КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расходы консолидированного государственного бюджета России
Федеральный бюджет России разрабатывается на основе анализа развития экономики, основные его провозглашенные приоритеты – снижение налогового бремени и увеличение социальной направленности. Однако анализ структуры расходной части федерального бюджета показывает, что по сравнению с другими статьями социальный приоритет выражен недостаточно. Так, расходы на госуправление, правоохранительную деятельность, национальную оборону из федерального бюджета составляют в среднем свыше трети всех расходов, еще треть идет на обслуживание и частично погашение государственного внешнего долга; и на все остальные цели, в том числе социальную политику, помощь бюджетам других уровней и прочее, направляется всего лишь оставшаяся треть. Частично социальные расходы оплачиваются за счет финансовой помощи федерального бюджета бюджетам других уровней. Для выравнивания материального положения уязвимых слоев населения, проживающих в разных регионах, в федеральном бюджете России на 2001 г. был впервые создан фонд компенсаций, из которого финансируют федеральные законы «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Фонд компенсаций обеспечивает единые государственные гарантии социальной защиты населения на территории России, предусмотренные федеральным законодательством. Создание фонда компенсаций позволит регулярно выплачивать ежемесячные пособия на детей во всех регионах страны. К концу 2000 г. только 14 из 89 субъектов Российской Федерации не имели задолженности по выплате этих пособий. Расчет субвенций из фонда компенсаций на выплаты ежемесячных пособий на детей каждому региону проведен по числу детей в семьях с доходами ниже прожиточного уровня. Базовое пособие составляет 70 руб., пособие на детей одиноким матерям – 140 руб. По расчетам Минтруда России, общая стоимость льгот и выплат по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в 2000 г. оценивалась в 29,7 млрд руб. На учете в органах социальной защиты, по данным Минтруда России, в целом по стране в конце 2000 г. стояло 10,4 млн инвалидов. Общий объем субвенций регионам из федерального бюджета на 2001 г. на реализацию закона через фонд компенсаций – 10,5 млрд руб. Средний по стране объем расходов на реализацию этого закона на одного инвалида – 877 руб., исходя из общего объема выделенных субсидий и с учетом региональных коэффициентов удорожания бюджетных услуг. Результатом создания фонда компенсаций будет снижение социальной напряженности в регионах и сохранение единого социального пространства страны. Для реализации федеральных гарантий социальной защиты, укрепления социальной функции государства число федеральных законов социальной направленности, финансируемых из федерального бюджета (в том числе за счет фонда компенсации), будет увеличено, объемы финансирования также возрастут. Финансовая и социальная стабильность в обществе должна обеспечиваться на основе наращивания собственных доходов региональных и местных бюджетов и четкого разделения расходных полномочий бюджетов всех уровней по социальным обязательствам. В 1995 г. субъектам Российской Федерации была передана значительная часть расходных полномочий по реализации социальных законов, которые выступали в форме нефинансируемых федеральных мандатов. Это значит, что принятые на федеральном уровне законы должны были выполняться региональными органами власти без соответствующего финансирования из центра. Большинство регионов вынуждено было изыскивать средства в своих дефицитных бюджетах, но из-за ограниченности своих возможностей отказывали инвалидам, ветеранам в реализации их законных требований. По федеральным законам в субъектах Федерации накоплены самые большие объемы невыплат, и это усиливало социальную напряженность. Значительное различие в уровнях экономического развития регионов, бюджетной обеспеченности субъектов Федерации привело к тому, что финансирование этих законов колебалось от 100% (Москва) до менее чем 10%. В некоторых регионах из-за дефицитности бюджетов были приняты решения об отказе от предоставления инвалидам и ветеранам 50-процентной скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, что повлекло массовые судебные иски к органам исполнительной власти на местах. Наличие единого социального пространства в стране предполагает, что федеральные законы должны в равной степени выполняться во всех регионах, поэтому средства фонда компенсаций распределяются между территориями пропорционально численности соответствующих категорий граждан, без учета налогового потенциала и вне зависимости от бюджетной обеспеченности регионов. С 2001 г. фонд компенсаций включен в раздел федерального бюджета «Финансовая помощь бюджетам других уровней». Распределение ассигнований из федерального бюджета на 2001 г. в соответствии с Законом "О бюджете Российской Федерации на 2001 г." по названному разделу следующее.
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации – 100,3 млрд руб. Фонд компенсаций – 33,4 млрд руб. Фонд развития региональных финансов – 0,6 млрд руб. Фонд регионального развития – 3,3 млрд руб. Дотации и субвенции, в том числе дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение потерь в связи с изменением объема и порядка формирования фонда компенсаций – 8,3 млрд руб. Расходы на реализацию федеральных полномочий по льготам, установленным Федеральным законом "О ветеранах" – 4,0 млрд руб.
Правительство России первоначально планировало финансировать из фонда компенсаций и Закон «О ветеранах», но в окончательном варианте отказалось от этого из-за недостаточности средств федерального бюджета. Большая часть финансирования Федерального закона «О ветеранах» осталась за региональными бюджетами. Ряд регионов-доноров, положительно оценивая создание фонда компенсаций в целом, выступил против перераспределения средств от «богатых» регионов в пользу «бедных». Высокодотационные регионы полностью поддержали идею и механизмы создания фонда. Федеральный центр обязан оказывать помощь территориям, не получавшим в прошлом достаточных средств для социально-экономического развития, но дотации этим регионам должны идти из федерального бюджета без использования механизма межрегионального перераспределения. Развитие процессов бюджетного федерализма, перераспределения властных полномочий между центром и регионами приводит к тому, что все более важную роль в финансировании социальных программ играют бюджеты субъектов Российской Федерации. Они в настоящее время финансируют все, что относится к жизнеобеспечению населения на территории. Территориальные бюджеты имеют гораздо большую социальную направленность, чем федеральный бюджет, они финансируют более 70% расходов на народное хозяйство, в среднем около 80% расходов на социально-культурные мероприятия. На следующем уровне бюджетной системы – местные бюджеты. Они нацелены на недопущение резкого снижения жизненного уровня населения, в настоящее время это бюджеты выживания, в первую очередь для слабозащищенных слоев населения. Местные бюджеты, как правило, не располагают возможностями свободы финансового маневра и создания предпосылок для социально-экономического развития города, района. Совместные расходы федерального, региональных и местных бюджетов относятся к следующим статьям:
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |