы. В состав первой группы включаются товарный отчет (форма N ТОРГ-29), отчет по таре (форма N ТОРГ-30) и ведомость учета движения продуктов и тары на кухне (товарный отчет) (форма N ОП-14). Во вторую группу входит только сопроводительный реестр сдачи документов (форма N ТОРГ-31).

В отчетности первой группы отражаются остатки и движение (приход и расход) ценностей. Остаток на начало отчетного периода переносится из предыдущего отчета (ведомости). Приходная и расходная части заполняются на основании соответственно приходных и расходных документов с указанием их номеров. Остаток на конец отчетного периода определяют путем вычитания из прихода с остатком на начало периода суммы "Итого по расходу".

В отчетности второй группы, то есть в сопроводительном реестре сдачи документов (форма N ТОРГ-31), указываются только перечень и количество документов, включая их наименования, номера и даты.

 

3.3. Проверка отчетности по операциям с товарами и тарой

 

Содержание отчетности по операциям с товарами и тарой обусловливает и различную методику ее проверки.

Порядок проверки отчетности первой группы покажем на примере товарного отчета как наиболее распространенной формы этой группы.

Товарные отчеты подлежат предварительной и последующей проверке.

Предварительная проверка проводится при приемке товарных отчетов от материально ответственных лиц. В частности, принимая отчет, бухгалтер в присутствии материально ответственного лица проверяет, все ли указанные в нем документы приложены, соответствуют ли их даты отчетному периоду, правильно ли оформлены документы, а также сам отчет (заполнение реквизитов, наличие подписей, наличие неоговоренных исправлений, распорядительных подписей руководителя организации на внутреннее перемещение товаров и т.п.). Затем бухгалтер расписывается в обоих экземплярах в приемке отчета. Первый экземпляр отчета вместе с документами, на основании которых он был составлен, остается в бухгалтерии, а второй передается материально ответственному лицу.

Последующая проверка должна установить законность совершенных операций, правильность составления товарного отчета, цен, таксировки и подсчета.

Если бухгалтер обнаружит среди первичных документов, приложенных к отчету, такой, которым, с его точки зрения, оформлен факт хозяйственной жизни, противоречащий законодательству, он должен немедленно потребовать письменное объяснение у материально ответственного лица. Если бухгалтер сочтет это объяснение неудовлетворительным, он должен представить служебную записку руководителю организации.

Правильность начального остатка в товарном отчете устанавливается путем сличения данного отчета с предыдущим, который считается правильным (так как он уже был проверен).

Соответствие цен должно быть заверено соответствующим работником или же устанавливается самим бухгалтером по договорам поставки или реестрам розничных цен.

Таксировку выверяют путем умножения количества товаров каждого наименования на его цену. В результате устанавливается стоимость товаров данного наименования, которая должна совпасть с величиной, указанной в первичном документе.

Бухгалтер проверяет также правильность подсчета итогов приходной и расходной частей товарного отчета и остатка товаров на конец отчетного периода.

Если при проверке цен, таксировки и подсчетов будут выявлены ошибки, их исправляют корректурным способом, а исправления заверяют подписью лица (или штампом оператора), выявившего эту ошибку. Об изменении остатка товаров на конец отчетного периода ставят в известность материально ответственное лицо, которое своей подписью в конце товарного отчета должно удостоверить правильность внесенных исправлений и нового остатка товаров.

При проверке отчетов следует обращать особое внимание на своевременность и полноту оприходования товаров, а также на правильность списания их в расход. При несвоевременном или неполном оприходовании товаров (невключение части поступивших товаров в отчет) сумма прихода, а следовательно, и остаток товаров на конец отчетного периода, указанные в отчете, искусственно уменьшаются. Величина товарного остатка может искусственно увеличиваться при несвоевременном списании товаров в расход. Все это в ряде случаев позволяет материально ответственным лицам временно скрыть недостачу или излишек товаров.

Решающее значение при проверке товарных отчетов имеет встречная сверка документов. Именно это позволяет установить своевременность и полноту оприходования и списания товаров. При проверке товарных отчетов необходимо выделить три основных вида встречной сверки.

1. Товарные документы на поступление товаров от поставщиков, приложенные к товарному отчету, сопоставляют с экземпляром расчетного документа на эту же партию товаров, поступившего через банк или кассу; это позволяет бухгалтеру установить полноту и своевременность оприходования товаров.

2. При перемещении товаров внутри организации следует взаимно сверять документы подразделений, отпустивших товары, с документами подразделений, их получивших. Это дает возможность бухгалтеру контролировать правильность списания товаров одним подразделением и правильность оприходования товаров другим подразделением.

3. Если товары учитываются по продажным ценам, то стоимость товаров, проданных за наличный расчет, указанная в расходной части товарного отчета, сверяется с суммой выручки по кассовому отчету. Эти суммы должны быть тождественны при условии, что товары учитываются по продажным ценам и если при продаже товаров покупателям не предоставляются скидки. Тем самым бухгалтер контролирует, с одной стороны, правильность списания материально ответственными лицами проданных товаров, с другой стороны, правильность оприходования кассиром выручки за эти товары.

Проверив товарный отчет, бухгалтер ставит на нем дату проверки и расписывается.

На основании проверенных товарных документов составляются соответствующие бухгалтерские проводки и делаются записи в регистры синтетического и аналитического учета по товарам и таре.

Проверка сопроводительного реестра сдачи документов (форма N ТОРГ-31) заключается в проверке приложенных к нему документов, которая осуществляется в вышеуказанном порядке.

После этой проверки также составляются бухгалтерские проводки, отражаемые в учетных регистрах.

 

3.4. Проблемные вопросы составления

и представления отчетности

 

Кем должна составляться та или иная форма отчетности о наличии и движении товаров?

На этот вопрос в Указаниях дан четкий ответ только в отношении ведомости учета движения продуктов и тары (товарного отчета) (форма N ОП-14): она "применяется для контроля за движением и сохранностью сырья и готовых изделий на кухне, в баре, буфете и др.", то есть независимо от того, по каким ценам учитываются сырье и готовые изделия. В каких организациях должен составляться сопроводительный реестр сдачи документов, ничего не сказано.

В Указаниях говорится, что товарный отчет составляется в организациях торговли и, как правило, при сальдовом методе учета товаров. Поскольку не уточняется, в каких организациях торговли (оптовых или розничных), то можно сделать вывод, что и в тех и в других.

Непонятно также, почему товарный отчет должен составляться при сальдовом методе учета товаров. Во-первых, этот метод не может применяться в магазинах, использующих стоимостную схему учета. Во-вторых, сальдовый метод учета товаров был эффективным в условиях ручного труда бухгалтеров, а в настоящее время при машинной обработке учетной информации он практически не применяется.

Вышеуказанные рекомендации о порядке составления отчетности ориентированы в большей степени на советскую систему учета и не соответствуют требованиям рыночной экономики.

В настоящее время при решении вопроса о выборе форм отчетности по операциям с товарами и тарой главным критерием должен быть вид учетных цен на товары (стоимость приобретения или продажная цена).

В советское время во всех организациях торговли (кроме овощехранилищ) товары учитывались по единым розничным ценам, и поэтому составлять товарные отчеты было относительно легко. В настоящее время в большинстве организаций товары учитываются по стоимости приобретения и лишь в некоторых магазинах в качестве учетных цен используются продажные. В этих условиях материально ответственным лицам сложно составлять товарные отчеты, поскольку при заполнении их расходной части нужно оценить проданные товары одним из способов, указанных в ПБУ 5/01, что делается обычно по окончании месяца, и эта оценка осуществляется бухгалтером. Поэтому, если администрация организаций хочет получать от материально ответственных лиц отчетность по операциям с товарами и тарой, то, по нашему мнению, необходимо исходить из следующих посылок. Если товары учитываются по продажным ценам, то можно составлять товарный отчет. При этом, если магазин предоставляет покупателям скидки, в расходной части товарного отчета следует предусмотреть два показателя стоимости проданных товаров: по фактическим продажным ценам (с учетом скидок) и по учетным продажным ценам (без учета скидок).

Первый показатель определяется по показаниям счетчиков ККМ, а второй показатель получается путем пересчета выручки на основании данных о процентах скидок (о порядке такого пересчета будет сказано в разд. 7.6) и используется для определения стоимости товаров, подлежащих списанию с материально ответственных лиц.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 7. 8.1. Учет поступления и выбытия товаров по учредительным договорам | Лекция 2
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.