КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 23.10.12
Бюджетный федерализм Федеративное устройство России является предпосылкой возникновения финансово-бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм является наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве. Бюджетный федерализм – это способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы обеспечивающей ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов (территориальный бюджет это совокупность регионального и местного бюджета). Иными словами бюджетный федерализм – это разграничение прав и полномочий между уровнями бюджетной системы. Бюджетный федерализм базируется на следующих принципах: 1. Законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней 2. Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций 3. Принцип самостоятельности и равноправия каждого бюджета входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельном определении направлений использования бюджетных средств 4. Обеспечение выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Основными способами выравнивания являются горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание Горизонтальное бюджетное выравнивание представляет собой систему оказания финансовой помощи регионам и муниципальным образованиям. Основным методом горизонтального выравнивания являются межбюджетные трансферты. Трансферты – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе в порядке оказания финансовой помощи и предоставлении компенсации Основные формы межбюджетных трансфертов: 1. Дотации – это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов 2. Субвенции - это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе для осуществления целевых расходов 3. Субсидии – это средства, предоставляемые другому уровню бюджета бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов 4. Кредитные ресурсы – это бюджетные средства предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной и безвозмездной (беспроцентной) или возмездной (под определенный процент) основе на срок не более 6-ти месяцев в пределах финансового года
Вертикальное выравнивание – это процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (речь идет о налоговых поступлениях). Основными инструментами вертикального выравнивания служат: 1. Закрепление налогов за определенным уровнем бюджета 2. Распределение налоговых доходов по нормативам 3. Субвенции из вышестоящего бюджета 4. Субвенции из вышестоящего бюджета на выполнение расходных операций Модели бюджетного федерализма Существуют 2 основные модели: 1.Кооперативная (европейская модель бюджетного федерализма) ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территорий и характеризуется высокой степенью перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и ограничением самостоятельности региональных и местных органов власти в области налогообложения. Пример модели Германия Основные характеристики данной модели: -наличие системы общих налогов; -доходы бюджетов в основном зависят от нормативов распределения, которые устанавливаются вышестоящими органами; 2.Децентрализованная модель бюджетного федерализма характеризуется тем, что каждый уровень власти имеет свои непересекающиеся налоги по принципу один налог - один бюджет. Приоритет отдается автономии и самостоятельности регионально-территориальных образований, конкуренции между ними и объем перераспределяемых средств между уровнями бюджетной системы очень не велик. Пример децентрализованной служит США Основные характеристики данной модели: -закрепление определенного вида дохода за определенным уровнем бюджета; -взаимоотношение между уровнями бюджета организуется на основе ссуд; -модель не дает возможности балансировать региональные и местные бюджеты Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели бюджетного федерализма с элементами децентрализованной модели. Суть российской модели состоит в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами РФ по бюджетно-налоговым вопросам наряду с тем, что федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством субъектов федерации, т.к. оно отражает их общие интересы и прежде всего заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства. Лекция 30.10.12 Финансовый рынок Рынок финансовых ресурсов – это общее название тех рынков, где проявляются спрос и предложение. Финансовый рынок состоит из трех основных элементов: 1.Кредитный рынок: -денежный рынок <-------рынок ценных бумаг -рынок займов 2.Рынок инструментов собственности 3.Валютный рынок
Кредитный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах и организациями и гражданами которые их могут предоставить.
Главными функциями этого рынка являются: 1. Объединения мелких разрозненных сбережений населения, государственных подразделений частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создание крупных денежных фондов. 2. Трансформация денежных средств в судный капитал, обеспечивающий внешние источники финансирования материального производства национальной экономики. 3.Предоставление займов государственных органов и населению для решения таких важных задач как покрытие бюджетного дефицита к финансированию части жилищного строительства Таким образом, кредитный рынок позволяет осуществлять накопление, движение, распределение и перераспределение заемного капитала между сферами экономики. В то же время кредитный рынок – это синтез рынков различных платежных средств в странах с развитой рыночной экономикой кредитные сделки опосредуются: 1.Кредитными институтами 2.Инвеституционными или различными организациями, которые обеспечивают выпуск и движение различных долговых обязательств Таким образом, кредитный рынок делится на рынок денежных ресурсов и рынок долговых обязательств Валютный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношения между потребителями и продавцами валюты. Спрос на иностранную валюту связан с зависимостью национальной экономики от импорта и обусловлен конвертируемостью этой валюты. Конвертируемость – это гарантированная возможность денежной единицы свободно обмениваться на другие валюты при полной конвертируемости национальной валюты любое юридическое и физическое лицо может свободно участвовать в любой внешнеэкономической деятельности. Чем ниже уровень конвертируемости национальной валюты, тем в большей мере валютный рынок подвергается государственному урегулированию в частности установлению национальной валюты по отношению к другим валютам. Рынок ценных бумаг объединяет часть кредитного рынка и рынок инструментов собственности, другими словами этот рынок охватывает операции по выпуску и обращению инструментов займа, инструментов собственности, а также их гибридов и производных. К инструментам займа относятся облигации, сертификаты, опционы, фьючерсы и другие аналогичные бумаги. Следовательно, рынок инструментов займа как элемент кредитного рынка имеет дело заемным капиталом, в то время как рынок инструментов собственности собственным капиталом, т.е. с долями (паями) собственником капитала собственного капитала. Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный рынок. Первичный рынок – это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов Вторичный рынок – это рынок где обращаются реализованные на первичном рынке ценные бумаги Биржевой рынок связывают с понятием фондовый рынок, как особо организованного, как привило, вторичного рынка ценных бумаг способствующего повышению мобильности капитала и выявлению реальных рыночных цен активов Внебиржевой рынок охватывает рынок операций с ценными бумагами вне биржи (первичное размещение, а также перепродажи ценных бумаг тех эмитентов, которые не желают или не могут попасть на биржу).
Кроме указанной классификации рынок ценных бумаг можно разделить на следующие сегменты: -по категории эмитентов (рынок ценных бумаг предприятий, государственных ценных бумаг и т.д.) -по срокам выпуска (рынок бессрочных ценных бумаг, срочных ценных бумаг с установленным сроком, ценных бумаг с неустановленным сроком обращения) -по территории распространения (национальный рынок, интернациональный рынок) -по видам категории ценных бумаг (рынок акций, в том числе по их видам, облигаций)
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |