Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Становление и развитие территориального стратегического планирования в России

ЛЕКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Принципы правового регулирования заработной платы как института

 

 

В СССР система государственного планирования имела широкое применение в управлении народным хозяйством и территориальным развитием. Была создана система народнохозяйственного и территориального планирования, в составе которой находились:

- Госплан СССР;

- Госпланы союзных республик и автономных областей;

- Местные территориальные плановые органы - уровень областей (собственно региональное планирование), административных районов и городов.

Возникнув в России на рубеже 20-х гг., практика планирования государственного развития претерпела изменения в 80-90 г.г. XX века.

До этого момента государственные пятилетние планы развития отраслей народного хозяйства и территорий носили сугубо директивный характер.

Основные показатели комплексного развития хозяйства разрабатывались Госпланом РСФСР (по РСФСР, экономическим районам и другим административным единицам) и местными плановыми комиссиями (по автономным республикам, краям, областям, городам Москве и Ленинграду) на основе показателей развития хозяйства в территориальном разрезе, представляемых министерствами и ведомствами, а также предприятиями и организациями.

Планы по хозяйству, подведомственному Совету Министров РСФСР, также разрабатывались Госпланом РСФСР, министерствами и ведомствами РСФСР, а по хозяйству местного подчинения - Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами и горисполкомами.

Практика народнохозяйственного планирования в РСФСР поставила задачу разработки сводных координационных отраслевых планов, которые составлялись исполкомами местных Советов, по тем отраслям и видам деятельности, которые непосредственно связаны с удовлетворением потребностей населения.

Министерства и ведомства, исходя из потребностей народного хозяйства в отдельных видах продукции и ресурсах, выделяемых государством на их производство, а также, учитывая территориальные условия, планировали распределение производственных заданий, материальных и финансовых ресурсов по предприятиям, а, следовательно, и по территории.

В послевоенный период была предпринята попытка сочетания отраслевого и территориального планирования, что выразилось в создании в 1957 г. системы совнархозов. Но эта попытка потерпела неудачу ввиду возникших противоречий между отраслевыми и территориальными интересами - в 1964 г. совнархозы были распущенны[1]. После 1965 г. начал осуществляться переход к экономическим методам управления[2].

В условиях последующих пятилеток, вплоть до XII пятилетки, плановые задания практически не выполнялись и проявлялись негативные тенденции (замедление роста всех важных социальных и экономических показателей, снижение эффективности общественного производства), которые с сегодняшней позиции характеризовали вхождение экономики СССР в предкризисное состояние. В этих условиях возникла необходимость в перестройке системы государственного планирования социально-экономического развития. В 1987 г. был принят сборник документов «О коренной перестройке управления экономикой», где предлагалось внедрение мер по повышению научной обоснованности планов, улучшению работы плановых органов, переходу от административных к экономическим методам планирования[3]. Существенным достижением явился начавшийся переход от системы директивного планирования к индикативному и стратегическому.

В новой системе стратегического планирования ключевые функции предписывались «Концепции экономического и социального развития СССР на 15-летний период», в которой были сформулированы основные приоритеты и цели развития, механизмы их достижения. В рамках пятилетних и годовых планов уточнялись направления стратегии, а также были отражены пути и средства их реализации.

Очередной этап совершенствования системы планирования пришелся на 90-е гг. и связан со становлением рыночных отношений, институциональными преобразованиями и распадом СССР.

В 1990 г. Комиссией Совета Министров СССР по экономической реформе с участием экономических ведомств и ученых была разработана «Концепция перехода к рыночной экономике», руководителем и инициатором которой являлся академик Л.И. Абалкин. На основе положений концепции была предложена Правительственная программа резкого углубления хозяйственных реформ. Как альтернатива, в июле 1990 г. рабочей группой под руководством академика С.С. Шаталина была спешно и непродуманно разработана Концепция и программа перехода к рынку («Программа - 500 дней»). Она подходила к процессу перехода к рынку как к созданию принципиально новой экономической системы, основанной на равноправии всех форм собственности, создании стимулов для развития предпринимательства. Обе концепции в связи с распадом СССР, нарушением хозяйственных связей оказались невостребованными. Рыночные преобразования, по сути, не имели программы. Она была фактически заменена Программой действий Правительства[4].

Таким образом, с начала реформ произошел отказ от традиционных планомерных процедур на всех уровнях управления. Это выразилось в сокращении работы по комплексному анализу складывающейся ситуации, по формированию стратегических плановых документов.

Ключевым этапом в реформировании экономики России и развитии территориального планирования явилась программа Совета Министров Правительства РФ на 1993 - 1995 гг. «Развитие реформ и стабилизация российской экономики». В ее рамках предполагалась реорганизация работы федеральных и региональных органов исполнительной власти. В основу программы были заложены принципы мобилизационной экономики. В частности говорилось, что «в России должна быть создана социально ориентированная эффективная рыночная экономика на основе собственных внутренних ресурсов, восприятии прогрессивных достижений науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при обеспечении экономической неуязвимости и безопасности»[5].

В июле 1995 г. был принят Федеральный Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». Закон ставит во главу всех работ в сфере государственной плановой деятельности разработку системы прогнозов социально-экономического развития в целом по стране, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам[6]. При этом основное предпочтение отдается методам стратегического и индикативного планирования с учетом возможностей органов государственной власти для проведения самостоятельной социально-экономической политики.

Таким образом, в развитии народнохозяйственного и территориального планирования в России в послевоенный период выделяется четыре этапа, качественно отличающихся в силу использования различных методов и подходов:

- с 1957 по 1964 гг. - попытка совмещения территориального и отраслевого планирования путем создания совнархозов;

- с 1965 до сер. 80-х гг. - преобладание директивного планирования, основанного на использовании проблемно-комплексного и территориально-комплексного подходов решения народнохозяйственных задач;

- сер. 80-х гг. - нач. 90гг. - полномасштабное внедрение подходов индикативного планирования, основанного на использовании оптимизационных методов и моделей;

- с сер. 90-х гг. по настоящее время - формирование системы территориального стратегического планирования, усиление ее региональной дифференциации с учетом территориальных, социально-экономических и культурно-национальных особенностей, акцент на мобилизации ресурсного потенциала регионов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Правовые признаки з/п | Лекция 2. Современное состояние территориального стратегического планирования в России
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1500; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.