Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции развития науки




Лекции №№ 2-3

 

 

План

2.1. Тенденции развития науки.

2.2. Циклы и тенденции развития производства. Сущность, особенности и

этапы научно-технического развития.

2.3. Направления научно-технического развития.

2.4. Направления технологического развития.

2.5. Революция в предметах труда.

2.6. Этапы и формы автоматизации производства.

2.7. Электронизация и информатизация производства.

2.8. Сущность, задачи и функции управления развитием.

2.9. Научно-техническая политика и основные черты инновационного

менеджмента в условиях регулируемой рыночной экономики.

2.10. Типы инновационных стратегий.

Наука - это система знаний человечества об объективных законах развития природы и общества и одновременно это - деятельность людей по накоплению, систематизации и использованию полученных знаний.

Основная тенденция развития науки заключается в ее интеграции с прогрессом техники и производства. Различают три стадии этого процесса (интеграции).

1 стадия. В ХVII-XVIII вв. наука отставала от производства. Наука только объясняла природу явлений, которые уже нашли применение в производстве. Наука была неразрывно связана с производством. При этом главными функциями науки были:

а) эмпирическая (сбор, установление, накопление, описание и систематизация фактов);

б) теоретическая (объяснение, обобщение и прогнозирование тенденций и закономерностей).

2 стадия. Наука начинает догонять производство, решая задачи параллельно с их реализацией на практике. Происходит отделение науки от производственного труда. Изобретательство становится особым (специализированным) видом деятельности.

3 стадия. На современном этапе не наука опирается на производство, а производство на науку. Хотя производство по-прежнему и даже в гораздо большей степени доставляет науке как задачи, подлежащие решению, так и средства научного труда, однако наука при этом опережает производство, прогнозирует и определяет его преобразования. Наряду с эмпирической и теоретической функциями получают развитие функции поиска и обоснования путей практического использования научных достижений.

Следующей за тенденцией интеграции науки и производства идет тенденция индустриализации науки. Она проявляется в росте фондовооруженности труда ее работников, в автоматизации информационных, вычислительных и проектных работ, в увеличении доли овеществленного труда в затратах на науку.

Третьей тенденцией является углубление разделения научного труда. В конце XIX в. специализировалась, отделилась от учреждений общенаучного профиля прикладная (отраслевая) наука, а затем - опытно-конструкторские и проектные разработки. Это разделение труда привело к резкому росту его производительности, к сокращению срока, отделявшего выдвижение научной идеи от ее реализации, до периода творческой жизни одного поколения (15-30 лет).

Расходы на внедрение научно-технических достижений ныне в 8-10 раз превышают затраты собственно на науку. Страна, расходующая 5% национального дохода на развитие науки, должна затрачивать на обновление производства сумму, равную половине вновь созданной стоимости. Кроме того, усложняются и удорожаются сами исследования. При этом срок их возможного использования в производстве резко сокращается, потому что сокращаются сроки морального износа новой техники и пересмотра научных концепций. Наука перестала быть даровым ресурсом. Она превратилась в неограниченный, но дорогостоящий ресурс.

Это требует перехода от экстенсивного (за счет создания новых научных учреждений, роста численности персонала, вовлечения ресурсов из других отраслей) к интенсивному развитию науки.

4 тенденция. Это сближение наук о природе (естествознание) и об обществе через их связующее звено - науку о технике в широком смысле, включая ее организацию (технологию). Именно на стыке этих наук происходят наиболее важные открытия.

Развитие науки осуществляется в двух основных формах: эволюционной и революционной.

Эволюция в науке - это накопление в течение многих лет новых фактов и знаний в рамках прежних теорий, научных принципов и представлений.

Революция в науке - это коренная ломка и перестройка ранее установившихся воззрений в данной области науки, пересмотр ее фундаментальных положений, законов и принципов в результате накопления новых экспериментальных данных, открытия новых явлений, создания новой системы понятий и появление новых теоретических выводов, которые противоречат прежним.

Современная научная революция означает переворот не только в содержании отдельных областей знания, но и в средствах и методах научной деятельности в целом, а также в социальной роли науки. Этот процесс характеризуется следующими особенностями.

Во-первых, изменения одновременно происходят не в одной, а во многих взаимосвязанных областях науки - в физике, химии, биологии, психологии и т.д.

Во-вторых, наблюдается быстрая дифференциация, разделение и одновременно синтез, взаимопроникновение различных наук.

В-третьих, складывающаяся структура научного знания приближается к адекватному отражению структуры окружающего мира.

За рамки отдельных наук вышли такие понятия, как “система”, “структура”, “функция”, “норма”, “адаптация”, “надежность”.

В-четвертых, для современной науки характерно изменение метода познания: переход от натурных экспериментов с конкретными частицами, материалами, предприятиями, процессами и т.д. к исследованию их математических моделей.

В-пятых, углубляется гуманизация науки. Наука совершает фронтальный поворот в сторону человека, формируется единая наука о человеке, обществе и мышлении, которая ориентируется не только на развитие техники, но, прежде всего, на развитие многосторонних способностей человека, на его воспитание и образование.

Футурологи прогнозируют, а практика второй половины ХХ века подтверждает, что развитие цивилизации в третьем тысячелетии предопределяется состоянием и уровнем использования инноваций. В связи с этим важно обратить внимание на тот факт, что кризис, в котором находится Россия, в чистом виде проявился в первую очередь в сфере науки, использовании ее результатов.

Основными признаками его явилось противоречие между ростом числа занятых в науке и уровнем использования результатов их инновационных идей и проектов в национальной экономике.

По данным государственной статистики, невостребованными оставались в различные периоды от 85 до 95% законченных научных исследований. В начале 90-х годов в доход государства от продажи лицензий шло более полумиллиарда долларов, затраты на научные исследования по которым составляли в пределах 405 миллионов долларов. Сейчас на регистрацию новаций уходит чуть более 20 тысяч долларов в 5-6 западных странах.

Последствия низкого уровня потребления результатов научно-технического прогресса проявились в недостаточно высокой конкурентоспособности большинства товаров и услуг на мировом рынке.

В хозяйственной практике России весьма незначительно использовался опыт стран, проводивших в течение ХХ столетия целенаправленную инновационную политику, находящуюся под непрерывным государственным протекционизмом.

Инновационная деятельность в России длительное время развивалась на основе плановых централизованных методов управления. Характерной чертой инноваций в России было их приоритетное развитие в военно-промышленном комплексе и ограниченное использование в гражданских отраслях производства.

Как следствие, сформировались предпосылки для снижения побудительных мотивов научных исследований и для инновационного кризиса. За пять лет (1991-1996 гг.) расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки уменьшились в 15-18 раз, а число заявок на изобретения от промышленных предприятий сократилось почти в 8 раз - со 180,5 до 23 тысяч.

А между тем на территории России в 1995 году было сконцентрировано около 4 тысяч организаций, выполняющих научные исследования, из них 424 вуза. В них работали 1,2 млн. специалистов (без учета научно-педагогических работников вузов). Каждый второй, из числа научных работников, был занят в области технических наук, примерно одна треть из них работали в вузах.

В этот период каждый третий ученый мира был гражданином России, а уровень развития фундаментальных исследований устойчиво занимал лидирующее положение. По существу, результаты фундаментальных российских исследований плодотворно использовались всем мировым сообществом.

 

2.2. Циклы и тенденции развития производства.

Главной особенностью развития производства является цикличность, смена периодов эволюции (модернизации) качественными скачками, революциями. Выделены три формы такого развития:

1) смена модели в рамках одного поколения техники;

2) смена поколений в пределах одного направления;

3) появление принципиально новых (основанных на научных от- крытиях) направлений.

Циклы развития производства связаны с изменением его форм организации и управления, методов подготовки кадров. Изменяются экономические свойства нововведений. При первичной механизации экономия живого труда сопровождалась увеличением затрат овеществленного. При обновлении поколений и направлений техники снижается ресурсоемкость конечного продукта.

Усложняется структура цикла. На первом этапе требуются крупные капиталовложения в перестройку машиностроительного комплекса и производства конструкционных материалов. На втором - преобразуются технология и структура производства у потребителя новых видов техники. На третьем - затраты начинают окупаться, здесь особенно важен фирменный ремонт и обслуживание новой техники.

Чем глубже преобразования, тем больше времени и средств уходит на создание и освоение нововведений, но тем больше эффект на третьей стадии. При этом основные затраты несет машиностроение, а главные результаты получают отрасли, применяющие новую технику.

Развитие техники проходит четыре основных этапа. На первом - техника носит универсальный характер (например, токарный станок, полувагон). Возникает противоречие между растущим многообразием потребностей (увеличение номенклатуры изделий, родов перевозимых грузов) и необходимостью снижения трудоемкости изделия. Разрешение этого противоречия приводит ко второму этапу - все более узкой специализации средств труда, которая является мощным рычагом роста производительности труда, но лишь при стабильности условий ее применения. Третий этап - создание технических систем, состоящих из унифицированных элементов. Универсальность такой системы совершенно иная, чем у токарного станка. Она сочетает гибкость с высокой производительностью.

Четвертый этап – создание интегрированных технических систем, обеспечивающих производство целостных продуктов потребления.

 

2.3. Направления научно-технического развития.

Главной особенностью развития научно-технического комплекса в рамках третьей научно-технической революции является создание такой жизнеспособной экономики, которая будет использовать существенно меньшее количество материалов и энергии.

Сегодняшний момент развития человеческой цивилизации имеет много отличий, по сравнению с предшествующими периодами. Основные отличия таковы:

- каждый час на земле рождается около 10 000 людей;

- избыточным ресурсом в мире стали люди, в то время как природа стала намного беднее;

- увеличивающееся извлечение ресурсов, их транспортировка, использование и превращение в отходы постепенно разрушают естественные запасы капитала;

- для процветания человечества в будущем оно должно более производительно использовать ресурсы и извлекать в 100 раз больше пользы из каждой единицы энергии, воды, материалов и т.д.

- глобальный поток материалов ежегодно составляет, прибли-зительно, 500 млрд. тонн, 98 – 99% которого тратиться впустую и т.д.

Эта нагрузка на природу предопределила формирование экономики нового типа. Это будет экономика так называемого «естественного капитализма», фундаментальные предложения которого должны развиваться в рамках концепции производительности ресурсов, предполагающей одновременно реализацию интегральных проектов от технических устройств до производств и отраслей в целом.

Эта концепция, переориентирующая общество на системное развитие в рамках третьей промышленной революции, основана на следующих ценностях:

а) устойчивая экономика предполагает сохранение естественного капитала;

б) право на существование имеют только демократические рыночные системы производства, в которых полностью оценены все формы капитала - человеческий, производственный, финансовый и естественный;

в) радикальное увеличение производительности ресурсов превалирует над концепцией производительности труда;

г) человеческое благосостояние лучше всего обеспечивается путем увеличения качества и потока желательных услуг, а не просто увеличением потока денег;

д) экономическая и экологическая устойчивость государства, его процветание и развитие зависят от восстановления глобальной справедливости распределения доходов и материального благосостояния;

е) оптимальная долгосрочная установка для развития сферы обслуживания людей основывается, прежде всего, на потребностях людей, а не на потребностях бизнеса.

Указанные ценности могут быть реализованы четырьмя центральными стратегиями:

1. Радикальное повышение производительности ресурсов.

2. Подражание природе.

3. Развитие экономики сервиса и потоков.

4. Увеличение инвестиций в естественный капитал.

Указанные стратегии находят свое практическое воплощение в следующих шести взаимодополняемых главных категориях научно-технической деятельности:

- проектирование;

- новые технологии;

- управление;

- корпоративная культура;

- новые процессы;

- экономия материалов. Данные категории научно – технического развития входят составной частью в основные направления научно-технического развития мировой цивилизации.

Выделяются пять основных направлений научно-технического развития:

1) автоматизация и электронизация на базе применения компьютеров и роботов, внедрение гибкой технологии, позволяющей быстро и эффективно перестраивать производство на изготовление новых образцов продукции;

2) использование безотказных и энергосберегающих технологий, развитие биотехнологий;

3) изменения в энергетическом обеспечении (новейшие атомные реакторы, управляемый термоядерный синтез, другие альтернативные источники энергии - энергия водорода, ветра, солнца, морских волн, геотермальных источников, применение плазменной технологии), позволяющие кардинально уменьшить энергопотребление;

4) получение материалов с заранее заданными свойствами: благодаря применению консервативного элемента - предметов труда - материалы превращаются в один из наиболее динамичных и новых видов, в частности

- материалы с замкнутыми циклами использования в рамках концепции долгоживущих материалов;

- группы материалов, заменяющие ранее существующие;

5) развитие человека как главной производительной силы общества на базе перестройки общего и профессионального образования: активизация человеческого фактора в управлении производством, использование достижений не только технических наук, но и наук о человеке (социальная психология, психология труда и обучения, социология, физиология труда, эргономика и т.д.) для согласования физических и психических возможностей, а также социальных потребностей человека со свойствами технических и организационных систем.

Все направления научно-технического развития взаимосвязаны. Современная технология немыслима без автоматизации. С другой стороны, автоматизация наиболее эффективна не путем оснащения новыми управляющими устройствами обычных машин, а применительно к безмашинному производству, немеханической технологии.

 

2.4. Направления технологического развития.

Технологическое развитие связано с переходом от преимущественно механической обработки предметов труда к комплексному использованию многообразных сложных форм движения материи, особенно в областях физических, химических и биологических процессов. Глобальное направление, как уже отмечалось, состоит в реализации интегральных проектов от технических устройств до производств и отраслей в целом.

Технология определяет не только порядок выполнения операций, но и выбор предметов труда, средств воздействия на них, оснащение производства оборудованием, инструментом, средствами контроля, способы сочетания личностного и вещественных элементов производства во времени и пространстве, содержание труда, отношения производства с окружающей средой. Поэтому освоение принципиально новых технологий является одновременно и следствием и предпосылкой эффективного использования новых средств и предметов труда.

Во-первых, речь идет о переходе от дискретных (прерывных) многооперационных процессов, которые могут развиваться лишь по линии все большего дробления операций - к малооперационным и зачастую непрерывным процессам. Так, в машиностроении развитие технологии связывается ныне не только и не столько с ростом мощностей и рабочих скоростей, сколько с переходом к обрабатывающим центрам и агрегатным станкам. В легкой промышленности изготовление изделий из нетканых материалов включает всего несколько операций вместо 300-400 по традиционной технологии (выращивание волокна, его очистка, мойка, прядение, ткачество, отделка, пошив).

Во-вторых, механическая обработка предметов труда уступает место непрерывным физико-химическим и биологическим процессам: геотехнология добычи полезных ископаемых, гидро-, газо- и светоэкструзия, вибрационная обработка, бездоменная и порошковая металлургия на основе прямого восстановления железа, безверетенное прядение, бесчелночное ткачество, получение готовых изделий методами точной пластической деформации.

В-третьих, начинается переход к замкнутым технологическим схемам с полной переработкой полупродуктов (безотходная технология).

В-четвертых, использование экстремальных, не встречающихся в окружающей среде условий (сверхвысокие и сверхнизкие давления и температуры, глубокий вакуум, электромагнитные поля большой мощности и др.) Плазменная технология используется для получения новых материалов, изменения их состава и свойств, упрочнения и т.д., радиационная - для модификации полимеров в кабелях и электроизоляции.

В-пятых, использование электроэнергии не только как двигательной силы, но и для непосредственной обработки предмета труда - электрохимической, электрофизической (лазерная, электроискровая, электроимпульсная, электроконтактная), токами высокой частоты, использованием электронных пучков высокой энергии для повышения термопрочности материалов, покраски без растворителей, мгновенной полимеризации, дезинфекции сточных вод и т.д. Лазерная технология используется для сварки, резки, термообработки, упрочнения деталей, прошивки отверстий, бесконтактного контроля и т.д.

В-шестых, для новейшей технологии характерны большая универсальность, связанная с переходом от многообразных машин с подвижными механическими органами к унифицированным аппаратам, использованию электричества в качестве универсального посредника при обработке материалов.

В-седьмых, новые технологии зачастую носят межотраслевой характер: одни и те же принципы используются в различных отраслях.

Самой массовой промышленной технологией эпохи научно-технического развития является планарная. С ее помощью ежегодно создаются сотни триллионов транзисторов для логических и запоминающих устройств - оптических, магнитных, акустических, твердотельных в составе интегральных схем, а также датчиков для различных физических сигналов.

Новая технология стареет медленнее, остается прогрессивной гораздо дольше, чем оборудование и изделия. Поэтому вложения здесь окупаются гораздо быстрее. Непрерывная разливка и внепечная обработка стали, лазерная и биотехнология, генная инженерия. Ожидается, что в ближайшие 10-20 лет с помощью биотехнологии будет изготовляться более 10-12% всего органического сырья.

Знание основ новой технологии необходимо менеджеру для определения ее эффективности, прогнозирования распространения, и обоснования наиболее рационального варианта технологических систем и их структуры, планирования и организации процесса создания и освоения технологических нововведений.

2.5. Революция в предметах труда

 

Переворот в предметах труда связан с их конструированием, то есть переходом от использования естественных свойств природных материалов к созданию предметов труда применительно к требованиям проектируемых систем. Единственным критерием и здесь становится максимум эффективности затрат на единицу полезного результата, достигаемого на основе повышения качественных характеристик материалов (устойчивость к износу, технологичность в обработке, коррозионная и радиационная стойкость и др.).

К основным направлениям развития предметов труда относятся:

1) Повышение качества естественных материалов на основе черных и цветных металлов, а также тугоплавких соединений путем применения специальных покрытий, методов обработки, добавок, использования особо чистых и стандартных по своим свойствам материалов.

2) Создание и широкое применение синтетических материалов с заранее заданными свойствами - пластмассы, заменяющие дефицитные природные материалы и имеющие лучшие эксплуатационные свойства, качество и долговечность изделий (в частности, полупроводники для микроэлектроники, синтетические волокна, смолы и каучуки).

3) Создание и широкое использование композиционных, а также аморфных и микрокристаллических материалов, обладающих уникальным сочетанием механических, антикоррозионных и других свойств. В частности, созданы двигатели внутреннего сгорания и газовые турбины из керамики, которая обладает высокой прочностью, стабильностью при повышенных температурах, низкой плотностью и высокой коррозионной стойкостью.

Экономическая оценка основных свойств материалов в современных условиях необходима при прогнозировании и планировании в инновационном менеджменте.

 

2.6. Этапы и формы автоматизации производства.

Первый этап комплексной автоматизации начался в 60-х годах, когда изменилось отношение к информации. Информация превратилась в такой же важный элемент производства, как и энергия. АСУ непрерывными технологическими процессами, станки с электронным и числовым программным управлением (ЧПУ), многооперационные обрабатывающие центры, агрегаты и линии. При этом значительно повышается производительность труда и точность обработки. Однако, одновременно растет число вспомогательных рабочих (наладчиков, ремонтников и др.).

Для повышения эффективности необходима полная загрузка роботов и автоматизированного оборудования (линий).

На втором этапе автоматизации производства осуществляется переход к гибким производственным системам (ГПС), когда автоматизируется не только воздействие на предмет труда, но и перестройка структуры производства при изменении спроса на продукцию, при смене рабочих программ, инструмента, заготовок. Увеличивается срок “безлюдной” работы. Этот этап становится ведущим в 90-х годах.

На третьем этапе создаются интегрированные производственные комплексы. Они объединяют ГПС и системы автоматизированного проектирования (АПР), технологической подготовки производства, исследований и разработок, а также АСУ производством в целом. Это позволит в начале ХХI века осуществить переход к полностью автоматизированным производствам.

 

2.7. Электронизация и информатизация производства.

Электронизаци я - использование компьютеров для сбора, хранения, передачи и обработки информации, используемой в процессе труда. Ее этапы связаны со сменой поколений ЭВМ.

В 80-х годах получили массовое распространение микропроцессоры (первый появился в 1970 г.), выполненные по интегральной технологии на миниатюрном кристалле и легко встраиваемые в обычные машины (транспортные средства, станки, приборы и т.д.). Это малое (размером в 1/4 спичечного коробка) калькуляторное устройство способно хранить и перерабатывать десятки, и даже сотни тысяч электронных единиц информации - столько же, сколько прежние ЭВМ в десятки тонн. В сочетании с оптическими волокнами, которые заменяют тяжеловесные кабели, микропроцессоры позволяют создавать автоматизированные системы управления производством (АСУП), технологическими процессами (АСУТП), автоматизированные интегральные системы технической подготовки производства (АСТПП). В начале 90-х годов в мире насчитывалось свыше миллиарда микропроцессорных систем и устройств.

Эффект электронизации связан с: увеличением производительности труда во всех сферах деятельности (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля, здравоохранение, образование, услуги); снижением в 1,2 раза материало- и энергоемкости продукции, экономией капиталовложений; сокращением численности управленческого аппарата, сроков разработки и реализации научно-технических программ (в 2-3 раза); повышением эффективности обучения кадров, медицинского и бытового обслуживания.

Электронизация тесно связана с информатизацией - комплексом мер по обеспечению полноты, достоверности, своевременности и доступности научно-технической, экономической и другой социально значимой информации для всех граждан с учетом их роли в общественном производстве. Появляется самая перспективная отрасль - изготовление программ, формализующих знания, накопленные обществом и хранящиеся в памяти компьютера.

Программа - новый вид техники, концентрирующей интеллект, эквивалентной по эффективности большому количеству оборудования. Сложная и высококачественная программа равноценна сотням и тысячам посредственных.

 

2.8. Сущность, задачи и функции управления развитием.

Управление развитием включает систему целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и производства, широкое и быстрое распространение и освоение крупных нововведений в народном хозяйстве, ускорение социально-экономического развития.

Задачи управления развитием заключаются в экономии и преобразовании труда, сбережении материальных и топливно-энергетических ресурсов, эффективном использовании основных фондов и капиталовложений, формировании и удовлетворении общественных и личных потребностей (спроса). Особое значение имеет социальная функция управления развитием, связанная с преобразованием условий жизни, труда и быта.

Функции управления развитием. В трудоемких отраслях (добывающая промышленность, сельское хозяйство, торговля, сфера услуг и др.) и регионах, где не хватает рабочей силы, на первый план выдвигается трудосберегающая функция управления, в материалоемких отраслях и районах с напряженной экологической обстановкой - ресурсосберегающая.

Фондосберегающая функция становится определяющей для районов, где необходимы дополнительные рабочие места для трудоустройства. Все функции управления развитием связаны друг с другом: экономия материалов сберегает труд в сырьевых отраслях, а лучшее использование основных фондов сберегает труд в машиностроении, строительстве и на транспорте. Охрана природы и улучшение природопользования входят также в число важнейших функций управления развитием.

 

2.9. Научно-техническая политика и основные черты инновационного менеджмента в условиях регулируемой рыночной экономики

Научно-техническая политика включает следующие основные положения:

1) выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и производства;

2) формирование целевых программ создания и распространения новых поколений техники и базовых технологий;

3) разработка программы опережающего развития фундаментальных исследований;

4) развитие системы непрерывного образования, приспособленной к меняющимся задачам формирования личности, развития науки и производства;

5) содействие многообразным формам научно-технического творчества и соединения науки с производством;

6) создание благоприятных экономических и правовых условий ускорения научно-технического развития с помощью гибкой налоговой, финансовой и кредитной политики, антимонопольного законодательства;

7) организация внутригосударственного (межрегионального) и международного научно-технического сотрудничества.

При этом необходимо обеспечить рациональное сочетание коренных и развивающихся нововведений.

Научно-техническая политика тесно связана со структурной (определение темпов, пропорций и приоритетов в развитии народного хозяйства), инвестиционной (определение объема, структуры и направлений капиталовложений с целью обновления основных фондов) и инновационной (внедрение инноваций во все сферы общественного воспроизводства) политиками.

Структурная политика направлена:

1) на ускоренное развитие наукоемких отраслей, определяющих рост производительности труда и повышение социально-экономической эффективности производства;

2) на воссоздание структуры производств, основанных на последних достижениях науки и технологии;

3) перестройку и замену неэффективных производств новыми, использующими достижения последней научно-технологической волны;

4) экономное использование природных ресурсов за счет рационального использования свойств материи, составляющих эти ресурсы, сокращение объема их добычи.

Главное - не темпы, а новое качество развития производства.

Инвестиционная политика предусматривает увеличение вложений:

1) в реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий по сравнению с новым строительством;

2) в развитие научной и опытно-экспериментальной базы по приоритетным направлениям (электронизация, механизация и автоматизация физически тяжелых и вредных работ (в т.ч. погрузочно-разгрузочных на транспорте); автоматизация управленческого труда; метрология и диагностические устройства; энерго- и ресурсосберегающие технологии; компьютерные программы и др.).

Инновационная политика. Концепция инновационной политики исходит из интенсивного освоения нововведений и радикальных новшеств. Инновационная модель развития базируется на стратегической инновационной политике, которая призвана обеспечить приоритет нововведениям, позволяющих кардинально изменить инвестиционную активность предприятий в сторону ее роста, ускорить научно-технический прогресс и сократить разрыв в уровне экономического и социального развития между регионами и странами, и, на этой основе, повысить конкурентоспособность национальной продукции и услуг.

Индустриально развитые страны в большинстве своем проводят инновационную политику, основанную на предвидении изменений, своевременной адаптации, характеризующейся гибкостью реакции отраслей, предприятий, с конца XIX века. Это позволяет им сегодня доминировать на мировых ранках.

Многие преуспевающие корпорации, фирмы используют инновационную модель развития. С целью интенсификации инновационного процесса в них создаются внутренние рисковые (венчурные) предприятия. Такие предприятия, оставаясь в рамках крупной компании, обладают всеми достоинствами независимых малых фирм и быстро проводят новшества по этапам инновационного процесса, оперативно реагируя на изменения в технике, технологии, рынке сбыта, поведении конкурентов и потребителей продукции. Они компенсируют бюрократические пороки аппаратов управления основных компаний.

 

Литература

1. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебн. пособие. – М.: Дело, 2003. – 512 с.

3. Контуры инновационного развития мировой экономики. М.: Наука. 2000.

4. Естественный капитализм: грядущая промышленная революция / Поль Хокен, Эймори Ловинс, Хантер, Ловинс. – М.: Наука, 2002. 459 с.

4. Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады. – М.: Наука, 2002. – 348 с.

5. Мильнер Б.З. Управление знаниями. – М.: Инфра – М, 2003. – XIY, 178 с.

6. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности/ Руководители авторского коллектива В.Д. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2004. – 880 с.

7. Инновационная экономика. 2-е изд., исправленное и дополненное./ Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2004.-352 с.

 

План практических занятий

1. Стадии и тенденции развития науки.

2. Современное положение с внедрением научно-технических достижений в России.

3. Циклы и тенденции развития производства, сущность, особенностии этапы научно-технического развития.

4. Особенности развития научно - технического комплекса в рамках наступающей третьей научно-технической революции.

5. Направления технологического развития и их использование для развития российской экономики.

6. Революция в предметах труда.

7. Этапы и формы автоматизации производства.

8. Электронизация и информатизация производства.

9. Сущность, задачи и функции управления развитием.

10. Научно-техническая политика и основные черты инновационного менеджмента в условиях регулируемой рыночной экономики.

 

Литература

1. Зинов В.Г. Управление интеллектуальной собственностью: Учебн. пособие. – М.: Дело, 2003. – 512 с.

3. Контуры инновационного развития мировой экономики. М.: Наука. 2000.

4. Естественный капитализм: грядущая промышленная революция / Поль Хокен, Эймори Ловинс, Хантер, Ловинс. – М.: Наука, 2002. 459 с.

4. Государственная экономическая политика США: современные тенденции / Ин-т США и Канады. – М.: Наука, 2002. – 348 с.

5. Мильнер Б.З. Управление знаниями. – М.: Инфра – М, 2003. – XIY, 178 с.

6. Инновационный менеджмент в России: вопросы стратегического управления и научно-технической безопасности/ Руководители авторского коллектива В.Д. Макаров, А.Е. Варшавский. М.: Наука, 2004. – 880 с.

7. Инновационная экономика. 2-е изд., исправленное и дополненное./ Под ред. А.А. Дынкина, Н.И. Ивановой. М.: Наука, 2004.-352 с.

8. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. Л.Н. Орловой. М.: Инфра-М, 2004, - 238 с. – (Высшее образование).

 

Тема 3. Нововведения как объект инновационного управления.

Лекции №№ 4-5

(к.т.н. Старовойтенко О.А.)

 

 

План

3.1. Cодержание инновационного процесса.

3.2. Жизненный цикл нововведений и стадии (фазы) инновационного процесса.

3.3. Фундаментальные исследования.

3.4. Прикладные исследования.

3.5. Технико-экономические разработки.

3.6. Первичное (пионерное) освоение нововведений.

3.7. Распространение нововведений.

3.8. Эффективное использование и устаревание нововведения.

3.9. Научно-производственный цикл.

3.10. Экономическое, экологическое и социальное устаревание нововведений.

3.11. Оценка использования времени в процессе “исследование - производство”.

3.12. Оценка рациональности структуры научно-производственного цикла.

3.13. Пути сокращения длительности научно-производственного цикла.

3.1. Содержание инновационного процесса.

Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку и на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки [1].

В нормативных актах Правительства РФ под инновационной деятельностью понимается «деятельность, направленная на использование научных знаний в целях получения нового продукта, или улучшения производимого продукта, совершенствование способа его производства и социального обслуживания» (постановление Правительства РФ от 21 ноября 1995 г. № 1090 «О Федеральном фонде производственных инноваций», в Законе РФ от 22 ноября 1995 г. «О науке и государственной научно-технической политике Российской Федерации» (ст.2))

Системные качества инновационного процесса: он должен быть непрерывным, обеспечивать улучшение ранее существовавших характеристик, параметров продукта или технологии, иметь коммерческую направленность, построен на интеллектуальной собственности, обладать свойствами новизны, в которых заинтересованы потребители этого процесса.

Протекание инновационного процесса детерминировано инновационной инфраструктурой, которая включает в себя:

- соответствующую нормативно-правовую и законодательную базу;

- сформировавшийся рынок научно-технической продукции;

- сеть организаций, осуществляющих коммерциализацию и капитализацию научных разработок;

- консультативные центры;

- информационно-посреднические организации (службы);

- организации, осуществляющие экспортно-импортные операции по нововведениям;

- сеть организаций, осуществляющих инженерные, аудиторские, управленческие, координационные и иные платные услуги;

- научные и практические кадры, готовые к восприятию нововведений.

Инновационный процесс от разработки до внедрения может быть представлен следующим образом (см. Рис.2) [2].

 
 

 


 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 6465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.