![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 16.10.12
Бюджет и бюджетное устройство РФ 1.Понятие бюджета и его экономическое значение 2.Бюджетное устройство и бюджетная система 3.Бюджетный федерализм Согласно бюджетному кодексу РФ бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. По материально вещественной форме бюджет – это централизованный фонд денежных средств. По форме функционирования бюджет – это плановый финансовый документ, включающий доходы и расходы. Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу перераспределения в части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств. Специфика бюджетных отношений как в части финансовых состоит в следующем: 1.Они возникают в распределительных отношениях (процессе), непременным участником которого является государство; 2.Они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей; 3.Они являются основным инструментом проверки сбалансированности прихода и расхода экономических ресурсов, а также основным инструментом государственного управления экономикой;
Цели и задачи государственного бюджета: 1.Финансовое обеспечение бюджетной сферы; 2.Перераспределение ВВП; 3.Государственное регулирование и стимулирование экономики; 4.Контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств Нормативно-правовой базой бюджетных отношений являются: - бюджетный кодекс РФ; -закон РФ «О федеральном бюджете»; -закон «Субъектов РФ о бюджете субъектов РФ»; -нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных бюджетах; -указы Президента РФ, регулирующие бюджетные правоотношения; Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов. Расходы бюджета – это инвестиции денежных средств в различные государственные мероприятия. Соотношение доходов и расходов может принимать одну из трех форм: -баланса (доходы = расходам) -профицита (доходы превышают расходов) -дефицита (доходы меньше расходов) Длительность бюджетного периода – это время в течение, которого реализуется конкретный бюджет. Обычно это год (до кризиса), но сейчас планируется 3-х летний бюджет Функции бюджета: 1.Фискальная функция – она связана с аккумулированием денежных средств в централизованном фонде; 2.Распределительно-перераспределительная функция - обеспечивает перераспределение централизованных денежных средств между различными сферами материального и нематериального производства, обеспечивая их гармоничное развитие; 3.Контрольная функция – заключается в обеспечении контроля за формированием и расходованием государственных средств
Бюджетное устройство и бюджетная система Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов действующих на территории РФ Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов. Бюджетное устройство определяется государственным устройством, в унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена это государственный бюджет и местные бюджеты (Франция, Великобритания, Швеция) В федеративных государствах, в таких как Германия, Россия, Канада, США, трехуровневая бюджетная система (региональный, федеральный, местный) При этом согласно Конституции РФ в состав бюджета субъектов РФ входят 83 субъекта (21 республиканских бюджетов в составе РФ, 55 областных и краевых бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, Еврейская автономная область, 4 окружных бюджетов автономных округов, в составе местных бюджетов около 29000 местных бюджетов (городских, районных, поселковых, местных)) Свод бюджетов бюджетной системы РФ на определенной территории образует понятие консолидированных бюджетов РФ Консолидированный бюджет РФ включает в себя: 1.Федеральный бюджет; 2.Консолидированные бюджеты субъектов РФ: 1)Бюджеты субъектов РФ 2)Консолидированные местные бюджеты: -городские, районные, сельские и поселковые бюджеты
Консолидированные бюджеты ежегодно составляются, но не утверждаются в законодательном порядке, информация о параметрах консолидированного бюджета является очень важной для аналитических и прогнозных расчетов. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты РФ разрабатываются и утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления. Бюджетная система РФ базируется на определенных принципах Принципы бюджетной системы: 1. Принцип единства бюджетной системы РФ – единая правовая база, единая денежная система, использование единой бюджетной классификации, единство бюджетного процесса, единые санкции за нарушение бюджетного законодательства. Бюджетный процесс – это порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета; 2.Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Реализуется через закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответствующего уровня; 3.Принцип самостоятельности означает, что органы власти соответствующего уровня имеют право: -формировать свой бюджет, т.е. самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; -определять направления расходов и доходов исходя из наличия собственных источников доходов каждого уровня бюджета; 4.Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления в области установления и исполнения расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов; 5.Принцип полноты отражения всех доходов и расходов и источника финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы и расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме должны отражаться в бюджете; 6.Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать предусмотренному объему доходов. 7.Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов должны достигаться заданные результаты с использованием наименьшего объема средств 8.Принцип совокупного общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджетов должны покрываться общей суммой доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита 9.Принцип прозрачности (открытости) бюджета означает обязательное опубликование в печати, утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении 10.Принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета 11.Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных задач 12.Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя бюджетных средств в ведении, которого они находятся 13.Принцип единства кассы означает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат должно осуществляться с единого счета (чем занимается казначейство)
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 346; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |