Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурный план плоскости и принцип графического анализа композиции

Прямоугольная изобразительная плоскость ограничена двумя вертикалями и двумя горизонталями. Опуская материальные свойства изобразительного поля (бумага, холст и т.д.), необходимо рассмотреть его выразительные качества, прежде всего форму и структуру.

Вертикаль и горизонталь образуют элементарную систему отсчета, все в картинной плоскости соотносится с ними. Вертикальная ось симметрии дает нам пару «левое - правое», а горизонтальная ось - пару «верх -низ». Вертикаль фиксирует определенное состояние, а горизонталь определяет динамику зрителя и объекта в поле наблюдения, являясь осью длительности.

В прямоугольном формате вертикальная и горизонтальная оси легко просматриваются, проходя через середины его сторон. Эти оси вместе с диагоналями выявляют геометрический центр формата. Совокупность линий, сходящихся в центре формата, Р. Арнхейм назвал структурным планом плоскости. Любой элемент, расположенный на линиях структурного плана или в непосредственной близости к ним, кажется спокойным. Когда же элемент удален от линий, в нем ощущается напряжение, словно этот элемент «желает» покоя и «желание» преобразуется в энергию как потенциальную возможность перемещения. Эта энергия «неспокойного» элемента существует лишь в нашем восприятии, то есть имеет перцептивную природу. Поэтому напряженность, создаваемая объектами, расположенными вне линий структурного плана, Арнхейм определяет как перцептивную силу.

«Внутренние силы» плоскости, возникающие в нашем восприятии, порождены неоднородностью плоскости в пространственном отношении. Сложную структуру и смысловой потенциал изобразительной плоскости понимали уже художники Возрождения. М. Алпатов пишет: «Чувство картины как своеобразного предмета было очень развито в эпоху Возрождения. Мастера этой эпохи рассматривали картинную плоскость не как нейтральную и ровную во всех частях плоскость. Они хорошо знали, что сама картина, безотносительно к тому, что будет на ней изображено, - это как бы поле. Заряженное внутренними силами (выделено нами. - O.K.) и в этом смысле обладающее своей композицией», то есть структурой. Эта «заряженность внутренними силами» возникает как результат противопоставления в нашем восприятии центра и периферии, верха и низа (рис. 6), левой и правой сторон формата. В. Кандинский выработал такую схему распределения тяжести частей формата: рисунок 1,а.

Рис. 1,а. Рис. 1, б. Рис. 2.

Рис. 1,а-распределение тяжести в изобразительной плоскости (схема по В. Кандинскому); рис. 1, б – структурный план изобразительной плоскости; рис. 2 - П.П. Рубенс. Снятие с креста (схема по СМ. Даниэлю).

Постоянно действующая структура изобразительного поля выглядит так: рис. 1,б. Всякое изображение, расположенное в этом поле, взаимодействует с его скрытой структурой. В статичных композициях это взаимодействие согласовано, а в динамичных - это напряженная борьба элементов композиции друг с другом и со структурой самого формата. Неоднородность структурного плана плоскости предопределяет неоднородность композиции изображения. Особенности нашего зрения тоже предполагают выделение главного в композиции (принцип направленного и периферического зрения). Все это создает предпосылки для возникновения в художественном произведении композиционного центра.

Композиционный центр - это элемент или часть произведения, которые выделяются на общем фоне окружающих или примыкающих к ним частей композиции.

Композиционный центр несет на себе основную смысловую нагрузку. Он не всегда совпадает с геометрическим центром плоскости, и может быть смещен в любую сторону. Но независимо от его расположения должна прослеживаться связь композиционного центра с другими элементами композиции. В гармоничном произведении найдено единство главного и второстепенного, целое и части соразмерны и уравновешены.

Если отталкиваться от графической схемы структурного поля формата, мы можем получить инструмент изучения композиции - метод графического анализа. Графический анализ приводит сложные композиции к упрощенным схемам (рис. 2). Упрощение в композиции опасно, но на стадии учения часто необходимо. Схемы, в которых остаются только самые основные линейные направления и тональные массы, обнажают структурный план самой композиции и показывают его взаимодействие со структурным планом плоскости. Последовательность анализа может быть следующей: 1 - схема геометрической структуры композиции; 2 - схема силовых линий композиции; 3 - схема распределения тона, с определением композиционного центра. При этом необходимо помнить, что схема сама по себе мертва. Именно об этом предупреждает В. Набоков (эпиграф). Его слова обращены к художник), а не к ученику.

Схема всегда однобока, обнажая ритм, например, она теряет пластику, детали, фактуру композиции. Увидеть структурный план композиции, конечно, полезно, но отдельно от анализа художественного образа и стиля произведения графический анализ нецелесообразен, так как ведет к упрощению в понимании композиции и появлению штампов в решении композиции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Неоднородность изобразительного поля и композиционные схемы | Нормирование оборотных средств
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.