Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Финансирование инновационных проектов




План

1. Понятие и виды инновационных проектов.

2. Методы финансирования инновационных проектов.

3. Основные показатели эффективности инновационных проектов.

-1-

Слово проект имеет много определений. Одно из многих определений: проект – это комплексное, не повторяющееся мероприятие, ограниченное по времени, бюджету, ресурсам, а также характеризующееся четкими указаниями по его выполнению, разработанными под потребности заказчика. Другое определение: проект – это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов или услуг. «Временное» означает, что у любого проекта есть начало и завершение, когда достигаются поставленные цели, либо приходит понимание, что эти цели не могут быть достигнуты. «Уникальных» означает, что создаваемые продукты или услуги существенно отличаются от других аналогичных продуктов и услуг.

Инновационный проект – это сложная система мероприятий, взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и направленным на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Инновационный проект – это целенаправленное, внутрифирменное, фиксированное по времени, самоуправляемое предприятие по созданию уникальных продуктов и услуг в организации. «Целенаправленное» - означает, что проект должен иметь конкретную цель. Не допускаются общие формулировки типа «повысить объемы выпуска», «ускорить поставки», «понизить расходы» в качестве целей проекта. «Внутрифирменное» означает, что проект всегда осуществляется в интересах фирмы и в границах ее деятельности. «Фиксированное по времени» означает, что время – важный ресурс и должен фиксироваться временной интервал выполнения отдельных этапов и проекта в целом. «Самоуправляемое предприятие» - хозрасчетное предприятие или предприятие в формате ЦО (центра ответственности). «Уникальных продуктов и услуг»: здесь уникальность понимается не в широком, а в узком смысле слова. Может быть, подобные продукты и услуги где-то уже выпускаются (например, на соседнем предприятии), но в данной организации – это первый опыт. Данное определение уникальности расходится с определением технологической инновации, данном в Постановлении Росстата от 20.11.2006 № 68: к технологическим инновациям не относится … расширение номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшейся ранее на данном предприятии, но уже достаточно известной на рынке продукции.

По мировой статистике: 31% не реализуется; в 58% случаев стоимость проекта увеличивается на 89% от первоначальной сметы; 16 % проектов выполняется в срок, не превышая стоимости проекта.

Возможные темы инновационных проектов: выпуск нового продукта; освоение новой технологии; переход на новую форму управленческого учета (например, на основе маржинальных оценок); разработка новой системы стимулирования (например, на основе ССПЭ – сбалансированной системы ключевых показателей эффективности); реализация пакета конкретных мероприятий по снижению себестоимости продукта и т.д.

Инновационные проекты имеют различные уровни научно-технической значимости. С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются на:

1). Монопроекты. Это проекты, выполняемые одной организацией или одним подразделением. Отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии). Осуществляются в жестких временных и финансовых рамках. Во главе – координатор или руководитель проекта.

2). Мультипроекты. Это комплексные программы, они объединяют десятки монопроектов, которые направлены на достижение сложной инновационной цели (создание научно-технического комплекса, проведение конверсии группы предприятий ВПК, решение крупной технологической проблемы). В них должны присутствовать координационные подразделения.

3). Мегапроекты. Это многоцелевые комплексные программы, которые объединяют ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей. Они требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий. Реализация мегапроектов может потребовать объединения усилий целого ряда отраслей, регионов, крупных корпораций, группы стран.

Инновационные проекты также могут быть:

1). Исследовательскими проектами. Они могут быть коллективными и индивидуальными. Их подготовка начинается с анализа степени разработанности поставленной проблемы и доказательства ее актуальности.

2). Инициативными проектами. Инициируются снизу, финансируются частично или полностью на основе кредита, нередко с привлечением средств участников проекта. Осуществляются небольшими научными коллективами или отдельными учеными и не имеют конкретных заказчиков. Срок их выполнения: 1 – 3 года.

3). Венчурными проектами. Они включают комплекс научно-исследовательских работ, ОКР, работ по производству и эксплуатации новшеств и нововведений.

4). Директивными проектами. Они осуществляются по директивному указанию руководства, в том числе по заказу клиентов или рекомендации управленческих консультантов. Как правило, они полностью финансируются из бюджета самой организации.

5). Заказными проектами. Это проекты, заказанные внутренним или внешним заказчиком, но не через руководство организации, а напрямую.

По уровню научно-технической значимости различают следующие виды инновационных проектов:

1). Модернизационный, когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (установка более мощного двигателя, расширение размерных рядов).

2). Новаторский, когда конструкция нового изделия существенно отличается от прежнего.

3). Опережающий, когда конструкция основана на опережающих технических решениях (введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся).

4). Пионерный, когда появляются ранее не существовавшие материалы; конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции (композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, ПК, биотехнологии).

По выполняемым объемам работ и продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (1 – 2 года); среднесрочными (до 5 лет); долгосрочными (более 5 лет).

-2-

Методы финансирования инновационных проектов представляют собой такие способы финансирования инноваций, которые отражают использование специфических источников финансирования в увязке с хозяйственной ситуацией предприятия, планами его текущей деятельности и развития. Все методы финансирования делятся на прямые и косвенные. К прямым методам финансирования инновационных проектов относятся:

1). Выделение целевых бюджетных средств из бюджетов разных уровней и внебюджетных фондов.

2). Банковский кредит. Перед тем, как обратиться в банк, фирма сама оценивает свои проекты и выбирает наиболее эффективный. Составляется бизнес-план, который представляется банку. В случае принятия положительного решения о кредитовании с фирмой заключается кредитный договор. При этом, если кредитная линия открывается по нецелевому кредиту, то имеет место т.н. инвестиционное кредитование. Если кредитная линия открывается по целевому кредиту, то имеет место т.н. проектное финансирование. Отличия между ними: при инвестиционном кредитовании источником возврата средств является доход, получаемый от всей хозяйственной деятельности заемщика, включая доход, который принесет проект; а проектном финансировании источником погашения кредита является только доход от реализации проекта. Проектное финансирование более рискованно, чем инвестиционное кредитование.

3). Инновационный кредит. На его выдаче специализируются инновационные банки и инновационные фонды.

4). Эмиссия ценных бумаг. Привлечение инвестиционных ресурсов под выпуск ценных бумаг называется эмиссионное финансирование. Для привлечения средств инновационная фирма может размещать на рынке различные виды ценных бумаг.

5). Венчурное финансирование. Его можно рассматривать как привлечение средств под учреждение венчурного предприятия или финансирование инновационного проекта. Венчурное финансирование называют еще рисковое финансирование, потому что оно связано с риском невозврата вложенных средств. При вложении средств инвесторы ориентируются на новые перспективные направления науки и техники. Отличия венчурного финансирования от традиционных банковских операций по кредитованию:

а) Необходимые средства могут предоставляться под перспективную идею без гарантированного обеспечения чем-либо. Единственный залог – специально оговаривается доля акций для инвестора в уже существующей или вновь создающейся фирмы. Финансовый риск разделяется между инвестором и предпринимателем.

б) Активное участие инвесторов в управлении финансируемыми проектами на всех этапах их осуществления, начиная с экспертизы еще «сырых» предпринимательских идей и заканчивая обеспечением ликвидности акций вновь созданной фирмы.

в) Создаваемые венчурные фонды – основная организационная форма рискового финансирования. Они, как ни один другой инвестор (за исключением, пожалуй, государства), готовы вкладывать средства в новые наукоемкие разработки, даже при высокой степени неопределенности. Ведь именно здесь имеются самые большие потенциальные возможности для изменения в свою пользу сложившегося рыночного равновесия, а значит, существует резерв для получения будущей прибыли.

6). Самофинансирование. Осуществляется за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Если она достаточно велика, то часть чистой прибыли может быть направлена на финансирование инновационных проектов. Даже если проект окажется убыточным или не окупается, фирма рискует только своим капиталом, а не кредитными ресурсами.

7). Финансирование более долгосрочного инновационного проекта из доходов от осуществляемых параллельных этому проекту более краткосрочных проектов.

8). Реализация излишних и сдача в аренду или лизинг временно высвобождаемых активов предприятия.

9). Заклад имущества. Документом, фиксирующим отношения между должником и кредитором является закладная. Это ценная бумага, вид долгового обязательства, по которому кредитор в случае невозвращения долга заемщиком получает имущество по закладной (земля, строения и пр.). В инновационной сфере закладная возникает, когда на стоимость залога заемщика (инновационной фирмы) предоставляется кредит, обеспечением которого служит искомый залог. Кредитор-залогодатель имеет право при невыполнении должником обязательства, обеспеченного залогом, получить компенсацию из стоимости заложенного имущества путем его продажи или иного способа реализации.

10). Доходы от продажи технологий и ноу-хау. Данный способ финансирования является несколько специфическим, поскольку на первый взгляд может показаться неэффективным торговать лицензиями на технологии производства инновационных товаров, а не самими товарами. Но существуют определенные причины, которые побуждают инновационные фирмы так поступать. Считается выгодным продавать технологию, а не конечный продукт, когда:

- инновационная фирма не имеет в достаточном количестве собственных ресурсов для самостоятельного финансирования производства конечного продукта;

- фирма не имеет опыта и сбытовых возможностей для торговли конечным товаром;

- фирма хочет купить какую-то технологию, предлагаемую только взамен ее собственной технологии (т.н. перекрестное лицензирование);

- фирма уходит с рынка и технология продается бывшим конкурентам и т.д.

Недостатки этого метода: продавая технологии, инновационная фирма, конечно, получает необходимые инвестиции, но одновременно создает себе новых конкурентов или усиливает существующих, а также упускает часть прибыли, которую после освоения технологии, фирма могла бы получить. В рамках данного метода финансирования существует понятие «трансферт технологий». Трансферт – от англ. переносить, переводить. Трансферт технологий – это важнейший элемент инновационного процесса в рыночных условиях, он предполагает передачу, продажу, обмен знаний с целью организации производства конкурентоспособной продукции.

11). Форфейтинг. Это форма трансформации коммерческого кредита в банковский.

12). Факторинг. Это договор финансирования под уступку денежного требования. Банки оказывают клиенту финансовые услуги в обмен на уступку дебиторской задолженности. Для инновационной фирмы эти услуги могут включать: финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и пр.

Суть косвенных методов финансирования инновационных проектов сводится к тому, что финансирование инновационных проектов осуществляется непосредственно потребными, т.е. необходимыми для их реализации материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами, минуя стадию привлечения денег и расходования их на приобретение этих ресурсов. Правильнее говорить, что косвенные методы не финансируют, а обеспечивают инновационные проекты перечисленными выше ресурсами. К косвенным методам финансирования инновационных проектов относятся:

1). Покупка и аренда материально-технических средств, любого материального имущества и прочих имущественных прав в кредит на срок, увязанный со сроком реализации инновационного проекта и получения от него прибыли, за счет которой будет обслуживаться и погашаться товарный кредит.

2). Покупка при той же синхронизации с ожидаемой прибылью от реализации проекта материального имущества и прочих имущественных прав в рассрочку: с получением прав пользования ими без прав собственности, которые перейдут к покупателю только после окончательной выплаты рассрочки и процентов; в случае невыплаты очередных сумм рассрочки и процентов собственник изымает имущество у покупателя, лишает его прав пользования.

3). Приобретение лицензии на технологию, заложенную в инновационный проект, с полным комплектом услуг и поставок при оплате лицензии исключительно в форме «роялти» (процента, в данном случае весьма высокого, от объема продаж продукции, услуг, освоенных по лицензии). Роялти (возможно другое написание: ройялти) – от англ. Royalty (королевские привилегии) – это периодический платеж за право пользоваться лицензией на товары, изобретения, патенты, нововведения, выпуск книг, прокат фильмов; обычно исчисляется в % от стоимости продаж.

4). Размещение акций и иных видов ценных бумаг с оплатой непосредственно в форме поставок или сдачи в аренду потребных материально-технических (площади, земли и т.д.) и информационных (патенты, ноу-хау и пр.) ресурсов, равных по их рыночной стоимости (договорной оценке) размещенным ценным бумагам.

5). То же при привлечении от партнеров вкладов в натуральной форме в уставные капиталы собственного либо целевого совместного предприятия, в обеспечение совместных проектов.

6). Привлечение трудовых ресурсов, найм работников с оплатой их труда ценными бумагами фирмы, выпущенными под инновационный проект, т.е. фактически происходит оплата труда будущими дивидендами из будущей прибыли инновационного проекта.

-3-

Определение эффективности инновационного проекта можно рассматривать как определение эффективности инвестиций в инновационный проект, т.к. большинство инновационных проектов носят затратный, т.е. инвестиционный характер и предполагают определенную величину инвестиций, необходимых для осуществления проекта. Поэтому многие исследователи и практики, рассматривая вопросы эффективности инновационных проектов, по сути рассматривают вопросы эффективности инвестиционных проектов.

Основные показатели эффективности инновационного проекта в самом общем виде (за основу берутся «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов», утверждены Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госстроем РФ 21.06.1999 № ВК 477. Этот документ фактически отменил действие «Методических рекомендаций по оценке инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденных Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госкомпромом РФ № 7-12/47 от 31.03.1994 г.):

1). Коммерческая или финансовая эффективность. Учитывает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников. Определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Рассчитывается как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов. В качестве эффекта на t – шаге выступает поток реальных денег. В рамках каждого вида деятельности происходит приток и отток денежных средств. Разность между ними: Фi (t) = Пi(t) – Оi(t), Пi(t) – приток денежных средств; Оi(t) – отток денежных средств; i = 1,2,3.

2). Бюджетная эффективность. Отражает финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального и местного бюджетов, а именно отражает влияние реализации проекта на доходы и расходы этих бюджетов. Основным показателем бюджетной эффективности является бюджетный эффект: Вt = Dt – Pt, где: Bt – бюджетный эффект для t- шага осуществления проекта; Dt – доходы соответствующего бюджета; Pt – расходы соответствующего бюджета. Должно быть превышение доходов над расходами соответствующего бюджета в связи с осуществлением данного проекта. Интегральный бюджетный эффект В рассчитывается как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Динт) над интегральными бюджетными расходами (Ринт).

3). Народнохозяйственная экономическая эффективность. Она учитывает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение. Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также участвующих в осуществлении проекта субъектов Федерации, регионов, отраслей, организаций. При расчете показателей этой эффективности в состав результатов проекта включаются в стоимостном выражении:

а) конечные производственные результаты: выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынке всей производственной продукции (кроме продукции, которая потребляется российскими организациями - участниками проекта); выручка от продажи имущества и интеллектуальной собственности (лицензий на право использовать изобретения, ноу-хау, программ для ЭВМ и т.д.), создаваемых участниками в ходе осуществления проекта;

б) социальные и экономические результаты. Они рассчитываются, исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;

в) прямые финансовые результаты;

г) кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.

Результаты, не поддающиеся стоимостной оценке (социальные, экологические, политические), рассматриваются как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются при принятии решения о государственной поддержке проектов.

4). Срок окупаемости инвестиций. Это период, в течение которого будут возмещены понесенные расходы, а также период, необходимый для получения расчетной прибыли. Срок окупаемости определяется подсчетом числа лет, в течение которых инвестиции будут погашены за счет получаемого дохода (чистых денежных поступлений). При равномерном распределении денежных поступлений по годам: срок окупаемости = инвестиции / (годовая амортизация + годовая чистая прибыль). Если денежные доходы (прибыль) поступают по годам неравномерно, то срок окупаемости равен периоду времени (числу лет), за который суммарные чистые денежные поступления (кумулятивный доход) превысят величину инвестиций. В общем виде срок окупаемости n равен периоду времени, в течение которого ∑ Рk > I, где: Рk – чистый денежный доход в год k, вызванный инвестициями, рассчитывается как сумма годовой амортизации в k-тый год и годовой чистой прибыли за k-тый год; I – величина инвестиций.

Недостатки этого показателя: а) он не делает различия между проектами с одинаковой суммой общих (кумулятивных) денежных доходов, но с разным распределением доходов по годам; б) не учитывает доходов последних периодов, т.е. периодов времени после погашения суммы инвестиций.

5). Коэффициент эффективности инвестиций. Он определяется путем деления среднегодовой чистой прибыли на среднюю величину инвестиций. Средняя величина инвестиций рассчитывается делением исходной величины инвестиций на 2. Если известно, что по истечении срока рассматриваемого проекта будет иметь место остаточная стоимость оборудования или других основных средств (т.е. срок проекта меньше срока амортизации оборудования), то она должна быть исключена и коэффициент эффективности инвестиций = среднегодовая чистая прибыль / (сумма инвестиций – остаточная стоимость основных фондов). Полученный коэффициент эффективности инвестиций целесообразно сравнить с коэффициентом эффективности всего капитала предприятия. Эффективность капитала = общая чистая прибыль / общая сумма вложенных средств.

6). Общая сумма приведенных (дисконтированных) будущих поступлений. С этой суммой сравнивается величина инвестиций. Инвестиции I в течение ряда лет приносят определенный годовой доход Р1, Р2, … Рn. Но одна и та же денежная сумма имеет разную ценность в будущем и настоящем: на финансовых рынках любые деньги завтра дешевле, чем сегодня. Величина инвестиций имеет сегодняшнюю оценку. Поэтому предприятию необходимо сравнить величину инвестиций не просто с будущими доходами, а с накопленной величиной дисконтированных, т.е. приведенных к оценке сегодняшнего дня, будущих доходов. Здесь определяются: а) будущая стоимость какого-то количества сегодняшних денежных средств, приносящих процент i в течение n периодов:

Будущая стоимость = Настоящая стоимость х (1 + i) х 5n

б) настоящая (сегодняшняя) стоимость будущих платежей, получение которых возможно при определенной ставке процента i в течение n периодов:

Настоящая стоимость = Будущая стоимость / (1 + i) х 5n

в) используя формулы, связывающие настоящую и будущую стоимость денежных средств, можно получить формулу для определения дисконтированной (приведенной к настоящему) будущей стоимости денежных поступлений: Рk = Pk / (1 + r) 5k, где: Pk и Pk – годовой доход и приведенный (дисконтированный) годовой доход, приносимый инвестициями в k-тый год; r – желаемый ежегодный процент, по которому возвращаются средства.

7). Чистая текущая стоимость. Накопленную величину дисконтированных доходов следует сравнивать с величиной инвестиций. Общая накопленная величина дисконтированных доходов за n лет будет равна сумме соответствующих дисконтированных платежей.

Чистая текущая стоимость (или чистый приведенный эффект) = Общая величина дисконтированных доходов – Объем постоянных инвестиций

Если чистая текущая стоимость положительна, т.е. больше 0, то проект следует принять; если она меньше 0 – отвергнуть. Если чистая текущая стоимость = 0, проект нельзя оценить ни как прибыльный, ни как убыточный, поэтому использовать другие методы сравнения. При сравнении нескольких альтернативных проектов предпочтение отдается тому проекту, который имеет самую высокую чистую текущую стоимость.

8). Рентабельность инвестиций.

Рентабельность инвестиций = Общая накопленная величина дисконтированных доходов / Величина инвестиций

Если рентабельность больше 1, то проект следует принять, если меньше 1 – отвергнуть.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 5818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.