КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительный материал. Наряду со словом, лексической единицей языка является фразеологизм – устойчивый оборот речи, имеющий в языке определенное
Наряду со словом, лексической единицей языка является фразеологизм – устойчивый оборот речи, имеющий в языке определенное, чаще всего образное, значение. Например: водить за нос, делать погоду, без царя в голове, собака на сене и т.п. Так, книжные слова уместны в жанрах письменной речи (статья, доклад, текст закона, а в бытовой речи такие слова не употребляются. В разговоре мы скажем «одинаковый», а не «идентичный», «потому что», а не «ибо». С другой стороны, автор научного сочинения или документа войдет в противоречие со стилистическими нормами языка, если начнет употреблять такие слова и обороты, как «докопался», «остолбенел», «закатил выговор», «вокруг да около», «как бы не так». С точки зрения стилистической принадлежности различаются следующие пласты: 1) общеупотребительная (или межстилевая, или нейтральная) лексика, например: лицо, работа, путь, чувствовать, выражение, главный, основываться, осуществить, жадный, поставить задачу, отдать должное, палка о двух концах, капля в море; 2) книжная (или специальная) лексика, например: лик, творение, стезя, сентенция. Радикальный, зиждиться, воплотить, алчный, альфа и омега, бразды правления, увенчаться успехом; 3) разговорная лексика, например: физиономия, возиться, неувязка, зачетка, беготня, огорошить, быть в фаворе, тертый калач, пальца в рот не клади, в два счета; 4) просторечная лексика, например: врачиха, ржать, обалдеть, слюнтяй, белены объелся, бред сивой кобылы, дело табак, всеми печенками, баш на баш. В словарях это отражается при помощи специальных помет: книжн., спец., разг., простореч. Кроме стилистической принадлежности существует такое понятие, как эмоционально-экспрессивная окраска слова или фразеологизма, которую тоже необходимо учитывать при выборе слова. Термин складывается из двух слов: «эмоциональный», то есть основанный на чувстве, и экспрессивный, то есть выразительный. Как и стилистическая принадлежность, эмоционально-экспрессивная окраска слова отражается в словарях при помощи специальных помет, например: высок. (высокое), торж. (торжественное), поэт. (поэтическое), шутл. (шутливое), ирон. (ироническое), презрит. (презрительное), груб. (грубое) и некоторые другие. Так, в словаре Ожегова слово «слон» в переносном значении (по отношению к человеку) имеет пометы «шутл.», «бранное». Приведем другие примеры: трибун (высок.), лик (высок.), ланиты (поэт.), муза (поэт.) забвение (поэт.), даровать (поэт.), курить фимиам (книж., ирон.), девичья память (шутл.), пуститься во все тяжкие (неодобр.) Эмоционально-экспрессивная окраска расширяет семантический объем слова, придает ему дополнительную изобразительность, способствует выявлению авторской оценки: выражение мыслей сопровождается выражением чувств [8, 88]. Третьим важным фактором, который надо иметь в виду при выборе слова, является лексическая сочетаемость, то есть способность слов соединяться друг другом. Одни слова свободно соединяются с разными словами, если они подходят по смыслу, а другие имеют ограниченную сочетаемость. Так, очень похожие по семантике прилагательные длинный, длительный, долгий, долговременный, продолжительный сочетаются с разными существительными: можно сказать, «длительный (продолжительный) период»; «долгий путь», «длинный путь» и «продолжительные сборы»; «долговременный кредит», и никак иначе [9,12]. При соединении слов в словосочетания мы прежде всего смотрим на их лексическое значение. Например, слово «большинство» сочетается со словами, обозначающими предметы, которые поддаются счету: «большинство аудиторий», «большинство студентов». Можно также сказать «большинство населения», так как в собирательном значении заключено понятие о каком-то количестве однородных единичных предметов. А вот сочетание «большинство времени» невозможно, следует сказать «бóльшая часть времени» [8, 63]. Но бывает и так, что по смыслу слова как будто подходят, а все-таки не соединяются в словосочетания. Дело в том, что сочетаемость определяется не только знанием слова, но и принадлежностью его к тому или иному стилю речи, эмоционально-экспрессивной окраской, грамматическими особенностями и еще некоторыми факторами, которые тоже могут учитываться: какие-то дополнительные смыслы, этические нюансы, ассоциации, присутствующие в сознании носителей языка. Приведем один пример. Хотя согласно нормам грамматики собирательные числительные сочетаются с существительными мужского рода, выражения «двое генералов», «трое профессоров» являются «нежелательными», так как имеют «сниженный оттенок» [4, 65]. Наконец, сочетание одного слова с другим может быть традиционным, то есть сложившимся в языке в силу каких-то причин. Такие сочетания являются несвободными, устойчивыми. Можно сказать «круглый год» (сутки), но не говорят «круглый час» (неделя, месяц); бывает «глубокая осень», но не «глубокая весна»; есть «бархатный сезон», но не «бархатный период» т.п. [9, 13]. Во избежание ошибок, вызываемых нарушением лексической сочетаемости, в официально-деловой речи, где требования к нормам особенно высоки, разработаны специальные сборники инструкций и правил составления документов – ГОСТы, в которых, в частности, рассматривается сочетаемость ряда ключевых слов, например: приказ – издается, должностной оклад – устанавливается, выговор – объявляется, порицание – выносится, проект – создается, разрабатывается, контроль – возлагается на кого-либо и осуществляется кем-либо и т.п. Невнимание при выборе слова хотя бы к одному из рассмотренных выше факторов приводит к речевой ошибке. В большинстве случаев речевая культура и языковое «чутье» подсказывают правильное решение. Однако это бывает не всегда. Прослеживается ряд типичных ошибок, связанных с неправильным употреблением слов в речи. Прокомментируем их на примерах. Ошибки, вызванные незнанием значения слова, когда одно слово подменяется другим, сходным по значению или по звучанию. Например: 1) Все его очень хвалили и пели ему фимиамы («фимиамы» вместо «дифирамбы»). (Справка: фимиам [греч.] – благовонное вещество для курения (главным образом при религиозных обрядах), ладан; курить фимиамы – льстить, восхвалять; дифирамб [греч.] – преувеличенная восторженная похвала (первоначально – гимн в честь бога Диониса (Вакха); иронически говорят: петь дифирамбы.) 2) Катерина, женившись на Тихоне, стала несчастной девушкой («жениться» вместо «выйти замуж»). 3) Кто крайний в операционную? (имеется в виду помещение, в котором находятся операторы расчетного отдела «Энергосбыта»).
В некоторых случаях такие ошибки возникают не столько из-за незнания значения слова, сколько из-за небрежного отношения говорящего к слову, к своей речи. Или же допускаются в спешке, по невнимательности. Например, в телепередаче «Вести недели» ее ведущий известный журналист Сергей Брилев произнес фразу: «Все остальное – мистерия». В этом предложении слово «мистерия» употреблено в значении «неизвестность», в то время как оно имеет значение «тайные религиозные обряды». При неправильном выборе слова может возникнуть алогизм – сопоставление несопоставимых понятий. Например: «По-моему, чтение полезнее просмотра фильмов и телевидения» (правильно «телевизионных передач»). Причина нелогичности высказывания иногда кроется в нечетком разграничении конкретных и отвлеченных понятий, родовых и видовых наименований. Например: «Учитель рассказал о великом писателе и прочитал отрывки из его творчества» (правильно: «отрывки из его произведений»). Самой распространенной ошибкой при выборе слова является неразличение паронимов.
Дата добавления: 2013-12-12; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |