Население городов и сел предъявляет определенные требования к условиям жизни — окружающей среде, рабочим местам, жилью, снабжению продовольственными и промышленными товарами, энерго-, водо-, тепло- и газоснабжению, транспорту, связи, учреждениям медицины, образования, науки, культуры и др. Все эти вопросы решались в прошлом с помощью административных методов. Из централизованных фондов ведомствам предоставлялись ресурсы не только на производственные нужды, но и для удовлетворения минимальных социальных потребностей их работников. Для выполнения этих задач ведомства наделялись не только ресурсами, но и значительными правами, становились, по существу, хозяевами территорий. В результате в большинстве городов преобладающая часть основных фондов, причем не только производственного, но и социально-культурного назначения, принадлежала ведомствам. Роль местных органов власти была минимальной, отсутствие у них реальных рычагов управления порождало иждивенческие настроения.
Приоритет в использовании ресурсов отдавался развитию производства; отрасли, удовлетворяющие потребности населения, обеспечивались по так называемому “остаточному” принципу. Это привело к глубокому отставанию социальной сферы. В особенности, малые города и сельские поселения в условиях “остаточного” финансирования были обречены на деградацию и упадок.
Экономическая реформа была направлена на повышение роли экономических рычагов в развитии поселений, усиление зависимости уровня жизни их населения от вклада в социально-экономическое развитие региона и страны в целом. Она сопровождалась децентрализацией управления, освобождением предприятий от несвойственных им в условиях рынка социальных функций с передачей этих функций территориальным органам. Это потребовало дальнейшего расширения прав местных органов и укрепления их материально-финансовой базы.
Принятый в 1990 году закон “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР”, впервые в законодательном порядке закрепил понятие “самоуправление”. Конституцией РФ единая вертикаль государственной власти была разделена на две части: государственная власть и местное самоуправление. Государственная власть осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Местное самоуправление выведено из системы государственной власти. Его ареной служат 1868 районов, 1095 городов, 322 городских районов и округов, 1963 поселков городского типа, 24450 сельских администраций. Вместе с тем официально в Российской Федерации зарегистрировано 13,5 тысяч муниципальных образований.
Субъектами местного самоуправления являются муниципальные образования — городские и сельские поселения. В этом качестве могут выступать также несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения или иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Важнейшими признаками здесь служат наличие муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления.
Города Москва и Санкт-Петербург, имея статус субъектов Федерации, являются одновременно муниципальными образованиями. Поэтому в Москве органы государственной власти являются, в соответствии с Уставом города, также и органами городского, т.е. местного самоуправления.1
Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом муниципальными образованиями в настоящее время являются практически все городские поселения. А всего в сферу местного самоуправления вовлечено, по нашей оценке, свыше 4/5 населения Российской Федерации.
В соответствии с Законом 1995 г. “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” из числа территорий местного самоуправления не могут быть исключены городские и сельские поселения (города, поселки, станицы, села и т.д.).2 Вопрос о признании территориями местного самоуправления иных образований (районов, уездов, сельских округов и т.д.) находится в исключительном ведении субъектов Российской Федерации и должен решаться с учетом местных условий, традиций, осуществляемых связей и выполняемых функций. Установление и изменение границ муниципального образования проводится с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов МС или СФ. Границы муниципального образования не могут быть изменены без учета мнения населения.
Порядок создания муниципальных образований, установление их границ и другие процедуры определяются законом СФ. В законах СФ определяется также соотношение понятий “территория административно-территориального образования” и “территория муниципального образования”. При этом возможно их полное или частичное совпадение либо несовпадение.
Установление общих принципов организации МС находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Целью государственных органов является при этом обеспечение реальности МС путем создания законодательных основ его финансовой самостоятельности, регулирования взаимоотношений бюджетов различных уровней, определения порядка формирования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.
В условиях самоуправления население становится коллективным собственником территории и имущества муниципального образования, которыми и управляет через посредство выборных местных органов в интересах всех граждан.
Основной экономической функцией самоуправления является обеспечение на местном уровне нормального хода воспроизводственных процессов — воспроизводства населения и трудовых ресурсов, окружающей среды, общественного продукта, территориальной организации хозяйства и населения. Для этого муниципальный орган должен иметь экономическую базу и правовые возможности.
Экономической основой МС является муниципальная собственность. Она включает средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Взаимоотношения местных органов с предприятиями, расположенными на их территории, строятся на правовой, в т.ч. и на договорной основе. Органы местного самоуправления предоставляют предприятиям землю, рабочую силу, услуги муниципального хозяйства, содействие в обеспечении рабочей силой и др. Предприятия, со своей стороны, обеспечивают население рабочими местами и доходами, участвуют в формировании местного бюджета. За местными органами закреплено право без согласования с вышестоящими властями создавать предприятия, перепрофилировать их для удовлетворения потребностей территории, образовывать территориальные и межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые структуры управления местным хозяйством.
Финансовые ресурсы МС формируются за счет бюджетных и внебюджетных, кредитных и валютных средств. Местные органы власти должны самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять свои бюджеты. Вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. В то же время они отвечают за соответствие местных бюджетов нормативам минимальной обеспеченности.
Органы МС имеют право самостоятельно устанавливать местные налоги, сборы и льготы по их уплате, выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.
В реальности, однако, большинство муниципальных образований являются сегодня дотационными. Падение производства резко снижает налоговые поступления. Убыточны (как правило) предприятия коммунального хозяйства. Из-за плачевного состояния территориальных бюджетов затягивается процесс передачи ведомственного жилья и объектов социально-культурного назначения на баланс местных органов. В общем, получив юридическую самостоятельность, города, поселки и другие муниципальные образования не получили пока экономических возможностей для ее реализации.
Выходом из этого положения могло бы стать повышение доли налоговых поступлений, остающихся в распоряжении местных органов. Иначе МС попадет в полную зависимость от органов государственной власти.
Положительной особенностью местного самоуправления является то, что оно, в отличие от уровня субъектов Федерации, не порождает негативных эффектов чрезмерной суверенизации. Поэтому делегирование ряда государственных полномочий на местный уровень позволяет смягчить социальные последствия переживаемого страной кризиса без вредных побочных эффектов.
|
|
|
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 316; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет