Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6. Анализ социально-экономического положения муниципального образования




Рис. 5.1. Цикл стратегического планирования развития территории

Лекция 5. Цикл стратегического планирования развития муниципального образования

Цикл стратегического планирования экономического развития территории можно представить в следующем виде (см. рис.5.1.):

1. Определение целей развития.

2. Анализ внешней среды развития территории.

3. Определение сильных и слабых сторон территории.

4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ.

5. Разработка концепции развития

6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии.

7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.

Определение целей развития Анализ внешней среды развития территории Определение сильных и слабых сторон
 
Анализ эффективности и результативности   Использование имеющихся и создание новых преимуществ
Разработка плана конкретных действий и реализация стратегии Разработка концепции развития

Определение целей развития:

Каковы цели развития территории? Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированно­сти во времени и непротиворечивости, может принести территории намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра - их можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности. Обычно различают общие цели развития, или так называемую миссию, и конкретные цели и задачи, вытекающие из них. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние разви­тия территории на определенные моменты времени, быть четкими и относительно краткими. К их вы­работке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению - работников админист­рации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цели социально-экономического развития требуют обсуждения и проработки среди деловых кругов и в прессе. Для формулирования целей развития полезно привлечь экономических советников, работников мест­ных высших учебных заведений, служащих местных банков.

Цели развития должны быть ранжированы по степени общности и по приоритетам. В целях должны быть сосредоточены общая концепция и желаемый результат экономиче­ского развития. Они должны служить ориентиром и задавать направление стратегий, проектов и программ экономического развития. Следует наметить как долгосрочные, так и краткосрочные це­ли.

Целесообразно формулировать цели более четко и определенно. Они должны содержать показате­ли развития и опираться на социально-экономические стандарты функционирования всей инфра­структуры жизнедеятельности.

Анализ внешней среды развития города или региона:

Факторы экономического роста могут быть внутренними или внешними по отношению к территории. Внешними факторами экономического развития являются общие экономические условия: курс национальной валюты, таможенные тарифы и пошлины, инфляция, налоги, меж­бюджетные отношения, правительственные субсидии, инвестиции, иностранная помощь.

Внутренние факторы экономического развития основываются на развитии местных ресур­сов: рабочая сила, инфраструктура путей сообщения и связи, доступность свободных производст­венных мощностей, офисных помещений. Инфраструктура – это совокупность материальных объектов обеспечивающая реализацию производственно – хозяйственных и социальных функций.

В процессе анализа внешней среды развития территории выделяются благоприят­ные и неблагоприятные факторы развития.

Определение сильных и слабых сторон территории:

Данный этап начинается с оценки результатов реализации предшествующих программ социально–экономического развития территории. Это делается для того, что бы выявить причины успехов и провалов предыдущих шагов по управлению развитием территории.

Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон, для этого анализируются данные о ресурсах территории:

● человеческие ресурсы;

● природные ресурсы;

● экономические ресурсы.

Использование имеющихся и создание новых преимуществ:

• В рамках стратегического планирования предусматривается использование имеющихся преимуществ территории (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспособности, отли­чающие данную территорию от других, а также возможные новые факторы конкурентоспособности, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Главная цель этого этапа сформировать новые и выявить нереализованные территориальные возможности или преимущества.

Разработка концепции развития:

На этом этапе делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах, механизме и методах управления им с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. В основе концепции лежит выявление приоритетных направлений развития территории, анализ ресурсов развития, а также конкурентных преимущества данной территории.

Примерная структура концепции может быть следующей:

Ø цели и задачи развития;

Ø принципы развития;

Ø факторы развития;

Ø приоритетные направления развития;

Ø ресурсы развития;

Ø механизмы развития.

Разработка плана конкретных действий и реализации стратегий:

План конкретных действий разрабатывается на основе концепции социально-экономического развития и анализа баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития территории могут быть:

• управление собственностью, в том числе природными ресурсами и землей;

• формирование дополнительных источников финансирования развития территории;

• меры по поддержке малого предпринимательства;

• восстановление и развитие на новых принципах хозяйственных, экономических и соци­альных связей;

• осуществление реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве;

• маркетинг территории и ее "продвижение".

Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения:

Стратегическое управление развитием территории предполагает разработку программы действий, проведение мониторинга социально-экономического состояния территории. Данные мониторинга сравниваются с целями и критериями территориального развития, что дает возможность оценить эффективность и результативность предпринятых мер.

Оценивается совместимость стратегии с ресурсами, с данными об окружающей среде, помо­гает ли стратегия решить критические проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жите­лей.

Анализ социально-экономического положения муниципального образования яв­ляется необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в т. ч. и в сфере комплексного социально-экономического развития территории. Он проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактически­ми показателями за предшествующие периоды.

Целью анализа является установление причин и факторов отклонения факти­ческих показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негатив­ных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропор­ций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности, выявление ре­зервов роста.

С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономи­ческого положения муниципального образования обычно проводится за предше­ствующий трехлетний период по нескольким направлениям (рис. 6.1.).

Рис. 6.1. Направления анализа социально-экономического

положения муниципального образования

 

По завершении анализа возможно сравнение отдельных показателей с показате­лями соседних муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и стране в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее принятым мерам по улучшению социально-экономического положения муниципального обра­зования. Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, дей­ствующие нормативно-правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также определяется эффективность реали­зуемых мер на основе оценки динамики социально-экономических показателей. Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муници­пального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуще­ствляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций. На этой основе экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов, и планов социально-экономиче­ского развития муниципального образования.

Основными исходными данными для анализа социально-экономического по­ложения муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На без­возмездной основе осуществляется обмен информацией между органами ме­стного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов РФ, нало­говыми органами, территориальными органами Федерального казначейства и пр. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересу­ющие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположен­ных на территории муниципального образования. Кроме того, при анализе и оценке социально-эко­номической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, через анализ жалоб и обращений граждан), оцен­ки общественных объединений граждан, средств массовой информации и т. д. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверно­сти и объективности.

Анализ социально-экономического положения муниципального образования завершается формулированием и количественной характеристикой основных проблем. Выявление основных проблем создает объективную основу для систем­ного построения структуры целей и задач программ комплексного социально-экономического развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.