КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 5. Кризисы в системе государственного управления
Вопрос 3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций Вопрос 2. Роль государства в антикризисном управлении. Вопрос 1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций Предприятие — важная составляющая основы жизнедеятельности общества. С одной стороны, это объект управления, а с другой — часть экономического потенциала страны. Поэтому внимание к предприятию со стороны государства естественно. Состояние равновесия в условиях рынка зачастую нарушается. Причинами этого могут служить: монополия; участие государства и его вмешательство в деятельность организации; уровень инфляции; внешние по отношению к предприятию факторы. Одна из этих причин приводит к возникновению кризисных ситуаций на предприятии. Необходимо выявлять причины, по которым предприятие находится в кризисе, причины нестабильности экономики, подъема или спада в производстве и т.д. Регулирование представляет собой одну из функций управления. Оно предполагает приведение системы в состояние равновесия, в результате чего происходит разрешение кризиса. Это разрешение может носить частичный характер, когда кризис полностью еще не удалось преодолеть, а может принести временное облегчение, которое позволит выработать верное решение для устранения самой проблемы. Регулирование должно присутствовать в процессе поиска выхода из кризиса. Государство не может не участвовать в хозяйственной жизни общества, но вмешательство должно осуществляться только в необходимой мере, Грамотно и своевременно. Россия имеет негативный опыт государственного регулирования, когда государство решало все вопросы, а рынок фактически отсутствовал. В рыночной экономике государство регулирует экономические Процессы косвенно, с помощью ряда инструментов, и добивается посредством этого высоких результатов.
На первый план в процессе регулирования выходит понятие экономической эффективности. Она определяется путем совмещения нескольких понятий: эффективность производства, достигаемая, когда максимальный выпуск продукции обеспечивается при таком наборе ресурсов, который позволяет сохранить данный объем затрат; эффективность структуры производства, обеспечиваемая путем выпуска продукции в оптимальном сочетании; эффективность потребления, заключающаяся в получении максимальной полезности при настоящем уровне цен и дохода. Можно выделить несколько признаков выхода из кризиса: поиск инноваций, которые качественно преобразуют способ экономического роста. Примерами могут служить определение желаемого состояния организации, преобразование системы найма и др.; поиск условий распространения инноваций. Распространение инноваций может оказаться очень сложным, поскольку условия таковы, что применение их на практике порой невозможно. В условиях кризиса трудности многократно усиливаются, и потому необходим поиск факторов распространения; - умение отличать инновации, которые проводятся в рамках существующей на настоящий момент логики, и те инновации, которые выходят за эти рамки. Последние затрагивают структурные изменения, а потому оказывают наибольшее воздействие на регулирование; установление структурной совместимости. Если нововведения окажутся несовместимыми друг с другом, то результат их применения на практике будет не таким как, как ожидалось, а значительно менее эффективным Между инновациями не должно быть проитворечий, они могут даже дополнять друг друга, усиливая тем самым положительный эффект от их применения;
-введение организационно-структурных новшеств, предполагающих улучшение работы административного механизма, посредством которого осуществляется претворение преобразований в жизнь. Оттого, насколько функционирующий механизм совершенен, зависит то, как будет протекать процесс выхода из кризиса. Государственное регулирование кризисных ситуаций на предприятии осуществляется с помощью мер, которые не всегда оказывают прямое воздействие. Но оно необходимо, поскольку предприятие является частью экономики страны, а это значит, что от того, насколько каждое предприятие успешно преодолевает кризис, зависит и состояние экономики всего государства в целом. Необходимость регулирования экономики признана сегодня практически во всем мире. Уже сложилось несколько моделей поведения государства. В каждой из них имеется свой подход как к вопросу государственного вмешательства в экономику, так и, в частности, к вопросу антикризисного управления. Рассмотрим основные модели регулирования экономики. Характерной чертой американской модели регулирования экономики является поощрение с помощью государственных мер предпринимательской активности населения. Японская модель предполагает повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке за счет различий между уровнем жизни населения и увеличением производительности труда, а точнее, за счет отставания первого от второго. Шведской модели присущи перераспределение национального дохода и смягчение различий между разными слоями населения. Германская модель обеспечивает функционирование механизма конкуренции, а также поддерживает малый и средний бизнес. Предложенные модели различны, но у них есть общая черта: активное и заметное участие государства в регулировании экономики. Основные виды государственного регулирования кризисных ситуаций: - регулирование посредством нормативно-законодательной деятельности, которое осуществляется путем принятия новых законов и совершенствования уже существующих, в соответствии с настоящими условиями. Деятельность организации регламентируется большим количеством нормативных актов. Важнейшие из них: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Существенными недостатками такой системы являются разобщенность указанных документов и отсутствие единого закона об организации, где были бы определены все основные аспекты ее деятельности. Государство регулирует кризисные ситуации также в сфере социальных ценностей и других сторон социальной жизни;
-финансовое регулирование, включающее большое число аспектов деятельности. Оно затрагивает общественные финансы, институциональные финансы, международные финансы, анализ финансовых инструментов и инвестиций, финансовый менеджмент. Финансовое регулирование проводится при помощи бюджета, который аккумулирует денежные средства и перераспределяет их; -регулирование в производственной сфере, направленное на достижение консолидации отдельных секторов экономики и создание единой, целостной и сбалансированной системы. Только так можно найти выход из кризисных ситуаций. В производственной сфере государство должно сформировать свои цели и стратегию, которая будет действовать в течение долгого времени и направлена на достижение результатов в экономике. Формирование такой стратегии является ответственным этапом. Она должна учитывать интересы всех участников экономической деятельности, в ее основе должен лежать принцип сочетания влияния государства и рынка, она должна создавать благоприятные условия смягчения последствий негативных явлений, иметь социально-экономическую направленность и т.д.; -перераспределение доходов. Во время кризиса по ряду причин без вмешательства государства уровень жизни части общества резко упадет. Перераспределение доходов поможет смягчить разницу. Без этого выбраться из кризиса будет значительно сложнее, так как при низком уровне жизни люди будут работать с низкой производительностью труда, а последствия пренебрежительного отношения проявятся на личностном уровне, а затем скажутся и на человеческом капитале страны. Поэтому борьба с бедностью путем перераспределения доходов должна осуществляться, несмотря на кризисные явления в обществе.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |