Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Кризисы в системе государственного управления




Вопрос 3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций

Вопрос 2. Роль государства в антикризисном управлении.

Вопрос 1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций

Предприятие — важная составляющая основы жизнедеятельности общества. С одной стороны, это объект управления, а с другой — часть экономического потенциала страны. Поэтому внимание к предприятию со стороны государства естественно.

Состояние равновесия в условиях рынка зачастую на­рушается. Причинами этого могут служить: монополия; участие государства и его вмешательство в деятель­ность организации; уровень инфляции; внешние по отношению к предприятию факторы.

Одна из этих причин приводит к возникновению кризис­ных ситуаций на предприятии. Необходимо выявлять при­чины, по которым предприятие находится в кризисе, при­чины нестабильности экономики, подъема или спада в про­изводстве и т.д.

Регулирование представляет собой одну из функций управления. Оно предполагает приведение системы в состояние равновесия, в результате чего происхо­дит разрешение кризиса. Это разрешение может носить ча­стичный характер, когда кризис полностью еще не удалось преодолеть, а может принести временное облегчение, которое позволит выработать верное решение для устране­ния самой проблемы.

Регулирование должно присутствовать в процессе поиска выхода из кризиса. Государство не может не участвовать в хозяйственной жизни общества, но вмешательст­во должно осуществляться только в необходимой мере, Грамотно и своевременно. Россия имеет негативный опыт государственного регулирования, когда государство реша­ло все вопросы, а рынок фактически отсутствовал. В ры­ночной экономике государство регулирует экономические Процессы косвенно, с помощью ряда инструментов, и до­бивается посредством этого высоких результатов.

На первый план в процессе регулирования выходит по­нятие экономической эффективности. Она определяется путем совмещения нескольких понятий:

эффективность производства, достигаемая, когда максимальный выпуск продукции обеспечивается при таком наборе ресурсов, который позволяет сохранить данный объем затрат;

эффективность структуры производства, обеспечиваемая путем выпуска продукции в оптимальном сочетании;

эффективность потребления, заключающаяся в по­лучении максимальной полезности при настоящем уровне цен и дохода.

Можно выделить несколько признаков выхода из кризиса:

поиск инноваций, которые качественно преобразу­ют способ экономического роста. Примерами могут служить определение желаемого состояния организации, преобразование системы найма и др.; поиск условий распространения инноваций. Рас­пространение инноваций может оказаться очень сложным, поскольку условия таковы, что примене­ние их на практике порой невозможно. В условиях кризиса трудности многократно усиливаются, и по­тому необходим поиск факторов распространения;

- умение отличать инновации, которые проводятся в рамках существующей на настоящий момент логи­ки, и те инновации, которые выходят за эти рамки. Последние затрагивают структурные изменения, а потому оказывают наибольшее воздействие на ре­гулирование;

установление структурной совместимости. Если но­вовведения окажутся несовместимыми друг с дру­гом, то результат их применения на практике будет не таким как, как ожидалось, а значительно менее эффективным Между инновациями не должно быть проитворечий, они могут даже дополнять друг друга, усиливая тем самым положительный эффект от их применения;

-введение организационно-структурных новшеств, предполагающих улучшение работы административ­ного механизма, посредством которого осуществля­ется претворение преобразований в жизнь. Оттого, насколько функционирующий механизм соверше­нен, зависит то, как будет протекать процесс выхо­да из кризиса.

Государственное регулирование кризисных ситуа­ций на предприятии осуществляется с помощью мер, которые не всегда оказывают прямое воздействие. Но оно необходимо, поскольку предприятие является час­тью экономики страны, а это значит, что от того, насколько каждое предприятие успешно преодолевает кризис, зави­сит и состояние экономики всего государства в целом.

Необходимость регулирования экономики признана сегодня практически во всем мире. Уже сложилось несколько моделей поведения государства. В каж­дой из них имеется свой подход как к вопросу государствен­ного вмешательства в экономику, так и, в частности, к воп­росу антикризисного управления. Рассмотрим основные модели регулирования экономики.

Характерной чертой американской модели регулирования экономики является поощрение с помощью государственных мер предпринимательской активности населения.

Японская модель предполагает повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке за счет различий между уровнем жизни населения и увеличением производительности труда, а точнее, за счет отставания пер­вого от второго.

Шведской модели присущи перераспределение нацио­нального дохода и смягчение различий между разными сло­ями населения.

Германская модель обеспечивает функционирование механизма конкуренции, а также поддерживает малый и средний бизнес.

Предложенные модели различны, но у них есть общая черта: активное и заметное участие государства в регули­ровании экономики.

Основные виды государственного регулирования кризисных ситуаций:

- регулирование посредством нормативно-законода­тельной деятельности, которое осуществляется пу­тем принятия новых законов и совершенствования уже существующих, в соответствии с настоящими условиями. Деятельность организации регламенти­руется большим количеством нормативных актов. Важнейшие из них: Гражданский кодекс РФ, Тру­довой кодекс РФ, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», Феде­ральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Существен­ными недостатками такой системы являются раз­общенность указанных документов и отсутствие единого закона об организации, где были бы опре­делены все основные аспекты ее деятельности. Го­сударство регулирует кризисные ситуации также в сфере социальных ценностей и других сторон со­циальной жизни;

-финансовое регулирование, включающее большое число аспектов деятельности. Оно затрагивает об­щественные финансы, институциональные финансы, международные финансы, анализ финансовых инструментов и инвестиций, финансовый менедж­мент. Финансовое регулирование проводится при помощи бюджета, который аккумулирует денежные средства и перераспределяет их;

-регулирование в производственной сфере, направ­ленное на достижение консолидации отдельных секторов экономики и создание единой, целостной и сбалансированной системы. Только так можно найти выход из кризисных ситуаций. В производ­ственной сфере государство должно сформиро­вать свои цели и стратегию, которая будет действо­вать в течение долгого времени и направлена на до­стижение результатов в экономике. Формирование такой стратегии является ответственным этапом. Она должна учитывать интересы всех участников экономической деятельности, в ее основе должен лежать принцип сочетания влияния государства и рынка, она должна создавать благоприятные усло­вия смягчения последствий негативных явлений, иметь социально-экономическую направленность и т.д.;

-перераспределение доходов. Во время кризиса по ряду причин без вмешательства государства уровень жизни части общества резко упадет. Перераспре­деление доходов поможет смягчить разницу. Без это­го выбраться из кризиса будет значительно слож­нее, так как при низком уровне жизни люди будут работать с низкой производительностью труда, а последствия пренебрежительного отношения про­явятся на личностном уровне, а затем скажутся и на человеческом капитале страны. Поэтому борьба с бедностью путем перераспределения доходов долж­на осуществляться, несмотря на кризисные явления в обществе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.