Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Профессиональная стратификация.

Статус - социальное положение индивида в обществе или местоположение индивида в структуре социального взаимодействия. Содержание статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей в определенной системе отношений. Совокупность статусов данного индивида – статусный портрет.

Отношение между индивидом и статусом напоминает отношение между водителем автомобиля и местом водителя в машине. Функции рулевого управления и прочих приспособлений остаются неизменными, в то время как водителем с большим или меньшим успехом может быть почти любой, использующий эти функции.

Статусы могут занимать определенное место в статусной иерархии. Она отражается в общественном мнении. Статус банкира выше статуса сантехника и т.д. Место в иерархии называется рангом (высокий, средний и низкий). Чем выше ранг, тем большими привилегиями, благами, почетом, символами, наградами и престижем наделен его носитель. Ранг статуса может приобрести формальное закрепление, или легитимацию, и в этом случае он называется титулом, званием.

Роль - модель поведения, соответствующая данному статусу, динамическая характеристика статуса, – соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса и позиции в обществе. Все статусы и роли производны от социальной системы и являются ее неотъемлемыми частями, но они независимы в отношении индивидов. Индивиды заполняют статусы и исполняют предписанные статусами роли.

Пребывание в той или иной позиции (статусе) одновременно определяет степень активности индивида и устанавливает минимум навыков, которыми он обязан владеть. Нанимателю нет нужды знать технологию труда нанимающегося, последний же избавлен от потребности разбираться в технике маркетинговых исследований или в бухгалтерском учете.

Среди общественных статусов выделяют: предписанные и достижимые.

Предписанные статусы - это статусы, которыми индивиды наделены без учета их склонностей и способностей. Они предвидимы и подготовка к ним начинается с самого рождения.

К таковым статусам относятся пол, возраст, национальность, расовая или кастовая принадлежность. Сословная принадлежность также пример приписанного статуса.

Достижимые же статусы таковы, что могут требовать особых качеств, но не обязательно сводятся к ним. Они не закрепляются за индивидами с самого рождения, но открыты на основе конкуренции и личных усилий.

Общество также ограничивает конкуренцию, принимая во внимание пол, возраст и социальную принадлежность. Дискриминиция по полу, возрасту, расовой, национальной или конфессиональной принадлежности, гражданству и т.п. является способом уменьшения конкуренции и механизмом закрепления некоторых статусов за представителями определенных групп. Существуют и другие способы косвенного закрепления статусов за представителями определенных групп.

Как и у индивида, у любого общества в любой исторический момент есть характерный только для него статусный портрет - совокупность всех статусов, существовавших в нем. У первобытного общества их не более двух десятков. Российское общество в 1913 г. имело в своей социальной структуре такие статусы, которые исчезли после 1917 г. (полицмейстер, дворянин, царь).

Одна из важнейших структурных единиц общества – социальные институты. Под институтами подразумеваются комплексы и системы отношений между людьми и соответствующие им практики, которые, которые постоянно востребованы обществом и поэтому постоянно воспроизводятся. Социальные институты интегрируют и координируют множество индивидуальных действий людей и упорядочивают социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни. Примеры: церковь, государство, собственность, семья и др.

Когда мы говорим о системе общественных институтов, то представляем строение общества как комплекс взаимосвязанных функциональных сфер, в котором большие группы людей подразделены на коллективы, решающие какие-то важные задачи. Каждый социальный институт можно также представить как совокупность статусов и ролей.

Институционализация – это процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые формы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы. В процессе институционализации определяются и закрепляются социальные нормы, правила, статусы и роли, они приводятся в систему. Спонтанное и экспериментальное поведение заменяется на предсказуемое, которое ожидается, моделируется и регулируется.

Например: институционализация какой-либо науки. Это предполагает принятие решений и постановлений, создание исследовательских организаций, бюро, служб и лабораторий, открытие при университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов, отделений, кафедр и курсов подготовки профессиональных специалистов, издание журналов, учебников, монографий и т.д.

В процессе институционализации возникают расхождения между интересами всего сообщества и интересами отдельных функциональных субъектов (групп или индивидов). Последние могут преследовать собственные цели под видом осуществления общественных задач. Примеры: прием на работу “своих”, осуществление политической ориентации через институт образования в советское время и т.д.

В развитом виде социальный институт включает в себя следующие элементы:

- ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

- совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

- формальную и неформальную организацию;

- совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

- обособленный комплекс социальных действий.

Каждый социальный институт имеет свои символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и т.п.)

Институциональный кризис - обратный процесс, характеризующий падение авторитета данного института и снижения доверия к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института эффективно выполнять свои главные функции. Например, образования - учить детей, медицины - лечить и т.д.

Типология социальных институтов.

Все социальные институты подразделяют на главные (фундаментальные) и неглавные (частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования.

Социальные институты подразделяются также: по временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления и т.п.

1. экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

2. политический (в том числе военный) - институты власти;

3. образование – осуществляет коммуникацию между поколениями;

4. семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

5. религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству (труду) не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первые орудия труда. Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит на отметке 500 тыс. лет. Государство существует примерно столько же, сколько и образование - 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько меньшим.

Типы социальных институтов и их функции.

 

Функции Типы институтов
Репродукция (воспроизводство общества в целом и отдельных его членов, а также их рабочей силы) Брачно-семейные Культурные Образовательные
Производство и распределение материальных благ (товаров и услуг) и ресурсов Экономические
Контроль за поведением членов общества Политические Правовые Культурные
Регулирование использования власти и доступа к ней Политические
Коммуникация между членами общества Культурные Образовательные
Защита членов общества от физической опасности Военные Правовые Коерсивные (полиция, суд, пенитенциарная истема) Медицинские

 

Американский социолог Роберт Мертон различал явные и латентные функции социальных институтов. Явные функции записаны в уставах, формально заявлены. Им сопутствует довольно строгая традиция или процедура (принятие специальных законов: об образовании, здравоохранении). Они более формализованы и подконтрольны.

Латентные функции – те, которые осуществляются на самом деле (широкое значение). Узкое значение: те, которые осуществляются на самом деле минус явные. Они могут не осознаваться участниками и носить ненамеренный характер, складываются стихийно. В тестах будет использовано только узкое значение!!!

Явная функция многих добровольных организаций в Америке (не только) заключается в объединении людей и служении на благо общества, латентная - в присвоении статусных признаков тем, кому разрешается принадлежать к подобным организациям.

К явным функциям школы как института среднего образования относятся приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базовых ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит выбраться на ступеньку выше, чем у неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда. Явными, т.е. достаточно самоочевидными функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к освоению различных специальных ролей и усвоение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными - закрепление социального неравенства, имеющего место при получении высшего образования.

Пример. Церковь.

Явные функции: связь мира естественного и сверхъестественного, коллективное поклонение богам, религиозное воспитание и образование, благотворительность.

Латентные функции: контроль за поведением людей, доступ к власти, карьера, получение дохода, накопление богатства.

Теории социальной стратификации. В широком значении слова, стратификация – это концепции, описывающие системы неравенства в обществе.

Термин ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П.А.Сорокин (1889-1968). Им написана книга «Социальная мобильность» (1925), в которой он развивает основные идеи стратификационного деления общества.

Социальная стратификация, по определению, есть дифференциация общества на иерархически расположенные слои (по убыванию и возрастанию какого-либо признака). Теории стратификации – это теории социального неравенства. Расслоение предполагает деление общества на слои, т.е. группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих.

Под неравенством понимается неодинаковый доступ людей к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти. Предполагается, что неравенство существовало всегда. Для измерения неравенства используют в основном два показателя: богатство и доход. Однако сомнительно, что эти критерии можно приложить к ранним этапам развития человечества.

Сорокин полагал, что в обществе может быть стратификация трех видов: экономическая, политическая и профессиональная.

Экономическая стратификация. Показатели: доход и богатство. Богатство – запас активов разного рода. Могут быть в денежной форме и в форме недвижимости.

Доход – любая сумма денег, полученных в виде зарплаты, пенсий, ренты, пособий, алиментов, гонораров и т.д.

В развитых странах с рыночной экономикой модель социальной структуры общества напоминает «лимон», с многочисленным средним слоем, и относительно малочисленными высшим классом (элитой) и беднейшими слоями населения.

В латиноамериканских странах она напоминает Эйфелеву башню, где имеет место широкое основание (бедные слои), вытянутая средняя часть (средние слои) и верхушка – элита.

Профиль неравенства бывших социалистических стран – пирамида. Небольшой «высший», многочисленный «низший», малочисленный или почти отсутствует «средний».

Самый распространенный и легкий в расчетах способ измерения неравенства – сравнение самого низкого и самого высокого доходов в данной стране.

По уровню неравенства и бедности можно сравнивать между собой индивидов, народы, страны, эпохи.

Можно подсчитать децильный коэффициент: сумма доходов 10% самых высокодоходных граждан разделить на сумму доходов 10% самых низкодоходных граждан.

Другой способ – анализ доли семейного дохода, затрачиваемого на питание. Богатые платят за продовольствие всего 5-7% дохода. Чем беднее индивид, тем большая часть дохода тратится на питание, и наоборот.

Находит свое подтверждение выведенная эмпирическим путем в середине Х1Х века статистическая закономерность: закон Энгеля (см. история эмпирической социологии). Он гласит: чем ниже доход, тем большая доля расхода должна быть предназначена для питания. С ростом доходов семьи абсолютные расходы на питание возрастают, но в отношении ко всем расходам семьи они снижаются, причем доля расходов на одежду, отопление и освещение изменяются незначительно, и резко возрастает доля расходов на удовлетворение культурных потребностей.

Закон Швабе (1868) – чем беднее семья, тем выше доля расходов на жилище.

В развитых странах доля удовлетворения потребностей в жилище в составе расходов велика: в США – 25%, во Франции – 27%, в Японии – 24% и т.д. В бывшем СССР она составляла 8%.

Показатель - Профессиональный престиж (субъективный показатель отношения людей к данному виду занятия, измеряемый анкетным опросом и суммируемый в рейтинге, т.е. это оценка статуса общественным мнением).

Изучается методом социологического опроса. Первое научное исследование профессионального престижа проведено в 1947 г. Национальным центром изучения общественного мнения США. С тех пор проводится периодически. Респондентов просят оценить каждую из 90 профессий по 5-пунктовой шкале: превосходное (лучше всех), хорошее, среднее, чуть хуже среднего, самое плохое занятие. В список попали практически все занятия от верховного судьи, министра, врача до сантехника и дворника.

Рассчитав среднее по каждому занятию, социологи в баллах получили оценку престижности каждого вида труда.

Когда респондентов просили оценить различные занятия в терминах важности и ценности, самые высокие ранги получили профессионалы, которые затратили многие годы на обучение, кто контролирует некоторое число людей, входящих в круг их деятельности, кто обычно получает высокие доходы (за исключением профессоров колледжей). Это законодатели, врачи, ученые.

Самый низкий статус получили люди, чья работа требует кратковременного обучения, считается «грязной», кто должен подчиняться приказам. Это сантехник, дворник, санитарка, рабочий в ресторане, газовщик, водитель такси. Это наименее оплачиваемая работа.

Сравнение данных показывает устойчивость шкалы престижа (США). Юрист, врач, преподаватель, ученый, банкир, летчик, инженер получали неизменно высокие оценки.

Профессор колледжа имеет чуть выше средней по стране зарплату, но его престиж очень высок. Напротив, сантехник или докер, благодаря поддержке профсоюза, получает довольно много, но его престиж низок. Торговцы наркотиками получают очень большие деньги, но их престиж крайне низок.

Высокопрестижные люди обладают властью навязывать обществу свою версию и суждения и влияют на порядок в целом.

Власть, престиж и собственность, хотя и не совпадают полностью, тесно связаны.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Эмпирические методы сбора информации в социологии | Маргинальность. Политическая стратификация
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-11; Просмотров: 902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.