Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система действий преподавателя и учащихся с использованием ВТС

 

Технологические этапы Действия учителя Действия учащихся
Глоссарное обучение Учитель координирует работу учащихся по структурированию текста в соответствии с его логикой: понятия, законы, теории, факты и организует самостоятельную деятельность по овладению понятийным аппаратом с использованием схемы Понятие = ключевое слово +существенные признаки   Используя рабочий учебник, обучающие компьютерные программы и владея схемой понятия, учащиеся самостоятельно конструируют понятия, встречающиеся в тексте Например: свободное падение = механическое движение +1) под действием силы тяжести (другие силы отсутствуют) 2) равноускоренное движение 3) ускорение свободного падения величина постоянная
Алгоритмическое усвоение знаний На данном этапе учитель ис-пользует репродуктивное мышление учащихся для понимания изучаемого ма-териала, решения задач по образцу. Организует индии-видуальное изучение спосо-бов выполнения действий, обеспечиваемых определен-ной последовательностью совокупности приемов и операций, необходимых для достижения планируемого результата. В качестве примера приво-дим алгоритм наблюдения явления: 1. Точное описание увиденного явления 2. Зарисовка явления в той последовательности, в которой оно происходит. 3. Фиксация существенных участников процесса и его существенных этапов 4. Фиксация изменений, происходящих с участниками процесса. 5. Причины изменений, происходящих с участниками явления. 6. Схематизация явления (3 уровень усвоения) Учащиеся под руководством учителя разрабатывают алгоритмы конкретных практических действий, т.е. их элементов, шагов и очередности их реализации следуя законам формальной логики. Точное описание системы действий приводит к более осмысленному восприятию изучаемого материала, к правильному решению определенных типов задач. Затем, используя полученные алгоритмы, учащиеся выполняют конкретные практические задания: проводят наблюдения, изучают явления, законы, теории, сравнивают и т.д. Например, разработав алгоритм проведения наблюдения, учащиеся более осмысленно стали пользоваться методом наблюдения при выполнении исследования.
Погружение в учебную среду Создает условия для погружения в изучаемый материал. Предлагает воспользоваться визуаль-ными, звуковыми и другими дидактическими средствами (настенными плакатами, по-ртретами, таблицами, схе-мами). На данном этапе уме-стно проведение уроков в компьютерном классе, предоставляющем учащимся выход в Интернет. Учащиеся самостоятельно изучают историографические, библиографические, аналитические материалы, про-водят их обработку, учатся рабо-тать с графиками, таблицами, диаграммами, овладевают мето-дами поиска в системе Интернет, выделяют смысловую основу и оценивают достоверность инфо-рмации, работают над информа-ционными рефератами, доклада-ми, сообщениями.
Обзорное изучение Организует деятельность учащихся по систематизации и обобщению знаний, полученных в ходе работы с различными информационными источниками. Организует рефлексию по поводу осуществленной деятельности. Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя структурируют и классифицируют учебный материал в структурно-логических схемах, сравнительных таблицах. Работают над проблемными рефератами. Участвуют в рефлексии с точки зрения достижения собственного успеха, выявления своих затруднений.
Развивающий тренинг Организует деятельность учащихся с учетом приобретенных ими знаний и умений на предыдущих этапах, вовлекает их в проектировочную и исследовательскую деятельность. Организует защиту исследований и проектов, выполненных учащимися. Учащиеся овладевают умениями и навыками проведения исследований и построения проектов. Выполняют самостоятельно простые исследования, разрабатывают творческие и учебные проекты и защищают их.
Контроль знаний Определяет уровень знаний каждого ученика по дидактической единице и на основании объективных данных и установленных критериев дает оценку качества знаний учащихся с позиции приобретенных ими компетентностей. Учащиеся выполняют тесты, контрольные работы, сдают зачеты.

 

В качестве примера использования виртуально-тренинговой системы обучения в процессе преподавания физики привожу технологическую карту по изучению законов Ньютона в 10 классе.

Технологическая карта по теме «Законы Ньютона» (5 часов)

 

Технологические этапы Тип урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Глоссарное обучение Урок изучения нового 1 этап Организует работу по овладению понятиями, необходимыми для усвоения данной темы с использованием формулы: понятие = ключевое слово + существенные признаки. Понятия: Инерциальная система отсчета Материальная точка Свободное тело Сила Масса 2 этап Организует обсуждение полученных конструкций, уточняет правильность подбора ключевых слов и определения существенных признаков. Учащиеся, используя учебник и инструмент познания (схему понятия) сначала самостоятельно конструируют данные понятия, а затем в парах корректируют их.   Учащиеся активно участвуют в обсуждении, задают вопросы на понимание, критически оценивают полноту конструкций
Алгоритмическое усвоение знаний Урок усвоения материала 1 этап Организует изучение законов Ньютона на обобщенном уровне, используя алгоритм изучения закона. 1. Между какими явлениями, процессами или величинами устанавливается связь в данном законе? 2. Формулировка закона. 3. Математическое выражение закона. 4. Опыты, подтверждающие справедливость закона. 5. Учет и использование закона на практике. 6. Границы применения закона. 7. Краткая историческая справка об авторе, открывшем закон.   2 этап Организует обсуждение изученного материала, участвует в обсуждении, корректирует процесс осмысления, проводит итоговое обобщение Учащиеся сначала индивидуально, а затем в парах пользуясь одним и тем же инструментом (алгоритмом изучения закона) проникают в сущность каждого из законов и корректируют свое понимание законов.     2 этап Учащиеся представляют результаты своей работы, задают вопросы на понимание и критику, добиваясь осмысленного усвоения законов.
Погружение в учебную среду Домашняя работа Проводит организационную работу по включению учащихся в деятельность, направленную на более детальное и глубокое изучение данной темы, предлагая список дополнительной литературы, электронные варианты информации в Интернет и т. д. Учащиеся дома, в библиотеке, в компьютерном классе самостоятельно или объединяясь в группы, работают с различными дидактическими средствами, источниками информациями готовятся к уроку обобщения и систематизации по теме «Механическая картина мира»
Обзорное обучение   Урок обобщения и систематизации на основе интеграции знаний по химии, основам цивилизации, биологии, географии. Используя знания, полученные в ходе работы с различными источниками, учитель организует работу по обобщению и систематизации на основе предложенной таблицы (таблица прилагается*) Учащиеся работают с таблицей, выполняют следующие задания: 1. Какую роль сыграла культура возрождения в формировании нового типа личности? 2. Влияет ли и как изменение в общественном строе на развитие науки, образования 3. Как развитие науки зависит от социально- экономических условий? Есть ли связь с географическими открытиями? 4. Докажите закономерность появления Ньютона на историческом и научном олимпе. Попробуйте обнаружить тех гигантов, на плечах которых он стоял, создавая классическую физику
Развивающий тренинг Продолжение урока обобщения и систематизации (урок- исследование) 1 этап Актуализирует знания и умения учащихся по подготовке и проведению исследования, используя следующие дидактические средства: - алгоритм исследования -схему понятия -алгоритм наблюдения -схему метода научного познания -алгоритм изучения закона Организует деятельность учащихся по экспериментальной проверке законов Ньютона, оказывает консультативную помощь в планировании и проведении исследования. 2 этап Организует защиту и обсуждение выполненных исследований, подводит итоги изучения данной темы и совместно с учащимися выстраивает механическую картину мира. Учащиеся объединяются в группы и используя различные дидактические средства и способы деятельности, планируют и реализуют исследования по экспериментальной проверке законов Ньютона. При этом внимание акцентируется не только на выполнении практической части, но и на оформлении работы в соответствии с требованиями.     Защищают выполненные исследования, отвечают на вопросы одноклассников и учителя.  
Контроль Урок контроля знаний На основе разработанных критериев учитель разрабатывает задания с учетом уровней усвоения материала Учащиеся выполняют дифференцированные задания с учетом уровней усвоения содержания данного учебного модуля. 1 уровень. Используя алгоритм изучения величины, рассказать о: массе, силе, инерциальной системе отсчета и т.д. Рассказать о законах Ньютона, используя алгоритм изучения закона. 2 уровень. а) Разработать 5 вопросов к данной теме, начинающихся со слов: -какая из…? Что это такое…? -Из чего состоит…? Как нужно действовать при…? Чем отличается…? Что является причиной того, что…? -Объясните смысл того, что…? Почему вы думаете, что…? В чем суть…? - Приведите пример… Проиллюстрируйте… Какие выводы вы могли бы сделать на основании…? Какую гипотезу вы предложили бы для…? Какие эксперименты вы бы провели…? 3 уровень. а) разработать 10 вопросов по теме б) провести серию опытов, иллюстрирующих законы Ньютона и используя алгоритм наблюдения сделать их описание.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Технологические блоки виртуально-тренинговой системы обучения | Критерии оценки качества усвоения изучаемого материала
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.