Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 Налогообложение ВЭД

 

1. Налогообложение доходов резидентов Республики Беларусь от внешнеэкономических операций.

2. Налогообложение доходов, полученных резидентами и физическими лицами за рубежом.

3. Налогообложение доходов нерезидентов.

4. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость иностранными юридическими лицами при реализации объектов на территории Республики Беларусь.

5. Налоговые агенты иностранных юридических лиц.

 

1. Налогообложение доходов резидентов от внешнеэкономических операций

 

Налогообложение резидентов при осуществлении внешнеэкономической деятельности осуществляется в соответствии с действующим налоговым законодательством и за исключением особенностей уплаты таможенных платежей (таможенных пошлины, налога на добавленную стоимость и акцизов, взимаемых при пересечении границы) практически аналогично налогообложению во внутриреспубликанском обороте.

Налогообложение внешнеэкономических операций основывается на принципах взимания косвенных налогов. К ним относятся:

- принцип взимания налогов по стране назначения това­ров - освобождение от налога экспортируемых (вывозимых) товаров и взимание налога по импортируемым (ввозимым) то­варам (данный принцип действует в Таможенном союзе);

- взимания налогов по стране происхождения товаров -налогообложение экспортируемых (вывозимых) товаров и осво­бождение от налогообложения импортируемых (ввозимых) то­варов.

Во внешней торговле Республики Беларусь применяется дифференцированный подход. Принцип страны назначения лежит в основе косвенного налогообложения в торговле со странами входящими в Таможенный союз. С остальными странами используется принцип страны происхождения. В будущем предусматривается перейти на единый подход, соответствующий современной международной практике.

Особенности взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров устанавливаются межгосударственными (межправительственными) соглашениями.

Налогообложение при реализации экспортируемых товаров в страны, с которыми определен принцип взимания налогов по стране назначения товаров, производится по ставке 0 %. Эта ставка действует и при экспорте отдельных видов услуг и работ.

Налогообложение при импорте товаров из стран, с которыми определен принцип взимания налогов по стране назначения производится по действующим ставкам, как и для отечественных товаров. В Республике Беларусь данное налогообложение в отношении косвенных налогов (НДС и акциз) осуществляется в нижеприведенном порядке.

Так, что касается НДС, то его плетельщиками при импорте товаров являются предприятия и физические лица, перемещающие товары через таможенную границу республики. Налоговая база по ввозимым товарам определяется как сумма их таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины. А для импортируемых подакцизных товаров в налоговую базу включается также сумма акцизов, подлежащих уплате на границе. Сумма НДС, подлежащая уплате по товарам, ввозимым на таможенную территорию Республики Беларусь, определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Оформленные таможенные декларации и копии платежных документов, подтверждающих факт уплаты налога по импортных товарам, являются основанием для применения в дальнейшем налоговых вычетов.

Освобождаются от налога на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь:

- транспортные средства, посредством которых осуществляются международные перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимые для эксплуатации транспортных средств на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) этих транспортных средств;

- товары, перемещаемые транзитом;

- товары, подлежащие обращению в собственность государства в соответствии с законодательством и др.

Существуют определенные особенности в расчете акцизов по импортируемым товарам и по определению налогооблагаемой базы. Налогооблагаемая база формируется путем сложения таможенной стоимости подакцизных товаров и подлежащей уплате таможенной пошлины. Сумма акциза определяется как произведение налогооблагаемой базы и адвалорной ставки акциза.

Необходимо отметить, что при реализации ввезенных на таможенную территорию республики подакцизных товаров, в от­ношении которых установлены адвалорные ставки, суммы ак­цизов, подлежащие уплате, уменьшаются на размер акцизов, уплаченный при их ввозе. Подакцизные товары, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, не признаются объектом налогообложения акцизами при реализации (передаче) в случае, если по этим подакцизным товарам уплата акцизов произведена при их ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь.

Освобождаются от обложения акцизами:

- подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли в зоне таможенного контроля;

- спирт при его реализации (отпуске) для производства лекарственных средств белорусским организациям, которым разрешено их производство;

- конфискованные и (или) бесхозяйные подакцизные товары, подакцизные товары, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную собственность, промышленной переработке под контролем уполномоченных органов либо уничтожению, при их реализации (передаче);

- транспортные средства, ввезенные организациями и индивидуальными предпринимателями на таможенную территорию Республики Беларусь, кроме ввозимых из государств - членов таможенного союза, по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь, при их реализации и др.

 

2. Налогообложение доходов, полученных резидентами (организациями и физическими лицами) за рубежом

2.1 Налогообложение доходов, полученных резидентами (организациями) за рубежом

 

Белорусские организации в соответствии с действующим налоговым законодательством являются плательщиками налога на прибыль по всем доходам, полученным ими, в том числе и по доходам из-за рубежа. Для налогообложения под доходом, по­лученным из-за рубежа, понимается доход (выручка) белорусской организации, в связи с которым в соответствии с законодательством иностранного государства, а при наличии международного договора Республики Беларусь по вопросам налогообложения - в соответствии с его положениями производится налогообложение налогом на прибыль (доход) в иностранном государстве.

Облагаемая налогом прибыль белорусской организации исчисляется с учетом прибыли (убытка), полученной от деятельности за пределами Республики Беларусь, по которой она зарегистрирована в качестве плательщика налогов иностранного государства, определяемой как сумма разницы между выручкой и относящихся к ней затратами в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь и разницы между доходами и расходами от внереализационных операций.

Выручка (доход) белорусской организации от деятельности (источников) за пределами Республики Беларусь принимается в размере до удержания (уплаты) налогов (сборов, отчислений) согласно законодательству иностранного государства. Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные расходы, учитываемые при налогообложении, произведенные в связи с осуществлением деятельности за пределами Республики Беларусь, принимаются белорусской организацией в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что доходы, полученные от источников за пределами Республики Беларусь, в виде дивидендов и приравненных к ним доходов учитываются в составе внереализационных доходов в начисленном размере в том отчетном периоде, в котором эти доходы поступили на банковский счет. К расходамот внереализационных операций относятся суммы налогов, удержанные и уплаченные за рубежом. Фактически уплаченные (удержанные) в соответствии с законодательством другого государства суммы налога на доход (прибыль) в отношении дохода, полученного из-за рубежа, зачитываютсяпри уплате налога на прибыль в Республике Беларусь, если иное не предусмотрено международным договором.

Уплаченная (удержанная) в соответствии с законодательством иностранного государства и (или) международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения сумма налога на прибыль (доход) в отношении дохода, полученного в иностранном государстве, пересчитанная в белорусские рубли по официальному курсу, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату внесения налога в бюджет иностранного государства, зачитывается белорусской организацией при уплате в Республике Беларусь налога на прибыль при представлении в налоговый орган по месту ее постановки на учет справки (иного документа) налогового органа (иной компетентной службы, в функции которой входит взимание налогов) иностранного государства, подтверждающей факт уплаты данной суммы в этом государстве в том отчетном периоде, в котором представлена такая справка.

2.2 Налогообложение доходов, полученных резидентами (физическими лицами) за рубежом

 

Налогообложения доходов, полученных физическими лицами за рубежом, то в данном случае объектом обложения признаются доходы в денежной и натуральной формах, полученные плательщиками от источников за пределами Республики Беларусь в течение календарного года.

К доходам, полученным от источников за пределами Республики Беларусь, относятся:

- дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации или индивидуального предпринимателя;

- страховое возмещение и (или) обеспечение при наступлении страхового случая, полученные от иностранной страховой организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство на территории Республики Беларусь;

- доходы, полученные от использования за пределами территории Республики Беларусь объектов интеллектуальной собственности;

- доходы, полученные от сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) или от иного использования имущества, находящегося за пределами территории Республики Беларусь;

- доходы, полученные от отчуждения:

1) недвижимого имущества, в том числе предприятия как имущественного комплекса (его части), находящегося за пределами территории Республики Беларусь;

2) за пределами территории Республики Беларусь акций или иных ценных бумаг, долей учредителей (участников) в уставном фонде, паев в имуществе иностранных организаций либо их части;

3) прав требования к иностранной организации;

4) иного имущества, находящегося за пределами территории Республики Беларусь;

- вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей;

- пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты, полученные плательщиком в соответствии с законодательством иностранных государств;

- доходы, полученные от использования любых транспортных средств;

- суммы, полученные в качестве компенсации (возмещения) морального вреда в соответствии с законодательством иностранных государств и др.

При уплате налога в иностранной валюте исчисленный в де­нежных единицах Республики Беларусь налог пересчитывает­ся в иностранную валюту по курсу Национального банка Рес­публики Беларусь на дату уплаты налога.

Фактически уплаченные (удержанные) плательщиком, являющимся налоговым резидентом Республики Беларусь, в соответствии с законодательством иностранного государства суммы налога с доходов, полученных в этом иностранном государстве, подлежат зачету при уплате подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь, за исключением доходов, полученных из оффшорных зон - государств (территорий), в которых действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях, по перечню этих оффшорных зон - государств (территорий), определяемому Президентом Республики Беларусь для целей применения оффшорного сбора.

Для проведения зачета плательщик обязан представить в налоговый орган по месту постановки на учет документы о полученном доходе и об уплате им налога в иностранном государстве, подтвержденные налоговым или иным компетентным органом этого иностранного государства.

 

3. Налогообложение доходов нерезидентов

3.1 Налогообложение доходов иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство

Налогообложение производится на основании внутреннего налогового законодательства с учетом международных согла­шений, принятых между странами резиденции и получения до­ходов. При осуществлении хозяйственной деятельности на тер­ритории другого государства нерезидент попадает практически полностью в юрисдикцию другого государства и облагается на­логами на тех же условиях, как и предприятия-резиденты. В то же время внутреннее налоговое законодательство может преду­сматривать особенности, определяющие порядок функциони­рования и механизм налогообложения активных доходов, по­лученных нерезидентами - юридическими лицами. Эти осо­бенности преследуют несколько целей, в частности решение проблемы устранения двойного налогообложения и привлече­ние иностранного капитала более льготными или стабильными условиями налогообложения. Основным видом налогообложе­ния активных доходов в мировой практике выступает налог на прибыль юридических лиц (корпораций). В Республике Беларусь иностранные юридические лица могут осуществлять свою деятельность через постоянное представительство либо без него. При этом условия налогообложения в этих двух случаях существенно отличаются.

В первом случае плательщиками налога на прибыль являются иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую де­ятельность на территории Республики Беларусь через постоян­ное представительство, расположенное на территории Респуб­лики Беларусь. Под иностранными юридическими лицами по­нимаются организации, которые в соответствии с законода­тельством государства, регулирующего правоспособность дан­ных организаций, рассматриваются для налогообложения как юридические лица.

Налоговой базой является сумма прибыли иностранной организации, полученная через постоянное представительство на территории Республики Беларусь от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов, независимо от того, поступает ли вы­ручка на счета, открытые в банках Республики Беларусь, полу­чена она от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей или имущественных прав юридическим и (или) физическим ли­цом Республики Беларусь или юридическим и (или) физичес­ким лицом иностранного государства.

В случае, если одним из источников валовой прибыли иностранной организации является прибыль от ее деятельности на территории Республики Беларусь через постоянное представительство и эта прибыль не может быть определена, она рассчитывается как произведение валовой прибыли иностранной организации и коэффициента, позволяющего определить удельный вес прибыли, подлежащей налогообложению в Республике Беларусь. Коэффициент определяется как удельный вес одного из показателей финансово-хозяйственной деятельности постоянного представительства иностранной организации на территории Республики Беларусь, согласованного иностранной организацией с налоговым органом, в общем объеме аналогичного показателя иностранной организации (затраты рабочего времени, суммы понесенных расходов или полученной выручки, отгруженная продукция, выполненные работы, оказанные услуги или иной показатель, согласованный с налоговым органом). В течение налогового периода не допускается изменение принятого коэффициента исчисления валовой прибыли.

Состав доходов от внереализационных операций и затраты на производство и реализацию товаров (работ, услуг), учитыва­емые при налогообложении, определяются в порядке, установ­ленном национальным законодательством для предприятий - ре­зидентов.

В затраты, кроме расходов, понесенных в Респуб­лике Беларусь, включаются затраты, понесенные за ее пределами и непосредственно связанные с осуществлением деятельности постоянного представительства в Республике Беларусь, включая управленческие и общеадминистративные расходы. Такие затраты должны быть подтверждены соответствующим заключением аудиторской организации (аудитора) иностранного государства, резидентом которого является иностранная организация, которое представляется налоговому органу не позднее срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за налоговый период, к которому они относятся. Затраты, понесенные за пределами Республики Беларусь, включаются в налоговую декларацию (расчет) о доходах только в той части, которая относится к деятельности постоянного представительства и представляются с разбивкой по видам затрат.

При определении налогооблагаемой прибыли, полученной иностранным юридическим лицом через постоянное представительство, расположенное на территории Республики Беларусь иностранное юридическое лицо пользуется всеми льготами по налогу на прибыль, предусмотренными законодательными актами, если иное не предусмотрено международными соглашениями.

Прибыль иностранного юридического лица, осуществляющего на территории Республики Беларусь деятельность через постоянное представительство, облагается налогом по ставкам, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь.

Налоговым периодом налога на прибыль признается календарный год. Сумма налога на прибыль по итогам налогового периода исчисляется нарастающим итогом с начала налогового периода как произведение налоговой базы, уменьшенной на сумму льгот, и налоговой ставки.

Организация, признаваемая постоянным представительством иностранной организации, уплачивают налог на прибыль за счет денежных средств иностранной организации, постоянным представительством которой они являются, а при их недостаточности и отсутствии иного имущества иностранной организации - за счет собственных денежных средств. В налоговых декларациях (расчетах) по налогу на прибыль, представляемых в налоговый орган, и платежных инструкциях на перечисление налога на прибыль в бюджет за иностранную организацию указывается учетный номер плательщика, присвоенный иностранной организации.

Сумма уплаченного в бюджет налога на прибыль иностранной организацией подтверждается справкой, выдаваемой налоговым органом по месту нахождения постоянного представительства иностранной организации по форме и в порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь.

 

 

3.2 Налогообложение доходов иностранных юридических лиц, осуществляющих свою деятельность через постоянное представительство

Плательщиками налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство признаются иностранные организации, не осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, но извлекающие доходы из источников в Республике Беларусь. Объектом налогообложения признаются следующие доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь:

- плата за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг;

- процентные (купонные) доходы от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления, в том числе: доходы по кредитам, займам, ценным бумагам;

- роялти;

- дивиденды и приравненные к ним доходы;

- доходы от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях договоров поручения, комиссии и иных аналогичных гражданско-правовых договоров;

-доходы в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров;

- доходы от выполнения инновационных работ;

- доходы от оказания услуг (консультационных, бухгалтерских, аудиторских, маркетинговых, юридических, инжиниринговых и др.) и т. п.

Доходами от источников в Республике Беларусь признаются доходы, начисляемые (выплачиваемые) иностранной организации:

1) юридическим лицом Республики Беларусь или индивидуальным предпринимателям;

2) физическим лицом;

3) иностранной организацией, открывшей в Республике Беларусь свое представительство и (или) осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, - если возникновение данных доходов имеет отношение к этому представительству и (или) постоянному представительству;

4) иностранной организацией от отчуждения недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, или его части, долей в уставном фонде организаций, сдачи имущества в аренду, находящегося на территории Республики Беларусь и др.

От налога на доходы освобождаются доходы:

- полученные из источников в Республике Беларусь от предоставления иностранным организациям кредитов, займов Республике Беларусь;

- по государственным долгосрочным облигациям Республики Беларусь, являющимся государственными долговыми обязательствами, формирующим внешний государственный долг и размещенным за пределами территории Республики Беларусь;

- полученные из источников в Республике Беларусь от предоставления такими иностранными организациями белорусским организациям в виде кредитов и займов денежных средств.

Налоговая база налога на доходы определяется:

1) как общая сумма доходов за вычетом документально подтвержденных затрат по доходам за использование имущества либо предоставление права пользования имуществом; доходам от реализации на территории Республики Беларусь товаров на условиях гражданско-правовых договоров; доходам от проведения и организации на территории Республики Беларусь концертно-зрелищных мероприятий; доходов от отчуждения имущества; доходов от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление, а также по дивидендам;

2) как общая сумма доходов - по другим доходам.

Затраты иностранной организации учитываются при исчислении налога на доходы, если к дате начисления (выплаты) доходов в распоряжении налогового агента, удерживающего налог на доходы с таких доходов, имеются представленные этой иностранной организацией документально подтвержденные данные о таких затратах.

Ставки налога на доходы устанавливаются в следующих размерах:

- по доходам, полученным в виде платы за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 %;

- по процентным (купонные) доходам от долговых обязательств любого вида - 10 %;

- по дивидендам и доходам от отчуждения долей в уставном фонде организаций, находящихся на территории Республики Беларусь - 12 %;

- по другим доходам - 15 %.

Ставка налога на доходы, получаемые иностранными организациями, не осуществляющими деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, по дивидендам, долговым обязательствам, роялти, лицензиям, если источником выплаты такого дохода является резидент Парка высоких технологий, составляет 5 %, если более льготный режим не установлен действующими для Республики Беларусь международными договорами Республики Беларусь.

Налоговым периодом налога на доходы признается календарный месяц, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы. Сумма налога на доходы исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

Налог на доходы исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, начисляющими и (или) выплачивающими доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Указанные лица признаются налоговыми агентами и имеют права и обязанности.

 

3.3 Налогообложение иностранных физических лиц, получаемых доходы на территории Республики Беларусь

Налогообложение иностранных физических лиц, получаемых доходы на территории Республики Беларусь, осуществляется как в соответствии с внутренним налоговым законодательством, так и на основании международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

В соответствии с действующим налоговым законодательством Республики Беларусь налогообложению подлежат доходы иностранных граждан, которых можно подразделить на группы:

1) иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь (более 183 дней в году);

2) иностранные граждане и лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь (менее или 183 дня).

В срок фактического нахождения в течение календарного года на территории Республики Беларусь включается периодвремени, ограничиваемый днем (днями) прибытия на ее территорию и днем (днями) убытия. При этом день прибытия и день убытия считаются одним днем фактического нахождения на территории Республики Беларусь. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной и натуральной форме, полученный в течение календарного года:

- для первой группы иностранных граждан - от источников в Республике Беларусь и за ее пределами;

- для второй группы иностранных граждан - только от источников в Республике Беларусь.

Устранение двойного налогообложения производится следующим образом. Суммы подоходного налога, уплаченные за границей в соответствии с законодательством иностранных государств первой группой иностранных граждан засчитываются при уплате ими подоходного налога в Республике Беларусь при условии, если представлены заключение или справка, подтвержденные налоговой службой. При этом размер засчитываемых сумм подоходного налога, уп­лаченных за границей, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате в Республике Беларусь в отношении доходя, полученного за пределами республики. Размер насчитываемых сумм подоходного налога, уплаченных за границей, определяется с учетом доли участия доходов, полученных за границей в совокупном годовом доходе. Льготы по подоходному налогу для первой группы граждан предоставляются в аналогичном порядке, как и для граждан Республики Беларусь.

Определение облагаемого дохода, для первой группы иностранных граждан производятся в порядке и размерах, аналогично, как и для граждан-резидентов.

Не подлежат обложению подоходным налогом следующие категории:

- главы, члены персонала представительства иностранного государства, имеющие дипломатический и консульский статус, члены их семей - по всем доходам;

- члены административно-технического и обслуживающего персонала представительства и члены их семей, проживающие вместе с ними, а также домашние работники сотрудников представительств, если они не являются гражданами Республики Беларусь.

Несколько иной порядок налогообложения второй группы иностранных физических лиц. Подоходный налог удерживается лишь с сумм дохо­дов, полученных такими гражданами от источников в Республике Беларусь либо налоговым агентом либо налоговым органом в случаях, когда на источник выпла­ты дохода не возложена обязанность по удержанию налога. При этом налог исчисляется налоговым органом на основании представляемой налоговой декларации исходя из фактически полученного дохода. К таким доходам относятся доходы, полученные от артистической или спортивной деятельности, суммы денежных призов, премий, вознаграждений за участие в конкурсах, а также доходы, полученные за создание, издание, исполнение произведений науки, литературы и искусства и т. п.

Если иностранные граждане второй группы занимаются реализацией товаров (работ, услуг), иного имущества, то до ее начала они должны представить в налоговый орган по месту предполагаемого получения доходов декларацию по форме, утверждаемой Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, с указанием предполагаемого дохода, определяемого исходя из общей стоимости реализуемых товаров, иного имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг. При прекращении извлечения доходов налоговым органом производится расчет налога исходя из фактически полученных доходов на основании налоговой декларации, представляемой иностранными гражданами второй группы в течение пяти рабочих дней со дня прекращения извлечения ими доходов. Сумма подоходного налога, исчисленная налоговым органом исходя из предполагаемого дохода и уплаченная в бюджет плательщиком, засчитывается в счет уплаты суммы подоходного налога с физических лиц, исчисленной исходя из фактически полученных доходов. Суммы подоходного налога с физических лиц, исчисленные исходя из фактически полученных доходов на основании соответствующей налоговой декларации (расчета) и подлежащие доплате в бюджет, уплачиваются в течение пяти рабочих дней после получения извещения налогового органа.

Налог с доходов для второй категории граждан исчисляется и удерживается в бюджет юридическими лицами и предпринимателями как налоговыми агентами.

4. Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость иностранными юридическими лицами при реализации объектов на территории Республики Беларусь

 

В соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) наряду с резидентами признаются иностранные юриди­ческие лица и международные организации при реализации объектов на территории Республики Беларусь.

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты: по их реализации плательщиком своим работникам; по их обмену, безвозмездной передаче; по передаче лизингодателем объекта финансовой аренды (лизинга) лизингополучателю; по передаче арендодателем объекта аренды арендатору; по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов. В объект обложения не включается и налогом не облагается использование представительствами иностранных организаций, не осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь, приобретенных (ввезенных) объектов для собственного потребления при выполнении представительских функций, а также обороты по реализации объектов для официального пользования. Данная льгота применяется в случае, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок налогообложения либо если такая норма предусмотрена в международном договоре. Освобождение от уплаты производится путем возврата сумм налога иностранным дипломатическим представительствам при предоставлении ими заявления в двух экземплярах на возмещение налога из бюджета (по произвольной форме) и расчет суммы возмещаемого налога по каждому месяцу в отдельности по соответствующей форме с приложением подлинных документов, подтверждающих приобретение и оплату объектов.

Иностранные юридические лица, являющиеся плательщиками налога и состоящие на учете в налоговом органе Республики Беларусь, при реализации объектов исчисляют и уплачивают налог в общеустановленном в Республике Беларусь порядке.

При реализации объектов на территории Республики Беларусь иностранными организациями, не состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога за счет средств этих организаций возлагается на состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь организаций и инди­видуальных предпринимателей, приобретающих данные объекты. Такие организации и индивидуальные предприниматели имеют права и несут обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь. Эти плательщики, за исключением коллегий адвокатов и Национального банка Республики Беларусь и его структурных подразделений, обязаны исчислить налог на добавленную стоимость и перечислить его в бюджет вне зависимости от того, являются ли они плательщиками налога по своей деятельности.

Иначе говоря, в таких случаях за иностранную организацию налог на добавленную стоимость уплачивает покупатель. При этом иностранной организации не нужно выяснять, уплатит покупатель данный налог или нет, поскольку законодательство всегда обязывает уплачивать налог покупателя, если он приобретает товары (работы, услуги), имущественные права у иностранной организации. Именно на покупателе лежит обязанность выяснить, осуществляет ли иностранная организация деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство или нет. В таком случае применяется простое правило: если иностранная организация предъявила к оплате своему покупателю сумму налога на добавленную стоимость в первичных учетных документах установленного в Республике Беларусь образца, то покупатель не должен уплачивать налог на добавленную стоимость за иностранную организацию и наоборот. Следует заметить, что при исполнении плательщиком (покупателем) обязанностей по уплате налога исчисление НДС может производиться по ставкам 10% или 20%.

При этом, моментом фактической реализации объектов признается день их оплаты. Налоговая база определяется организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь и приобретающими объекты у иностранных организаций, не состоящей на учете как стоимость реализованных объектов с учетом налога отдельно при совершении каждой операции. При реализации объектов по договорам комиссии, поручения и другим договорам удержание и перечисление в бюджет налога производится комиссионером (поручителем), иным посредником, состоящим на учете в налоговых органах Республики Беларусь.

5. Налоговые агенты иностранных юридических лиц

 

Налоговые агенты берут на себя все обязанности по своевременной уплате и правильности исчисления налогов с доходов, полученных нерезидентами. Законодательно обязанности налогового агента закреплены внутренним налоговым законодательством. Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику, и на которое возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

Налоговый агент обязан:

- исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном законодательством;

- по каждому плательщику вести учет начисленных и вып­лаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин);

- представлять в налоговые органы документы и сведения,
необходимые для осуществления контроля за правильностью
исчисления,удержания и перечисления в бюджет налогов;

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложен­ных на налогового агента обязанностей он несет ответствен­ность в соответствии с законодательными актами. В качестве налоговых агентов иностранных юридических лиц, не осуществляющих деятельность на территории респуб­лики через постоянное представительство, выступают юриди­ческие и физические лица, выплатившие доход нерезиденту.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 2 Организация международного налогообложения | Тема 4.Понятие и методы устранения двойного налогообложения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.