КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Кризисы в развитии организации
Вопрос 4. Реформы как средство антикризисного управления. Вопрос 3. Преодоление кризисов государственного управления. Вопрос 2. Причины и последствия кризисов государственного управления. Вопрос 1. Механизм государственной власти и кризисы системы управления. Вопрос 2. Причины и последствия кризисов государственного управления. Вопрос 1. Механизм государственной власти и кризисы системы управления. Вопрос 3. Преодоление кризисов государственного управления. Государственная власть — деятельность по управлению государством, касающаяся общественных, публичных и социальных аспектов жизни общества. Сущность государственной власти необходимо определить через ее источник и механизм. Выделяют три группы источников государственной власти: 1) традиции и мифы. Эти источники могут долгое время существовать в государстве и принимать различные формы: от Божественного происхождения власти монарха до незаменимости президента страны в управлении ею. Этот источник власти наименее надежен, поскольку не имеет под собой твердой основы и в любую минуту может иссякнуть. Примером из российской истории может служить династия Романовых, правящая на протяжении более чем трехсот лет. Источником этой власти были традиции, которые определяли царя как наместника Бога. Но когда источник власти иссяк, династия была свергнута; 2) авторитет, престиж, харизма. Этот источник в некотором роде схож с предыдущим, но его основой являются исключительные особенности лидера, правителя государства, причем это не особенности, касающиеся его деятельности в роли управляющего страной, а личностные характеристики. Как правило, такие люди выделяются из толпы, являются яркими личностями, притягивающими к себе и имеющими возможность вести народ за собой. Надежность этого источника тоже небольшая. Он опасен тем, что в силу его особенностей может произойти отделение авторитета от государственной власти. Это означает формальное сохранение права правителя издавать свои указы, законы, но фактически они не будут исполняться и иметь какой-либо силы; 3) воля. Этот источник власти предполагает желание людей, обремененных государственной властью, активно участвовать в формировании жизни общества, действовать для подчинения себе реальности. Механизм государственной власти состоит из двух основных частей: 1) механизм государства, включающий несколько элементов: - органы государства (государственный аппарат). Государственные органы призваны реализовывать цели государства и выполнять его функции посредством выполнения каждым из этих органов своих задач. Они олицетворяют государственную власть и связаны со всем обществом; |-государственные учреждения и предприятия. Они находятся в подчинении у государственных органов, но в то же время обладают определенной степенью самостоятельности в процессе осуществления своей деятельности. Государственные учреждения и предприятия не представляют государственную власть, а осуществляют управление только по отношению к своим сотрудникам; 2) негосударственные организации. Они не обладают теми же функциями, что и государственные организации, но в ряде случаев им делегируются полномочия государственных организаций. Эти случаи описаны законами, и делегирование производится обязательно в соответствии с ними. Негосударственные организации берут на себя функции государственных, но при этом они остаются негосударственными. Понятие государственной власти невозможно понять без рассмотрения ее признаков. Признаки государственной власти: -является разновидностью социальной (общественной) власти, проявляющейся в отношениях между людьми; -официальный характер власти, определяемый с помощью законов и конституции государства; публичный характер власти. Это означает, что государственная власть распространяется не на какую-либо группу людей, а на общество в целом. Она носит всеобщий характер. Не стоит отождествлять понятия «государственная власть» и «публичная власть». Последняя существовала еще задолго до возникновения государства как общественного института; -политический характер власти, который присущ не только государственной власти; -легитимность государственной власти, под которой понимают признание обществом законности этой власти и правомерности ее осуществления. Важно не только признание общества, но и легальность ее осуществления; -территориальная ограниченность государственной власти. Ее границы те же, что и у самого государства. За его пределами она не может осуществляться, поскольку на территории других государств действует другая государственная власть; -верховенство государственной власти внутри страны и независимость в международных отношениях. Этот признак власти называют суверенитетом; наличие специальных институтов, которые осуществляют власть. В первую очередь это государственные органы, которые в совокупности образуют государственный аппарат; -обязательность исполнения решений государственной власти; главенство государственной власти и возможность отмены решений негосударственных организаций в соответствии с установленным порядком; -возможность принуждения на легитимном основании к исполнению некоторых решений, а также возможность использования в этих целях специальных служб; -наличие у государственной власти и государства некоторых исключительных прав, которыми больше никто не обладает. Примером может служить право собирать налоги. Государство играет далеко не последнюю роль в развитии общества: оно определяет его темпы развития, направление, приоритеты. Поэтому кризисы государственного управления наиболее болезненны для общества в целом. Кризис, возникающий в системе государственного управления тесно связан с теми функциями, которые выполняет государство. Основными в сфере экономики являются следующие функции государства: - нормативная, состоящая в установлении государством правил поведения в сфере экономики; |мг финансово-распределительная — обеспечение денежными средствами важнейших процессов, касающихся всего общества, например функционирование государственного строя; -социальная, касающаяся населения страны и его всестороннего развития и обеспечения такими услугами, как здравоохранение, образование и др.; -заказ и покупка у предприятий продукции для национального хозяйства; плановая (прогнозная) — моделирование состояния экономики в будущем; -регулирование имущественных отношений в аспекте форм собственности (смешанная экономика характеризуется наличием разных форм собственности); -координирующая, обеспечивающая сохранение оптимальных пропорций в структуре национального хозяйства; -контрольная, обеспечивающая соответствие установленных правил и законов их фактическому применению на практике; -ресурсно-распределительная — справедливое разделение ограниченного количества национальных ресурсов между участниками хозяйственных процессов; - лицензионная — обеспечение функционирования каждой организации в рамках соответствующих правил, разработанных для определенного вида хозяйственной деятельности; - сертификационно-стандартизационная, призванная установить единые нормы и ряд показателей для изделий и тем самым унифицировать их; -инвестиционно-технологическая — деятельность государства в области инвестирования, развития научных исследований, проведения инновационной политики; -охранно-защитная — разработка свода правил, которые касаются имущественных отношений и мер защиты имущества; правовая — правовое обеспечение экономической деятельности и защита интересов экономических субъектов; -медико-санитарная — обеспечение охраны труда и безопасных условий работы для населения страны; - экологическая — принятие мер на правительственном уровне для защиты окружающей среды; информационно-пропагандистская — доведение до населения сведений о деятельности государственных органов и создание условий для поддержки их деятельности. Если государство перестает реализовывать одну из функций или делает это не на должном уровне, то возникает кризисная ситуация в системе государственного управления. Кризис государственного управления обладает рядом признаков: - появление или обострение конфликтов в социальной или экономической сфере. Если население видит недостатки в управлении государством, то оно требует от властей изменений в политической жизни, в методах управления государством; - невозможность управления конфликтами в обществе со стороны государства. Власть теряет контроль над ситуацией, не может регулировать экономические или социальные процессы, протекающие в обществе. Государство пытается вернуть контроль путем принятия поспешных и порой несогласованных мер, что еще больше усугубляет положение; |мг нарушение балансов в системе управления, нарушение функционирования политических институтов. Ситуация в обществе становится более напряженной, а власть начинает терять легитимность. Если не провести тщательного анализа и не начать как можно быстрее поиск выхода из сложившейся ситуации, то в стране может практически перестать функционировать политическая система, что повлечет за собой нарушение деятельности всех сфер общественной жизни. Кризис государственного управления — один из самых опасных, поскольку касается не одной организации и одною трудового коллектива, и даже не нескольких фирм, а всей страны в целом. Конфликты являются неотъемлемой частью взаимоотношений между людьми. Их полностью нельзя устранить, но они далеко не всегда приводят к кризисам государственного управления. Особенно опасен переходный период в жизни общества, характеризующийся двумя процессами, столкновение которых может породить конфликт в обществе: 1) разрушение старых государственных институтов, ценностей, определенных черт уклада жизни, способов реализации властных функций и т.д.; 2) возникновение новых институтов, властных структур, введение новых политических норм и другие изменения. Переходный период опасен тем, что в обществе существуют как сторонники старого уклада жизни, так и приверженцы новых изменений в общественной жизни государства. Противостояние этих групп людей приводит к конфликтным ситуациям. Особенность возникновения кризисов государственного управления в переходный период состоит в том, что в обществе начинается борьба за власть между несколькими группами людей. Причины социально-политических конфликтов можно выразить в существовании в обществе следующих противоречий: - необходимость перехода к новому состоянию общественного развития и тяга к прежде существовавшим механизмам управления; -направление преобразований в обществе в отношении политики на все общество в целом, но в то же время их проведение с учетом интересов новой политической элиты; -провозглашение равенства и свободы для экономических отношений, но в то же время создание заведомо неравных условий для их участников; -необходимость установления более совершенных национальных отношений (как внутри государства, так и во взаимодействии с другими странами), но в то же время использование этнического диктата, направленного на осуществление интересов группы людей. Причиной кризисов государственного управления не являются конфликты как таковые, поскольку их наличие естественно для любого общества. Истинной причиной кризисов государственного управления является неспособность их своевременного выявления, контроля и регулирования. Таким образом, можно сказать, что напряженность в обществе возникает из-за неумения управлять конфликтными ситуациями. Важнейшие моменты в сфере кризисов государственного управления можно сформулировать следующим образом: -процесс управления конфликтами в сфере государственного управления предполагает урегулирование конфликтных ситуаций, их разрешение, устранение. Возможной частью управления конфликтами выступает инициирование новых конфликтов, к чему, однако, следует прибегать в крайнем случае; -социально-политические конфликты в большинстве случаев можно оптимизировать на разных стадиях протекания; - управление кризисами государственного управления предполагает проведение границы между понятиями «регулирование конфликтов» (подчинение конфликта определенным правилам) и «разрешение конфликтов» (исчерпать конфликт путем учета взаимных интересов или отказа одной из сторон от претензий); -управление кризисом государственного управления должно быть направлено на минимизацию отрицательных последствий для всех сфер общественно жизни; создание эффективного механизма информирования власти о конфликтных ситуациях в обществе; конфликт имеет и положительные стороны, поскольку помогает выявить несовершенства общества и разработать эффективную политику по их устранению; важнейшей частью антикризисного управления на государственном уровне являются предупреждение и профилактика конфликтных ситуаций. Нет единого пути преодоления Кризиса государственного управления. Каждый кризис индивидуален и имеет собственные характеристики. Для того чтобы преодолеть кризис, необходимо приспособится к новым условиям, а для этого требуется построить, гибкие организационные структуры. Без этого прежние кризиса затянется на долгое время. Гибкость необходима системе не только для успешного преодоления кризиса, но и для получения положительного опыта из кризисной ситуации. Также она пригодится в будущем, поскольку реакция на кризисные проявления станет более быстрой, следовательно, сам кризис будет протекать не так ню, а последствия будут ликвидированы значительно раньше. Для преодоления кризиса государственного управления может применяться и делегирование части полномочий нижестоящим ведомствам. Но именно с этим инструментом следует обращаться осторожно, поскольку последствия его применения далеко не однозначны и зависят от ситуации и особенностей кризиса. Зачастую выходом из кризиса может служить улучшение управленческих отношений, которое подразумевает улучшение и рационализацию действий множества элементов, составляющих государственный управленческий аппарат. Совершенствование управленческих отношений затрагивает все сферы деятельности, и аспект нравственности, и социальную ответственность государства. Государство должно обеспечить выполнение своих решений, как бы трудно это ни было, а также попытаться построить доверительные отношения с обществом. Кризис государственного управления проявляется поэтапно, а для его успешного преодоления нужно выбрать те меры и методы, которые подходят именно в этой кризисной ситуации и учитывают особенности развития государства. Только так может быть найден верный путь выхода из кризиса. Реформа — это глубокое преобразование политических, экономических и социальных отношений, проводимое государственной властью в целях качественного обновления системы государственного управления. Реформы осуществляются как эволюционное развитие общества, с опорой на традиции, сложившиеся государственно-общественные устои, это преобразования прогрессивно-консервативного характера, когда часть «прошлого» сохраняется не ради прошлого, но ради будущего. Если реформы по своим методам и средствам приводят к прерыванию эволюционного развития, разрыву традиций, такая ускоренная модернизация может быть определена как «революция сверху». Она, однако, неизбежно ведет к расколу общества на сторонников и противников реформ (или методов, какими они проводятся) и способна «взорвать» социальное пространство, привести к политической катастрофе. В последнее десятилетие XX в. Россия в очередной раз вступила и полосу радикальных социально-экономических и политических реформ. Частью социально-политических преобразований, проводимых «сверху», являются административные реформы. Они проводятся во всех странах как ответ на потребности внутреннего развития системы государственной власти и адаптация к изменившимся факторам внешней среды. В России в процессе административных реформ ставились следующие задачи: • организационная перестройка в сторону сокращения госаппарата, четкое определение функций различных структур всех уровней но вертикали и горизонтали, обеспечение механизма административной взаимозависимости и соподчиненности, размежевание в функциях, объеме власти, сферах власти между госструктурами и негосударственными институтами, налаживание горизонтальных связей на всех этажах власти; • определение концепции преобразований в сфере государственного управления (во имя чего, для чего, какие услуги должны предоставляться государством обществу и т. д.), выделение основополагающих приоритетов внутри- и внешнеполитической деятельности, на основе которой можно было бы создать модель государственного управления с определенными принципами, структурой и т. п.; • обеспечение правовой базы и механизма передачи управленческих функций новым негосударственным структурам и рыночными образованиями; • усиление начал (функций) планирования; координации и кот роля, с тем чтобы обеспечить проведение единой государственной политики в рамках реализации полномасштабных рыночных реформ. Сокращение непосредственного административного воздействия и обеспечение функций политического руководства защитой суверенитета и целостности страны, правопорядка, гарантий прав свобод и законных интересов граждан; • становление начал федеративных отношений нового типа управляемой децентрализации, расширения прав и полномочие субъектов Федерации, налаживания их политических и экономических взаимоотношений. Соответственно и в структуре органон государственного управления
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 282; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |