КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема № 10. Государство и право России в период буржуазно-демократической революции 1905-1907 годов, последующей реакции и 1-й мировой войны
Вопрос № 3. Вопрос № 2. Государственный и общественный строй. Вопрос № 1. Вопрос № 3. Право России 2-й половины XIX века. Вопрос № 2. Общественный строй и изменения в государственном строе Вопрос № 1. Реформы России 2-й половины XIX века. Тема № 9. Государственность и право России периода утверждения и развитиякапитализма Вопрос № 3. Вопрос № 2. Вопрос № 1. Вопрос № 3. Право России 1-й половины XIX века. Вопрос № 2. Государственный строй и отдельные органы территориального управления. Вопрос № 1. Общие черты развития России в 1-й половине XIX века и ее общественный строй.
1. Общие черты развития России: * Продолжение процессов разложения феодально-крепостнического строя и развития буржуазных отношений: - широкое распространение стали получать денежные оброки, что подрывало натуральные основы и барского, и крестьянского хозяйства, - помещики стали заводить полотняные, суконные, винокуренные предприятия, которые обслуживались трудом крепостных крестьян, - сельское хозяйство все больше производило часть продуктов специально для продажи. - на базе кустарной и мелкой городской промышленности, крестьянских промыслов вырастала капиталистическая мануфактура, - богатела часть крестьянства, - из их среды вышли крупные капиталисты Морозовы, Гучковы, Прохоровы. - перерастание в 30 - 50-х годах XIX века мануфактуры в капиталистическую фабрику, основанную на машинной технике. *Формирование новых классов: - буржуазии, - пролетариата. * значительное расширение применения наемного труда в промышленности. В 1825 году 54% всех занятых в обрабатывающей промышленности были наемные рабочие, большинство которых составляли оброчные крестьяне. * Существование крепостного права приводило к тому, что спрос на * проведение системы реформ и в первую очередь: - в государственном механизме (создание министерств, Государственного совета), - в праве (масштабная систематизация права, издание Свода законов Российской империи). * Введение в России политической доктрины: «Православие, самодержавие, народность»; * усиление антикрепостнического движения в России. Усиление эксплуатации крестьян, произвол помещиков и администрации вызывали крестьянские волнения. В первой половине ХIХ века участились выступления крепостных, посессионных и наемных рабочих на мануфактурах, особенно на заводах Урала. * Проявление антикрепостнических настроений в армии. Волнения в 1820 году в Семеновском гвардейском полку, среди военных поселенцев и др. * Волна национальных восстаний. Восстание в Польше в 1830 -1831 годах под предводительством Тадеуша Костюшко. * Восстание декабристов, положившее начало дворянскому этапу в истории революционного движения в России; * присоединение значительных территорий по результатам военных кампаний против Франции, Турции, Швеции; * рост населения России до 70 млн. человек; * как следствие, развитие России имело следующие общие тенденции: - усложнение общественных отношений, - русификация национальных окраин, - централизация и единообразие государственно-властных отношений, - создание новых органов государственного управления, - проведение масштабной систематизации российского права. 2. Общественный строй: * Наряду со старыми классами феодалов, крестьян и городского населения зарождались новые классы: - буржуазия, - пролетариат. * Разделение населения по признаку подданства и территориального происхождения на три категории: - природные российские обыватели, - иногородцы, - иностранцы. * В сословном отношенииофициально все население по-прежнему делилось на четыре сословия: - дворянство, - духовенство, - крестьянство, - городские жители. 1) Дворянство: * Александр I восстановил действие «Жалованной грамоты дворянству», отмененной Павлом I; *являлось экономически и политически господствующим классом; *владело большей частью земли; *имело монопольное право на владение крепостными людьми; * составляло основу государственного аппарата, занимая в нем все командные должности; * по различным критериям дворянство делилось на ряд прослоек: - крупнопоместное дворянство, - мелкопоместное дворянство, - потомственное дворянство, - личное дворянство, - национальное дворянство, - инонациональное дворянство, - дворяне-помещики, - дворяне-чиновники, - дворяне военнослужащие. * Дворяне получали с развитием капиталистических отношений новые права: - иметь в городах фабрики и заводы, - вести торговлю наравне с купечеством и др. 2)Духовенство: * Делилось на черное (монашествующее) и белое (приходское); * получило новые привилегии и права: - освобождение от телесных наказаний, - дома духовенства освобождались от поземельного сбора иот постоя, - с 1822 года священно и церковнослужителям из дворян предоставлялось право совершать купчие на мастеровых и крестьян. - дворянские права приобретало награжденное орденами духовенство. Вместе с орденом получало так называемое командорство, то есть участок населенной земли на основе права пользования с целью извлечения доходов. Всего за период 1825-1845 гг. дворянские права получили более 10 тыс. представителей духовенства. * Ограничение духовного сословия только лицами, непосредственно несущими службу в церквах: - было дозволено лицам духовного звания, не имеющим штатных мест, - детям священнослужителей «за излишеством» предлагалось избрать гражданскую или военную службу, - не сделавших это в течение года надлежало «непременно» записывать в одно из податных состояний. * С 1842 года постепенно осуществлялся перевод на государственное содержание 3) Крестьяне: * Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения; * крепостные крестьяне, согласно отдельных норм Свода законов Российской империи, причислялись к движимому имуществу; * принимаются ряда государственных актов изменяющих статус ряда крестьянских прослоек: - 20 февраля 1803 г. был принят указ о свободных хлебопашцах. По этому указу помещики получили право (но не были обязаны) отпускать своих крестьян на волю за установленный ими самими выкуп. - В 1816 - 1819 годах Александр I освободил крестьян Эстляндской, Лифляндской иКурляндской губерний без земли, - с 1816 года часть государственных крестьян была переведена на положение военных поселенцев, - в целях развития промышленности Указом от 28 декабря 1818 года разрешено всем крестьянам, в том числе и помещичьим, «учреждать фабрики и заводы». * Крестьяне подразделяются на следующие прослойки: - помещичьи: + дворцовые, + барщинные, + оброчные, + месячные (посессионные); - государственные: + для управления государственными крестьянами было учреждено Министерство государственных имуществ, + было упорядочено оброчное обложение, + несколько увеличены земельные наделы государственных крестьян, + регламентированы органы крестьянского самоуправления: в волостях действовали волостной сход и волостное управление, а в селах - обязанные: + на статусе военных поселенцев, + казаки, + несли дополнительно военную службу; - удельные, принадлежащие царской фамилии, - лично свободные крестьяне: + вольные хлебопашцы, + крестьяне Польши, Финляндии и Остзейского края, + капиталистые крестьяне в виде ростовщиков, скупщиков, торговцев, то есть занимающиеся предпринимательской деятельностью. 4) Городское население: * Получило также название – городские обыватели; * городское население делилось на ряд категорий: - почетные граждане: + личные, + потомственные; - купечество двух гильдий: + оптовые торговцы, + розничные торговцы; - цеховое население, то есть ремесленники, приписанные к цехам: + мастера, + подмастерье; - мещане: + мелкие торговцы (коробейники), + посадские люди, - рабочие люди. * В 1832 году для наиболее богатых и влиятельных представителей нарождавшейся буржуазии и для некоторых других категорий населения было учреждено личное и потомственное почетное гражданство; * введение новой сословной группы - почетных граждан - имело также своей целью оградить сословие дворян от проникновения представителей буржуазии; * в разряд потомственных почетных граждан входили: - крупные капиталисты, - ученые, - художники, - дети личных дворян. * К личным почетным гражданам относились: - низшие чиновники, - лица, окончившие высшие учебные заведения. * Почетные граждане имели ряд привилегий: - не платили подушной подати, - не несли рекрутской повинности, - освобождались от телесных наказаний. * Купечество стало делиться не на три, а на две гильдии: - к первой относились оптовые торговцы, - ко второй - розничные торговцы. * Купцы сохраняли свои привилегии, могли награждаться орденами и чинами. * Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам и делившиеся на две категории: - мастера, - подмастерье. * Для перехода из разряда подмастерьев в мастера необходимо было: - проработать подмастерьем не менее трех лет, - достичь совершеннолетия, - выдержать соответствующие испытания на мастерство. * Большинство городского населения составляли мещане: -значительная часть работала на фабриках и заводах по найму, - небольшая часть занималась мелкой уличной торговлей. * Самую низшую группу городского населения составляли так называемые рабочие люди: - к ним законодательство относило «порочных и подозрительных лиц дурного поведения», - не принимались в состав мещанских обществ «за пороки их и за неисправимый платеж податей и других сборов». 1. Общие черты государственного механизма: * Россия, по форме правления, оставалась абсолютной монархией, * абсолютизм получил окончательное закрепление, * государственное строительство обуславливалось необходимостью совершенствования и приспособления властного аппарата к нуждам времени; * разработка новых доктрин государственного управления, в первую очередь под руководством М.М. Сперанского; * образование новых органов государственного управления. 2. Система органов государственного механизма: 1) Император: * Наделен всеми атрибутами абсолютного монарха; * неограниченный властный статус корректируется только властными функциями в связи с созданием новых органов государственной власти. 2) Совет при императоре: * Совещательный орган с узким составом членов; * часто менял свое название: - до 1801 года действовал как Совет при Высочайшем дворе, - затем был создан Непременный совет из 12 человек, - имел чисто совещательные функции, -функционировал до создания Государственного совета. 3) Государственный совет: * Учрежден царским манифестом в 1810 году; * просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года; * инициатором создания этого органа являлся крупный государственный деятель М.М. Сперанский; * был задуман как законосовещательный орган, разрабатывавший проекты законодательных актов для последующего утверждения императором; * членами Совета (по должности или по назначению царя) являлись: - крупные чиновники, - крупные помещики, - общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. * Председательствовал в Совете император, а в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из его членов: * Государственный совет включал: - пять департаментов: + законов, + дел военных, + дел гражданских и духовных, + государственной экономии, + дел царства Польского, был создан после польского восстания 1830-1831 годов; - особое присутствие из прикрепленных к департаментам членов Совета, - государственный секретарь, ведавший организацией работы и документооборотом, - канцелярия государственного секретаря, где велось делопроизводство, - отделения для работы по отдельным текущим вопросам деятельности Совета, подчиненные государственному секретарю. * Со второй четверти XIX века законопроекты стали разрабатываться в царской - обсуждение их в Государственном совете стало только формальным. - нередки были случаи, когда законопроекты вносились в Государственный совет с резолюцией царя: «желательно мне, чтоб принято было». 4) Собственная его величества канцелярия: * Была органом, связывавшим царя с правительственными учреждениями по всемважнейшим вопросам государственного управления; * во второй четверти XIX века канцелярия превратилась в непосредственный * состояла из шести отделений, возглавляемых главноуправляющими и начальниками: - первое отделение: + осуществляло контроль над министерствами, + готовило законопроекты, + ведало назначением и увольнением высших чиновников(с одобрения и утверждения царя); - второе отделение решало задачи кодификации законов, - третье отделение: +создано для борьбы с революционным движением в стране, + руководило также деятельностью корпуса жандармов; - четвертоеотделениезанималось: + благотворительнымиучреждениями, + женскими учебными заведениями; - пятое отделение было создано для разработки проекта реформ управления государственными крестьянами. * шестое отделение, существовавшее с 1842 по 1845 год, занималось подготовкой 5)Сенат: * В основном сохранялась роль высшего судебного учреждения; * департаменты в Сенате - высшие апелляционные инстанции для судов губерний; * имел право ревизовать местные органы: - принимать решения по результатам ревизий не мог, а только составлял общие заключения, - передавал свои заключения другим высшим государственным органам. 6) Министерства: * На основании царского манифеста «Об учреждении министерств», опубликованного в 1802 году, было создано восемь министерств: - военных сухопутных сил, - морских сил, - иностранных дел, - юстиции, - внутренних дел, - финансов, - коммерции, - народного просвещения. * Министерства во внутренней структуре включали: - министр, - совет министра, - помощники, называвшиеся «товарищами министра», - чиновники, - департаменты, возглавлявшиеся директорами, - канцелярии, возглавлявшиеся директорами, * Два из них были новыми и не имели предшественников (в виде коллегий): - Министерство внутренних дел, - Министерство народного просвещения. * На Министерство внутренних дел, кроме поддержания порядка в стране, возлагалась обязанность по управлению государственной промышленностью и строительством; * Министерство просвещения решало задачи: - идеологической обработки масс, - воспитания их в духе преданности царизму, - подготовки кадров для государственного аппарата, - цензуры над издававшейся литературой. * Министерству просвещения подчинялись: - Академия наук, - университеты и другие учебные заведения, - типографии частные и государственные, - библиотеки и музеи. * Министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности; * фактически они несли ответственность перед императором; * министрам вверяласьисполнительнаявластьвпределахдеятельности порученных им министерств; * наиболее важные дела рассматривались Советом при министре – совещательным органом, куда входили товарищи министра и директора департаментов; * число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось и были в дальнейшем созданы: - Государственное казначейство, - Ревизия государственных счетов (государственный контроль), - Главное управление путей сообщения, - Главное управление духовных дел разных исповеданий. 7) Комитет министров: * В Манифесте 1802 года не было четкой регламентации его деятельности, а лишь упоминалось, что министры могли собираться вместе для решения сложных вопросов; * полномочия и формы деятельности Комитета министров вырабатывались на практике; * Комитет министров рассматривал вопросы смешанной компетенции нескольких министерств; * председательствовал на его заседаниях император; * в 1812 году получил законодательное оформление; * в его состав вошли: - министры, - председатели департаментов Государственного совета, - государственный секретарь, - другие лица в соответствии с назначением императора. * Комитет министров рассматривал: - различные вопросы управления страной, - ежегодные отчеты министров, - дела о «спокойствии и безопасности» страны, - проекты законов, -дела о награждениях и взысканиях чиновников, - результаты проверок, наблюдений за деятельностью губернаторов. * Заключения Комитета министров не производились в исполнение до тех пор, пока не утверждались государем- императором. 8) Временные комитеты: * Являлись, как правило, секретными; * их создание особенно часто практиковалось во второй четверти XIX века; * создавались лично царем из наиболее близких к нему людей; * решали вопросы, не требовавшие огласки, открытого обсуждения. Например, острый вопрос об устройстве государственных крестьян, крепостных крестьян, дворовых людей и т.д. в различное время (1828, 1835, 1849 годы) рассматривали до 10 комитетов. Секретность деятельности этих комитетов вызывалась боязнью волнений крестьян и возможным недовольством дворянства. Широкую известность получил так называемый негласный комитет (1801- Создавались комитеты по борьбе с голодом (1840 г.), секретные комитеты, управлявшие страной от имени временно отсутствующего императора (1828, 1849 гг.) и др. 3. Судебные и карательные органы, армия: 1) Судебные органы: * В первой половине XIX века были упразднены: - верхний земский суд, - губернский магистрат, - верхняя расправа. * Палаты уголовного и гражданского суда в губерниях стали судами второй инстанции по делам всех сословий; * палата гражданского суда стала выполнять нотариальные функции; * с 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали: - вексельные дела, - дела о торговой несостоятельности и т.д. * Дела всех сословий рассматривались и надворными судами, созданными в столицах; * действовали ведомственные суды: - военные, - морские, - горные, - лесные, - путей сообщения, - также духовные, -волостные крестьянские суды. * Судебное управление находилось в руках созданного в 1802 годуМинюста. 2) Специальные карательные органы: * Карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья государственного аппарата, в особенности: - армия, - полиция, - суд. * В 1802 году создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими * в 1826 году создано Третье отделение Собственной его величества канцелярии; * компетенция Третьего отделения: - руководство полицией, - борьба с революционерами, сектантами и раскольниками, - высылка и размещение «людей подозрительных», - управление тюрьмами, в которых находились «государственные преступники», - наблюдение за всеми иностранцами в государстве. * Аппарат Третьего отделения состоял из пяти экспедиций: -первая экспедиция (секретная): +вела непосредственно борьбу с революционным движением в стране, + проводила следствие по политическим делам, +следила за деятельностью революционных организаций и отдельными революционерами; -вторая экспедиция: + ведала борьбой с религиозными, а также крупными + управляла политическими тюрьмами (Шлиссельбургской крепостью, Алексеевским равелином, Петропавловской крепостью); - в обязанность третьей экспедиции вменялось наблюдение за иностранцами, проживавшими в России, -четвертая экспедиция вела борьбу с крестьянскими волнениями, - пятая (учрежденная в 1842 году) осуществляла цензуру. * Третье отделение могло затребовать интересующие его сведения у любого министра, генерал - губернатора и губернатора; * Третье отделение опиралось в своей деятельности на созданный по Указу 1827 - Жандармский корпус подразделялся на: +главное, + окружные (всего в стране было 7 жандармских округов), + губернские управления. - Главное управление возлагалось на шефа жандармов. 2) Тюрьмы: * Какого-либо законодательства о них долго не было; * первым общегосударственным актом в этой области явился «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражей и ссыльных» 1832 года, дополненный и измененный в 1842 году; * в Своде закреплялась зависимость положения арестантов от их классовой, сословно принадлежности и отдельных политических признаков: - дворяне, чиновники, купцы первой и второй гильдий отделялись от «прочих арестантов», - их бытовые условия, питание, обращение с ними были не такими, как арестантов из народа, - помещикам для услужения разрешалось брать в тюрьмы своих крепостных, - лица, совершившие государственные преступления, содержались в политических тюрьмах, - вмонастырскиетюрьмы(Кирилло-Белозерскогомонастыря. Соловецкого монастыря и т.д.) заточались «преступники против веры», - в общеуголовных тюрьмах сидели рабочие и крестьяне, -для рабочих заводчики (например, Демидовы) иногда строили свои тюрьмы. 3) Армия: * Продолжала служить классовым целям; * строилась в основном на организационно-правовых началах, заложенных еще законодательством Петра I; * в первой половине XIX века усилились палочная дисциплина и муштра; * введена система военных поселений: - военные поселения после 1831 года стали упраздняться и полностью были ликвидированы в 50-х годах, - военные поселенцы были превращены либо в государственных, 4. Местные органы и управление зависимыми народами: 1) Местные органы: * в первой половине XIX века почти не подвергались изменениям; * в 1837-1838 годах было упорядочено управление государственными крестьянами: -в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ, - в уездах - окружные управления государственных имуществ, - в волостях - волостные правления, - лица, избранные в волостное правление, подлежали утверждению палатой государственных имуществ. 2) Управление зависимыми народами: * Территории, входившие в состав России, находились на разных ступенях социально-экономического развития; * В конце XVIII века царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали: - распространил на них губернскую реформу 1775 года, - Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами, - губернская реформа была распространена без учета национального состава населения. * Для народов Сибири в 1822 году был издан устав, подготошгенный М.М. -по уставу все нерусские («инородные») народы Сибири делились на: + оседлых, + кочевых, + бродячих; - оседлые приравнивались по своим правам и обязанностям к русским - для кочевых и бродячих «инородцев» сохранялось родовое + стойбище или улус (не менее 15 семей), которые возглавлялись старостами, + для бурят, хакасов и одно время для якутов создавались также степные думы – органы управления ими, которые возглавлялись местной феодально-родовой знатью (тойонами, зайсангами, шуленгами и т. д.) и ведали административными, финансовыми и судебными (за исключением тяжких преступлений) делами. * Управление Финляндией отличалось рядом особенностей: - именовалась Великим княжеством Финляндским, - Русский император являлся одновременно великим князем Финляндским, представлял Финляндию во внешних сношениях, был главой исполнительной власти. - Александр I в 1809 году утвердил прежнюю конституцию Финляндии, по которой: + законодательная власть принадлежала сословному сейму, + исполнительная - Правительствующему сенату из 12 человек, избранных сеймом; - В 1816 году сенат был переименован в Императорский финляндский сенат: + возглавлялся назначенным царем генерал-губернатором, + фактически административная власть находилась в руках генерал-губернатора, сейм же почти не функционировал. * В 1815 году Польше была дарована Конституционная хартия: - Русский император стал одновременно и королем Польским, - Польше позволено было иметь свои выборные органы: + шляхтичи и богатые горожане избирали законосовещательный сейм, который, созывался очень редко (в 1818, 1820, 1825 годах), + административная власть находилась в руках наместника царя. + при наместнике, в качестве совещательного органа. действовали Государственный совет, а также состоявший из министров поляков Административный совет. * Бессарабия после присоединения к России получила автономию: - управление осуществлялось Верховным советом из десяти местных феодалов во главе с наместником царя, - в 1828 году бессарабийское самоуправление было урезано: + во главе администрации стал губернатор, + Верховный совет был преобразован в Областной с правами совещательного органа.
1.Проведена масштабная систематизация права России исследуемого периода, предпосылками которой являлись: * Устарение Соборного Уложения; * накопление значительного количества актов; * противоречивое содержание источников права; * источники права не отражали в достаточной мере потребности общественно-экономического развития; * отсутствие официальной или частной публикации правовых актов; * многие акты копировались путем ручной переписи, со многими ошибками субъективного характера. 2. Основные источники права: * Полное собрание законов Российской империи: - расположение законодательных актов в хронологическом порядке, - в составленный реестр отобранных актов вошли 53239 наименований, - к 1830 году Полное собрание законов было подготовлено, а в апреле 1830 года напечатано, - включало 40 томов законов (33920 актов) и 6 томов приложений (указатели, * Свод законов Российской империи: - составлен в 1832 году, - был опубликован и введен в действие с 1835 года, - в Свод были включены лишь действующие акты, - из противоречащих друг другу актов составители выбрали позднейшие, - акты расположены по определенной системе, соответствовавшей отраслям права, - имело место деление права на публичное и частное, - Свод делился на 8 главных разделов (книг), охватываемых 15 томами, - в 1854 году вышло второе издание Свода законов, а в 1857 году – третье. * В 1836 году была начата работа по созданию нового уголовного закона: - в 1945 году он был утвержден под названием – «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», - с 1 мая 1846 года судебные органы должны были руководствоваться Уложением, а не более ранними актами в данной сфере правового регулирования. Имело место принятие и других источников права, на которые мы будем ссылаться при его отраслевой характеристике. Систематизация русского права привела к формированию специальных отраслей законодательства: гражданского, уголовного и других, что явилось важным этапом в его развитии. 3. Отраслевая характеристика права: 1) Право собственности: * Было систематизировано в X томе Свода законов; * имущество делилось на - недвижимое, - движимое; * недвижимое имущество подразделялось на: - «благоприобретенное», - родовое. * Статьей 262 части 1 тома X впервые в русском законодательстве было дано понятие права собственности, как права «исключительно и независимо от лица постороннего владеть, пользоваться и распоряжаться оным (имуществом) вечно и потомственно», то есть на лицо закрепление «триады» права собственности; * право собственности на землю определялось как право «на все произведения на поверхности ее, на все, что заключается в недрах ее, на воды, на все ее принадлежности»; * земля признавалась собственностью только дворян; * наряду с правом собственности защищалось право законного владения; * находит закрепление и применение правовой институт сервитута. 2) Обязательственное право: * Договоры заключались по взаимному соглашению договаривающихся сторон; * предметом договора могли быть имущество или «действия лиц»; * договоры можно было заключать как письменно, так и устно; * для некоторых договоров (займа, дарения, залога недвижимого имущества, поклажи и т.д.) требовалась письменная форма; * всякий договор, «правильно составленный», подлежал исполнению; * закон предусматривал следующие средства обеспечения договоров: - поручительство, - неустойка, - залог недвижимого имущества, - заклад движимого имущества. * Основные виды договорных отношений характеризовались следующим образом: - запрещалась мена недвижимого имущества, кроме отдельных случаев (например, посадам и городам разрешалось для получения удобного выгона менять казенные земли на помещичьи), - мена движимого имущества не ограничивалась, - договор купли-продажи мог совершаться как самим собственником, так и другими лицами «по доверенности», - продавать можно было лишь то имущество, которое принадлежало продавцу на праве собственности, в том числе крепостных крестьян, - продажа недвижимого имущества совершалась посредством оформления купчих крепостей, составление которых подробно регламентировалось законом, - недвижимое имущество запрещалось сдавать в наем на срок свыше 12 лет, - договор личного найма составлялся на 5 лет, - договор займа мог заключаться под проценты, но в размере не более 6% годовых, - существенно регламентировался договора товарищества: + товариществамоглисоздаваться«поторговле,позастрахованию, по перевозкам и вообще по какой бы то ни было промышленности», - различались товарищества трех видов: + товарищество полное; + товарищество на вере; + товарищество по участкам (акционерная компания). 3) Семейное право: * Книга первая Свода законов «О правах и обязанностях семейных» регулировала семейно-брачные отношения; * брачный возраст: - для мужчин - в 18 лет, - для женщин - в 16 лет, - для отдельных народов, пример Закавказья, соответственно 15 и 13 лет, - лицам старше 80 лет вступать в брак запрещалось. * Заключение брака зависело не только от согласия вступавших в брак, но и от: - согласия их родителей, - опекунов или попечителей. - лица, состоявшие на военной или гражданской службе, должны были иметь письменное согласие начальства на их брак, - помещичьи крестьяне не могли вступать в брак без разрешения владельца. * Запрещались браки христиан с нехристианами; * запрещалось вступать в четвертый брак; * законным браком считался лишь церковный брак; * формы заключения брака: - венчание при первом браке, - благословение при втором браке. * Расторжение брака разрешалось и производилось только церковью4 * Основаниями для расторжения брака являлись: - неспособность к брачному сожитию, - прелюбодеяние, - безвестное отсутствие супруга более 5-ти лет, - смерть супруга, - покушение на жизнь супруга, - принятие монашества и др. * Общественный статус жены определялся статусом мужа; * подчинение жены мужу; * муж был лишен права наказывать жену; * в имущественных отношениях супруги были независимы; * широкая власть родителей над детьми: - непослушные дети по воле родителей могли быть помещены в «смирительные дома», - запрет детям жаловаться на родителей в органы церковной и светской власти. * дети делились на: -законных, - незаконных, рожденных вне брака. * Незаконные не имели права на фамилию отца и на наследование его имущества. 4) Наследственное право: * Имущество переходило к наследникам либо по завещанию, либо по закону; * духовное завещание должно было составляться: - «в здравом уме и твердой памяти», - лицами не моложе 21 года, «имеющими по законам право отчуждать свое имущество», - в письменной форме в 3-х ее разновидностях: + нотариальной, + домашней, - исключительной. * Признавались недействительными завещания: - несовершеннолетних, монашествующих лиц, - самоубийц, - лиц лишенных всех прав. * Завещание имущества жене требовало только в пожизненное пользование с передачей затем наследнику по мужской линии; * при отсутствии завещания имущество наследовалось по закону; * ближайшее право наследования имели родственники мужского пола по нисходящей линии, т.е. сыновья умершего. - если не было сыновей, наследниками становились внуки, - при отсутствии внуков - правнуки и т.д. * Дочь при живых братьях получала: -1/14 часть недвижимого имущества. -1/8 часть движимого. * При отсутствии нисходящих наследников мужского пола к наследованию призывались нисходящие наследники женского пола: - дочери, - внучки и т.д. * Если не было нисходящих наследников, наследство переходило к родственникам по боковой линии; * при отсутствии таких родственников наследниками становились родители; * пережившая супруга получала: - из недвижимого имущества 1/7 часть, - из движимого -1/4. 5) Уголовное право: * Основными источниками уголовного права являлись: - 8-я книга Свода законов Российской империи в 11 разделах и 765 статьях, - Военно-уголовный Устав 1839 года, - Уложение о наказаниях уголовных и исправительных в 12 разделах 2224 статьях, * Впервые были выделены Общая и Особенная части уголовного права; * не было четкой грани между понятиями «преступление» и «проступок». В ст. 4 Уложения записано следующее:«Преступлениемилипроступком признаетсякаксамое противозаконное деяние, так и неисполнение того, что под страхом наказания уголовного или исправительного законом предписано». * в Уложении устанавливались: - формы вины, - стадии совершения преступления, - виды соучастия, - обстоятельства, смягчающие или отягчающие вину, устраняющие уголовную ответственность, - крайняя необходимость, - необходимая оборона. * Сроки давности устанавливались лишь для преступлении; * привлечение к частичной уголовной ответственности было возможно уже в возрасте от 10 до 14 лет; * незнание закона не освобождало от наказания; * Виды преступлений: - преступления против веры, - государственные преступления, - преступления против порядка управления, - должностные преступления, - преступленияипроступки против законов о состояниях. - преступления против жизни, здоровья, свободы и чести частных лиц, - преступления против собственности частных лиц, -неповиновения фабричных и заводских людей, -крепостных людей против своих господ и др. * Система наказаний делилась на два разряда: - наказания уголовные, - наказания исправительные. *К наказаниям уголовным относились: -лишение всех прав состояния (сословных, супружеских, родительских, собственности) в сочетании: + либо со смертной казнью, + либо со ссылкой на каторжные работы, + либо со ссылкой на поселение в Сибирь или на Кавказ. Осужденных на каторгу клеймили. На лбу и щеках у них ставилось слово «кат» (каторжный). - битье плетьми. * К наказаниям исправительным относились: - лишение особых прав и преимуществ: + титулов, + чинов. + орденов; - ссылка, - отдача в исправительные арестантские роты, - заключение в: + крепость, + тюрьму, + смирительные или работные дома; - кратковременный арест, - выговор в присутствии суда, - денежные взыскания. * Дворяне, духовенство, почетные граждане, купцы первой и второй гильдий, феодалы других народностей освобождались от: - наложения клейма, - заключения в оковы, - наказания плетьми, шпицрутенами, палками, розгами. 6) Досудебный и судебный процесс: * Регламентировался в томе XV Свода законов, более чем800 статьях; * в основном оставался инквизиционным; * решающая роль в процессе отводилась полиции; * следствие по закону подразделялось на: - предварительное (досудебное); - формальное (судебное). * По порядку сбора доказательств следствие было 2-х видов: - генеральное: сначала сбор доказательств, а затем обвинение, - специальное: соответственно наоборот. * Дело начиналось по основаниям: - донос, -жалоба отдельных лиц, - инициатива прокурора, стряпчих или полиции. * Прокуроры и стряпчие осуществляли надзор за следствием; * после окончания следствия дело направлялось в суд; * судебного следствия как части судебного разбирательства не существовало: - стороны на суде не присутствовали. - дело докладывал по составленным «выписям» один из членов суда или секретарь, - как правило, свидетели и эксперты в суд не вызывались, - сам обвиняемый вызывался в суд лишь для выяснения вопроса о том, применялись ли к нему недозволенные приемы при производстве следствия. * Доказательства делились на совершенные и несовершенные: - к совершенным относились: + собственное признание обвиняемого, как главное доказательство, + письменные доказательства, признанные им, + заключениемедицинскихэкспертов, + совпадающие показания двух свидетелей, не отведенных подсудимым; - к несовершенным доказательствам закон относил: + внесудебное признание обвиняемого, подтвержденное свидетелями, + оговор им посторонних лиц, + повальный обыск, + показания одного свидетеля, + улики. * При недостаточномколичестве уликсуд невыносил обвинительныйили оправдательный приговор, а оставлял подсудимого под подозрением; * в случае необоснованности жалобы жалобщика подвергали телесному наказаниюили тюремному заключению; * по наиболее тяжким уголовным делам суд 1-й инстанции составлял «мнение». * выделялись дела, подсудные духовному суду и военным судам; * крестьян, выступавших против помещиков и оказывавших сопротивление присланным для их усмирения воинским командам судил военный суд: - приговор такого суда после утверждения губернатором или министром внутренних дел приводился в исполнение немедленно. * Дела о «маловажных преступлениях» (мелкие кражи до 20 руб., легкие побои, * помещики имели право самостоятельно производить «расправу по маловажным преступлениям, учиненным помещичьими крестьянами». Вопрос на самоподготовку: Конституционные проекты декабристов, их сущность и содержание.
Контрольные вопросы: 1. Сословия общественного строя и их статус. 2. Государственно-правовыеакты,направленныенаизменениестатуса отдельных сословий общества. 3. Общиечертыгосударственно-правовыхреформ,предложенныхи реализованных М.М. Сперанским. 4. Государственныйсовет,СобственнаяегоВеличестваканцелярия, министерства как новые органы государственной власти. 5. Реформы судебных и карательных органов в России и их содержание. 6. Формы государственности предусмотренные в конституционных проектах декабристов. 7. Особенностигосударственногоуправлениязависимымитерриториямии народами. 8. Этапы систематизации права России 1-й половины XIX века и их общая характеристика. 9. СводзаконовРоссийскойимперии,егоструктураисферыправового регулирования. 10. Уложениеонаказанияхуголовныхиисправительныхкакоснова регулирования уголовно-правовых отношений. 11. Общие черты отраслевой характеристики права 1-й половины XIX века.
Литература Азаркин Н.М. История юридической мысли России: Курс лекций – М., 1999. Батыр К.И. История государства и права России: Учебник – М., 2007. История государства и права: Словарь-справочник. / Под ред. М.И. Сизикова – М.: Юридическая литература, 1997. 10. Исаев И.А. История государства и права России: Учебник – М., 2008. 12. История государства и права России: Учебник. /Под ред. Ю.П. Титова - М., 2007. 14. История государства и права России: Учебник. /Под ред. О.И. Чистякова - М.,2008. Историяполитических и правовых учений: Учебник. / Подред. О.Э. Лейста – М.:Зерцало, 2001. Отечественное законодательствоXI – XX веков. Ч.1. XI - XIX века: Пособие для семинара/ Подред. О.И. Чистякова- М.: Юристъ,1999. Хрестоматия по истории государства и права России: Учебноепособие. /Составитель Ю.П. Титов – М., 2001. Беляев И.Д. История русского законодательства. СПб., 1999. Государственное управление и самоуправление в России.М., 1995. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. Калинин В.Д. Из истории городского самоуправления в России. М., 1994. 1. Крестьянская реформа: 1) Подготовка к проведению реформы: * В 1857 году был создан Секретный комитет по крестьянскому делу; * в дальнейшем был преобразован в Главный комитет по крестьянским делам; * избранный и разрабатываемый проект крестьянской реформы предусматривал: -освобождение крестьян от крепостной зависимости, - сохранение помещичьей собственности на землю, - сохранение за крестьянами их дореформенных земельных наделов: + сначала в пользовании (за выполнение повинностей в положении временно обязанных), + после выкупа - в собственности; - выделениегосударствомсредствна выкупнуюоперацию споследующим погашением долга крестьянами в пропорции: + 80 % выплачивало государство + 20% сами крестьяне с рассрочкой на 49 лет, под 6% годовых; - Запрет отказываться от земельных наделов в течение первых девяти лет, - введение местного самоуправления. 2) Проведение реформы: * 19 февраля 1861 года царь подписал манифест об отмене крепостного права; * крепостное право помещиков на крестьян отменялось навсегда, * крестьяне объявлялись свободными сельскими обывателями. * в целях предотвращения обвальной пролетаризации городов крестьянам запрещалось отказываться от земельных наделов в течении первых девяти лет; * крестьян наделили гражданскими правами и свободами: - свободой вступлениябрак, - самостоятельного заключения договоров, - правом обращения в суд, - заниматься предпринимательством и торговлей, -поступать на службу, - поступать в учебные заведения, -отлучаться с места жительства, - переходить в другие сословия. * Были созданы органы самоуправления сельского общества: - сход села, деревни, на котором крестьяне выбирали на три года сельского старосту и сборщика податей, - сход волости, на котором выбирали волостное правление во главе с волостным старостой и волостных судей для решения дел о * В роли землепользователя и собственника был признан не отдельный крестьянин, а крестьянская община в целом; - реформа перевела крестьян в разряд податных сословий, облагаемых подушной и другими податями на основе круговой поруки: - каждое податное общество отвечало за всех своих членов (круговая порука). * Пока крестьянепользовались наделаминевыкупив их,онипризнавались «временнообязанными» и несли определенные повинности в пользу помещиков, размер которых определялся уставными грамотами; * для кредитования реформы были образованы Крестьянский и Дворянский банки. 3) Основными недостатками реформы были: * Сохранение феодальных пережитков и прежде всего помещичьего землевладения; * при проведении реформы власти исходили из интересов помещиков; * несмотря на получение личной свободы, экономическая свобода крестьянина была ограничена: - непосильными выкупными платежами, - общинным мироустройством и круговой порукой. - уйти из общины можно было, лишь выплатив половину оставшегося долга и при гарантии, что другую половину выплатит община. * Крестьянское сословие продолжало оставаться на самом низу социальной иерархии и несло основную часть тягот и государственных повинностей. 2. Финансовая реформа I860 -1868 годов: * В 1860 году были созданы: - Государственный банк, - сеть коммерческих банков. * централизация финансового хозяйства России в руках министра финансов; * финансирование всех государственных расходов через Министерство финансов; * государственный бюджет сталь калькулироваться Министерством финансов; * государственный бюджет рассматривался и утверждался Государственным советом; * старые подати - подушная и винные откупа – постепенно были заменены: - поземельным налогом, - акцизами (ими облагались вино, табак, соль, сахар). * На Государственный банк была возложена функция по финансированию торгово-промышленных предприятий; * финансовый контроль в губерниях стали осуществлять специальные контрольные палаты; * начато введение кредитных билетов обеспеченных золотом; * в 1868 году вводится публикация по отчетам о расходовании бюджетных средств. Подводя общие итоги следует отметить, что в России произошла централизация учета и контроля средств государственного бюджета. 3. Военная реформа 1864 -1874 годов: * Разделение страны на 15 военных округов для удобства управления войсками; * армия сокращалась; * лица мужского пола, достигшие 20-летнего возраста стали призываться на военную службу по жребию; * лица,не попавшие на службу, зачислялись в ополчение; * сроки службы: - в армии - шесть лет с последующим зачислением в запас на девять лет. - на флоте, соответственно семь и три года. * Для лиц, имеющих образование, срок службы сокращался: - окончивших высшие учебные заведения - до шести месяцев, - гимназии - до полутора лет, - городские училища - до трех лет, - начальные школы - до четырех лет. * Введение обязательного в армии обучения; * офицерские кадры готовились: - в юнкерских училищах, военных гимназиях 2 года; - в военных академиях – 4-6 лет, - предпочтение в поступлении в них отдавалось дворянству. * В 1874 году был утвержден «Устав о воинской повинности»: - введена для всего мужского населения всеобщая воинская повинность «без различия состояний», - выделение в уставе вместо муштры: + военной подготовки, + физической подготовки. Как следствие Россия получила достаточно образованную иукомплектованную кадрами армию. 4. Судебная реформа 1864 года и в последующие годы: 1) Общие направления судебной реформы: * В 1864 году утверждены основные акты судебной реформы: - Учреждение судебных установлений, - Устав уголовного судопроизводства, - Устав гражданского судопроизводства, - Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. * Реформа судебной системы базировалась на новых принципах: - равенство всех перед законом и судом, - отделение суда от администрации, - осуществление правосудия только судом, - создание всесословного суда, - гласность судебного разбирательства, - состязательность сторон, - несменяемость судей и следователей, - прокурорский надзор, - выборность (мировых судей и присяжных заседателей). * Созданы новые судебные институты: - выборный мировой суд, - судебные следователи, - присяжные заседатели, - адвокатуры. * В соответствии с этими актами были созданы две системы судов: - местные суды: + мировые судьи, + почетные мировые судьи, + съезды мировых судей; - общие суды: + окружные суды, учреждаемые для нескольких уездов, + судебные палаты (по гражданским и уголовным делам, учреждаемые в каждом округе, состоящем из нескольких губерний или областей, +кассационные (по гражданским и уголовным делам) департаменты Сената. * реформа сохранила в неприкосновенности духовные, военные, коммерческие, крестьянские и инородческие суды. 2) Характеристика судебных органов и органов, содействующих осуществлению правосудия: * Мировые судьи избирались: - уездными земскими собраниями, - городскими думами. * Для замещения этой должности был установлен имущественный и образовательный ценз; * территориальной единицей для мировых судей был мировой округ: - состоял, как правило, из уезда и входящих в него городов, - мировой округ делился на мировые участки, в каждом из которых находился участковый мировой судья, - был установлен упрощенный порядок судопроизводства, главной особенностью которого являлся разбор этих дел в примирительном порядке, - задача местных судов заключалась в освобождении общих судов от массы мелких дел. * Кроме участковых были почетные мировые судьи: - не получали жалованья, - почетные мировые судьи рассматривали дела: + в случае отсутствия или болезни участковых судей, + по просьбе сторон, либо, если об этом просил потерпевший, а обвиняемый не настаивал на рассмотрении дела участковым судьей. * собрание почетных и участковых мировых судей каждого мирового округа именовалось съездом мировых судей: - рассматривались жалобы и протесты на решения мировых судей, - принимались окончательные решения по делам, начатым мировыми судьями; * Окружные суды: - учреждались для нескольких уездов, - состояли из председателя и членов. * Судебные палаты рассматривали дела: - о государственных и должностных преступлениях в 1-й инстанции, - по жалобам и протестам на приговоры окружного суда. * Судебные палаты выступали апелляционной инстанцией: - по делам окружных судов, рассмотренных без участия присяжных заседателей, - могли заново и в полном объеме рассматривать дела, приговоры по которым не вступили в законную силу. * Кассационные департаменты Сената: - рассматривали жалобы и протесты на приговоры судов, вступившие в законную силу, - не вдаваясь в существо дела, департаменты могли его пересмотреть при выявлении нарушений судопроизводства или в применении законов. * Сенат был высшим органом судебного надзора и его решение по делу было окончательным, обжалованию не подлежало; * при окружных судах были учреждены: - прокурорысоднимилинесколькими товарищами, - следователи, осуществляющие предварительное расследование под надзором прокуратуры и при содействии полиции. * Прокуратура освобождена от общего надзора с новыми функциями: - поддержания обвинения в суде, - надзора за деятельностью судов, следствия и мест лишения свободы. * Судьи, прокуроры, судебные следователи по представлению министра юстиции назначались на должности императором; * новым судом стал суд присяжных заседателей: - рассматривал дела о преступлениях или проступках, влекущих за собой наказание в виде лишения или ограничения прав состояния, - присяжные заседатели решали по совести вопрос о виновности или невиновности подсудимого, - судьи в зависимости от вердикта присяжных, определяли виновному меру наказания или немедленно освобождали, - решение присяжных принималось большинством голосов, при разделении голосов поровну - в пользу подсудимого, - итоговой приговор суда считался окончательным. * Присяжными заседателями могли быть лица: - в возрасте от 25 до 70 лет, - обладающие цензом оседлости (не менее двух лет), - имеющие недвижимость или определенный доход. * Адвокаты - присяжные поверенные: - не являлись государственными служащими, - были люди свободной профессии, - независимы от суда в своих действиях по ведению уголовных и - подчинялись предусмотренному для них дисциплинарному порядку. - адвокаты были организованы в общие собрания присяжных поверенных при судебных палатах, - общие собрания возглавлялись избираемыми ими советами. * В связи с нехваткой присяжных поверенных в 1874 году был учрежден институт частных поверенных: - могли участвовать в процессе по разрешению суда, - требовалась доверенность одной из сторон. * Для удостоверения документов, оформления сделок и совершения иных актов в губерниях и уездах были учреждены нотариальные органы. 5. Полицейская реформа 1862 года и последующих годов: * Городская и уездная полиция были объединены в единую соподчиненную полицейскую систему должностных лиц: - становой пристав в стане, - урядник в волости, - пристав в городе, или градоначальник со специальной канцелярией, - исправник в уезде, - полицмейстер в губернском городе, который подчинялся губернатору, - руководил всей полицейской системой страны министр внутренних дел. * В 1880 году в полицейскую систему были включены губернские жандармские управления путем упразднения жандармских округов; * были созданы уездные и городские полицейские управления; * крупные города разделены на части города делились на части, околотки, участки, возглавляемые частными приставами, околоточными и участковыми надзирателями; * полиция имела право административного воздействия на население. 6) Тюремная реформа: *В 1863 году были отменены телесные наказания для женщин и клеймение; * в 1871 году отменены шпицрутены для ссыльных, но розги в местах лишения свободы применялисьвплоть до Февральской революции 1917 года; * Руководство тюремными заведениями в 1879 году было возложено на Главное тюремное управление и в его же ведение перешли политические тюрьмы; * применялись различные виды заключения и других мер к осужденным: - крупные тюрьмы с центральным подчинением (централы), - крепость, - в исправительный дом, - арест, - ссылка в Сибирь и на Сахалин, - каторга в указанных территориях, - отбывшие каторгу переводились в состав ссыльных поселенцев. * Упраздняются: - смирительные дома, - работные дома, - долговые тюрьмы. * В 1985 году тюремные заведения передаются в ведение Министерства юстиции. 7) Земская реформа 1864 года и последующих лет: * Земства создавались для решения местных дел: - руководства местным хозяйством, - торговлей, - народным образованием, - медицинским обслуживанием, - общественным призрением, - заведования капиталом и имуществом земства, - мероприятиями по благотворительности и т.д. * В соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 года, в уездах и губерниях, создавались органы всесословного самоуправления - земские собрания: - выборы депутатов (гласных) осуществлялись по 3-м куриям: + курия уездных землевладельцев, имеющих не менее 200 - 800 (по разным уездам) десятин земли (тем самым в нее в основном могли попасть лишь помещики), + городская курия, участники которой должны были иметь высокий имущественный ценз (рабочие и ремесленники тоже отстранялись от выборов), + сельская курия, не имела имущественного ценза, но в ней была установлена система трехступенчатых выборов: крестьяне, выдвинутые на волостной сход, посылали своих выборщиков на уездноесобрание, которое избирало депутатов (гласных) земства; - Собрания формировали из своего числа уездные и губернские земские управы, состоящие из избираемых на 3 года председателя и нескольких членов, - уездные и губернские земские собрания ежегодно собирались на 2 - 3 недели для решения возложенных на них задач, -земские управы были постоянно действующими органами, - земские управы в период между земскими собраниями ведали всемиделами земства, - над земскими собраниями осуществляли контроль губернаторы, полицейские органы и дворянские собрания. 8)Городская реформа: * В 1870 году утверждено «Городовое положение», которым система всесословного самоуправления была распространена и на города; * всякий городской обыватель, независимо от сословной принадлежности, имел право голоса при избрании депутатов (гласных) при следующих условиях: - русское подданство, - возраст не менее 25 лет, - соответствие имущественному цензу, - отсутствие недоимок по городским сборам. * Женщины участвовали в выборах через представителей; * избиратели по имущественному цензу делились на три курии: - наиболее крупные налогоплательщики, - средние собственники, - мелкие собственники. * Каждая из курий избирала треть гласных в городскую думу; * Голосование было тайным; * К органам городского самоуправления относились: - городское избирательное собрание, - городская дума с ее исполнительным органом - городской управой. * Дума и управа избирались на четыре года; * половина управы должна была обновляться каждые два года; * Думу и управу возглавляло одно и то же лицо - городской голова, который утверждался губернатором или министром внутренних дел; * городские думы были наделены правом: - самообложения, - установления сборов: + с недвижимого имущества, + с документов на право торговли и занятия промышленной + с извозного промысла и др. * Над городским самоуправлением также осуществляли контроль губернаторы, полицейские органы и дворянские собрания.
1. Общественный строй: 1)Дворянство: * Часть дворянства вследствие реформ разорилась; * еще частьдворянства вступила на путь предпринимательства; * дворянству удалось сохранить свое привилегированное положение: -титулы, -звания, - сословные организации - губернские и уездные дворянские собрания. * Политическая власть находилась в руках дворянства; * во взаимосвязи и взаимозависимости выстроились три прослойки дворянства: - помещики-землевладельцы, - дворяне- предприниматели, - дворяне-чиновники. 2) Предприниматели: * Промышленный переворот в России в конце ХIХ века превратил предпринимателей в значительную экономическую силу страны; * при этом предприниматели были лишены власти политической; * создаются организации по отстаиванию интересов предпринимателей: - в 1867 году создается общество для содействия развития русской промышленности и торговли, - в 1870 - созывается торгово-промышленный съезд. * В целом сформировались три категории предпринимателей: - купечество, - заводчики, - фабриканты, - крестьяне - крупные собственники земли. 3) Рабочий класс: *Происходит формирование рабочего класса, который начинает отстаивать свои интересы в борьбе с предпринимателями; * начинает издаваться рабочее законодательство; * в 80-е годы ХIХ века ограничивается ночная работа рабочих; * ограничивается размер взимаемых с рабочих штрафов; * устанавливаются обязательные выходные и праздничные дни; * в целях контроля за соблюдением рабочего законодательства в составе губернской администрации организуется фабричная инспекция; * предпринимаются меры по борьбе с забастовочным движением, участие в нем преследуется в уголовном порядке; * по своему составу рабочий класс не был однородным и включал отдельные прослойки, среди которых выделялись: - квалифицированные рабочие, - неквалифицированный рабочий люд. 3) Крестьянство: * Наиболее многочисленное податное сословие; * наделение крестьян гражданскими правами и свободами; * зависимость от сельской общины и круговой поруки в ней; - свободные сельские обыватели, - свободные безземельные обыватели, - зажиточные крестьяне землевладельцы. * Особый статус имело казачест
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 844; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |