Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Здания и архитектурные комплексы. Новые конструктивные достижения расширяли возможности архитектуры, однако их влияние на композицию не выходило за рамки традиционных форм




Новые конструктивные достижения расширяли возможности архитектуры, однако их влияние на композицию не выходило за рамки традиционных форм, изменявшихся в соответствии с характерными особенностями стиля.

В практику строительства внедрялись новые материалы. Заметный прогресс произошел в развитии конструктивных форм. К концу XVIII в. начинают использовать металл для балок и решетчатых конструкций, строятся мосты с конструкциями из чугуна, а затем из ковкого железа.

Во Франции строительство и контроль над ним сосредотачиваются в руках государства. На строительство затрачиваются огромные средства. Государственные учреждения контролируют строительство не только в Париже, но и в провинциях. Изменилась и форма составления архитектурно-строительных проектов, значительную часть которых занимала теперь пояснительная записка, включающая не только инженерные, но и экономические расчеты. Таким образом, облегчились методы производства работ, повышалось качество работ.

В связи с усилением государственной регламентации художественной жизни в 1671 г. во Франции возникла первая Академия архитектуры - Королевская академия архитектуры, которая оказала большое влияние на развитие архитектуры в этот период. Задача Академии заключалась в выработке эстетических норм и критериев архитектуры классицизма, которыми должны были руководствоваться зодчие.

Первым примером совместной работы архитектора и инженера над одним проектом является проект Хлебного рынка в Париже.

Этот период характеризуется возникновением и развитием инженерно-строительной науки. Так, в XVIII в. во Франции складывается профессия инженера-строителя, специалиста, имеющего научно-теоретическую подготовку.

К концу XVIII в. классицизм пришел к каноническому набору форм и правил. На страже этих правил стояла Школа изящных искусств - парижская художественная академия. Постепенно форма классицизма превратилась в штамп, закоснелый классицизм стали называть академизмом. Классицизм второй половины XVIII века в области интерьера и связанного с ним прикладного искусства иногда называют стилем Людовика XVI.

В английской архитектуре трудно провести грань между барокко и классицизмом. Ранее отмечалось (см. лекцию №12), что архитектура Англии второй половины XVII и первой половины XVIII века в целом носила классицистический характер, и барокко в ней выражено было слабо.

Англия во второй половине XVIII века в отличие от прочих европейских стран, переживала расцвет экономический и культурный. Она стала крупнейшей колониальной державой, занимавшей монопольное положение в Европе в ряде важнейших отраслей промышленности и в области внешней торговли. Англия стала ведущей страной и в отношении культуры.

Новую фазу в развитии классицистической архитектуры, соответствовавшую новым политическим и идеологическим задачам, представляет собой архитектура Франции времен Наполеона - начала XIX века, так называемый стиль империи - ампир Архитектура должна была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона. В создании нового стиля источником вдохновения зодчих того времени была архитектура древнеримской империи, величественные, триумфально-приподнятые формы которой как нельзя лучше отвечали запросам данного периода.

Великая буржуазная революция (1789-1794 гг.), уничтожившая феодальный режим во Франции, потрясла основы феодализма во всей Европе. Активная экономическая политика революции была направлена на различные стороны хозяйственной жизни страны, в том числе и на преобразование строительной деятельности.

Процессы, происходившие во французской культуре, и в частности архитектуре, были общими с теми, которые протекали в Италии. Отмечается всеобщее увлечение античностью. Рококо вытесняется классицизмом.

Возникновение классицизма связано с Италией, которая явилась центром идейно-теоретических изысканий в области становления в архитектуре и в искусстве новых принципов. Именно в Италии и главным образом в Риме были сосредоточены основные памятники античности, которые на протяжении веков не переставали оказывать воздействие на архитекторов. Однако становление классицизма в Италии происходило не столько под воздействием непосредственно античных памятников, сколько под влиянием позднего Возрождения и основных его представителей, особенно Андреа Палладио.

Для создания нового классицистического стиля имели большое значение многие философские труды этого времени.

В середине XVIII века, во всех странах Европы, и особенно сильно во Франции и Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике и укрепление буржуазии в политической жизни государств. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы.

На всем протяжении XVIII в. во взаимодействии и в полемике с барокко развивается классицизм, который становится общеевропейским стилем в XVIII - начале XIX в.

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Лекция 13. Архитектура стран Западной Европы XVI-XVIII веков. Классицизм

Для интерьеров стиля барокко характерна неумеренная декоративность, тяжелая роскошь - многоцветная скульптура, лепка, резьба, плафонная живопись, зеркала.

Живописность и динамичность дворцов и церквей барокко достигается благодаря роскошной, причудливой пластике фасадов, сложному криволинейному плану и очертаниям. Если в эпоху Возрождения план помещений имел четкую геометрическую форму - круг, квадрат или прямоугольник, то в период барокко это уже эллипс или сложная форма, очерченная изгибающимися линиями, выпуклостями или вогнутостями стен, усложненная примыканиями соседних соподчиненных объемов.

2. На смену рациональности Ренессанса приходит иррациональность. Зодчие барокко явно предпочитают декоративное начало архитектуры. Барокко в архитектуре характеризуется приоритетом, преобладанием пластического начала над началом тектоническим. Конструкция обычно прикрывается декоративными частями, которые нередко создают превратное представление о ней. Фасады имеют целью как бы "заслонить" основную часть здания.

3. Ордера рассматриваются лишь как элементы, декорирующие сооружения. В архитектуре этого времени приобретают распространение явно деконструктивные части - разорванные: фронтоны, волюты и т. п.

4. В сооружениях барокко живопись и скульптура не подчиняются архитектуре и стремятся как бы "перекричать" её. Наблюдалось не мирное сотрудничество, а спор, борьба и противопоставление друг другу отдельных видов искусств.

Буржуазия, создавая свою культуру, стремилась опереться на прошлое, использовать культуру минувших эпох. Формы античного искусства больше всего соответствовали буржуазным представлениям о новом создаваемом стиле; в основу последнего была положена античность. Древнее искусство и древняя архитектура стали предметом изучения, заимствования, подражания. Происходил второй "круг" изучения и освоения античного наследия: первый был связан с эпохой Возрождения - временем первого пробуждения буржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями о мире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре.

Зодчество Германии второй половины XVIII века так же развивалось в направлении классицизма, хотя в некоторых сооружениях этого времени всё еще ощущаются реминисценции барокко. В области архитектурной теории Германия наряду с Францией занимала в XVIII веке руководящее положение среди европейских стран.

Строительные приёмы и конструкции

Крупнейшим центром научно-технического образования стала созданная в 1794 г. Политехническая школа в Париже. Выпускники этой школы - это совершенно новый тип специалиста - инженера-строителя, имеющего возможность в своей практической деятельности систематически применять точные математические методы для определения размеров конструкций и их элементов. Появилась и специальная научно-техническая литература: пособия, инструкции, содержащие правила строительства, размеры конструктивных элементов и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 454; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.