Система действий преподавателя и учащихся с использованием ВТС
Технологические этапы
Действия учителя
Действия учащихся
Глоссарное обучение
Учитель координирует работу учащихся по структурированию текста в соответствии с его логикой: понятия, законы, теории, факты и организует самостоятельную деятельность по овладению понятийным аппаратом с использованием схемы
Понятие = ключевое слово +существенные признаки
Используя рабочий учебник, обучающие компьютерные программы и владея схемой понятия, учащиеся самостоятельно конструируют понятия, встречающиеся в тексте Например: свободное падение = механическое движение +1) под действием силы тяжести (другие силы отсутствуют) 2) равноускоренное движение
3) ускорение свободного падения величина постоянная
Алгоритмическое усвоение знаний
На данном этапе учитель ис-пользует репродуктивное мышление учащихся для понимания изучаемого ма-териала, решения задач по образцу. Организует индии-видуальное изучение спосо-бов выполнения действий, обеспечиваемых определен-ной последовательностью совокупности приемов и операций, необходимых для достижения планируемого результата.
В качестве примера приво-дим алгоритм наблюдения явления:
1. Точное описание увиденного явления
2. Зарисовка явления в той последовательности, в которой оно происходит.
3. Фиксация существенных участников процесса и его существенных этапов
4. Фиксация изменений, происходящих с участниками процесса.
5. Причины изменений, происходящих с участниками явления.
6. Схематизация явления (3 уровень усвоения)
Учащиеся под руководством учителя разрабатывают алгоритмы конкретных практических действий, т.е. их элементов, шагов и очередности их реализации следуя законам формальной логики. Точное описание системы действий приводит к более осмысленному восприятию изучаемого материала, к правильному решению определенных типов задач. Затем, используя полученные алгоритмы, учащиеся выполняют конкретные практические задания: проводят наблюдения, изучают явления, законы, теории, сравнивают и т.д.
Например, разработав алгоритм проведения наблюдения, учащиеся более осмысленно стали пользоваться методом наблюдения при выполнении исследования.
Погружение в учебную среду
Создает условия для погружения в изучаемый материал. Предлагает воспользоваться визуаль-ными, звуковыми и другими дидактическими средствами (настенными плакатами, по-ртретами, таблицами, схе-мами). На данном этапе уме-стно проведение уроков в компьютерном классе, предоставляющем учащимся выход в Интернет.
Учащиеся самостоятельно изучают историографические, библиографические, аналитические материалы, про-водят их обработку, учатся рабо-тать с графиками, таблицами, диаграммами, овладевают мето-дами поиска в системе Интернет, выделяют смысловую основу и оценивают достоверность инфо-рмации, работают над информа-ционными рефератами, доклада-ми, сообщениями.
Обзорное изучение
Организует деятельность учащихся по систематизации и обобщению знаний, полученных в ходе работы с различными информационными источниками. Организует рефлексию по поводу осуществленной деятельности.
Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя структурируют и классифицируют учебный материал в структурно-логических схемах, сравнительных таблицах. Работают над проблемными рефератами. Участвуют в рефлексии с точки зрения достижения собственного успеха, выявления своих затруднений.
Развивающий тренинг
Организует деятельность учащихся с учетом приобретенных ими знаний и умений на предыдущих этапах, вовлекает их в проектировочную и исследовательскую деятельность. Организует защиту исследований и проектов, выполненных учащимися.
Учащиеся овладевают умениями и навыками проведения исследований и построения проектов. Выполняют самостоятельно простые исследования, разрабатывают творческие и учебные проекты и защищают их.
Контроль знаний
Определяет уровень знаний каждого ученика по дидактической единице и на основании объективных данных и установленных критериев дает оценку качества знаний учащихся с позиции приобретенных ими компетентностей.
Учащиеся выполняют тесты, контрольные работы, сдают зачеты.
В качестве примера использования виртуально-тренинговой системы обучения в процессе преподавания физики привожу технологическую карту по изучению законов Ньютона в 10 классе.
Технологическая карта по теме «Законы Ньютона» (5 часов)
Технологические этапы
Тип урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Глоссарное обучение
Урок изучения нового
1 этап
Организует работу по овладению понятиями, необходимыми для усвоения данной темы с использованием формулы: понятие = ключевое слово + существенные признаки.
Понятия:
Инерциальная система отсчета
Материальная точка
Свободное тело
Сила
Масса
2 этап
Организует обсуждение полученных конструкций, уточняет правильность подбора ключевых слов и определения существенных признаков.
Учащиеся, используя учебник и инструмент познания (схему понятия) сначала самостоятельно конструируют данные понятия, а затем в парах корректируют их.
Учащиеся активно участвуют в обсуждении, задают вопросы на понимание, критически оценивают полноту конструкций
Алгоритмическое усвоение знаний
Урок усвоения материала
1 этап
Организует изучение законов Ньютона на обобщенном уровне, используя алгоритм изучения закона.
1. Между какими явлениями, процессами или величинами устанавливается связь в данном законе?
2. Формулировка закона.
3. Математическое выражение закона.
4. Опыты, подтверждающие справедливость закона.
5. Учет и использование закона на практике.
6. Границы применения закона.
7. Краткая историческая справка об авторе, открывшем закон.
2 этап
Организует обсуждение изученного материала, участвует в обсуждении, корректирует процесс осмысления, проводит итоговое обобщение
Учащиеся сначала индивидуально, а затем в парах пользуясь одним и тем же инструментом (алгоритмом изучения закона) проникают в сущность каждого из законов и корректируют свое понимание законов.
2 этап
Учащиеся представляют результаты своей работы, задают вопросы на понимание и критику, добиваясь осмысленного усвоения законов.
Погружение в учебную среду
Домашняя работа
Проводит организационную работу по включению учащихся в деятельность, направленную на более детальное и глубокое изучение данной темы, предлагая список дополнительной литературы, электронные варианты информации в Интернет и т. д.
Учащиеся дома, в библиотеке, в компьютерном классе самостоятельно или объединяясь в группы, работают с различными дидактическими средствами, источниками информациями готовятся к уроку обобщения и систематизации по теме «Механическая картина мира»
Обзорное обучение
Урок
обобщения и систематизации на основе интеграции знаний по химии, основам цивилизации, биологии, географии.
Используя знания, полученные в ходе работы с различными источниками, учитель организует работу по обобщению и систематизации на основе предложенной таблицы (таблица прилагается*)
Учащиеся работают с таблицей, выполняют следующие задания:
1. Какую роль сыграла культура возрождения в формировании нового типа личности?
2. Влияет ли и как изменение в общественном строе на развитие науки, образования
3. Как развитие науки зависит от социально- экономических условий? Есть ли связь с географическими открытиями?
4. Докажите закономерность появления Ньютона на историческом и научном олимпе. Попробуйте обнаружить тех гигантов, на плечах которых он стоял, создавая классическую физику
Развивающий тренинг
Продолжение урока обобщения и систематизации (урок- исследование)
1 этап
Актуализирует знания и умения учащихся по подготовке и проведению исследования, используя следующие дидактические средства:
- алгоритм исследования
-схему понятия
-алгоритм наблюдения
-схему метода научного познания
-алгоритм изучения закона
Организует деятельность учащихся по экспериментальной проверке законов Ньютона, оказывает консультативную помощь в планировании и проведении исследования.
2 этап
Организует защиту и обсуждение выполненных исследований, подводит итоги изучения данной темы и совместно с учащимися выстраивает механическую картину мира.
Учащиеся объединяются в группы и используя различные дидактические средства и способы деятельности, планируют и реализуют исследования по экспериментальной проверке законов Ньютона.
При этом внимание акцентируется не только на выполнении практической части, но и на оформлении работы в соответствии с требованиями.
Защищают выполненные исследования, отвечают на вопросы одноклассников и учителя.
Контроль
Урок контроля знаний
На основе разработанных критериев учитель разрабатывает задания с учетом уровней усвоения материала
Учащиеся выполняют дифференцированные задания с учетом уровней усвоения содержания данного учебного модуля.
1 уровень.
Используя алгоритм изучения величины, рассказать о: массе, силе, инерциальной системе отсчета и т.д.
Рассказать о законах Ньютона, используя алгоритм изучения закона.
2 уровень.
а) Разработать 5 вопросов к данной теме, начинающихся со слов:
-какая из…? Что это такое…?
-Из чего состоит…? Как нужно действовать при…? Чем отличается…? Что является причиной того, что…?
-Объясните смысл того, что…? Почему вы думаете, что…? В чем суть…?
- Приведите пример…
Проиллюстрируйте…
Какие выводы вы могли бы сделать на основании…? Какую гипотезу вы предложили бы для…? Какие эксперименты вы бы провели…?
3 уровень.
а) разработать 10 вопросов по теме
б) провести серию опытов, иллюстрирующих законы Ньютона и используя алгоритм наблюдения сделать их описание.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление