КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инструменты и механизмы международного налогового планирования
Международное налоговое планирование обладает обширным диапазоном разнообразных налоговых инструментов, как например: - размещение хозяйственной деятельности или управление ею в странах или регионах с льготным налоговым режимом (свободных экономических зонах, налоговых гаванях и др.); - инвестирование капитала в страны, имеющие низкие налоговые ставки или освобождение от налогообложения у «источника выплаты» пассивных доходов: дивидендов, процентов, роялти и др.; - использование налоговых преимуществ, предоставляемых странами, выплачивающими доходы по определенным видам активных операций: финансовые и страховые сделки, строительство, судоходство, инвестиции, малый бизнес и др.; - применение трансфертного ценообразования и распределения прибылей в зоны с наиболее благоприятным налоговым климатом; - использование преимуществ двусторонних и многосторонних налоговых соглашений; - применение выгод интеграционных объединений (беспошлинная торговля, гармонизация налогообложения). Специальные налоговые режимы представляют собой организацию исчисления и уплаты налогов и сборов на определенной территории. Среди специальных налоговых режимов выделяют в первую очередь свободные экономические зоны (СЭЗ). Свободные экономические зоны можно определить как обособленные территории государств с льготным по сравнению с общим режимом хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями. Основными целями создания СЭЗ наряду с привлечением иностранного капитала являются: развитие экспортного отечественного потенциала, использование передовой зарубежной техники, технологий и управленческого опыта. В мировой практике свободная экономическая зона, как правило, отделена от экономической системы страны таможенной границей. Такой подход применяется в определении свободной зоны (или зоны-франко), где она определяется как часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории и поэтому не подвергающиеся таможенному контролю и налогообложению (VIII приложение к Киотской конвенции 1973 г.). Наряду с указанными выше общими чертами каждая зона обладает своей спецификой, которая характеризуется множеством факторов, включая особенный налоговый механизм, обслуживающий данную территорию. Свободные экономические зоны созданы в Республике Беларусь на основании Закона Республики Беларусь "О свободных экономических зонах" от 07.12.1998 г. №213-З, Указа Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 г. № 114 "О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь", Указа Президента Республики Беларусь от 09.06.2005 г. № 262 "О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь". В настоящее время действует шесть свободных экономических зон: СЭЗ «Брест», СЭЗ «Минск», СЭЗ «Витебск», СЭЗ «Гомель-Ратон», СЭЗ «Гродноинвест» и СЭЗ «Могилев» со специальным налоговым механизмом, действующим в пределах этих зон. Его отличие от общереспубликанского налогообложения состоит, прежде всего в пониженных ставках основных видов налогов: налога на добавленную стоимость и налога на прибыль (доходы). Применяется также механизм налоговых освобождений от уплаты налога на прибыль (доходы) по продукции собственного производства (налоговые каникулы представляются сроком на пять лет), ограничивается введение на территории свободных экономических зон местных налогов и сборов. Основными целями создания СЭЗ в Республике Беларусь и проводимой в соответствии с ними налоговой политики является ускорение экономического развития региона путем: - привлечения иностранных инвестиций; - апробации новых методов хозяйствования, основанных на сочетании различных форм собственности; - расширения производства потребительских товаров и услуг; - увеличения экспортной продукции и решения других социально-экономических задач. Поставленные задачи решаются при использовании следующих регуляторов налогового механизма - льгот и преференций резидентам СЭЗ: 1) при ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию СЭЗ таможенные платежи не взимаются и меры экономической политики не применяются; 2) применяются пониженные ставки (на 50 %) по основным налогам: НДС и прибыль; 3) используются дополнительные льготы и преференции. Среди наиболее распространенных форм привлечения иностранного капитала можно также отметить организацию свободных таможенных и таможенно - складских зон (СТЗ). Свободная таможенная зона - это таможенный режим, при Для названных зон характерно: создание их для обслуживания мирового рынка; неприменение в них многих налоговых норм и таможенных ограничений, действующих на остальной территории страны; распространение государственного регулирования внешнеэкономических связей. В настоящее время практически ни одна схема международного налогового планирования не обходится без специфического налогового механизма, обслуживающего оффшорный бизнес. Под оффшорными зонами традиционно понимают страны с благоприятным налоговым законодательством. На сегодняшний день в мире насчитывается более 60 стран, предусматривающих налоговые льготы для оффшорных компаний. Оффшорная территория – это государство или территория, проводящая политику привлечения ссудных капиталов из-за рубежа путем предоставления налоговых и прочих льгот. Льготы предоставляются не только иностранным, но и местным организациям. К качестве оффшорных юрисдикций наиболее часто выступают небольшие независимые государства или обособленные территории, обладающие особым государственно-правовым статусом. Власти этих юрисдикции стимулируют развитие сектора оффшорных услуг с целью привлечения иностранного капитала, увеличения занятости населения и повышения деловой активности. Типичная оффшорная юрисдикция предоставляет для инвесторов определенный стандартный комплекс услуг. В него входят регистрация нерезидентных и освобожденных компаний, а также создание оффшорных структур других типов: предпринимательских партнеров, оффшорных трастов, специализированных оффшорных компаний — банков, страховых фирм и инвестиционных учреждений. Понятие оффшорной компании и ее статус обычно определяется специальными законами или другими аналогичными нормативными актами Можно выделить пять характеристик оффшорной компании. 1. Оффшорная компания является нерезидентной по отношению к территории, где она зарегистрирована. Это означает, что ее центр контроля и управления находится за рубежом. Любые коммерческие операции оффшорной компании должны проводиться за пределами юрисдикции, где она зарегистрирована. 2. Оффшорная компания, как правило, освобождена от налогов и выплачивает ежегодный регистрационный сбор. 3. Упрощена процедура регистрации и управления компанией. Допускается использование номинальных владельцев и директоров. Требования к проведению собраний директоров носят формальный характер. 4. Для оффшорных компаний в стране инкорпорации отсутствует валютный контроль, упрощена финансовая отчетность, аудиторские проверки необязательны. 5. Владение оффшорной компанией может осуществляться на условиях полной анонимности и конфиденциальности. Конфиденциальный характер гарантирован общепринятыми правовыми нормами и законодательством юрисдикции, где зарегистрирована компания. Такой льготный режим налогообложения в рамках отдельной территории, несмотря на неоспоримые преимущества, имеет и существенные недостатки. Территории-оффшоры в большинстве случаев исключены из сферы налоговых соглашений. Налоговые службы подвергают особенно пристрастной проверке контракты с оффшорными фирмами. В ряде стран, особенно развитых, введено антиоффшорное законодательство. В отдельных случаях затруднено и открытие счетов в банках. При международном налоговом планировании необходимо учитывать не только их юридический статус, но и исторический, политический, социально-экономический, географический контекст оффшорной схемы. Одни территории пользуются репутацией «респектабельных» — Гернси, Каймановы острова, Бермуды; другие — «максимально либеральных»: Панама, Багамы, Либерия, Сейшельские острова. Определенное значение и налоговом планировании имеет фактор географической близости к промышленно развитым государствам, финансовым центрам и торговым путям. Оффшорные зоны довольно разнообразны по административным условиям работы компаний, требованиям к отчетности, налоговым ставкам и др. Поэтому страна регистрации выбирается под конкретный род деятельности, а иногда даже под конкретную сделку. Традиционно основными критериями при выборе юрисдикции считаются, с одной стороны, дешевизна и простота регистрации и поддержания компании, а с другой - имидж страны регистрации. Налоговые юрисдикции можно условно подразделить на два основных типа. Первый - это собственно оффшорные районы и юрисдикции, относящиеся к «налоговым гаваням», для которых характерно отсутствие налога на прибыль льготных компаний. Вместе с тем эти юрисдикции в основном исключены из сферы действия международных налоговых соглашений (остров Мэн, Гибралтар, Багамы, Панама и др.). Все эти зоны характеризуются высокой степенью конфиденциальности для владельцев оффшорных компаний и почти полным отсутствием контроля со стороны властей за деятельностью таких компаний. С компаний не взимаются налоги, но они уплачивают ежегодный фиксированный сбор, который не превышает 1000 дол. США. К другому типу относятся юрисдикции с «умеренными» условиями налогообложения. Они не являются типичными оффшорными территориями. Здесь, как правило, взимается определенный налог на прибыль. Преимущества этих территорий связаны главным образом с благоприятной системой налоговых соглашений, которыми они располагают. Как правило, они требуют от оффшорных компаний финансовой отчетности и предоставляют им ощутимые налоговые льготы. Со стороны правительства этих государств контроль более жесткий, чем в предыдущем случае, ведется реестр директоров и акционеров, но и престиж компаний гораздо выше. К законам с «умеренными» условиями налогообложения обычно причисляют вполне «респектабельные» и даже «престижные» государства Западной Европы - Швейцарию, Нидерланды, Ирландию, Люксембург, Бельгию, Австрию. Имеется ряд «комбинированных» юрисдикции, сочетающих в себе признаки различных типов. К такого рода «оптимальным» юрисдикциям можно причислить Кипр, Ирландию и с некоторыми оговорками — Швейцарию. Среди этих стран и Россия (Калмыкия, Ингушетия, Алтай). Имеются и «нетипичные» оффшорные юрисдикции, которые располагают некоторыми соглашениями об устранении двойного налогообложения (Мадейра, Нидерланды, Антиллы, Британские Виргинские острова). В соответствии с ними доходы переправляются в налоговое убежище через компанию в страну с благоприятным налоговым климатом. К оффшорным зонам, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25.05.2006 №353) в редакции от 21.01.2011 №31 относятся следующие: Княжество Андорра, Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Белиз, Бруней-Даруссалам, Республика Вануату, Ангилья, Бермудские Острова, Британские Виргинские Острова, Монтсеррат, Гибралтар, Британская территория в Индийском океане (Острова Чагос), Южная Георгия и Южные Сандвичевы Острова, Теркс и Кайкос, Острова Кайман, Гренада, Республика Джибути, Доминиканская Республика, Макао, Республика Коста-Рика, Острова Кука и Ниуэ (Новая Зеландия), Республика Либерия, Княжество ЛихтенштейнРеспублика Маврикий и др. Одним из мощнейших инструментов налогового планирования является применение трастов и структур, так или иначе использующих трасты. Под международным трастом понимается траст, созданный в одной стране для управления имуществом, расположенным в другой стране. Следует отметить, что когда речь заходит о международном трасте, чаще всего подразумевается траст, учрежденный в соответствии с нормами общего права. Такой траст может быть учрежден только в странах, применяющих нормы англосаксонского права (Великобритания). Классическими трастовыми странами и территориями являются Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Кипр, Британские Виргинские острова, Багамские и Бермудские острова, Гибралтар и др. К другой категории стран, где принято трастовое законодательство, но фактически эти страны не принадлежат к системе общего права, относятся Швейцария, Лихтенштейн, Панама, Монако. Это наиболее интересные страны с точки зрения их использования в налоговом планировании, потому что, они изменили свое законодательство с целью применения преимуществ трастовых структур. Все трасты можно подразделить на отзывные и безотзывные. При учреждении отзывного траста учредитель имеет возможность либо по истечении срока, либо при наступлении определенных обстоятельств, указанных в договоре, возвратить имущество в свою собственность. Отзывные трасты имеют ряд преимуществ для учредителя. Это возможность жесткого контроля над деятельностью доверительного управляющего, в использовании имущества по своему усмотрению в случае прекращения договора траста. Однако при этом часто теряется возможность защиты имущества, переданного в траст, от обращения взыскания по обязательствам учредителя, ограничивается защита имущества траста от принудительного наследования, использование траста с целью минимизации налоговых обязательств по налогам на имущество, на доходы и переход права собственности. Безотзывный траст не дает возможности для учредителя траста получить обратно в свою собственность имущество, прежде переданное в траст. В зависимости от объема прав, предоставляемых доверительному управляющему, трасты подразделяются на фиксированные и дискреционные. При заключении договора фиксированного траста управляющий должен руководствоваться в своей деятельности указаниями учредителя или попечителя в отношении операций, совершаемых с имуществом, переданным в доверительное управление. В дискреционном трасте управляющий при распоряжении имуществом действует по своему усмотрению. В отличие от фиксированных, дискреционные трасты не связаны какими-либо указаниями учредителя относительно использования имущества, кроме обязанности действовать в интересах бенефициаров. Кроме того, на него могут налагаться определенные ограничения и обязательства, зафиксированные в договоре траста. Одним из важнейших составляющих международного налогового планирования является трансфертное ценообразование, которое опосредствует движение товаров и услуг в пределах транснациональной группы. Трансфертные цены представляют собой разновидность цен, применяемых во внутрифирменных расчетах. Движение капиталов, выражающее стоимость товаров и услуг (трансферты), позволяет варьировать полученные доходы, перераспределяя их большую часть компаниям, находящимся в зонах с благоприятным налогообложением. В то же время манипуляции с трансфертными ценами органами налоговых администраций многих зарубежных государств рассматриваются как уклонение от налогов и законодательно наказуемы. Для устранения нелегальных налоговых операций трансфертными ценами в двусторонних международных договорах и налоговых соглашениях, а также во внутреннем налоговом законодательстве многих стран предусмотрен порядок определения (оценки) совершаемой сделки транснациональными компаниями. Для всех видов экономических группировок (зон свободной торговли, таможенных и экономических союзов) характерна отмена таможенных пошлин во взаимной торговле и создание, общего таможенного тарифа по отношению к третьим странам. Более высокие формы интеграции (общий рынок, экономический союз) предусматривают отмену таможенных барьеров между государствами-участниками, и как следствие - освобождение взаимной внешнеэкономической деятельности от уплаты косвенных налогов на границе, а также проведение единой политики в области унификации и гармонизации налогообложения. ВЫДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ В ДАННОМ ВОПРОСЕ И ВЫУЧИТЬ
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 926; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |