Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Негосударственные источники финансирования социальных программ




 

Инструментом накопительного страхования социальных рисков выступают негосударственные социально-страховые фонды. В настоящее время сложно идет становление негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Это связано в первую очередь с неблагоприятными демографическими и экономическими тенденциями развития и с необходимостью пенсионной реформы. Поскольку социальные последствия возможного краха НПФ непредсказуемы, традиционно важное значение имеют формы государственного контроля, рамочные условия деятельности, законодательно закрепленные на федеральном и региональном уровнях.

В сентябре 1992 г. подписан Указ Президента Российской Федерации «О негосударственных пенсионных фондах»*, в последующие годы шло интенсивное развитие негосударственных пенсионных фондов. Были созданы специализированный государственный орган по контролю и регулированию их деятельности, а также компании по управлению активами НПФ; в 1998 г. принят Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». Усиливается роль регионов в регулировании рынка негосударственного пенсионного обеспечения и в его развитии – региональные нормативные акты приняты в республиках Карелия, Татарстан, Марий Эл, Волгоградской, Свердловской, Тульской, Рязанской, Иркутской областях, Красноярском и Приморском краях, приняты решения о создании регулирующих органов в Москве, Удмуртии, Ханты-Мансийском автономном округе и т.д.

* См.: Российская газета. 1992. 23 септ.

 

Если в октябре 1992 г. насчитывалось около 10 НПФ, то в 1999 в России зарегистрировано около 1000 НПФ, 250 имели лицензию, к августу 1998 г. действовало 340 НПФ, но после кризиса их число сократилось до 271. Наиболее крупные из них – НПФ «Газфонд», «Сургутнефтегаз», «ЛУКойл-гарант», «Электроэнергетики», «Уголь», АвтоВАЗ. В них сосредоточены основные финансовые ресурсы негосударственного пенсионирования, это корпоративные фонды, созданные финансовопромышленными группами и крупными предприятиями топливно-энергетического комплекса.

Преимущественно НПФ работают с взносами юридических лиц, однако отмечается привлечение в фонды средств физических лиц, финансовый потенциал открытых пенсионных фондов для физических лиц очень высок. В 2000 г. число участников НПФ составило около 2,5 млн человек, ведущее место занимали 40 фондов с численностью участников свыше 10 тыс. человек, эти фонды объединяли около 89% общей численности участников фондов. Пенсионные выплаты производили свыше 146 фондов, дополнительную пенсию получали 255,5 тыс. человек.

Обширна региональная география НПФ – действуют Красноярский, Ставропольский краевые, а также Таганрогский, Поволжский, Хакасский, Тульский и другие пенсионные фонды. Однако территориальное размещение негосударственных пенсионных фондов весьма неравномерно. На начало 2000 г. имели лицензию инспекции НПФМинистерства труда и социального развития России около 300 негосударственных пенсионных фондов. Фонды расположены в 50 субъектах РФ, однако более трети из них (111) находятся в Москве; на шесть субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская, Ростовская, Самарская и Пермская области) приходится свыше 60% их общей численности.

На начало 2000 г. негосударственными пенсионными фондами инвестировано в различные сектора российской экономики, финансовый и фондовый рынки свыше 14 млрд руб., что свидетельствует о том, что НПФ стали заметными институциональными инвесторами в России*.

* Сопоставление возможностей привлечения финансовых ресурсов предприятий и населения между НПФ, страховыми компаниями в сфере личного страхования граждан, паевыми инвестиционными фондами и коммерческими банками, проведенное в начале 1998 г., убедительно доказало конкурентоспособность негосударственного пенсионирования даже по сравнению с возможностями крупнейших коммерческих банков (накопленная в пенсионных фондах сумма резерва для обеспечения пенсионных выплат (2 739,5 млн руб.) практически равнялась сумме вкладов граждан в 20 крупнейших коммерческих банках, чистые активы паевых инвестиционных фондов (227,8 млн руб.) были в 12 раз меньше. См.: Маркова Н. Возможности совершенствования пенсионной системы//Экономист. 1999. № 12.

 

Вместе с тем развитию негосударственных пенсионных фондов нанесен существенный урон кризисом рынка государственных ценных бумаг августа 1998 г., причем этот урон не столько в уменьшении их активов, сколько в росте задолженности по пенсионным выплатам и массовом отзыве вкладов. Вместе с тем Н ПФ Сбербанка даже выиграл – его активы возросли на 21%, а число участников – на 14%.

Благотворительный фонд – весьма распространенная форма неправительственной некоммерческой организации, управляемой советом попечителей или директоров, аккумулирующей денежные средства и программы предоставления ресурсов (например, в виде грантов) для выполнения образовательных, социальных, благотворительных, религиозных или других видов деятельности, направленных на развитие общества. Этот вид фондов имеет глубокие исторические корни, традиции, типичные для многих стран*.

* В настоящее время в США, например, более 32 тыс. благотворительных фондов, осуществляющих программы предоставления грантов, а общая численность международных фондовых организаций, включенных в известный справочник The Foundation Directory, составляет 43 тыс.

В мире существует несколько типов частных благотворительных фондов: ассоциированные фонды, финансируемые из средств корпорации (Xerox Foundation, Hewlett Packard); фонды прямого действия, использующие свои ресурсы для финансирования собственных исследований или предоставления услуг (под конкретную программу); местные фонды, создаваемые жителями конкретного населенного пункта для удовлетворения местных потребностей, ориентированные на поддержку местных организаций; независимые фонды, организуемые и финансируемые одним или несколькими частными лицами, семьей (фонд Рокфеллеров, фонд Сороса, фонд Макартуров и т.д.). Эти фонды, как правило, имеют приоритетные области финансирования.

 

В 1995 г. в России был принят Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», аналогичные законы приняты в целом ряде регионов РФ.

Из действующих в настоящее время в России (согласно официальным статистическим данным) более чем 4 тыс. фондов трудно выделить именно благотворительные, поэтому анализ их деятельности строится исходя из принятых законодательных актов федерального и регионального уровней, а также публикаций в средствах массовой информации. Российское законодательство предоставляет благотворительным организациям возможности поддержки налогового и неналогового характера, их перечень существенно расширяют региональные нормативные акты.

Социальные инвестиционные фонды, также известные как социальные или социально-экономические фонды развития, возникли с целью сглаживания социально-экономических противоречий в странах «третьего мира» в конце 80-х гг. Одна из причин их создания – рост бедности в странах Африки и Латинской Америки, потребовавший активного вмешательства извне для того, чтобы предотвратить обнищание миллионов людей. Необходимо было не допустить деградации системы предоставления социальных услуг, предотвратить возрастающую пауперизацию сельского населения, дать людям возможность ощутить на себе положительные результаты проводимых в их странах реформ.

Другая причина – необходимость для государства осуществить ряд быстрых и наглядных акций, которые позволили бы ему уменьшить возрастающее недовольство населения и повысить привлекательность проводимых структурных преобразований.

Причина, наконец, и в осознании того, что у самого государства недостает реального потенциала, необходимого для осуществления социально-экономических проектов на местном уровне, для работы напрямую с местными сообществами и частным сектором.

Механизм социальных инвестфондов направлен на то, чтобы гибко и оперативно обеспечивать ресурсами организации на местном уровне – местные правительства, местные сообщества, некоммерческие организации. Эти фонды финансируют проекты, инициированные местным сообществом. Они оценивают эти проекты, осуществляют функцию их отбора, способствуют в подборе подрядчиков, осуществляют контроль за исполнением и оценку их эффективности.

Первый социальный инвестфонд было решено создать в Боливии в конце 1985 г. В Восточной Европе они стали появляться относительно недавно. Наиболее активно фонды работают в Румынии, Албании, а в настоящее время и в СНГ – в Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистане и Узбекистане* (более чем в 35 странах мира).

* Social Funds and Reaching the Poor. Edited by Anthony G.Bigio / The World Bank, Washington, D.C., 1998. P.125.

 

Анализ показывает, что общими направлениями деятельности для социальных инвестфондов в различных странах являются борьба с безработицей, обеспечение социальными услугами, поддержание социально-экономической инфраструктуры, поддержка малого и среднего бизнеса.

Финансирование программ строится на основе принципов смешанного финансового участия. Основными инвесторами, как правило, выступают крупные международные финансовые организации, такие как Мировой банк, Американское агентство по международному развитию, кредитные организации. В среднем международные финансовые организации обеспечивают финансирование от 40 до 100 % стоимости проекта.

Инструментарий, используемый социально-инвестиционными фондами (хотя их пока нет в России), представляется весьма интересным. Здесь может достигаться сочетание интересов всех секторов гражданского общества (государство, бизнес, некоммерческий сектор), и не только на национальном уровне, но, что гораздо важнее, и на региональном и местном. Кроме того, инструментарий социальных инвестфондов, используя материальные стимулы сообщества, развивает творческую инициативу и, что важно, коллективную ответственность местного сообщества за дальнейшее поддержание проекта. Именно поэтому данный механизм может быть использован для реализации социальных проектов в России на региональном и местном уровне.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 1105; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.