Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательное разграничение расходных полномочий




Сущность и содержание бюджетного федерализма.

Понятие бюджетного федерализма впервые ввели американские ученые. В России этот термин появился в 2000 году. Федеративные принципы построения бюджетной системы направлены не сочетание самостоятельности и одновременно совместного управления процессом.

В федеративном государственном устройстве каждый уровень наделен определенными законодательно утвержденными полномочиями и властью, что предполагает ответственность за выполнение поставленных задач и функций как перед гражданами субъектов федерации, так и перед вышестоящей властью.

Для выполнения закрепленных функций необходимы финансовые ресурсы, аккумулированные в соответствующем бюджете. При недостаточности средств используются различные формы межбюджетных отношений, позволяющие обеспечить граждан правами, гарантированными Конституцией вне зависимости от территории проживания. Межбюджетные отношения выступают в качестве механизма распределения полномочий в финансовой сфере между различными уровнями власти федеративного государства.

Каждый субъект и каждый уровень власти располагает собственной структурой источников финансовых ресурсов в пределах, закрепленных полномочиями. Невозможно учесть и реализовать на практике идеальную систему сочетания интересов всех уровней государственной власти федеративного государства.

Финансово-бюджетный федерализм базируется на принципах:

· Законодательном разграничении полномочий по расходам между органами власти всех уровней.

· Обеспечении соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций.

· Обеспечении вертикального и горизонтального выравнивания всех звеньев бюджетной системой.

· Наличии единых для каждого уровня бюджетной системы формализованных, прозрачных и всем понятных методов регулирования бюджета.

· Самостоятельности и равноправия каждого бюджета, входящего в бюджетную систему (самостоятельная организация бюджетного процесса, направление использования бюджетных средств, подконтрольность исполнения бюджета соответствующими органами).

Содержание бюджетного федерализма определяется следующими аспектами:

1) Законодательное разграничение расходных полномочий

2) Законодательное обеспечение всех уровней власти фискальными ресурсами в объеме, необходимом для реализации возможности

3) Сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов в бюджетной системе для достижения определенных стандартов потребления общественных услуг на территории страны.

· Жесткое закрепление конкретных налогов за одним уровнем власти. Разграничение полномочий по их взиманию.

· Налог с разделенными (параллельными) ставками – совместное использование одной и той же налогооблагаемой базы при параллельном закреплении налоговых полномочий за несколькими уровнями бюджета.

· Распределяемые налоги – долевое распределение налогов в бюджеты разных уровней по временным или постоянным нормативами от совместных налогов.

Бюджетная система считается сбалансированной, если объем поступлений достаточен для осуществления функций на каждом уровне. Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие расходов доходам бюджетов разного уровня.

Для государств с федеративным устройством можно выделить 3 типа организации бюджетной системы:

1. Централизованные. Разграничение полномочий по расходам не сопровождается наделением их достаточными собственными источниками дохода. Самостоятельность нижестоящих звеньев минимальна, т.к. финансирование территориальных программ осуществляется за счет средств федерального бюджета с использованием различных форм межбюджетных отношений.

2. Децентрализованные. Использование высокой степени самостоятельности региональных и местных бюджетов. Финансовая помощь из фед. бюджета минимальна, полномочия в сфере расходов оптимальны. Проведение единой финансовой экономической политики весьма ограничено. Действия муниципальных и региональных органов могут вступать в противоречие с решением задач, возложенных на фед. центр.

3. Комбинированные. Использование механизма горизонтально-вертикального выравнивания. Повышенная ответственность фед. центра за создание условий для соц.-эк. развития регионов, что приводит к ограничению самостоятельности региональных властей и обуславливает необходимость контроля. Значительная роль бюджетных трансфертов в нижестоящие уровни.

Американская модель Германская модель
1. Собственные налоги – 1 налог в 1 бюджет; 2. Самостоятельность в расходах; 3. «Неприятие» мандата; 4. Минимальное выравнивание; 5. Свобода заимствований; 6. Возможность банкротства. 1. Совместные налоги – 1 налог в 3 бюджета; 2. Совместное регулирование расходов; 3. «Финансирование» мандата; 4. Значительная степень выравнивания; 5. Ограничение заимствований; 6. Помощь кризисным регионам.

 

Американская модель строится на большей самостоятельности отдельных штатов. В США отсутствует система горизонтального долевого распределения дохода. Большинство федеральных субсидий штата выделяется по линии целевых программ, т.е. федеральные власти не нацелены на выравнивание соц.-эк. условий жизнедеятельности региона.

Характерной чертой для германской системы является единообразие распределение ресурсов между землями. Налоги распределяются между всеми уровнями бюджетной системы: налог на з/п, налог с доходов корпораций, непрямой подоходный налог с дивидендов и процентов с прибыли, НДС. Есть налоги, поступающие только на 1 уровень: все акцизы в фед. бюджета, транспортный налог – рег., налог на недвижимость и местный предпринимательский доход – местный.

Становление современной системы межбюджетных отношений соответствующих федеративной системы сложилась в 1991 году.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.