КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 6. Анализ социально-экономического положения муниципального образования
Рис. 5.1. Цикл стратегического планирования развития территории Лекция 5. Цикл стратегического планирования развития муниципального образования Цикл стратегического планирования экономического развития территории можно представить в следующем виде (см. рис.5.1.): 1. Определение целей развития. 2. Анализ внешней среды развития территории. 3. Определение сильных и слабых сторон территории. 4. Использование имеющихся и создание новых местных преимуществ. 5. Разработка концепции развития 6. Разработка плана конкретных действий и осуществление стратегии. 7. Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения.
Определение целей развития: Каковы цели развития территории? Четко сформулированная система целей развития, которые удовлетворяют стандартным требованиям измеримости, достижимости, ориентированности во времени и непротиворечивости, может принести территории намного больше пользы, чем, скажем, финансовые средства, полученные от федерального центра - их можно просто потратить на погашение той или иной текущей задолженности. Обычно различают общие цели развития, или так называемую миссию, и конкретные цели и задачи, вытекающие из них. Общие цели должны характеризовать необходимое состояние развития территории на определенные моменты времени, быть четкими и относительно краткими. К их выработке желательно привлечь всех, кто будет работать по их достижению - работников администрации, предпринимателей, население, всех заинтересованных лиц. Цели социально-экономического развития требуют обсуждения и проработки среди деловых кругов и в прессе. Для формулирования целей развития полезно привлечь экономических советников, работников местных высших учебных заведений, служащих местных банков.
Цели развития должны быть ранжированы по степени общности и по приоритетам. В целях должны быть сосредоточены общая концепция и желаемый результат экономического развития. Они должны служить ориентиром и задавать направление стратегий, проектов и программ экономического развития. Следует наметить как долгосрочные, так и краткосрочные цели. Целесообразно формулировать цели более четко и определенно. Они должны содержать показатели развития и опираться на социально-экономические стандарты функционирования всей инфраструктуры жизнедеятельности. Анализ внешней среды развития города или региона: Факторы экономического роста могут быть внутренними или внешними по отношению к территории. Внешними факторами экономического развития являются общие экономические условия: курс национальной валюты, таможенные тарифы и пошлины, инфляция, налоги, межбюджетные отношения, правительственные субсидии, инвестиции, иностранная помощь. Внутренние факторы экономического развития основываются на развитии местных ресурсов: рабочая сила, инфраструктура путей сообщения и связи, доступность свободных производственных мощностей, офисных помещений. Инфраструктура – это совокупность материальных объектов обеспечивающая реализацию производственно – хозяйственных и социальных функций. В процессе анализа внешней среды развития территории выделяются благоприятные и неблагоприятные факторы развития.
Определение сильных и слабых сторон территории: Данный этап начинается с оценки результатов реализации предшествующих программ социально–экономического развития территории. Это делается для того, что бы выявить причины успехов и провалов предыдущих шагов по управлению развитием территории. Проводится анализ внутренних преимуществ и слабых сторон, для этого анализируются данные о ресурсах территории: ● человеческие ресурсы; ● природные ресурсы; ● экономические ресурсы. Использование имеющихся и создание новых преимуществ: • В рамках стратегического планирования предусматривается использование имеющихся преимуществ территории (расположение, близость основных рынков, демографические особенности, развитость инфраструктуры). Выявляются факторы конкурентоспособности, отличающие данную территорию от других, а также возможные новые факторы конкурентоспособности, поддающиеся формированию в процессе управления экономическим развитием. Главная цель этого этапа сформировать новые и выявить нереализованные территориальные возможности или преимущества. Разработка концепции развития: На этом этапе делаются окончательные выводы о целях социально-экономического развития территории, факторах, механизме и методах управления им с учетом новых тенденций социально-экономического развития регионов, местных особенностей и особенностей современного этапа развития российской экономики. В основе концепции лежит выявление приоритетных направлений развития территории, анализ ресурсов развития, а также конкурентных преимущества данной территории. Примерная структура концепции может быть следующей: Ø цели и задачи развития; Ø принципы развития; Ø факторы развития; Ø приоритетные направления развития; Ø ресурсы развития; Ø механизмы развития. Разработка плана конкретных действий и реализации стратегий: План конкретных действий разрабатывается на основе концепции социально-экономического развития и анализа баланса результатов и затрат, связанных с его осуществлением. Относительно самостоятельными разделами стратегического плана развития территории могут быть:
• управление собственностью, в том числе природными ресурсами и землей; • формирование дополнительных источников финансирования развития территории; • меры по поддержке малого предпринимательства; • восстановление и развитие на новых принципах хозяйственных, экономических и социальных связей; • осуществление реформ в жилищно-коммунальном хозяйстве; • маркетинг территории и ее "продвижение". Анализ эффективности и результативности, корректировка целей и методов их достижения: Стратегическое управление развитием территории предполагает разработку программы действий, проведение мониторинга социально-экономического состояния территории. Данные мониторинга сравниваются с целями и критериями территориального развития, что дает возможность оценить эффективность и результативность предпринятых мер. Оценивается совместимость стратегии с ресурсами, с данными об окружающей среде, помогает ли стратегия решить критические проблемы региона, получает ли стратегия поддержку жителей. Анализ социально-экономического положения муниципального образования является необходимой предпосылкой принятия органами местного самоуправления различных управленческих решений, в т. ч. и в сфере комплексного социально-экономического развития территории. Он проводится путем сопоставления фактических показателей анализируемого периода с плановыми и с фактическими показателями за предшествующие периоды. Целью анализа является установление причин и факторов отклонения фактических показателей от плановых и от показателей предшествующих периодов, выявление позитивных тенденций, которые необходимо развивать, и негативных, которым необходимо противостоять, определение узких мест и диспропорций в развитии отдельных сфер муниципальной деятельности, выявление резервов роста. С целью разработки планов и программ развития анализ социально-экономического положения муниципального образования обычно проводится за предшествующий трехлетний период по нескольким направлениям (рис. 6.1.).
Рис. 6.1. Направления анализа социально-экономического положения муниципального образования
По завершении анализа возможно сравнение отдельных показателей с показателями соседних муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, с показателями по субъекту РФ, федеральному округу и стране в целом, а также с нормативными значениями. Затем дается оценка ранее принятым мерам по улучшению социально-экономического положения муниципального образования. Здесь рассматриваются используемые формы и методы управления, действующие нормативно-правовые акты различных уровней, регулирующие процессы социально-экономического развития, а также определяется эффективность реализуемых мер на основе оценки динамики социально-экономических показателей. Оценивается также воздействие на социально-экономическое развитие муниципального образования реформ, осуществляемых на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Анализ показателей для каждой сферы муниципальной деятельности осуществляют соответствующие отраслевые подразделения местных администраций. На этой основе экономическая служба администрации проводит сводный анализ социально-экономического положения территории. Его качество в значительной мере предопределяет обоснованность прогнозов, и планов социально-экономического развития муниципального образования. Основными исходными данными для анализа социально-экономического положения муниципального образования являются данные, получаемые от органов государственной статистики и других органов государственной власти. На безвозмездной основе осуществляется обмен информацией между органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов РФ, налоговыми органами, территориальными органами Федерального казначейства и пр. Органы местного самоуправления могут также получать отдельные интересующие их данные непосредственно от хозяйствующих субъектов, расположенных на территории муниципального образования. Кроме того, при анализе и оценке социально-экономической ситуации в муниципальном образовании должны учитываться мнение населения (в частности, через анализ жалоб и обращений граждан), оценки общественных объединений граждан, средств массовой информации и т. д. При использовании такой информации важно оценивать уровень ее достоверности и объективности. Анализ социально-экономического положения муниципального образования завершается формулированием и количественной характеристикой основных проблем. Выявление основных проблем создает объективную основу для системного построения структуры целей и задач программ комплексного социально-экономического развития.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |