Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объективные предпосылки и условия возникновения социального партнерства

Глава XX. Социальное партнерство как ключевое направление согласования интересов его субъектов и обеспечения реализации социальной политики

 

 

Социальное партнерство представляет собой особую систему отношений, возникающих между наемными работниками и работодателями при посреднической роли государства, по согласованию экономических интересов в социально-трудовой сфере и урегулированию социально-трудовых конфликтов. Систему социального партнерства называют «трипартизмом», так как в регулировании социально-трудовых отношений участвуют три стороны: организации, представляющие интересы наемных работников, объединения работодателей и государство.

Как механизм регулирования социально-трудовых отношений система социального партнерства получила развитие после Второй мировой войны, окончательно утвердилась лишь в 60–70-х гг. XX столетия, и то не во всех странах. Сегодня наиболее развитая система социального партнерства существует в Германии, Австрии, Швеции и других странах. В меньшей степени она развита в Южной Европе, США, Японии. Системы социального партнерства не существует в слаборазвитых странах. В России она только формируется.

Тот факт, что система социального партнерства как особый механизм регулирования социально-трудовых отношений сложилась лишь во второй половине XX столетия и существует не во всех странах, позволяет сделать вывод о том, что ее формирование возможно только при определенных условиях. Рассмотрим их.

Необходимость регулирования социально-трудовых отношений возникает одновременно с возникновением капиталистического товарного производства, когда в качестве основных субъектов трудовых отношений окончательно оформляются два основных класса – собственники средств производства и наемные работники, лишенные средств производства и потому вынужденные продавать свою рабочую силу, чтобы как-то обеспечить свое существование.

Уже на начальном этапе развития капиталистического товарного производства при взаимодействии двух классов достаточно четко проявился противоположный характер их интересов. Рабочий, свободный от средств производства и не имеющий земли, был вынужден наниматься на работу к собственнику средств производства – капиталисту. Его главный интерес состоял в том, чтобы собственник предоставил ему работу и платил как можно больше. Напротив, собственник (капиталист) был заинтересован в том, чтобы заданный объем работы выполняло как можно меньшее число рабочих и с наименьшей оплатой, поскольку для собственника заработная плата рабочих -это часть общих издержек, понижающих прибыль.

Таким образом, уже само по себе наличие двух субъектов, интересы которых в социально-трудовой сфере не совпадают, ставит вопрос о создании механизма их согласования, разработки системы процедур урегулирования конфликтов, которые неизбежно возникают в случае столкновения разнонаправленных интересов.

Первоначально такой механизм складывался стихийно и ограничивался борьбой рабочего класса за сокращение продолжительности рабочего дня и повышение заработной платы*. В таком противостоянии у рабочих было куда меньше сил и возможностей, чем у нарождающегося капитала. В эпоху становления капитал также был слаб, но его активно поддерживало государство. Именно государство помогало ему в насильственном удлинении рабочего дня путем установления «разумной цены» и закрепления в законодательно-принудительном порядке определенной продолжительности рабочего дня**. Лишь только тогда, когда система капиталистических отношений окончательно утвердилась, государство, по образному выражению К. Маркса, превратилось в «ночного сторожа», который наблюдал за тем, чтобы никто и ничто не нарушало сложившегося порядка вещей.

* С момента возникновения классов наемных рабочих и капиталистов вопросы оплаты труда и продолжительности рабочего дня являлись предметом торга и борьбы. Описывая противостояние капитала и труда, К. Маркс отмечал, что «... в истории капиталистического производства нормирование рабочего дня выступает как борьба за пределы рабочего дня, – борьба между совокупным капиталистом, т. е. классом капиталистов, и совокупным рабочим, т.е. рабочим классом", когда «право противопоставляется праву». И далее: «При столкновении двух разных прав решает сила». (Маркс К. Капитал: Критика политической экономии. Т. I. М., 1973. С. 246).

** Начиная с XIV в. в ряде стран Западной Европы (Франция. Великобритания, Нидерланды и др.) действовали статуты (законы) о рабочих, которые устанавливали уровень заработной платы наемных рабочих, продолжительность рабочего дня. Эти статуты были отменены только в XIX в. Например, в Англии рабочие статуты были отменены в 1813 г., когда капитализм прочно встал на ноги.

 

Если в период становления капиталистических отношений рабочие не могли рассчитывать на поддержку государства, поскольку оно всецело находилось на стороне нарождающегося капитала, то в сложившейся системе капиталистического хозяйства, когда государство стало все громче заявлять о своем нейтралитете, они тем более не могли на него надеяться.

В этих условиях для того, чтобы защитить себя, рабочие были вынуждены объединяться. Им приходилось не только противостоять капиталу, но и давить на государство, заставляя издавать такие законы, которые бы учитывали интересы не только капитала, но и наемных работников. Таким образом, само развитие капитализма провоцирует рабочих к объединению. Но оно же и препятствует этому, так как капитал боится сплочения рабочих. Это, в частности, объясняет тот факт, что на протяжении длительного времени во многих странах существовали законы, запрещающие профсоюзы. Только в конце XIX в. профсоюзы наконец-то легализовались.

В 1868 г. был образован Британский конгресс тред-юнионов, в 1898 г. Бельгийская рабочая партия образовала профсоюзные комиссии. В 1906 г. началось организованное профсоюзное движение в России. В США рабочие организации были законодательно признаны только в 30-х гг. XX столетия (закон Вагнера 1936 г. и закон Норриса Ла Гардена 1932 г.). По мере развития профсоюзного движения стали возникать объединения работодателей.

В конце XIX – начале XX в. в индустриальных странах постепенно формируется трудовое законодательство. Так, в 1907 г. был принят Датский гражданский кодекс, в 1911 г. – Швейцарский кодекс обязанностей, в 1915 г. появилось специальное законодательство в Норвегии, в 1918 г. аналогичные законы принимаются в Германии, в 1919 г. – во Франции. В 1919 г. была образована Международная организация труда (МОТ). Однако социального партнерства еще не существовало. С начала XX в. потребовалось примерно полвека, чтобы в теорию и практику регулирования социально-трудовых отношений между наемными работниками и работодателями прочно вошло такое понятие, как «социальное партнерство». Какие же наиболее существенные изменения в социально-экономическом развитии стран произошли в тот период?

Прежде всего, капитализм вступил в новую фазу развития. Усилилась концентрация капитала, увеличились масштабы производства. Капитал вышел за рамки национальных границ, стала развиваться международная кооперация труда, интернационализация производства. Одновременно усилилась конкуренция как внутри страны, так и на внешнем рынке. В этих условиях забастовки рабочих, временное приостановление производства оборачивались для работодателей куда более серьезными потерями, чем это было 20–30 лет назад. Они снижали конкурентоспособность их продукции, уменьшали прибыль.

Кроме того, впервые за многие годы относительно стабильного развития серьезные экономические потрясения охватили развитые капиталистические страны. Это и мировой экономический кризис 1929-1933 гг., и Вторая мировая война. В результате позиции капитала в развитых странах были подорваны, что заставило его искать пути сотрудничества с профсоюзами*.

* В послевоенной ФРГ к этому толкала угроза национализации предприятий, собственники которых открыто сотрудничали с нацистами. В США фактором, который заставил предпринимателей сесть за стол переговоров, стал нефтяной кризис 1974 г.

 

Параллельно набирало мощь профсоюзное движение. Так, с октября 1949 г. было восстановлено профсоюзное движение в ФРГ (было создано Объединение немецких профсоюзов ОНП). В 1945 г. произошло слияние профсоюзов Бельгии, была образована Всеобщая федерация труда Бельгии (ВФТБ). Набирало мощь профсоюзное движение в южноевропейских странах (Италия, Греция, Португалия). В Испании на базе рабочих комиссий (аналогия профкомов на предприятиях), выросших в 60-х гг., была образована Профсоюзная конфедерация рабочих комиссий (ПКРК). В Великобритании при содействии профсоюзов была образована Лейбористская партия Великобритании, которая после Второй мировой войны трижды находилась у власти (1945–1951 гг., 1964–1970 гг., 1974-1979 гг.).

После Второй мировой войны в развитых капиталистических странах рабочее и профсоюзное движение все более заявляло о себе как о реальной силе, с которой уже нельзя было не считаться. Такому положению профсоюзов в немалой степени способствовало также укрепление международных позиций СССР, распространение советской системы на страны Восточной и Центральной Европы, а также освободительные движения в странах «третьего мира».

Таким образом, после Второй мировой войны авторитет и влияние профсоюзов в развитых странах усилились, а в мире капитала сложилось новое соотношение сил между наемными работниками и работодателями. Одновременно менялась и роль государства.

В первой половине XX в. в силу ряда объективных условий (усиление концентрации производства, усложнение экономических связей, обострение социальных проблем и усиление милитаризации экономики) произошло расширение экономических функций государства. «Ночного сторожа» сменило экономически активное государство. Оно все сильнее вмешивалось в регулирование не только экономических, но и социальных отношений. Как уже отмечалось, во многих странах Западной Европы и США под давлением левых сил и профсоюзов получило развитие социальное законодательство. Именно на этой волне после Второй мировой войны сформировалась идеология «государства всеобщего благоденствия» (Welfare State).

Государственная политика «социального благоденствия» в 40–50-х гг. XX столетия включала программы достижения высокого уровня жизни населения путем создания государственной системы образования, здравоохранения, жилищного строительства, а также программы социального обеспечения, регулирования минимального размера заработной платы. Позже они были дополнены демографическими и экологическими программами защиты национальной культуры и др.

После Второй мировой войны в программных документах многих политических партий, а также конституциях трех государств Западной Европы (в Основном Законе ФРГ 1949 г., Конституции Франции 1958 г. и Конституции Испании 1978 г.) появился термин «социальное государство»*.

* Согласно ст.7 Конституции Российской Федерации 1993 г., Российская Федерация также является социальным государством, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

 

Согласно идеологии «государства всеобщего благоденствия» и социального государства, социальная политика позволяет стабилизировать общество, уладить конфликты и добиться утверждения солидарности и партнерства. Именно в послевоенный период разрабатывается и утверждается система минимальных стандартов социального обеспечения граждан, гарантированных государством. Итогом этого явилась достаточно четкая фиксация той части социально-трудовых отношений (минимальная заработная плата, средняя продолжительность рабочей недели, отпусков, размеры социальной помощи и т.п.), в которой государство выступало гарантом. Одновременно оно определило и ту область, где социально-трудовые вопросы могли стать предметом переговоров наемных рабочих и собственников (вопросы оплаты труда, социального обеспечения, занятости сверх гарантированного государством минимума).

Благодаря усилиям государства в послевоенный период в большинстве европейских стран были созданы национальные социально-экономические советы из представителей объединений предпринимателей, профсоюзов и государства. В 1947 г. в Италии был образован Национальный совет экономики и труда. В Бельгии в 1948 г. был создан Центральный экономический совет, а в 1952 г. – Национальный совет труда. В Голландии в 1950 г. был сформирован Экономический и социальный совет, а несколько позднее Совет по проблемам труда. Во Франции Экономический и социальный комитет действует с 1958 г., а в Англии с 1962 г.

Создание в 1919 г. Международной организации труда и ее целенаправленные усилия по содействию внедрению в практику регулирования социально-трудовых отношений коллективно-договорных форм также сыграли роль своеобразного катализатора развития системы социального партнерства. МОТ выработала около двух десятков конвенций и рекомендаций, реализация которых позволила многим странам выстроить свой механизм коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений. Среди них: Рекомендация № 92 (1951 г.) о добровольном примирении и арбитраже, Рекомендация № 113 (1960 г.) о консультациях в отраслевом и национальном масштабе, Конвенция МОТ № 144 и Рекомендация № 152 (1976 г.) о трехсторонних консультациях, Конвенция № 154 (1981 г.) и Рекомендация № 163 (1981 г.) о коллективных переговорах и др.

Становлению новой системы регулирования социально-трудовых отношений в развитых странах в немалой степени способствовало также развитие в послевоенный период институтов гражданского общества, формирование и развитие демократических процедур принятия решений как на уровне общества в целом, так и на уровне отдельных предприятий.

Как показывает опыт развитых стран, только тогда, когда развиты демократические процедуры принятия решений на уровне общества, существует эффективная связь между руководством страны и его населением, достигаемая с помощью гласности. В этом случае правительство реагирует на критические выступления трудящихся, а трудящиеся могут надеяться на то, что их голос будет услышан и их выступления не окажутся напрасными. Вместе с тем наличие демократического правового государства является гарантией того, что работодатели в случае нарушения обязательств, зафиксированных в коллективных договорах с рабочими, понесут полную ответственность за их невыполнение.

Таким образом, возникновение в 60–70-х гг. XX в. в развитых странах договорной формы регулирования социально-трудовых отношений явилось результатом длительного экономического и социально-политического развития, оно стало возможным благодаря целому ряду объективных и субъективных условий. Среди них: усиление концентрации и централизации капитала и как следствие этого изменение форм организации труда и характера взаимоотношений наемных работников и работодателей в процессе производства; рост сплоченности рабочего и профсоюзного движения; активная социальная политика государства; развитие демократических процедур управления обществом.

Немалую роль в утверждении коллективно-договорной формы регулирования социально-трудовых отношений сыграли также конкретно-исторические условия, сложившиеся в развитых странах в послевоенный период и значительно ускорившие процесс формирования социального партнерства. Это экономические последствия Первой и Второй мировых войн, мировой экономический кризис 1929-1933 гг., «холодная война» и усиление социально-политического антагонизма классов и социальных групп после Второй мировой войны на фоне успехов советской системы в области решения социальных проблем. Все эти факторы в совокупности и составили основу, фундамент возникновения новой формы регулирования социально-трудовых отношений, каким является социальное партнерство.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Негосударственные источники финансирования социальных программ | Сущность социального партнерства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 750; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.