Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальные образования и местное самоуправление в системе территориальной организации и управления




Население городов и сел предъявляет определенные требования к условиям жизни — окружающей среде, рабочим местам, жилью, снабжению продовольственными и промышленными товарами, энерго-, водо-, тепло- и газоснабжению, транспорту, связи, учреждениям медицины, образования, науки, культуры и др. Все эти вопросы решались в прошлом с помощью административных методов. Из централизованных фондов ведомствам предоставлялись ресурсы не только на производственные нужды, но и для удовлетворения минимальных социальных потребностей их работников. Для выполнения этих задач ведомства наделялись не только ресурсами, но и значительными правами, становились, по существу, хозяевами территорий. В результате в большинстве городов преобладающая часть основных фондов, причем не только производственного, но и социально-культурного назначения, принадлежала ведомствам. Роль местных органов власти была минимальной, отсутствие у них реальных рычагов управления порождало иждивенческие настроения.

Приоритет в использовании ресурсов отдавался развитию производства; отрасли, удовлетворяющие потребности населения, обеспечивались по так называемому “остаточному” принципу. Это привело к глубокому отставанию социальной сферы. В особенности, малые города и сельские поселения в условиях “остаточного” финансирования были обречены на деградацию и упадок.

Экономическая реформа была направлена на повышение роли экономических рычагов в развитии поселений, усиление зависимости уровня жизни их населения от вклада в социально-экономическое развитие региона и страны в целом. Она сопровождалась децентрализацией управления, освобождением предприятий от несвойственных им в условиях рынка социальных функций с передачей этих функций территориальным органам. Это потребовало дальнейшего расширения прав местных органов и укрепления их материально-финансовой базы.

Принятый в 1990 году закон “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР”, впервые в законодательном порядке закрепил понятие “самоуправление”. Конституцией РФ единая вертикаль государственной власти была разделена на две части: государственная власть и местное самоуправление. Государственная власть осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации. Местное самоуправление выведено из системы государственной власти. Его ареной служат 1868 районов, 1095 городов, 322 городских районов и округов, 1963 поселков городского типа, 24450 сельских администраций. Вместе с тем официально в Российской Федерации зарегистрировано 13,5 тысяч муниципальных образований.

Субъектами местного самоуправления являются муниципальные образования — городские и сельские поселения. В этом качестве могут выступать также несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения или иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление. Важнейшими признаками здесь служат наличие муниципальной собственности, местного бюджета и выборных органов местного самоуправления.

Города Москва и Санкт-Петербург, имея статус субъектов Федерации, являются одновременно муниципальными образованиями. Поэтому в Москве органы государственной власти являются, в соответствии с Уставом города, также и органами городского, т.е. местного самоуправления.1

Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом муниципальными образованиями в настоящее время являются практически все городские поселения. А всего в сферу местного самоуправления вовлечено, по нашей оценке, свыше 4/5 населения Российской Федерации.

В соответствии с Законом 1995 г. “Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации” из числа территорий местного самоуправления не могут быть исключены городские и сельские поселения (города, поселки, станицы, села и т.д.).2 Вопрос о признании территориями местного самоуправления иных образований (районов, уездов, сельских округов и т.д.) находится в исключительном ведении субъектов Российской Федерации и должен решаться с учетом местных условий, традиций, осуществляемых связей и выполняемых функций. Установление и изменение границ муниципального образования проводится с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов МС или СФ. Границы муниципального образования не могут быть изменены без учета мнения населения.

Порядок создания муниципальных образований, установление их границ и другие процедуры определяются законом СФ. В законах СФ определяется также соотношение понятий “территория административно-территориального образования” и “территория муниципального образования”. При этом возможно их полное или частичное совпадение либо несовпадение.

Установление общих принципов организации МС находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Целью государственных органов является при этом обеспечение реальности МС путем создания законодательных основ его финансовой самостоятельности, регулирования взаимоотношений бюджетов различных уровней, определения порядка формирования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.

В условиях самоуправления население становится коллективным собственником территории и имущества муниципального образования, которыми и управляет через посредство выборных местных органов в интересах всех граждан.

Основной экономической функцией самоуправления является обеспечение на местном уровне нормального хода воспроизводственных процессов — воспроизводства населения и трудовых ресурсов, окружающей среды, общественного продукта, территориальной организации хозяйства и населения. Для этого муниципальный орган должен иметь экономическую базу и правовые возможности.

Экономической основой МС является муниципальная собственность. Она включает средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Взаимоотношения местных органов с предприятиями, расположенными на их территории, строятся на правовой, в т.ч. и на договорной основе. Органы местного самоуправления предоставляют предприятиям землю, рабочую силу, услуги муниципального хозяйства, содействие в обеспечении рабочей силой и др. Предприятия, со своей стороны, обеспечивают население рабочими местами и доходами, участвуют в формировании местного бюджета. За местными органами закреплено право без согласования с вышестоящими властями создавать предприятия, перепрофилировать их для удовлетворения потребностей территории, образовывать территориальные и межтерриториальные, отраслевые и межотраслевые структуры управления местным хозяйством.

Финансовые ресурсы МС формируются за счет бюджетных и внебюджетных, кредитных и валютных средств. Местные органы власти должны самостоятельно разрабатывать, утверждать и исполнять свои бюджеты. Вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. В то же время они отвечают за соответствие местных бюджетов нормативам минимальной обеспеченности.

Органы МС имеют право самостоятельно устанавливать местные налоги, сборы и льготы по их уплате, выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты.

В реальности, однако, большинство муниципальных образований являются сегодня дотационными. Падение производства резко снижает налоговые поступления. Убыточны (как правило) предприятия коммунального хозяйства. Из-за плачевного состояния территориальных бюджетов затягивается процесс передачи ведомственного жилья и объектов социально-культурного назначения на баланс местных органов. В общем, получив юридическую самостоятельность, города, поселки и другие муниципальные образования не получили пока экономических возможностей для ее реализации.

Выходом из этого положения могло бы стать повышение доли налоговых поступлений, остающихся в распоряжении местных органов. Иначе МС попадет в полную зависимость от органов государственной власти.

Положительной особенностью местного самоуправления является то, что оно, в отличие от уровня субъектов Федерации, не порождает негативных эффектов чрезмерной суверенизации. Поэтому делегирование ряда государственных полномочий на местный уровень позволяет смягчить социальные последствия переживаемого страной кризиса без вредных побочных эффектов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 295; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.