КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Статистическая оценка качества и конкурентоспособности товаров
Показатели объёма продукции (услуг) и их взаимосвязь. Глава 7. Статистика производства и обращения товаров и услуг. При статистическом изучении результатов экономической деятельности следует учитывать: 1) специфику показателей продукции применительно к различным видам предпринимательства (материальные продукты, нематериальные услуги, финансовые услуги, инновационная продукция и т. д.). Для различных видов экономической деятельности Федеральной службой государственной статистики РФ разработаны конкретные методические инструкции, определяющие систему показателей объема продукции и методику их расчета; 2) характер продукции, который определяет особенности оценки ее качества и конкурентоспособности. Поэтому рассмотрим наиболее общие подходы к учету и измерению количественных и качественных результатов экономической деятельности. Комплексная оценка количественных результатов экономической деятельности требует использования по меньшей мере трех типов показателей объема продукции (услуг). 1. Показатели общего объема продукции, произведенного всеми структурными подразделениями фирмы независимо от ее дальнейшего использования, которые характеризуют общие масштабы деятельности фирмы. Применительно к производственным видам предпринимательской деятельности такую оценку дает показатель валового оборота, а применительно к торговому бизнесу – валовой товарооборот. Эти показатели интересны в качестве характеристики производственного потенциала предприятия. Показатели общего объема продукции учитываются также при определении ресурсов, необходимых для деятельности фирмы. Но они включают и ту продукцию, которая производится и потребляется на производственные нужды внутри фирмы (внутрифирменный оборот), и содержат повторный счет. 2. Показатели конечного объема продукции, исключающие внутрифирменный оборот. В производственном предпринимательстве к таким показателям следует отнести валовую продукцию (валовой выпуск) и товарную продукцию, а в коммерческом предпринимательстве – чистый товарооборот. Товарная продукция в отличие от валовой продукции не включает те элементы валовой продукции, которые не могут быть проданы (остатки незавершенного производства, запасы полуфабрикатов для собственного производства) и охватывает только продукцию, предназначенную для реализации. Поэтому показатель товарной продукции применяется для оценки потенциальной величины прибыли. 3. Показатели реализованной продукции. В зависимости от учетной политики этот показатель может учитывать продукцию, отгруженную и оплаченную потребителем, либо отгруженную и сданную заказчикам на месте продукцию. Показатель реализованной продукции в отечественной статистике всегда означал фактическую оплату отгруженной продукции потребителем или заказчиком. Поэтому моментом реализации считалось поступление денежных средств на счет предприятия или непосредственно в кассу предприятия. Международные рекомендации и зарубежная практика учитывают и считают главным момент передачи потребителю или заказчику права собственности на отгруженную продукцию и возникновения в этот момент обязательств заказчика перед поставщиком. В этом варианте реализованная продукция определяется как сумма начисленных средств за отгруженную продукцию и поэтому совпадает с показателем отгруженной продукции. Важное значение имеет оценка взаимосвязи показателей объема продукции на основе мультипликативной или аддитивной модели, позволяющая установить влияние различных служб фирм на конечные результаты работы. Все вышеперечисленные показатели количественных результатов экономической деятельности характеризуют совокупный результат, т. е. полную стоимость продукции (работ, услуг). Переход на международные принципы национального счетоводства предполагает определение, как показателей валового выпуска (ВП), так и показателей добавленной стоимости, необходимых для оценки вклада конкретных видов предпринимательской деятельности в создание валового внутреннего и валового национального продукта. Валовой выпуск охватывает стоимость товаров и услуг, являющихся результатом деятельности данной хозяйственной единицы. Валовая добавленная стоимость (ВДС) характеризует конечный результат экономической деятельности, отражает стоимость, созданную в данном периоде хозяйственной единицей, и определяется разностью размеров валового выпуска (ВВ) и промежуточного потребления (ПП). Промежуточное потребление хозяйственной единицы представляет собой стоимость всех потребленных в течение данного периода продуктов (за исключением основных фондов) и рыночных услуг с целью производства продуктов и услуг этой единицей. ВДС = ВВ – ПП Добавленная стоимость может быть определена и на чистой основе, т. е. без учета потребления основного капитала (ПОК). В этом случае она называется чистой добавленной стоимостью (ЧДС) и характеризует чистый результат экономической деятельности. ЧДС = ВДС – ПОК
Статистическая оценка качества продукции относится к числу наиболее сложных проблем в прикладной статистике. Это обусловлено многообразием параметров качества; наличием параметров, не поддающихся количественному выражению, временным разрывом между созданием продукции и проявлением ее качества при потреблении. Следовательно, статистика качества товаров опирается на разнообразные методы анализа, такие как: оценка качества на основе ограниченного числа наиболее важных потребительских параметров, обобщенная характеристика качества по совокупности всех параметров качества и всего ассортимента товаров, оценка взаимосвязи производственного и потребительского качества и т. Д. Измерение уровня качества по конкретным ее параметрам предполагает построение параметрических индексов (коэффициентов) качества. Жесткие параметрические индексы рассчитываются применительно к объективным технико-экономическим показателям (производительность, точность, прочность и т. д.) и основаны на отношении фактического значения данного параметра качества к его нормативной (стандартной) величине. Мягкие параметрические индексы отражают уровень качества по эстетическим (дизайн, эргономика) и психологическим (привлекательность, престижность, и т. Д.) свойствам товара и предполагают сравнение с эталонными величинами, определяемыми экспертным путем и опросами. В случае невозможности прямой количественной оценки параметров качества обычно используются балльные оценки. Одновременный учет многих параметров качества возможен на основе применения различных методических подходов, из которых наиболее простым представляется метод относительных (в долях единицы) отклонений фактических значений параметров качества от эталонных (нормативных) с учетом значимости конкретных параметров качества: , где, – фактическое и эталонное значения i-го параметра качества; wi – значимость (удельный вес) i-го параметра качества; n – число параметров качества. Преимущества этого подхода состоят в том, что он позволяет выделить в общей интегральной оценке качества роль положительных и отрицательных отклонений и при необходимости оценить лишь отрицательные отклонения, связанные с тем, что какие-либо параметры не достигли своих эталонных значений. Важно и то, что относительная форма выражения позволяет суммировать отклонения по различным параметрам качества независимо от единиц измерения. Особенностями двух других методических приемов обобщенной характеристики уровня качества, приводимых ниже, являются учет совместного влияния положительных и отрицательных изменений, нивелирующих друг друга, и определение конечного результата уровня качества товара по множеству его параметров. Для подобной оценки применяются средние величины, отражающие типичный уровень изучаемого явления: средняя геометрическая и средняя арифметическая взвешенная. Расчет средней геометрической осуществляется по формуле , где. Расчет средней арифметической взвешенной производится по формуле . Экономико-статистическое изучение взаимосвязи производственного и потребительского качества продукции осуществляется на основе построения соответствующей модели методами корреляционно-регрессионного анализа и определения количественных параметров этой модели:
где у – параметр качества, проявляющийся в процессе потребления товара; х1., х2, …хn – параметры качества в процессе создания товара. В результате полученная модель (уравнение) позволяет, с одной стороны, прогнозировать ожидаемый уровень потребительского качества уже в процессе производства продукции, а с другой стороны, – рассчитать требуемое производственное качество на основе необходимых рынку потребительских характеристик товара. Конкурентоспособность товара – это комплексная характеристика, учитывающая не только его качество, но и экономические факторы конкурентоспособности: соответствие спросу, себестоимость, транспортные расходы, цена, расходы на продвижение товара, включая рекламные мероприятия и обслуживание потребителей. Обобщающая характеристика конкурентоспособности товара осуществляется с помощью интегрального индекса (Iкс), основанного на сравнении сводных показателей, оценивающих технико-эксплуатационные, эстетические и психологические параметры качества (Кинтп), и показателей, характеризующих экономические факторы конкурентоспособности (Кинтэ). Расчет этих показателей может вестись по одной из предложенных выше формул. Iкс = Кинтп / Кинтэ. Товар конкурентоспособен, если Iкс > 1. Характеристика конкурентоспособности товара должна включать также оценку его перспективности: возможное расширение рынка данного товара, резервы его модификации, возможности совершенствования его продвижения и т. Д. С помощью экспертной оценки рейтинга и удельного веса каждого критерия рассчитывается коэффициент перспективности товара как средняя арифметическая взвешенная величина. В дальнейшем оценивается его близость к максимально возможной величине, уровень которой зависит от выбранной шкалы рейтинговых оценок. Статистика результатов экономической деятельности должна отражать динамический аспект анализа на основе применения разнообразных методов исследования динамических процессов: построение динамических рядов производства (сбыта) продукции (в натуральных и стоимостных единицах измерения), расчет базисных, цепных и средних темпов роста (снижения) и прироста, построение трендовых моделей, характеризующих основную тенденцию развития и ее колеблемость в результате цикличности, сезонности или каких-либо других факторов влияния. Важное место в анализе динамики стоимостных показателей объема предпринимательской деятельности занимает индексный метод, позволяющий не только оценить направленность и темпы изменения изучаемых показателей, но и отразить количественный и ценовой компоненты их динамики, роль отдельных структурных составляющих. Анализ влияния факторов, определяющих изменение результатов экономической деятельности во времени, предполагает применение методов анализа корреляционной зависимости между рядами динамики результативного и факторных показателей. При этом очень важное значение имеют учет и устранение автокорреляции, обусловленной не реальной связью динамических рядов, а зависимостью каждого последующего уровня динамического ряда от предыдущего.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |