Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Операционный бюджет




Разработка операционного бюджета начинается с составления предварительного проекта объема продаж в стоимостном и натуральном выражении. На базе данного проекта впоследствии будут формироваться производственная программа, данные о величине и структуре запасов, инвестициях и источниках финансирования.

Максимальный объем продаж, выраженный в натуральных единицах, определяется производственными мощностями и величиной запасов данного предприятия.

Физический объем продукции, предназначенный для реализации, можно менять с учетом различных факторов: эластичности спроса, отпускных цен, изменения налоговой политики, темпа инфляции и т.д.

Для определения цены, объема реализации, величин переменных и постоянных расходов, которые обеспечили бы максимальную прибыль, прежде всего необходимо воспользоваться методом CVP-анализа. Для промышленных предприятий применять этот метод нужно с учетом особенностей и процесса производства, и реализации готовой продукции. К примеру, при наличии ограничений по производственным мощностям предпочтение при составлении бюджета будет отдаваться тому виду продукции, который при использовании того же объема ресурсов обеспечит более высокий уровень маржинального дохода. При ценообразовании необходимо исходить из задач текущего периода, а также из действия долговременных факторов: временного занижения цен самого предприятия, изменения ценовой политики поставщиков и т.д. Что касается издержек производства, то не все переменные расходы зависят от объема продаж: например, сбытовые расходы зависят от уровня рыночных цен, производственные — от объемов выпуска.

Определить оптимальный объем и структуру продаж, опираясь только на расчеты, на практике невозможно, поэтому многое будет зависеть от опыта и квалификации работников и руководителей экономических служб.

Исходным документом на начальном этапе бюджетного процесса является бюджет продаж (реализации).

Для предприятий, выпускающих серийную продукцию, бюджетное планирование отличается от бюджетного процесса на предприятиях, изготавливающих продукцию на заказ. Для первых исходными параметрами выступают физический объем продаж и физический объем выпуска. Расчетным параметром соответственно служит целевой уровень товарных остатков; для вторых исходным расчетным параметром является производственная программа, которая зависит от планового объема реализации и величины запасов готовой продукции. Производственная программа составляет основу разработки бюджета производства. Бюджет производства рассчитывается по формуле:

Объем производства = Объем продаж — Товарные остатки на начало периода + Товарные остатки на конец периода  

Товарные остатки на начало периода известны, а целевая величина товарных остатков на конец периода определяется расчетным путем. Это достаточно сложная управленческая задача. Она решается на основе принципа оптимизации совокупных «выгод-издержек», зависящих от изменения величины складских запасов готовой продукции. Дело в том, что хранение запасов на складах порождает множество видов издержек, причем одни из них возрастают при увеличении товарных остатков, а другие уменьшаются. В связи с этим задача предприятия заключается в нахождении оптимума между издержками содержания запасов и издержками работы без запасов или с низким уровнем запасов, т.е. необходим расчет такого целевого уровня товарных остатков, при котором совокупные издержки будут наименьшими.

После определения уровня запасов на конец периода можно составлять производственную программу.

Следующий этап бюджетного планирования — разработка бюджета материальных затрат и закупок, для чего потребуются сведения о планируемом выпуске продукции, нормативах использования материалов и запасах материалов на начало отчетного периода.

Существуют два расчетных метода определения бюджета материалов: метод технологического нормирования (применяется при расчете тех материалов, которые расходуются на производственные цели) и метод сравнительного анализа счетов (относится к материалам, которые расходуются на сбытовые нужды или применяется на тех предприятиях, где нет метода технологического нормирования).

Сначала составляется бюджет использования сырья и материалов, который впоследствии станет отправным документом для составления бюджета закупок.

После того как определена потребность в основных материалах, простым суммированием проводится расчет совокупной потребности в материалах по видам продукции. Сырье должно закупаться в количестве, достаточном для достижения запланированного уровня производства и для образования целевого уровня запасов сырья на конец бюджетного периода. По каждому виду сырья и материалов бюджет закупок в натуральном выражении рассчитывается по формуле:

Объем закупок = Объем затрат + Запас на конец планируемого периода — Запас на начало планируемого периода  

Запас материалов на конец отчетного периода определяется аналогично запасам готовой продукции по методу «совокупные выгоды — издержки».

Бюджет использования и закупок материалов можно составить в форме единого документа, но он может оказаться трудно воспринимаемым, особенно когда в производстве используется несколько видов материалов. Разумнее составлять два обособленных документа, тем более что за закупку материалов ответственность несет коммерческая служба, а за использование — производственные подразделения.

Как и бюджет прямых материальных затрат и закупок, бюджет прямых затрат труда основан на данных бюджета производства и нормативах затрат труда основных производственных рабочих на изготовление каждого вида продукции. Стоимость затраченного труда будет зависеть от типа и количества производимой продукции, ее трудоемкости, системы оплаты труда. Прямые затраты труда рассчитываются также двумя основными способами, как и прямые затраты материалов; различие состоит в том, что прямые затраты труда можно сразу определить в стоимостном выражении, так как они не имеют переходящего остатка на начало планируемого периода.

Все переменные расходы классифицируются на затраты производства и затраты сбыта. Переменные расходы, относящиеся к процессу производства, образуют плановые производственные затраты предприятия.

Переменные расходы, не относящиеся к производству, составляют бюджет коммерческих расходов, которые списываются на себестоимость реализации произведенной продукции.

Постоянные расходы не имеют прямой связи с объемом производства и продаж и по своей принадлежности к стадиям кругооборота капитала подразделяются на общехозяйственные (административные) и коммерческие расходы. Постоянные расходы планируются сметно по центрам ответственности, и только часть из них определяется расчетным путем. Сметное планирование имеет два варианта:

1) планирование, основанное на бюджетах прошлых периодов (приростный бюджет);

2) планирование, проводимое без учета результатов прошлых периодов (бюджет с нуля), — такое планирование в чистом виде в российской экономике встречается довольно редко. В нашем случае используется 1 вариант.

При любом варианте сметы затрат подразделений, составленные на основе целевых планов развития, утверждает соответствующая управленческая служба предприятия (планово-экономическая).

Постоянные расходы рассчитываются по видам продукции на основе плановых величин баз распределения и плановых коэффициентов как при калькулировании общепроизводственных расходов.

В основе составления бюджета продаж лежит себестоимость проданной продукции, которая определяется по формуле:

Запас готовой продукции на начало периода + Себестоимость произведенной продукции за планируемый период - Запас готовой продукции на конец периода.  

В свою очередь себестоимость произведенной продукции определяется бюджетом полных производственных затрат. Рассчитав все необходимые данные, можно определить себестоимость продукции, планируемой к реализации в бюджетном периоде, и составить калькуляцию по видам продукции.

После определения себестоимости реализации по видам продукции можно рассчитать прогнозную величину маржинального дохода.

После определения маржинального дохода собрана и обработана вся необходимая информация для составления прогнозного отчета о прибылях и убытках. Данный отчет рациональнее составлять в двух вариантах: развернутом (доходность отдельных видов продукции) и сводном. Отчет о прибылях и убытках является пограничным между операционным и финансовым бюджетами. В процессе разработки финансового бюджета данные операционного бюджета будут корректироваться, в частности при решении вопроса о сокращении плановой величины финансового дефицита денежных средств предприятия.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 527; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.