Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Кризисы в развитии организации

Вопрос 4. Реформы как средство антикризисного управления.

Вопрос 3. Преодоление кризисов государственного управления.

Вопрос 2. Причины и последствия кризисов государственного управления.

Вопрос 1. Механизм государственной власти и кризисы системы управления.

Вопрос 2. Причины и последствия кризисов государственного управления.

Вопрос 1. Механизм государственной власти и кризисы системы управления.

Вопрос 3. Преодоление кризисов государственного управления.

Государственная власть — деятельность по управлению государством, касающаяся общественных, публичных и социальных аспектов жизни общества. Сущность государственной власти необходимо определить через ее источник и механизм.

Выделяют три группы источников государствен­ной власти:

1) традиции и мифы. Эти источники могут долгое вре­мя существовать в государстве и принимать различные формы: от Божественного происхождения власти монар­ха до незаменимости президента страны в управлении ею. Этот источник власти наименее надежен, поскольку не имеет под собой твердой основы и в любую минуту может иссякнуть. Примером из российской истории мо­жет служить династия Романовых, правящая на протяже­нии более чем трехсот лет. Источником этой власти были традиции, которые определяли царя как наместника Бо­га. Но когда источник власти иссяк, династия была сверг­нута;

2) авторитет, престиж, харизма. Этот источник в неко­тором роде схож с предыдущим, но его основой являются исключительные особенности лидера, правителя государ­ства, причем это не особенности, касающиеся его деятель­ности в роли управляющего страной, а личностные харак­теристики. Как правило, такие люди выделяются из толпы, являются яркими личностями, притягивающими к себе и имеющими возможность вести народ за собой. Надежность этого источника тоже небольшая. Он опасен тем, что в силу его особенностей может произойти отделение авторитета от государственной власти. Это означает формальное со­хранение права правителя издавать свои указы, законы, но фактически они не будут исполняться и иметь какой-либо силы;

3) воля. Этот источник власти предполагает желание людей, обремененных государственной властью, активно участвовать в формировании жизни общества, действовать для подчинения себе реальности.

Механизм государственной власти состоит из двух основных частей:

1) механизм государства, включающий несколько эле­ментов:

- органы государства (государственный аппарат). Го­сударственные органы призваны реализовывать цели государства и выполнять его функции посред­ством выполнения каждым из этих органов своих задач. Они олицетворяют государственную власть и связаны со всем обществом;

|-государственные учреждения и предприятия. Они находятся в подчинении у государственных орга­нов, но в то же время обладают определенной степе­нью самостоятельности в процессе осуществления своей деятельности. Государственные учреждения и предприятия не представляют государственную власть, а осуществляют управление только по отно­шению к своим сотрудникам;

2) негосударственные организации. Они не обладают теми же функциями, что и государственные организации, но в ряде случаев им делегируются полномочия государ­ственных организаций. Эти случаи описаны законами, и де­легирование производится обязательно в соответствии с ними. Негосударственные организации берут на себя функ­ции государственных, но при этом они остаются негосудар­ственными.

Понятие государственной власти невозможно по­нять без рассмотрения ее признаков.

Признаки государственной власти:

-является разновидностью социальной (обществен­ной) власти, проявляющейся в отношениях между людьми;

-официальный характер власти, определяемый с по­мощью законов и конституции государства; публичный характер власти. Это означает, что госу­дарственная власть распространяется не на какую-либо группу людей, а на общество в целом. Она но­сит всеобщий характер. Не стоит отождествлять по­нятия «государственная власть» и «публичная власть». Последняя существовала еще задолго до возникно­вения государства как общественного института;

-политический характер власти, который присущ не только государственной власти;

-легитимность государственной власти, под которой понимают признание обществом законности этой власти и правомерности ее осуществления. Важно не только признание общества, но и легальность ее осуществления;

-территориальная ограниченность государственной власти. Ее границы те же, что и у самого государ­ства. За его пределами она не может осуществлять­ся, поскольку на территории других государств дей­ствует другая государственная власть;

-верховенство государственной власти внутри стра­ны и независимость в международных отношениях. Этот признак власти называют суверенитетом; наличие специальных институтов, которые осуще­ствляют власть. В первую очередь это государствен­ные органы, которые в совокупности образуют го­сударственный аппарат;

-обязательность исполнения решений государствен­ной власти;

главенство государственной власти и возможность отмены решений негосударственных организаций в соответствии с установленным порядком; -возможность принуждения на легитимном основа­нии к исполнению некоторых решений, а также возможность использования в этих целях специальных служб;

-наличие у государственной власти и государства не­которых исключительных прав, которыми больше никто не обладает. Примером может служить право собирать налоги.

Государство играет далеко не последнюю роль в раз­витии общества: оно определяет его темпы развития, направление, приоритеты. Поэтому кризисы государственного управления наиболее болезненны для общества в целом.

Кризис, возникающий в системе государственного управления тесно связан с теми функциями, которые выпол­няет государство. Основными в сфере экономики являются следующие функции государства:

- нормативная, состоящая в установлении государ­ством правил поведения в сфере экономики; |мг финансово-распределительная — обеспечение де­нежными средствами важнейших процессов, каса­ющихся всего общества, например функционирова­ние государственного строя;

-социальная, касающаяся населения страны и его всестороннего развития и обеспечения такими ус­лугами, как здравоохранение, образование и др.;

-заказ и покупка у предприятий продукции для наци­онального хозяйства; плановая (прогнозная) — моделирование состояния

экономики в будущем;

-регулирование имущественных отношений в аспек­те форм собственности (смешанная экономика харак­теризуется наличием разных форм собственности);

-координирующая, обеспечивающая сохранение оптимальных пропорций в структуре национального хозяйства;

-контрольная, обеспечивающая соответствие уста­новленных правил и законов их фактическому при­менению на практике;

-ресурсно-распределительная — справедливое раз­деление ограниченного количества национальных ресурсов между участниками хозяйственных про­цессов;

- лицензионная — обеспечение функционирования каждой организации в рамках соответствующих пра­вил, разработанных для определенного вида хозяй­ственной деятельности;

- сертификационно-стандартизационная, призванная установить единые нормы и ряд показателей для из­делий и тем самым унифицировать их;

-инвестиционно-технологическая — деятельность государства в области инвестирования, развития научных исследований, проведения инновационной политики;

-охранно-защитная — разработка свода правил, ко­торые касаются имущественных отношений и мер защиты имущества;

правовая — правовое обеспечение экономической деятельности и защита интересов экономических субъектов;

-медико-санитарная — обеспечение охраны тру­да и безопасных условий работы для населения страны;

- экологическая — принятие мер на правительствен­ном уровне для защиты окружающей среды; информационно-пропагандистская — доведение до населения сведений о деятельности государственных органов и создание условий для поддержки их деятельности.

Если государство перестает реализовывать одну из функций или делает это не на должном уровне, то возникает кризисная ситуация в системе государственного управления.

Кризис государственного управления обладает рядом

признаков:

- появление или обострение конфликтов в социаль­ной или экономической сфере. Если население ви­дит недостатки в управлении государством, то оно требует от властей изменений в политической жиз­ни, в методах управления государством;

- невозможность управления конфликтами в обще­стве со стороны государства. Власть теряет конт­роль над ситуацией, не может регулировать эконо­мические или социальные процессы, протекающие в обществе. Государство пытается вернуть контроль путем принятия поспешных и порой несогласован­ных мер, что еще больше усугубляет положение; |мг нарушение балансов в системе управления, наруше­ние функционирования политических институтов. Ситуация в обществе становится более напряжен­ной, а власть начинает терять легитимность. Если не провести тщательного анализа и не начать как мож­но быстрее поиск выхода из сложившейся ситуации, то в стране может практически перестать функцио­нировать политическая система, что повлечет за со­бой нарушение деятельности всех сфер обществен­ной жизни.

Кризис государственного управления — один из самых опасных, поскольку касается не одной организации и од­ною трудового коллектива, и даже не нескольких фирм, а всей страны в целом.

Конфликты являются неотъемлемой частью взаимоотношений между людьми. Их полностью нельзя ус­транить, но они далеко не всегда приводят к кризи­сам государственного управления.

Особенно опасен переходный период в жизни обще­ства, характеризующийся двумя процессами, столкновение которых может породить конфликт в обществе:

1) разрушение старых государственных институтов, ценностей, определенных черт уклада жизни, способов реализации властных функций и т.д.;

2) возникновение новых институтов, властных структур, введение новых политических норм и другие изменения.

Переходный период опасен тем, что в обществе суще­ствуют как сторонники старого уклада жизни, так и при­верженцы новых изменений в общественной жизни госу­дарства. Противостояние этих групп людей приводит к кон­фликтным ситуациям.

Особенность возникновения кризисов государственно­го управления в переходный период состоит в том, что в обществе начинается борьба за власть между нескольки­ми группами людей.

Причины социально-политических конфликтов можно выразить в существовании в обществе сле­дующих противоречий:

- необходимость перехода к новому состоянию обще­ственного развития и тяга к прежде существовавшим механизмам управления;

-направление преобразований в обществе в отноше­нии политики на все общество в целом, но в то же время их проведение с учетом интересов новой по­литической элиты;

-провозглашение равенства и свободы для экономи­ческих отношений, но в то же время создание заве­домо неравных условий для их участников;

-необходимость установления более совершенных национальных отношений (как внутри государства, так и во взаимодействии с другими странами), но в то же время использование этнического диктата, направленного на осуществление интересов груп­пы людей.

Причиной кризисов государственного управления не являются конфликты как таковые, поскольку их наличие естественно для любого общества. Истинной причиной кризисов государственного управления является неспособность их своевременного выявления, контроля и регу­лирования. Таким образом, можно сказать, что напряженность в обществе возникает из-за неумения управлять кон­фликтными ситуациями.

Важнейшие моменты в сфере кризисов государ­ственного управления можно сформулировать сле­дующим образом:

-процесс управления конфликтами в сфере государ­ственного управления предполагает урегулирование конфликтных ситуаций, их разрешение, устранение. Возможной частью управления конфликтами высту­пает инициирование новых конфликтов, к чему, од­нако, следует прибегать в крайнем случае;

-социально-политические конфликты в большинстве случаев можно оптимизировать на разных стадиях протекания;

- управление кризисами государственного управле­ния предполагает проведение границы между поня­тиями «регулирование конфликтов» (подчинение конфликта определенным правилам) и «разрешение конфликтов» (исчерпать конфликт путем учета взаимных интересов или отказа одной из сторон от претензий);

-управление кризисом государственного управления должно быть направлено на минимизацию отрицательных последствий для всех сфер общественно жизни;

создание эффективного механизма информирования власти о конфликтных ситуациях в обществе; конфликт имеет и положительные стороны, по­скольку помогает выявить несовершенства обще­ства и разработать эффективную политику по их устранению;

важнейшей частью антикризисного управления на государственном уровне являются предупреждение и профилактика конфликтных ситуаций.

Нет единого пути преодоления Кризиса государ­ственного управления. Каждый кризис индивидуа­лен и имеет собственные характеристики. Для того чтобы преодолеть кризис, необходимо приспособится к новым условиям, а для этого требуется по­строить, гибкие организационные структуры. Без этого пре­жние кризиса затянется на долгое время. Гибкость необходима системе не только для успешного преодоления кризиса, но и для получения положительного опыта из кризисной ситуации. Также она пригодится в будущем, поскольку реакция на кризисные проявления станет более быстрой, следовательно, сам кризис будет протекать не так ню, а последствия будут ликвидированы значительно раньше.

Для преодоления кризиса государственного управления может применяться и делегирование части полномочий нижестоящим ведомствам. Но именно с этим инструментом следует обращаться осторожно, поскольку последствия

его применения далеко не однозначны и зависят от ситуа­ции и особенностей кризиса.

Зачастую выходом из кризиса может служить улучше­ние управленческих отношений, которое подразумевает улучшение и рационализацию действий множества элемен­тов, составляющих государственный управленческий аппа­рат. Совершенствование управленческих отношений за­трагивает все сферы деятельности, и аспект нравственно­сти, и социальную ответственность государства.

Государство должно обеспечить выполнение своих ре­шений, как бы трудно это ни было, а также попытаться по­строить доверительные отношения с обществом.

Кризис государственного управления проявляется по­этапно, а для его успешного преодоления нужно выбрать те меры и методы, которые подходят именно в этой кризис­ной ситуации и учитывают особенности развития государ­ства. Только так может быть найден верный путь выхода из кризиса.

Реформа — это глубокое преобразование политических, эконо­мических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государствен­ного управления.

Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества, с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивно-консервативного характера, когда часть «прошлого» сохраняется не ради прошлого, но ради будущего. Если реформы по своим методам и средствам приводят к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ус­коренная модернизация может быть определена как «революция сверху». Она, однако, неизбежно ведет к расколу общества на сто­ронников и противников реформ (или методов, какими они прово­дятся) и способна «взорвать» социальное пространство, привести к политической катастрофе.

В последнее десятилетие XX в. Россия в очередной раз вступила и полосу радикальных социально-экономических и политических реформ.

Частью социально-политических преобразований, проводимых «сверху», являются административные реформы. Они проводятся во всех странах как ответ на потребности внутреннего развития системы государственной власти и адаптация к изменившимся факторам внешней среды.

В России в процессе административных реформ ставились следу­ющие задачи:

• организационная перестройка в сторону сокращения госаппа­рата, четкое определение функций различных структур всех уровней но вертикали и горизонтали, обеспечение механизма администра­тивной взаимозависимости и соподчиненности, размежевание в функциях, объеме власти, сферах власти между госструктурами и негосударственными институтами, налаживание горизонтальных связей на всех этажах власти;

• определение концепции преобразований в сфере государст­венного управления (во имя чего, для чего, какие услуги должны предоставляться государством обществу и т. д.), выделение основополагающих приоритетов внутри- и внешнеполитической деятельности, на основе которой можно было бы создать модель государственного управления с определенными принципами, структурой и т. п.;

• обеспечение правовой базы и механизма передачи управленческих функций новым негосударственным структурам и рыночными образованиями;

• усиление начал (функций) планирования; координации и кот роля, с тем чтобы обеспечить проведение единой государственной политики в рамках реализации полномасштабных рыночных реформ. Сокращение непосредственного административного воздействия и обеспечение функций политического руководства защитой суверенитета и целостности страны, правопорядка, гарантий прав свобод и законных интересов граждан;

• становление начал федеративных отношений нового типа управляемой децентрализации, расширения прав и полномочие субъектов Федерации, налаживания их политических и экономических взаимоотношений. Соответственно и в структуре органон государственного управления

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 5. Кризисы в системе государственного управления | Факторы рискованного развития
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.