Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 13. Групповые методы выработки управленческих решений

Интеллект в управленческих концепциях отождествляется с:

· системой умственных операций

· стилем и стратегией решений проблем

· эффективностью адаптации к различным обстоятельствам.

Характеристики интеллекта:

· глубина, т.е. способность проникать в сущность явлений, понимать причины, закономерности

· критичность, т.е. объективная оценка событий, явлений, желание подвергнуть сомнению гипотезы, решения

· гибкость, т.е. способность переключаться с одной идеи на другую, в том числе на противоположную собственной

· широта ума, т.е. способность видеть проблему во взаимосвязи с другими явлениями

· быстрота, т.е. скорость решения задач, способность генерировать идеи

· оригинальность, т.е. способность производить новые идеи, отличные от общепринятых

· пытливость, т.е. потребность всегда находить наилучшие решения

Основной инструмент интеллекта – мышление, т.е. процесс познавательной деятельности, суть которой состоит в установлении связей и отношений между познаваемыми объектами. В мышлении выделяют: 1)операции; 2) виды; 3)формы.

Операции мышления:

1. сравнение – это сопоставление явлений, предметов, нахождение сходства, различия между ними

2. анализ – это мысленное разделение явлений на части или свойства

3. синтез – это мысленное объединение свойств, частей в единое целое

4. обобщение – это мысленное объединение явлений, предметов, отношений по общим существенным признакам

5. абстрагирование – это выделение общих признаков и отвлечение от других. С помощью абстракции строятся все модели.

Формы мышления:

· понятия – отражают существенные свойства, связи, отношения предметов и явлений, которые выражаются словами или группой слов

· суждения – это утверждения или отрицания чего-либо. Утверждение может быть истинным или ложным

· умозаключения – строятся на основе нескольких суждений, по которым делается определенный вывод. Умозаключения могут быть: 1) дедуктивными (гипотетическими), т.е. от идеи к фактам; 2) индуктивными, т.е. от фактам к теории; 3) по аналогии.

Виды мышления (различают виды мышления по 4-м основаниям):

1. по форме:

· наглядно-действенное

· наглядно-образное

· абстрактно-логическое

2. по характеру задач:

· теоретическое

· практическое

3. по степени развернутости:

· интуитивное

· опытно-практическое

· рациональное

4. по степени новизны и оригинальности:

· творческое

· нетворческое

Процесс обдумывания решения сложен и для одного человека, и для группы, т.к в группе доминируют разные из вышеперечисленных характеристик. В таких ситуациях следует использовать типовые схемы интеллектуального анализа:

· сортировка вариантов решения

· конкретизация причин проблемы

· прогнозирование и анализ необходимых действий

· выработка рекомендаций к действиям

· выделение основных и вспомогательных характеристик проблемы

· разделение проблемы на части

Этапы рассуждения о проблеме:

1 этап – вопросы «что случилось, каковы симптомы проблемы, что не устраивает, какая ситуация была бы предпочтительней?»

2 этап – нужно рассортировать симптомы, выделить помехи, согласовать интересы, понять, что мешает единству интересов

3 этап – полезно задать вопрос «что делать», выявить стратегии и определить идеальный результат разрешения проблемы

4 этап – нужно предпринимать конкретные шаги и оценивать конкретные результаты

В процессе обдумывания проблемы полезно озадачиться следующими вопросами: возможно ли упростить проблему, имеются ли аналоги решения проблемы, возможны ли изменения, каков риск и чем рискуем. Таким образом, следует рассматривать проблему с разных позиций, понять все ее особенности.

Правила принятия управленческих решений:

· выбор есть всегда

· вы всегда являетесь частью проблемы

· необходимо выделить все плюсы и минусы каждого варианта решения проблемы, причем надо помнить, что все минусы – это плата за плюсы

· не сравнивайте минусы принятого варианта с плюсами отвергнутого

· ключ к разгадке любой проблемы – в ней самой

· специфические черты проблемы – это и есть ключи к ее решению. Любая проблема – сгусток противоречий.

· риск при выборе практически неизбежен

· реализовать несколько вариантов сразу невозможно

· обсуждая свою проблему, необходимо помнить, что собеседник имеет совещательный голос, так как решать все равно вам.

Типовые модели процесса обдумывания решений:

1. модель сегментированного поиска (7 шагов):

· анализ проблемной ситуации, формулировка общих задач, сбор информации

· анализ аналогичных ситуаций, объектов, прототипов

· уточнение формулировки задач

· выдвижение различных идей по решению проблемы

· определение ограничений по реализации вариантов решений

· оценка вариантов решений

· отбор наилучших, наиболее предпочтительных вариантов

2. схема обсуждения проблемы (модель LOTS):

· обсуждение существующего варианта

· обсуждение стратегий

· выработка долгосрочных целей

· выработка краткосрочных целей

· обсуждение ресурсного обеспечения

· обсуждение кадрового потенциала

· выработка планов развития

· обсуждение вариантов организации

· выработка вариантов отчетности и анализа

3. модель последовательности осмысления проблемы:

· оценка стратегии

· оценка сильных и слабых сторон организации

· оценка общепризнанных ценностей: соотнесение проблем и причин

· оценка структуры организации

· оценка организационных систем: снабжения, сбыта, производства

· оценка кадров

· оценка действий

4. модель «атака на разрыв желаемой и прогнозируемой деятельности»:

· формулировка целей

· прогноз динамики показателей

· выявление разрыва между целями и прогнозом

· формулировка вариантов инвестиций и деловой стратегии

· определение потребности в ресурсах

· дальше опять по кругу – к формулировке целей.

 

ЛЕКЦИЯ 14. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ «ГРУППОВЫЕ МЕТОДЫ ВЫРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ»

Модели групповых методов выработки решений:

1. мозговой штурм – это один из старейших методов группового решения проблемы. Его предложил американец Осборн в 1939 году. Это способ работы группы, ориентированный на поиск многих вариантов решения проблемной ситуации. Главная идея – выдвижение возможно большего количества вариантов решения за счет коллективного интеллекта. Обычно для мозгового штурма приглашаются специалисты разных областей знания. Наилучшие результаты применения мозгового штурма выявлены при необходимости создания новой продукции, выявления новых способов действия, особенно в тупиковых ситуациях. Работа группы при мозговом штурме строится в 3 этапа:

· постановка проблемы. Осуществляется руководителем, он разъясняет суть проблемы, ее черты и факторы. Участники обсуждают и пытаются понять, что даст решение проблемы, кому и для чего это необходимо, т.е. каждый участник должен понять важность разрешения проблемы

· генерирование идей – происходит через выдвижение различных предложений. Важно, чтобы все участники руководствовались следующими рекомендациями: 1) необходимо избегать мысли о том, что проблема может быть решена только известными способами; 2) чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой идеи; 3) если проблема не поддается решению в целом, значит ее нужно разделить на части; 4) требуются не знания участников, а идеи по решению проблемы; 5) каждый участник должен рассчитывать на личное поощрение, одобрение; 6)при высказывании идей участникам категорически запрещается высказывать критические замечания и промежуточные оценки, демонстрировать свое превосходство. Этап генерирования идей длится от 15 минут до часа.

· оценка и отбор идей – может осуществляться как участниками мозгового штурма, так и специальной группой менеджеров, т.е. заведомо нереальные идеи отбрасываются.

2. Синектика. Основоположник – Гордон. Синектика – это профессиональный мозговой штурм, который осуществляется специальной группой людей, обученной этому приему. Группа этих людей стабильна по составу. Традиционно последовательность действий такова:

1) формулировка руководителем группы проблемы, как е сформулировал заказчик

2) понимание проблемы специалистами группы

3) генерирование идей, поиск аналогов, анализ прошлого опыта

4) экспертиза вариантов, т.е. оценка реализуемости предложенных вариантов.

Типовые приемы работы таких специалистов:

· принцип неологии, т.е перенос в анализируемую область новых процессов, материалов

· принцип адаптации, т.е. приспособление известных процессов к условиям решаемой проблемы

· использование принципа дифференциации, т.е. структуризации проблемы

· принцип интеграции, т.е. объединения, совмещения, упрощения

· использование принципа инверсии, т.е. переворачивание проблемы с ног на голову

· принцип динамизации, т.е изменение массы, размеров и других физических признаков проблемы

· принцип аналогии, т.е. отыскивается сходство с уже известными системами

· принцип идеализации, отталкиваясь от которой приспосабливаются существующему

· принцип эмпатии, т.е рассмотрение проблемы с позиции кого-либо

· принцип фантазии: дается свобода процессам фантазирования с целью натолкнуться на оригинальное решение

· принцип классификации

· принцип дедукции и индукции

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Методы прогнозирования | Функционально-стоимостной анализ.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.