КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нормы дымности отработавших газов автомобильных дизелей
Предельно допустимое содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобиля Углеводороды, объемная доля, млн-1,
для двигателей с числом цилиндров Оксид углерода, объемная доля, %
до 4 (включительно) Автомобили, не оснащенные каталитическими нейтрализаторами
Автомобили, оснащенные каталитическими нейтрализаторами Значение, указанное заводом-изготовителем, или, если такое значение не указано, -1,0 Значение, указанное заводом-изготовителем, или, если такое значение не указано, - 0,7 Содержание токсичных соединение в ОГ автомобилей определяют на двух частотах вращения коленчатого вала при работе двигателя на холостом ходу. Первая частота вращения nmin соот- Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
ветствует минимальной, декларированной в документации завода-изготовителя автомобиля, вторая - повышенной nпов, равной 0,8 от частоты вращения вала при номинальной мощности двигателя. Проверку при nпов проводят только на автомобилях, имеющих карбюратор. Частоты вращения коленчатого вала двигателя nmin и nпов устанавливаются в технических условиях и инструкции по эксплуатации автомобилей. Если эти значения не установлены, при проверках принимают пmin = (800 ± 50) мин-1, nпов = (3000 ± 100) мин-1. Устройство, конструкция, качество изготовления элементов автомобиля должны обеспечивать соблюдение установленных норм в период всего срока эксплуатации. При этом важным условием выполнения этих требований является соблюдение правил эксплуатации автомобиля в соответствии с руководством по эксплуатации или другим подобным документом. Измерения отработавших газов автомобильных двигателей регламентированы этим же стандартом. В нем приведены основные требования к газоанализаторам и тахометрам. Основные требования к метрологическим характеристикам этих приборов следующие: • основная приведенная погрешность газоанализатора должна • постоянная времени срабатывания газоанализатора не долж • погрешность измерения частоты вращения вала для каждого Шкала газоанализатора, показывающая содержание оксида углерода, должна быть выражена в процентах оксида углерода и иметь два диапазона. Первый диапазон должен быть в пределах от О до 5 %, второй-от 0 до 10 %. Шкала для определения суммы углеводородов должна быть отградуирована в объемных долях, выраженных в частях на миллион долей гексана и иметь два диапазона со шкалой от 0 до 1000 млн-1 и от 0 до 10 000 млн-1. И, наконец, шкала тахометра для измерения частоты вращения коленчатого вала должна иметь два диапазона: первый-от 0 до 1000 мин-1, второй - от 0 до 10 000 мин-1. В настоящее время в эксплуатации находится газоаналитическое оборудование широкой номенклатуры. Вместе с тем, не все приборы удовлетворяют выдвигаемым рассматриваемым стандартом условиям. Некоторые из них морально устарели и способны контролировать только содержание оксида углерода, оставляя без внимания остальные важные параметры. Другие могут контролировать необходимые параметры, но не удовлетворяют по состоянию метрологических характеристик. Поэтому выбор газоаналитического прибора для исследования отработавших газов нужно проводить с особой тщательностью. В качестве приборов, отвечающих установленным требованиям, необходимо отметить газоанализаторы серии «Автотест». Перед проведением испытания газоанализатор может быть проверен в соответствии с ГОСТ 8.513-84, а выпускная система автомобиля должна быть исправна, чтобы предотвратить движение отработавших газов мимо пробоотборного зонда газоанализатора. Двигатель должен быть прогрет до рабочей температуры, указанной в руководстве по эксплуатации автомобиля. Для двигателей с жидкостным охлаждением средой замера температуры является охлаждающая жидкость, для двигателей с воздушным охлаждением - моторное масло. Собственно замер должен происходить в соответствии с нижеприведенной последовательностью: • установить рычаг переключения передач в нейтральное по • открыть капот двигателя, подключить тахометр; • установить пробоотборный зонд газоанализатора в выпуск • полностью открыть воздушную заслонку карбюратора и за • увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до • установить минимальную частоту вращения вала двигателя
80 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ Яти и, не ранее чем через 20 с, измерить содержание оксида углерода и углеводородов; • установить повышенную частоту вращения вала ппм и, не Приведенная методика может иметь вариации в той степени, которая диктуется конструкцией системы питания и трансмиссии испытываемого автомобиля. Полученные результаты проверки необходимо фиксировать в специальном журнале. Рекомендуемая форма журнала приведена в табл. 3.9. Контроль содержания оксида углерода и углеводородов в ОГ следует производить: • на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт ав • на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при • при сертификационных испытаниях; • при государственных технических осмотрах; • при выборочном контроле на дорогах и улицах. относятся к двигателям с внешним смесеобразованием. Этим свойством в значительной степени определяется состояние горючей смеси, образующейся после перемешивания с кислородом воздуха и отработавшими газами, оставшимися в цилиндре от предыдущего цикла. Такое состояние горючей смеси может быть названо как однородное, т. е. такое, при котором сохранена равномерность распределения в надпоршневом пространстве цилиндра двигателя молекул топлива и кислорода воздуха. Именно в этом случае скорость распространения пламени, а следовательно, и эффективность использования топлива наиболее высока, так как ограничивается только скоростью химической реакции окисления молекул топлива молекулами кислорода воздуха. Иначе выглядят процессы образования горючей смеси и ее горения в двигателях с внутренним смесеобразованием, характерным для дизельных двигателей. Несмотря на сходный состав Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
горючей смеси, последняя имеет существенные отличия. Наиболее важное состоит в том, что такая смесь является неоднородной, т. е. такой, при которой нарушена равномерность распределения молекул топлива и молекул кислорода воздуха. Скорость горения такой смеси определяется двумя основными моментами. Первый состоит в том, что происходит процесс взаимной диффузии двух основных составляющих горючей смеси, и только после его завершения наступает второй - химическая реакция окисления. Эти процессы следуют один за другим, но имеют время, в течение которого существуют совместно. Таким образом, процесс диффузии не всегда успевает завершиться до начала химических реакций. Это влечет за собой образование зон, в которых имеется избыточное количество молекул топлива и недостаточное количество молекул кислорода воздуха. В условиях высоких температур это приводит к крекингу углеводородных молекул, который сопровождается выделением твердого углерода в виде мельчайших частиц сажи. Количество выделившейся сажи является экологической характеристикой дизельных двигателей и определяется таким параметром, как дымность. Экологические требования к отработавшим газам дизельных двигателей при эксплуатации содержит ГОСТ 21393-75. Этот документ устанавливает нормы и методы измерения дымности на режимах свободного ускорения и максимальной частоты вращения коленчатого вала автомобильного двигателя (табл. 3.10). Основным нормируемым параметром дымности является натуральный показатель ослабления светового потока К, вспомогательным - коэффициент ослабления светового потока N. Пересчет значений К в N приведен в табл. 3.11. Дымность автомобилей, официально утвержденных в процессе сертификации по Правилам ЕЭК ООН № 24, проверяется только на режиме свободного ускорения и не должна превышать предельных значений, указанных заводом-изготовителем в знаке или документе (сертификате, техническом паспорте) официального утверждения типа транспортного средства. При контрольных проверках дымности автомобилей в условиях эксплуатации (на дороге) допускается
3.11. Пересчет значений К в N (для N, приведенного к шкале дымомера с эффективной базой 0,43)
превышение установленных табл. ЗЛО норм для режима свободного ускорения Кдоп не более чем на 0,5 м-1. Контроль дымности автомобилей проводят на соответствие нормам: Глава3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
а) на предприятиях, эксплуатирующих автомобили: при выбо б) на предприятиях, осуществляющих услуги и работы по в) на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, г) при сертификационных испытаниях; д) при государственных технических осмотрах автомобилей и • автомобили во время гарантийного пробега (срока службы); • автомобили, официально утвержденные в процессе сертифи • автомобили после гарантийного пробега (срока службы). должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы дымность автомобиля не превышала установленных норм в период всего срока эксплуатации при условии соблюдения правил эксплуатации и обслуживания, указанных в прилагаемых к автомобилю инструкциях (руководствах). Дымомер должен удовлетворять следующим требованиям: 1. Прибор должен работать по методу просвечивания столба 2. Прибор должен быть оборудован устройствами для измере 3. Прибор должен иметь две измерительные шкалы: основ Зависимость между показаниями основной и вспомогательной шкал вычисляют по формуле где L - эффективная база дымомера, м. Шкала дымомера должна обеспечивать возможность считывать значения коэффициента поглощения К в диапазоне 0...2,115 м-1 с точностью до 0,025 м-1 и коэффициентом ослабления N с точностью до 1 %. 4. Источник света - лампа накаливания либо другой источник 5. Фотоприемник дымомера должен иметь спектральную ха 6. Попадание на фотоприемник света от посторонних источ 7. Электрическая цепь, в которую включен индикатор, должна 8. Основная приведенная погрешность прибора- не более 2 % 9. Промежуточная проверка прибора должна проводиться 10. Время срабатывания электрической измерительной цепи, Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
рана, полностью закрывающего фотоприемник, должно составлять 0,9... 1,1 с. 11. Время между моментом входа газа в измерительный при 12. Давление в рабочей камере не должно отличаться от дав 13. Колебания давления измеряемого газа и продувочного 14. В любой точке рабочей камеры температура отработавше 15. Допускается применять дымомеры, отличающиеся по тех Несмотря на продолжительное существование ГОСТ 21393-75 номенклатура дымомеров к настоящему времени достаточно невелика. Часть из них устарела морально, другая в неполной степени удовлетворяет требованиям. Анализ технических характеристик дымомеров, выпускаемых отечественной промышленностью, указывает, что удовлетворяют вышеприведенным требованиям дымомеры семейства «Мета» модификаций 01, 01 мп, 02. К ним же может быть отнесен дымомер оптический ДО-1. Кроме того, существуют комбинированные многоканальные приборы, сочетающие возможности газоанализа- тора и дымомера. К ним можно отнести газоанализатор модели «Автотест СО-СН-Д». Пробоотборная система дымомера должна удовлетворять следующим требованиям: 1. Зонд пробоотборника должен представлять собой трубку с от 2. Соединительные патрубки между пробоотборником и ды- Испытания автомобилей на режиме свободного ускорения должны проводиться по следующей процедуре: • при работе двигателя в режиме холостого хода на минимальной частоте вращения быстрым, но не резким, нажатием до упора на педаль управления подачей топлива топливным насосом высокого давления (далее — педаль) устанавливают максимальный расход топлива и его поддерживают до достижения максимальной частоты вращения и включения регулятора. Затем отпускают педаль до установления минимальной частоты вращения. Этот процесс повторяют не менее шести раз; Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
• при каждом последующем свободном ускорении фиксируют • за результат измерения принимают среднее арифметическое Дымность на режиме максимальной частоты вращения проверяют не позднее чем через 60 с после проверки на режиме свободного ускорения. Для этого необходимо нажать до упора педаль и зафиксировать ее в этом положении, установив максимальную частоту вращения. Дымность измеряют не ранее чем через 10 с после впуска отработавших газов в прибор. Измерение считают достоверным, если значения дымности расположены в зоне шириной не более 6 % по шкале N. За результат измерения следует принимать среднее арифметическое значение, определенное по крайним показаниям дымности. Измерение дымности у автомобилей с раздельной выпускной системой следует проводить в каждой из выпускных труб отдельно. Оценку дымности проводят по максимальному значению. Результаты замеров заносят в журнал по форме, приведенной в табл. 3.12. В последнее время в качестве автомобильного топлива в возрастающих объемах используются газообразные топлива. Наибольшее распространение получили сжиженный углеводородный (нефтяной) газ (СНГ) и компримированный (сжатый) природный газ (СПГ). Использование этих топлив имеет существенные преимущества перед традиционными, основными из которых являются увеличение до 50 % ресурса подвижных сопряжений криво-шипно-шатунного механизма, отсутствие явления детонации топ-ливовоздушной смеси. И, наконец, наиболее значимым преимуществом газового топлива по сравнению с традиционными является его стоимость. Газовое топливо значительно дешевле самых недорогих видов бензина. В 1999г. был опубликован ГОСТ Р 17.2.02.06-99 «Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерения содержания ок- сида углерода и углеводородов в отработавших газов газобаллонных автомобилей», который введен в действие с 1 июля 2000 г. Методы проведения замеров и требования к газоаналитической аппаратуре идентичны предъявляемым при испытании автомобильных двигателей, работающих на бензине. Поэтому обратим внимание только на регламентируемые этим ГОСТом нормы. Предельно допустимые значения оксида углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей, работающих на газе, не должны превышать значений, приведенных в табл. 3.13. Снижение токсичности и дымности отработавших газов может быть достигнуто за счет совершенствования конструкции двигателей, улучшения технического состояния автомобилей в эксплуатации, применения альтернативных видов топлив, а также применения нейтрализаторов, сажевых фильтров и присадок к топливу. Нейтрализаторы ОГ устанавливаются, как правило, в выпускной системе автомобиля. Их действие основано на принципе каталитического воздействия таких металлов, как платина, палладий, родий, на процессы окисления и восстановления основных токсичных компонентов. Нейтрализаторы снижают содержание токсичных веществ в ОГ на 60 % и более. Однако каталитические нейтрализаторы при работе двигателя на этилированном бензине быстро приходят в негодность. Для снижения дымности ОГ дизелей применяются специальные присадки, добавляемые к дизельному топливу. Такие присадки снижают дымность в среднем на 40...60 %. Выполнение вышерассмотренных требований позволит существенно оздоровить окружающую среду и повысить технико-экономические показатели использования подвижного состава автомобильного транспорта. 3.2.2. ТРЕБОВАНИЯ К ТОРМОЗНОМУ УПРАВЛЕНИЮ Состояние тормозного управления автомобиля является одним из наиболее важных условий для обеспечения безопасности дорожного движения. Неудовлетворительное состояние этой системы в достаточно большом количестве случаев является причиной дорожно-транспортных происшествий. Требования к ее состоянию
90 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ __________ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ________ 91 Глава 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИСПЫТАНИЙ
для автомобилей, находящихся в эксплуатации, содержит ГОСТ Р 51709-2001 в отдельности для рабочей и стояночной тормозных систем. Существуют две группы показателей, характеризующих состояние рабочей тормозной системы. К первой отнесена эффективность торможения, ко второй - устойчивость автомобиля при торможении. Данные показатели проверяют методами дорожных или стендовых испытаний. При этом автотранспортное средство может быть представлено в двух массах: разрешенной максимальной или в снаряженном состоянии. В зависимости от массы автомобиля значения параметров эффективности действия тормозных систем различаются. Шины автомобиля при испытании должны быть чистыми и сухими с давлением воздуха, соответствующим нормативному, установленному изготовителем автомобиля, тормозные механизмы - «холодными». Дорожные испытания проводят на прямой, ровной, горизонтальной, сухой дороге с цементно- или асфальтобетонным покрытием, не имеющим на поверхности масла, сыпучих и других материалов. При проведении испытаний торможение рабочей тормозной системой осуществляют в режиме экстренного, полного торможения при однократном воздействии на орган управления усилием Рп. Время приведения в действие органа управления тормозной системы не более 0,2 с. Начальная скорость торможения -40 км/ч. Показателями эффективности торможения рабочей тормозной системой при дорожных испытаниях автомобилей (табл. 3.14) являются значения тормозного пути 5"т и усилие на органе управления Рп. Однако при затруднениях в определении значения SТ можно пользоваться значениями показателей, приведенными в табл. 3.15. В этом случае об эффективности рабочей тормозной системы судят по значениям установившегося замедления jуст и времени срабатывания тормозной системы тср при усилии на органе управления Рп, не превышающем указанные значения. Стояночная тормозная система при дорожных испытаниях должна обеспечивать неподвижное состояние автотранспортного средства на наклонной опорной поверхности. Для автомобилей с разрешенной максимальной массой - с уклоном не менее 16 % независимо от категории автомобиля. В случае невозможности обеспечения испытания автомобиля при такой массе испытания автомобиля проводят массой, соответствующей снаряженному состоянию. В этом случае автомобиль должен быть неподвижен на опорной поверхности: категории М - с уклоном не менее 23 %; категории N-не менее 31 %. Сила на органе управления стояночной тормозной системы при оценке эффективности торможения должна быть не более 392 Н для автомобилей категории М1 и 588 Н-для автомобилей остальных категорий. Показателем устойчивости автомобиля при торможении в условиях дорожных испытаний является его способность оставаться в коридоре шириной 3 м, при этом в результате торможения ни одна часть автомобиля не должна выйти за пределы обозначенного коридора. Показателями эффективности торможения рабочей тормозной системы при стендовых испытаниях являются удельная тормоз-
Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 5692; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |