КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2 Организация международного налогообложения
1. Принципы разграничения налогообложения, определение налогового статуса для налогоплательщика 2. Формы функционирования нерезидентов на территории иностранных государств. 3. Объекты международного налогообложения.
1. Принципы разграничения налогообложения, определение налогового статуса для налогоплательщика
Каждое государство осуществляет свою налоговую юрисдикцию на основании принципов разграничения налогообложения. К принципам, определяющим резидентство, обычно относят либо гражданство (место регистрации), либо территориальность. Так, при применении принципа резиденции на основании гражданства весь доход, получаемый гражданином или зарегистрированной в этой стране организацией, включается в налогообложение вследствие их юридической связи со страной резидентства. Например, США осуществляют юрисдикцию над доходами своих граждан и зарегистрированных в США организаций независимо от места получения этих доходов. Наиболее часто в законодательствах государств встречается принцип территориальности, предусматривающий обложение всех доходов, образовавшихся из источников на территории этих государств. Данный принцип основывается на том, что деятельность, направленная на получение дохода на территории любого государства, находится в сфере государственного контроля и регулирования. Нередко в национальных налоговых законодательствах применяется смешанный принцип резидентства. Термин «резидент» означает любое лицо, которое по законам государства-резиденции подлежит налогообложению в нем на основании местожительства, постоянного местонахождения, места регистрации, местонахождения руководящего органа или любого другого критерии. При возникновении в международной практике спорных вопросов разработаны критерии для разрешения двойной резиденции для физических и юридических лиц и установлены точные правила по определению той страны, в которой к ним будет применяться налоговый режим. Такой перечень критериев (признаков) формирует налоговый домициль плательщика. Налоговый домициль - совокупность определенных признаков, необходимых для признания физического или юридического лица плательщиком налогов. При определении резидентства физического лица основным фактором, влияющим на определение статуса плательщика, является постоянное место жительства. Так, для установления государства-резиденции предпочтение отдается тому государству, в котором физическое лицо имеет постоянное жилье. Этот критерий в большинстве случаев является достаточным для разрешения проблемы резидентства. Если физическое лицо имеет постоянное жилье в обоих государствах, для определения его статуса необходимо учитывать, где находится центр жизненных интересов, в каком государстве сконцентрированы личные и экономические связи: где проживает его семья, находится собственность, социальные связи, осуществляется политическая, культурная и прочая деятельность. В тех случаях, если невозможно связать центр жизненных интересов физического лица ни с одним из государств или данное лицо не располагает постоянным жильем ни в одном государстве, предпочтение отдается той стране, в которой это лицо дольше проживает. Если же и этого критерия недостаточно, тогда за основу берется гражданство, а в случае его отсутствия либо в спорных случаях решение данной проблемы передается компетентным органам государств. В Налоговом кодексе Республики Беларусь регулирование статуса налогоплательщика физического лица определено в статье 17 и 18 Общей части. В соответствии со статьей 17 налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году. Ко времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку. Порядок подтверждения физическим лицом времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь и представления в налоговые органы документов, необходимых для такого подтверждения, а также перечень таких документов устанавливаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса Республики Беларусь местом жительства физического лица признается место (населенный пункт, дом, квартира или иное жилое помещение), где это физическое лицо зарегистрировано по месту жительства, при отсутствии такого места – место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает, а в случае, если данные об этом установить невозможно, – место нахождения имущества этого лица. Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов.
2. Формы функционирования нерезидентов на территории иностранных государств. Определение резидентства юридических лиц значительно сложнее, что вызвано, прежде всего, тем, что каждое государство по-своему определяет понятие резидента - юридического лица, придавая в большей мере значение отдельным признакам, например месту регистрации или местонахождению фактического руководящего органа. С этой целью применяется понятие «постоянное представительство», которое необходимо для определения вопроса о праве государства облагать налогами прибыль либо доход, полученный на его территории предприятием другого государства. Постоянное представительство с целью налогообложения означает постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется коммерческая деятельность предприятия. Таким образом, для определения постоянного представительства необходимо три главных условия: - существование «места деятельности», т.е. помещения, сооружения или установки; - место деятельности должно быть фиксированным, а именно, установленным в определенном месте с определенной степенью постоянства; - коммерческая деятельность данного предприятия должна осуществляется через это фиксированное место деятельности. Понятие «место деятельности» включает любые помещения, сооружения или установки, используемые для осуществления коммерческой деятельности, независимо от того, используются ли они исключительно для этой цели или нет. Место деятельности также может находиться на другом предприятии. Например, когда иностранная фирма постоянно имеет в своем распоряжении отдельные помещения и их часть, принадлежащие другому предприятию. Постоянным представительством могут быть следующие Постоянным представительством иностранной организации, расположенным на территории Республики Беларусь в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, признается: 1) обособленное структурное подразделение (учреждение), через которое осуществляется предпринимательская и иная деятельность иностранной организации на территории Республики Беларусь, в том числе: - место производства и (или) реализации продукции; - место реализации товаров, имущественных прав, выполнения работ, оказания услуг, осуществления иной деятельности; 2) организация или физическое лицо, осуществляющие деятельность от имени иностранной организации и (или) в ее интересах и (или) имеющие и использующие полномочия иностранной организации на заключение контрактов или согласование их существенных условий. Учитывая особенности организации международных сделок налогообложении, необходимо определить такие понятия, «агент с зависимым статусом» и «агент с независимым статусом». Если иностранное предприятие не располагает постоянным представительством в другом государстве, но наделяет какое либо лицо полномочиями заключать контракты от его имени (агент с зависимым статусом), то такое предприятие рассматривается как имеющее постоянное представительство в другом государстве. Зависимыми агентами, т.е. наемными лицами, могут быть как организации, так и физические лица. При этом не имеет значения, где подписан контракт (договор). Основополагающим является то, чтобы основные условия (цены, условия поставки и др.) оговаривались этим зависимым агентом. Если иностранное предприятие производит коммерческие операции в другом государстве через агента с независимым статусом (брокера, комиссионера), оно не может облагаться налогом в этом государстве в отношении проводимых сделок, так как такой агент не рассматривается в качестве постоянного представительства иностранного предприятия. Агентом с независимым статусом является лицо: - которое независимо от предприятия как юридически, так и экономически; - действует в рамках своей обычной деятельности, когда осуществляет операции от имени либо в интересах иностранного предприятия. Не будет считаться агентом с независимым статусом лицо, коммерческая деятельность которого осуществляется на основании подробных инструкций или всецелого контроля со стороны иностранной фирмы. И еще один важный критерий оценки зависимости агента заключается в том, на ком лежит предпринимательский риск: на агенте или иностранном предприятии.
3. Объекты международного налогообложения
При организации международного налогообложения важным является однозначное толкование понятий не только субъектов, но и объектов налоговых сделок. В современной классификации доходов как объектов международных налоговых отношений выделяют активные и пассивные виды доходов. Активные доходы обычно связаны с проведением коммерческой деятельности на территории иностранного государства через постоянное представительство; для физических и юридических лиц характерно наличие налогового домициля. Коммерческую деятельность можно определить как совокупность взаимосвязанных торговых сделок и производственных операций, конечной целью которых является получение дохода. Активные доходы облагаются налогами по принципу резидентства (в стране резиденции) и по принципу территориальности (в стране источника доходов). Основной принцип налогообложения таких лиц в стране резиденции - это совокупное налогообложение всех полученных доходов независимо от того, где они были получены. Пассивные доходы не связаны с наличием у получателя доходов постоянного представительства в данной юрисдикции. Они представляют собой доходы от долевого участия в форме портфельных инвестиций. Государство, на территории которого образуются данные доходы, может освободить их от налогообложения с целью привлечения иностранных инвестиций либо применить принцип территориальности, налагая ответственность за своевременность и правильность перечисления налога на предприятие, выплатившее пассивные доходы. Основное отличие пассивных доходов от активных, заключается в том, что первые имеют периодический характер и обычно установлены в определенном проценте от суммы инвестиций. Наиболее типичными объектами обложения являются: - доходы от недвижимого имущества; - прибыль от коммерческой деятельности; - дивиденды, проценты, роялти; - доходы от отчуждения имущества; - доходы, полученные от зависимых и независимых личных услуг; - другие доходы.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |