Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Новые парадигмы управления




Ситуационный подход к исследованию феномена управления: содержание, основные принципы. «Закон ситуации». Сущность системного подхода к исследованию проблем организации. Системообразующие понятия. Свойства систем, их классификация. Представители школы «социальных систем», их вклад в развитие теории управления. “Эмпирическая” школа теории организации и управления. Проблема взаимоотношения теоретических и эмпирических элементов теории менеджмента.

Современные тенденции эволюции теории управления. “Открытая” и “закрытая” организационные парадигмы менеджмента. Основные положения “закрытой” парадигмы: рациональность толкования организационных процессов; четко очерчиваемые пределы организации; наличие набора конкретных норм внутри организации; примат общего над индивидуальным. Основные положения “открытой” парадигмы: системный подход к пониманию организации; переход от универсальных управленческих законов к культурной обусловленности организационной деятельности; переоценка ценности личности и творческого потенциала индивида для организации. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям.

 

Развитие количественной школы. 1950-наст.время.

Количественная школа управления зародилась в начале 40-х годов и прежде всего в связи с решением проблем – эффективного использования ограниченных ресурсов в военных операциях Второй мировой войны. Затем, эти методы были применены при управлении гражданскими организациями. Такие фирмы как Дюпон, Дженерал Электрик начали пользоваться математическими методами при найме служащих, при расстановке оборудования на производственных площадях, планировании складских операций.

Развитие математических наук, статистики, информатики, а также компьютерной техники явилось предпосылкой появления новой научной школы, которая получила название количественной, или управленческой.

Ключевой характеристикой науки управления (количественной школы) является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Ее представители рассматривают управление как логический процесс, который может быть описан математическим языком.

Формализация управленческих функций, интеграция труда – человека – ЭВМ потребовали пересмотра структурных элементов организации (служб учета, планирования, маркетинга и т. п.). Методы моделирования, анализа в условиях неопределенности, математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений легли в основу функции прогнозирования. /Модель - это форма представления реальности. Математическая модель - это описание какого-либо класса явлений, выраженное с помощью математической символики./

При решении проблем управления наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, имитационные, экономического анализа. Они позволяют решать большой класс задач управления с применением экономико-математических методов. Теоретические основы этих методов были заложены российскими учеными Л.В. Канторовичем и В.В. Новожиловым, которые не только разработали методы количественного подхода, но и способствовали практике их применения. Начиная с 1960-х гг. экономико-математические методы используются для решения проблем оптимизации планов, формирования цен, распределения ресурсов, программно-целевого планирования и т. д.

Т.О., количественная школа характеризуется прежде всего использованием в менеджменте методов исследования операций и математических моделей. По существу эта школа использует количественные методы для решения управленческих и производственных проблем. Она акцентирует свое внимание на принятии решений в области эффективного использования ограниченных ресурсов, экономической эффективности, формальных математических моделях и использования компьютеров.

Влияние количественного подхода на практику управления было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь очень немногие руководители были достаточно подготовлены для понимания и применения сложных количественных методов. Однако, в настоящее время положение быстро меняется, так как навыки применения количественных методов и компьютеров становятся неотъемлемым элементом подготовки современных руководителей.

Основные разработки количественной школы:

Ø Формализация ряда управленческих функций, сочетание труда, человека и ЭВМ

Ø Использование аналитических методов и моделей в управлении вместо словесных рассуждений

Ø Применение математических методов в управлении для объективной оценки любой ситуации

Ø Разработка новых методов внутрифирменного планирования (службы учета, маркетинга и т.д.)

Ø Разработка имитационного моделирования решений

Ø Разработка методов анализа в условиях неопределенности

Ø Математическое обеспечение оценки многоцелевых управленческих решений

отрицательные моменты: Рассмотрение управления как сугубо логического процесса, который может быть выражен в математическом виде; Недостаточный для применения сложных количественных методов уровень образования у многих руководителей (до 60-х); Невнимание к проблеме человеческих отношений при смещении приоритетов в сторону математических методов.

 

Современная система взглядов на управление организацией

На сегодняшний день основные вопросы для эффективного управления организацией – это вопросы качества (переосмысление целей и задач менеджмента), ориентация на потребителя, стратегическое планирование (разработка новых методов, т.к. влияние внешней среды очень сильно), вопросы корпоративной культуры (совмещение ценностей с различными культурами).

Но до недавнего времени и на сегодняшний день мы встречаемся с такими подходами к управлению, как: системный, ситуационный, процессный

Процессный подход рассматривает функции управления во взаимосвязи. Управление представляет собой серию непрерывных взаимосвязанных действий, т.е. не что иное, как процесс. Эти действия, каждое и которых само по себе также является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями, каждая из которых есть процесс, потому что, в свою очередь, состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления - общая сумма всех функций.

 

Системный подход /сер.1970-х – наст.время./ Л.Берталанфи, Богданов

В системном подходе внимание концентрируется на целостности организации и управленческого процесса, на неразрывной связи организации с ее средой, на достижение организацией различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Возникновение этого общенаучного подхода связывается с именем Людвига фон Берталанфи, австрийского биолога, эмигрировавшего в 1930-х гг. в США. Цель данной теории – это поиск общих закономерностей возникновения и существования любых систем, как биологических, так и организационных. Под системой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, свойства которой определяются не только составом элементов, но и характером взаимосвязи между ними. В основе понятий системности лежат философские категории «часть» и «целое».

С практической точки зрения системный подход сводится к тому, чтобы при исследовании сложных объектов и явлений учитывать неотъемлемо присущее им свойство целостности.

Системный подход в управлении предполагает необходимость, с одной стороны, учитывать взаимодействие и взаимовлияние всех основных аспектов внутриорганизационного поведения (вопросов рациональной структуры управления и организации взаимодействия между структурными элементами организации, вопросов формирования групповых норм, индивидуальных мотивов и лидерства, использования количественных методов рационального использования ограниченных ресурсов, выделения функций управления и обеспечения их рационального взаимодействия через эффективные коммуникации и рациональное принятие организационных решений и т.п.).

С другой стороны, системный подход предполагает рассмотрение организации как неотъемлемой части окружающего мира, построение системной модели организации с учетом ее взаимодействия с внешней средой, т.е. открытой системной модели. Именно последнее является наиболее заметной особенностью системного подхода в менеджменте и обобщает практически проложившие себе дорогу идею маркетингового управления, т.е. управления ориентированного в первую очередь на потребителя, на поиск и удовлетворение его нужд и потребностей, на эффективную деятельность по достижению поставленных целей.

Инструментом системного подхода являются системный анализ и системный подход, которые предполагают рассмотрение управления и объектов управления как системы. Построение системы подразумевает четкое определение количественных и качественных параметров входящих в нее элементов и связей между ними, разграничение с объектами внешней среды. Определение этих параметров позволяет построить модель организации или конкретной ситуации, проанализировать ее, построить прогноз ее поведения в заданный временной период, а значит выработать оптимальные управленческие воздействия.

Формируется на 7 взаимосвязанных составляющих на «S»: стратегия, структура, система, штат, стиль, квалификация, разделение ценностей

 

Ситуационный подход /1980-е – наст.время./ М.Фоллет Р.Стогдилл.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов и подходов к управлению определяется ситуацией.

Традиционные подходы к управлению пытались определить основные области, факторы, которые должны принести успех организации. Эффективное управление должно было строиться с учетом некоторых принципов, разрабатываемых в рамках соответствующего подхода и на основе собственного опыта, интуиции, здравого смысла.

Центральным понятием ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые существенно влияют на организацию в конкретных обстоятельствах. Причем, в каждый последующий момент времени либо меняется состав этих обстоятельств, либо, как минимум, интенсивность их проявления, воздействия на организацию. Вспомним известную философскую притчу о том, «что в одну реку нельзя войти дважды». Следствием является вывод об исключительности управленческой ситуации, а значит – о категорическом отрицании шаблона, штампа в управленческой деятельности.

Ситуационный подход подчеркивает большое значение творчества в управлении, умении использовать нестандартные приемы, необходимость обладания " ситуационным мышлением ". Этот подход предполагает, что руководители должны каждый раз конкретно определять для себя, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в сложившейся ситуации.

Как и системный подход, ситуационный не представляет собой простого набора рекомендаций и принципов, а скорее является мыслительным подходом к рассмотрению организационных проблем и их решению. Ситуационный подход признает, что, хотя общая структура процесса управления одинакова, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно различаться. Например, существует масса разных способов построения организационных структур. Может быть создано много или мало уровней управления, система управления может быть более или менее централизованной.

Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь цели организации наиболее эффективно и концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы ключевые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.

 

Ø В центре внимания ситуация-набор обстоятельств, непосредственно влияющих на организацию

Ø Использование конкретных приемов управления в связи с конкретной ситуацией

v Направление на выработку ситуативного мышление и приложения полученных теоретических знаний к конкретным реальным процессам

v Определение конкретных переменных и их влияния на успех организации

v Эффективное обучение менеджеров на основе изучения меняющейся рыночной ситуации, непредвиденных ситуаций,

v Наличие возможностей прямого приложения науки в реальной жизни




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.